Артек

Как запихнуть Артек в слова? Как описать красоту природы, нежную и вдохновляющую: блестящее лазурное море, объемный купол неба, будто обшитый тканью всех оттенков синего, свободно и дико летающий ветер и т.д. Какие бы изящные выражения не подбирались, описать эту объемную картину артековского утра, включающую все пять чувств (характерный запах морской соли, аромат вкусняшек, долетающий от столовой, пение вольных птах, сонное дыхание соседей по комнате, тяжелые вздохи озябшего от ночной прохлады дежурного вожатого, нервное покалывание во всем теле, показывающее волнение от перспектив нового дня, кружащиеся в животе бабочки – предвестницы невероятных и удивительных приключений, ну и, разумеется, вкус свободы во рту – такой сладкий, но при этом слегка минорный) просто невозможно. А это только утро! По мне, так каждый момент в Артеке достоин стать произведением искусства.

На протяжении всего этого пост-артековкского времени, раз за разом перебирая воспоминания, знакомые до мелочей, я размышляла: почему это место так привлекательно? Почему, хоть раз побывав там, хочется возвращаться снова и снова? И у меня возникло несколько соображений.

Во-первых, Артек – настоящая маленькая жизнь, со своим рождением, со своим развитием, со своими амбициями и со своим концом. Каждому, кто приезжает в Артек, приходится оставить за границами МДЦ, забыть, выбросить  все то, что он знал раньше: взгляды, жизненные цели и приоритеты, хобби и увлечения, те излюбленные роли и маски, которые вы привыкли носить в обычной жизни. А «оставив все это за бортом», мы начинаем учиться жить заново. Как и в раннем детстве, мир наполняется загадками и тайнами,  все краски становятся ярче, люди вокруг – добрее, собственные силы – крепче, а жизнь в целом – намного проще, радостнее и прекраснее.

Во многом эти метаморфозы происходят из-за людей, окружающих тебя в лагере. Все вожатые – добрые и отзывчивые, всегда готовые помочь, ребята из твоего отряда – все до единого уникальные личности со своими неповторимыми талантами, креативные, улыбчивые, с чувством юмора, дружелюбные, приветливые, доброжелательные. Но, впрочем, спешу оговориться: не каждый момент идеален. Случаются и ссоры, и недопонимание, иногда не очень красивое поведение по отношению друг к другу. Однако по сравнению с моей повседневной жизнью, вполне позволительно рисовать Артек в столь радужных и романтических красках.

Что происходит с детьми в Артеке? Ведь во многом все окружавшие меня на пятой смене 2017 люди – это такие же обычные школьники, как и я. Наверняка, дома у них со школой не все в порядке, также заедает лень, они также ссорятся с родственниками, также допускают ошибки. Но как все эти дети буквально за два-три дня адаптируются к Артеку и начинают прямо творить чудеса собственными руками: выходят в море, покоряют горы, сочиняют номера, готовят танцы? И все это – сами, без толчков и принуждения, с невероятной энергией, с улыбкой. Как же так?

Ответ на этот вопрос для каждого из детей, посетивших Артек, будет разный. Но на мой взгляд: главная причина – это то, что здесь в детей ВЕРЯТ по-настоящему, даже не верят – ЗНАЮТ, УБЕЖДЕНЫ в их способностях и умениях, в их доброте, в их дружбе и сплоченности, в том, что они все смогут и всего добьются. Расхожая фраза: «Дети – наше будущее!» только здесь начинает звучать искренне, по-правдивому. Да, мы – дети, но мы не дураки! Если нам попытаются вбить в голову заведомо лишнее, ненужное, мы будем сопротивляться и не станем этим интересоваться.
 
Во многом из-за этого в современных школах сейчас творится беспредел. Попытки учителей организовать самодеятельность проваливаются из-за того, что они пытаются завлечь детей внешне непривлекательной темой (которая, впрочем, может оказаться весьма и весьма интересной!), предлагают это детям, стоя со скучными, усталыми, вымученными лицами, потому что сами не верят, что дети, эти безответственные и безалаберные лентяи(в среднем, по мнению учителей), могут прийти, заинтересоваться, принести классные интересные идеи и создать что-то новое, удивительное и волшебное! Вот средний ученик и не заморачивается. Он уже убежден всем этим бесконечным прессингом: он бесхребетная дрянь, полнейшее ничтожество и совершенно ничего не умеет! Учителя пытаются выезжать на вечных девочках-отличницах. Этим девочкам опять приходится пахать за десятерых (ибо самодеятельность требует массовости, а людей в группах нет), что не приносит им не малейшего удовольствия или мало-мальски полезного опыта. В душе остается лишь горечь, разочарование в людях, злость, усталость, грусть. В результате тоска, хандра и даже депрессия (пережито на собственном опыте). Ну и спрашивается: кто от этого выигрывает? У учителей тоже разочарование, так как затея провалилась.

Такова картина в моей школе, и я полагаю, во многих других образовательных учреждениях средней руки. Печально. Но «Артек» являет приятную противоположность столь удручающему явлению.

В Артеке все организовано по-другому. Начать с того, что все задачи, которые ставят перед нами вожатые (подготовить визитку, придумать название, девиз, устав, речевку отряда, поучаствовать в одном, другом, третьем, десятом конкурсе), подаются в непринужденной форме, как что-то легкое и само собой разумеющееся. В подсознание детей – раз! – щелкает переключатель: «Нас уже не считают тупыми бесполезными оболтусами! В нас верят!...Что? Надо какую-то штуку придумать? Ерунда, сейчас все будет!» Кроме того, как само собой разумеющееся воспринимается соблюдение всех правил поведения, добрых и полезных, (например, мальчики уступают девочкам. В моей жизни, честно признаться, такое было впервые). Люди автоматически начинают вести себя культурно и прилично, не позволять себя всяких вольностей, потому что здесь так принято. Также – вожатые. Самые энергичные, самые веселые, самые оптимистичные и верящие в своих подопечных педагоги. Они не будут вздыхать о нравах приходящих поколений с мучнистыми лицами, а вместо этого с головой нырнут в кипящий котел человеческих взаимоотношений и попытаются исправить то, что нарушает законы доброго, общечеловеческого.

Возвращаюсь к своему первому вопросу: почему людей так тянет в Артек? На мой взгляд, ответ такой: Артек – это мечта в чистом виде. Живой идеал, особенно такой гигантский, создать непросто. За нашим беззаботным счастьем стоит работа сотен, тысяч специалистов, каждый из которых в эту мечту (ДЕТИ) верит. Для меня сейчас один из важнейших философских вопросов, над которым я задумываюсь, это: стоит ли верить в мечту? Конечно, это обширная тема, которая потребует еще одного эссе, но эти понятия слишком взаимосвязаны, чтобы не упомянуть здесь. Часто прихожу к выводу: мечта – беззащитная роза, которая легко разбивается о нашу жестокую реальность. Легко ли потом жить в своей розовой грезе, с потеками красками на стенах, с гигантской трещиной на потолке, в потрепанной и погрызенной? Да и не спрятаться здесь от злобы и жестокости. Но когда я вспоминаю про Артек, то понимаю: надежда есть. И продолжаю мечтать. Это истинная правда, хотя причиной может быть юношеский максимализм, гипертрофированное восприятие мира, но для меня Артек – как смысл жизни, как нравственный и творческий ориентир. Я думаю: «Если пять тысяч человек (включая работников лагеря) проживает эту маленькую жизнь – 21 день – и проживает толково, со смыслом, с целью, креативно, непринужденно, без слез, мирно, создавая на Земле живую Мечту(!), неужели и те 7 миллиардов, разбросанные по уголкам земного шара, не могут этого сделать?! Человек – существо небезнадежное! Немного доброты и терпения, и мы обязательно изменим этот мир к лучшему!»

Согласитесь, если эти мысли возникают у всех, кто посетил Артек (а я убеждена, что возникают!), то быть может недолго осталось ждать обещанных перемен? Пусть не для 7 миллиардов, но хотя бы для 150 миллионов? Лишь за одну эту надежду центр уже оправдает свою деятельность. Разве нет?


Рецензии