Осознанная жизнь - первые две ступени йоги

Глава из книги «Оздоровительные комплексы йоги для всех»

Глава 2. Яма-Нияма – первые две ступени йоги и её фундамент

Основа здоровья – это следование законам осознанной жизни. Их прочный фундамент – это морально-этические принципы йоги Яма и Нияма, которые рекомендуется соблюдать каждому человеку ради собственного здоровья и для развития осознанности. Подробно эта тема освещена в моей книге "Законы осознанной жизни – золотые ключики йоги для саморазвития", небольшой отрывок из которой приводится ниже.

Яма и Нияма - это первые две ступени йоги и её важнейшая часть. Учитель из Индии Баба Саван Сингх даёт очень простое и понятное определение этим дисциплинам йоги: «Яма или «не делай», – плохие привычки, которые следует оставить. Нияма или «делай», – хорошие привычки, которые следует принять».

Другой индийский Учитель Свами Шивананда говорит о важности этих основ йоги: «В основе всех методов йоги лежит этическое воспитание и нравственное совершенство. Искоренение пороков и развитие определенных добродетелей является первой ступенью на лестнице йоги.

Дисциплинирование вашей природы и формирование устойчивого и чистого характера через приобретение положительных привычек и ежедневное соблюдение распорядка - это следующий шаг. Это Яма и Нияма. На этом прочном фундаменте устойчивого и нравственного характера выстраивается дальнейшая структура йоги».
 
Многим современным людям кажется чем-то старомодным изучать какие-то нравственные или этические основы, и они считают их анахронизмом, мешающим их свободе. Из-за этой ошибки многие из тех, кто практикует восточные техники, терпят провал и не могут найти причину этого, которая так проста – это игнорирование правил Ямы и Ниямы! Изучение этих главных принципов йоги очень важно для всех, кто желает обрести физическое, психическое и духовное здоровье!

Основные и дополнительные принципы Ямы

Известный Учитель йоги Свами Шивананда подчёркивает важность Ямы для работы над собой: «Яма побеждает все пороки и прививает добродетель. Она искореняет дурные черты и прививает Божественные качества».

В своём классическом труде по йоге «Йога Сутры» Учитель Патанджали перечисляет следующие принципы йоги, которые согласно его классификации относятся к первой ступени йоги – Яме:

- Ахимса – непричинение вреда, ненасилие;
- Сатья – избегать неправды, честность, правдивость;
- Астея – неприсвоение чужой собственности, отсутствие зависти;
- Брахмачарья – воздержанность, умеренность в отношении чувственных удовольствий;
- Апариграха – нестяжательство, ненакопительство, непривязанность, щедрость.

У каждого принципа, который сформулирован как «не делать чего-то», всегда есть противоположный полюс, который представляет собой высшую степень развития данного принципа. Это то, что как раз нужно делать.

Например, высшей степенью развития принципа Ахимса или «не навреди» будут любовь и милосердие. Для принципа Апариграха или «не привязываться к накопительству» – таким полюсом, к которому мы должны стремиться, будут щедрость и бескорыстное служение.
 
Согласно другим первоисточникам йоги к принципам Ямы также относятся:

- скромность – преодоление всех видов гордости – имуществом, влиянием, знанием;
- умеренность – в питании, сексе, накоплении вещей и т.п.;
- сочувствие и сострадание – предполагает внимание и поддержку тем, кто в этом нуждается;
- искренность – открытое выражение чувств;
- терпимость  – включает терпимое отношение к другим идеям и взглядам;
- непривязанность - к вещам, к людям, к месту, к телу, к желаниям ума, к результату;
- вежливость, приятность;
- самообладание;
- прямодушие, честность;
- терпение, прощение, милосердие;
- ясность - пребывать в саттве – состоянии благости;
- упорство, стойкость – преодоление лени и регулярные усилия;
- умеренный аппетит.

Основные и дополнительные принципы Ниямы

Свами Шивананда объясняет важность Ниямы - второй ступени йоги: «Нияма регулирует привычки и дает практикующему власть над своим поведением. Вместо того, чтобы оставаться рабом привычек, стремящийся контролирует свое поведение и сознательно развивает определенные привычки».

В «Йога Сутрах» Патанджали перечисляет следующие принципы йоги, которые относятся к  Нияме:

- Шауча — чистота;
- Сантоша - удовлетворённость;
- Тапас - самодисциплина;
- Свадхьяя – самообучение;
- Ишвара-пранидхана - следование своему возвышенному идеалу, возвышенной цели.
 
Из других первоисточников по йоге к принципам Ниямы также относятся:

- жертва – отдача достаточного времени и сил для достижения главной цели;
- щедрость – благотворительность, бескорыстное служение;
- сдерживание чувств – умеренность в проявлении эмоций;
- выполнение обетов - твёрдое следование своим принципам жизни, данным себе обещаниям;
- пост – вегетарианское питание и периодические очищения организма (разгрузочные дни, голодания и т.п.);
- молчание – периодическая практика накопления энергии в уединении или ашраме;
- омовение – ежедневная практика, например, контрастный душ;
- негневливость – отсутствие критицизма, принятие, доброжелательность;
- следование указаниям Учителя - это также значит слушать своего внутреннего учителя – совесть, интуицию;
- умеренность в еде;
- внимательность – постоянная тренировка во время выполнения упражнений и в повседневной жизни;
- раскаяние – самоанализ и осознание своих ошибок и недостатков;
- твёрдая вера – в правильность выбранного метода саморазвития и поставленной жизненной цели;
- повторение мантр – мантры обычно даются при необходимости Учителем (Мантры – это определённые слова, применяемые для сосредоточения внимания).


Рецензии