Лирика А. С. Пушкина

Лирика А.С. Пушкина многообразна и многогранна. Разделить стихи Пушкина на какие-либо темы практически невозможно ввиду плавности, текучести его лирики и всеобъемлющего содержания стихов. Например, стихотворение «Деревня». Мы сначала видим лишь описание природы, потом поэт делится с нами своими философскими взглядами на свой творческий путь и на методы работы, затем это все перерастает в глобальный вопрос о свободе и перекидывается на крепостное право в России.

Точно также с идеей вечной жизни. Тема жизни и смерти, хода времени, тленности и нетленности, наследия присутствует во многих стихах Пушкина если не как основная тема или видимый аспект стихотворений, то хотя бы в качестве подтекста или эмоциональной направленности произведений.

Стоит начать с того, что для Пушкина вопрос о вечной жизни остаётся открытым. Поэт не может прояснить для себя, есть ли вечная жизнь или нет, и если есть, то в чём же она заключается. В разные периоды своей жизни, под влиянием различных настроений, людей, жизненных событий Пушкин приходит к совершенно разным выводам по этому вопросу и закрепляет эти выводы в разных стихотворениях.

Несмотря на то, что мы привыкли видеть Пушкина как поэта-оптимиста, певца жизни и радости, он приходил к мысли, что жизнь конечна, тленна, а после нее для человека ничего нет. Эти отчаявшиеся, унылые переживания очень ярко чувствуются в стихотворении «Надеждой сладостной младенчески дыша…». Оно было написано в 1823 году, и это несколько объясняет нам мрачное настроение поэта. В 1823-1824 гг. Пушкин переживал кризис, и жизненный, и творческий, кризис ухода ранней молодости, когда идеалистические мечты юности ушли, не сумев воплотиться во враждебной им реальности, а ценности зрелости еще не успели прийти и оформиться. Поэтому неудивительны те мотивы, что звучат в стихотворении. Лирический герой мечтает о вечной жизни, мечтает сокрушить жизнь, «уродливый кумир», ту реальность, что не соответствует его идеальным помыслам, и уйти в рай, «в страну свободы, наслаждений, в страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, где мысль одна плывет в небесной чистоте…». Но при этом он же сам обрывает свои мечты, умом понимая, что надеяться на это не стоит, и заявляет себе, что «ничтожество меня за гробом ожидает…». Затем, осознав всю безысходную глубину этой мысли, герой отвергает эфемерные надежды на жизнь после смерти и провозглашает жизнь земную, какой бы горькой она не была, единственной данной нам ценностью («И на жизнь гляжу печален вновь, и долго жить хочу, чтоб долго образ милый таился и пылал в душе моей унылой»). В этом стихотворении можно увидеть тяжелый горький путь человека из юности в зрелость со всеми своими разочарованиями, исканиями и новыми, внезапно появляющимися надеждами. На мой взгляд, Пушкин, уйдя от горячих мечтаний молодости, рассчитывавших на всемирную справедливость если не во время жизни, то хотя бы после неё, так и не смог к ним вернуться. Поэт так до конца и не определил для себя существование загробной жизни. Но зато он стал находить бессмертие для себя в других явлениях, в земных вещах, отражающих его жизнь, его деятельность и в той или иной степени передающих их будущим поколениям.

Для Пушкина существовало множество путей, при помощи которых воспоминание о нём будет жить. И поэт показал большинство из них в стихах. Можно рассмотреть некоторые из них.Вот стихотворение «Что в имени тебе моем?..». Главная тема этого произведения – любовь, и любовь несчастливая, так и не случившаяся во всей своей полноте. Но здесь также чувствуется намёк на память, на вечную жизнь в сердце женщины, пусть и не любившей, но, быть может, хотевшей любить, а теперь мучающейся сожалениями о прошлом («Но в день печали, в тишине, произнеси его тоскуя; скажи: есть память обо мне, есть в мире сердце, где живу я…»). И в этом стихотворении можно ощутить главную особенность лирики Пушкина – ее неделимость и текучесть в плане тем, которые она охватывает.

Или еще одно произведение, одно из наиболее известных - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Основной вопрос, поднимаемый этим стихотворением - это вопрос о поэте и поэзии, о творческом пути поэта, о его месте в культуре и литературе. Но ведь творчество поэта – его наследие, а наследие значит бессмертие. То есть для Пушкина вечная жизнь содержалась в его творчестве, в его произведениях. И эта мысль очень даже явно выражена им в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Пушкин верит: «Нет, весь я не умру – душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит»; «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». И он прав. Ведь благодаря его творчеству, его стихам и книгам, сегодня его знает каждый мало-мальски культурный человек, разделяя с давно ушедшим Пушкиным те мысли, чувства и общечеловеческие жизненные вопросы, что занимали поэта чуть менее двухсот лет назад.

Кроме того, Пушкин мог выражать наиболее полно и ярко свои чувства не только в стихотворениях. Вот произведение «…Вновь я посетил…». Это белый стих. Оно не является стихотворением в строгом смысле этого слова, так как не имеет рифмы, но это - одно из ярчайших по выразительности лирических произведений Пушкина. Поэт возвращается в Михайловское спустя десять лет отсутствия и подводит некую черту этим прошедшим годам, анализирует их. Но при этом настоящее, прошлое и будущее, мечты, сны, воспоминания и реальность каким-то невероятным образом перекликаются друг с другом. Пушкин видит вечность в простых вещах, находящихся в Михайловском – в озере, в лесистом холме, в рощах, в нивах, бывших такими же десять лет назад, сохраняющих сейчас всё тот же первоначальный вид и будущих в дальнейшем неизменными. В этом же произведении Пушкин рисует перед нами другой способ вечной жизни – семью. Этот способ является перед нами в образе «сосновой семьи». И, перескакивая с природы на время, Пушкин надеется, что его внук будет ходить по тем же лесам, видеть те же деревья, «пройдёт он мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет». То есть произведение «…Вновь я посетил…» является невообразимо глубоким по тому смыслу, что в нём заключен, и по тем идеям, в том числе и по идее вечной жизни, что оно охватывает.

Таким образом, философская идея вечной жизни встречается в лирике Пушкина практически повсеместно. Это может быть любовная лирика, стихи о дружбе, произведения, посвященные творчеству, стихотворения о природе и т.д. Вопрос о возможности или невозможности бессмертия занимал поэта, и, не принимая однозначного решения, Пушкин пытался с совершенно разных позиций и взглядов ответить на этот вопрос. Этим и объясняется многопрофильность его лирики, неделимость ее на темы, обилие смысловых и ассоциативных подтекстных значений. Просто каждым своим стихотворением Пушкин пытался найти ответ на сразу несколько жизненных вопросов, в том числе на самый важный – вопрос о жизни и смерти.


Рецензии