Артек
На протяжении всего этого пост-артековкского времени, раз за разом перебирая воспоминания, знакомые до мелочей, я размышляла: почему это место так привлекательно? Почему, хоть раз побывав там, хочется возвращаться снова и снова? И у меня возникло несколько соображений.
Во-первых, Артек – настоящая маленькая жизнь, со своим рождением, со своим развитием, со своими амбициями и со своим концом. Каждому, кто приезжает в Артек, приходится оставить за границами МДЦ, забыть, выбросить все то, что он знал раньше: взгляды, жизненные цели и приоритеты, хобби и увлечения, те излюбленные роли и маски, которые вы привыкли носить в обычной жизни. А «оставив все это за бортом», мы начинаем учиться жить заново. Как и в раннем детстве, мир наполняется загадками и тайнами, все краски становятся ярче, люди вокруг – добрее, собственные силы – крепче, а жизнь в целом – намного проще, радостнее и прекраснее.
Во многом эти метаморфозы происходят из-за людей, окружающих тебя в лагере. Все вожатые – добрые и отзывчивые, всегда готовые помочь, ребята из твоего отряда – все до единого уникальные личности со своими неповторимыми талантами, креативные, улыбчивые, с чувством юмора, дружелюбные, приветливые, доброжелательные. Но, впрочем, спешу оговориться: не каждый момент идеален. Случаются и ссоры, и недопонимание, иногда не очень красивое поведение по отношению друг к другу. Однако по сравнению с моей повседневной жизнью, вполне позволительно рисовать Артек в столь радужных и романтических красках.
Что происходит с детьми в Артеке? Ведь во многом все окружавшие меня на пятой смене 2017 люди – это такие же обычные школьники, как и я. Наверняка, дома у них со школой не все в порядке, также заедает лень, они также ссорятся с родственниками, также допускают ошибки. Но как все эти дети буквально за два-три дня адаптируются к Артеку и начинают прямо творить чудеса собственными руками: выходят в море, покоряют горы, сочиняют номера, готовят танцы? И все это – сами, без толчков и принуждения, с невероятной энергией, с улыбкой. Как же так?
Ответ на этот вопрос для каждого из детей, посетивших Артек, будет разный. Но на мой взгляд: главная причина – это то, что здесь в детей ВЕРЯТ по-настоящему, даже не верят – ЗНАЮТ, УБЕЖДЕНЫ в их способностях и умениях, в их доброте, в их дружбе и сплоченности, в том, что они все смогут и всего добьются. Расхожая фраза: «Дети – наше будущее!» только здесь начинает звучать искренне, по-правдивому. Да, мы – дети, но мы не дураки! Если нам попытаются вбить в голову заведомо лишнее, ненужное, мы будем сопротивляться и не станем этим интересоваться.
Во многом из-за этого в современных школах сейчас творится беспредел. Попытки учителей организовать самодеятельность проваливаются из-за того, что они пытаются завлечь детей внешне непривлекательной темой (которая, впрочем, может оказаться весьма и весьма интересной!), предлагают это детям, стоя со скучными, усталыми, вымученными лицами, потому что сами не верят, что дети, эти безответственные и безалаберные лентяи(в среднем, по мнению учителей), могут прийти, заинтересоваться, принести классные интересные идеи и создать что-то новое, удивительное и волшебное! Вот средний ученик и не заморачивается. Он уже убежден всем этим бесконечным прессингом: он бесхребетная дрянь, полнейшее ничтожество и совершенно ничего не умеет! Учителя пытаются выезжать на вечных девочках-отличницах. Этим девочкам опять приходится пахать за десятерых (ибо самодеятельность требует массовости, а людей в группах нет), что не приносит им не малейшего удовольствия или мало-мальски полезного опыта. В душе остается лишь горечь, разочарование в людях, злость, усталость, грусть. В результате тоска, хандра и даже депрессия (пережито на собственном опыте). Ну и спрашивается: кто от этого выигрывает? У учителей тоже разочарование, так как затея провалилась.
Такова картина в моей школе, и я полагаю, во многих других образовательных учреждениях средней руки. Печально. Но «Артек» являет приятную противоположность столь удручающему явлению.
В Артеке все организовано по-другому. Начать с того, что все задачи, которые ставят перед нами вожатые (подготовить визитку, придумать название, девиз, устав, речевку отряда, поучаствовать в одном, другом, третьем, десятом конкурсе), подаются в непринужденной форме, как что-то легкое и само собой разумеющееся. В подсознание детей – раз! – щелкает переключатель: «Нас уже не считают тупыми бесполезными оболтусами! В нас верят!...Что? Надо какую-то штуку придумать? Ерунда, сейчас все будет!» Кроме того, как само собой разумеющееся воспринимается соблюдение всех правил поведения, добрых и полезных, (например, мальчики уступают девочкам. В моей жизни, честно признаться, такое было впервые). Люди автоматически начинают вести себя культурно и прилично, не позволять себя всяких вольностей, потому что здесь так принято. Также – вожатые. Самые энергичные, самые веселые, самые оптимистичные и верящие в своих подопечных педагоги. Они не будут вздыхать о нравах приходящих поколений с мучнистыми лицами, а вместо этого с головой нырнут в кипящий котел человеческих взаимоотношений и попытаются исправить то, что нарушает законы доброго, общечеловеческого.
Возвращаюсь к своему первому вопросу: почему людей так тянет в Артек? На мой взгляд, ответ такой: Артек – это мечта в чистом виде. Живой идеал, особенно такой гигантский, создать непросто. За нашим беззаботным счастьем стоит работа сотен, тысяч специалистов, каждый из которых в эту мечту (ДЕТИ) верит. Для меня сейчас один из важнейших философских вопросов, над которым я задумываюсь, это: стоит ли верить в мечту? Конечно, это обширная тема, которая потребует еще одного эссе, но эти понятия слишком взаимосвязаны, чтобы не упомянуть здесь. Часто прихожу к выводу: мечта – беззащитная роза, которая легко разбивается о нашу жестокую реальность. Легко ли потом жить в своей розовой грезе, с потеками красками на стенах, с гигантской трещиной на потолке, в потрепанной и погрызенной? Да и не спрятаться здесь от злобы и жестокости. Но когда я вспоминаю про Артек, то понимаю: надежда есть. И продолжаю мечтать. Это истинная правда, хотя причиной может быть юношеский максимализм, гипертрофированное восприятие мира, но для меня Артек – как смысл жизни, как нравственный и творческий ориентир. Я думаю: «Если пять тысяч человек (включая работников лагеря) проживает эту маленькую жизнь – 21 день – и проживает толково, со смыслом, с целью, креативно, непринужденно, без слез, мирно, создавая на Земле живую Мечту(!), неужели и те 7 миллиардов, разбросанные по уголкам земного шара, не могут этого сделать?! Человек – существо небезнадежное! Немного доброты и терпения, и мы обязательно изменим этот мир к лучшему!»
Согласитесь, если эти мысли возникают у всех, кто посетил Артек (а я убеждена, что возникают!), то быть может недолго осталось ждать обещанных перемен? Пусть не для 7 миллиардов, но хотя бы для 150 миллионов? Лишь за одну эту надежду центр уже оправдает свою деятельность. Разве нет?
Свидетельство о публикации №219050301137