О монахах. p83-91

«Затем Ангелы схватили полк весьма великий в иноческом
одеянии (монахов) и привлекли пред Судилище Христово.
Лица их мрачны, как сажа. Светильники их издавали дым
смердящий. Неряшливость, непокорливость, одолели их стра-
сти и осквернения, своих страстей и похоти они не уничтожили.
Господь сказал им: «Отойдите от Меня в муку вечную.

84
Ради чревоугодия, плотоугодия (т. е. удобств монастырской
жизни, в последние времена враг особенно щедро наполнит
многоразличными удобствами монашескую жизнь) вы до-
бровольно отреклись от Меня во временной жизни. Они же
начали
со слезами умолять Господа: «Помилуй нас. Мы Тебя
Единого знали, Тебе Единому служили день и ночь и Твоим
именем бесов изгоняли, и Твоим именем знамений много со-
творили». И как гром послышался грозный глас: «Отойдите,
проклятые, в огнь вечный, так как не послушались гласа Мое-
го, и Я вас не послушаю». («Проклятые» – это люди, внутрен-
не нечестивые и в этом нечестии согласившиеся между со-
бою и через то сплотившиеся и друг друга поддерживающие
в нечестивых обычаях, проникающих во все сферы монаше-
ской жизни, угодничающих снизу вверх перед должностями
и потакающих сверху вниз тем, кто горазд в доносительстве,
сплетнях, слухах, пересуживающих между собою друг друга;
«не послушались гласа Моего» - это не внимавшие евангель-
скому слову, особенно апостольским посланиям и совсем не
знающие «Деяний апостольских», никогда не читавшие эту
книгу ради подражания характеру первых христиан и укладу
их жизни. Все такие называются проклятыми.)
Водивший меня Ангел сказал: «Пред кончиной века мона-
шеский чин почти весь пойдет в погибель, потому что мало
спасающихся, мало возлюбивших труд, злострадание и сми-
рение. Пред кончиной мира начнется царство сатанинское, со
страстями и похотями плоти, обольщениями, удовольствиями
всякими, обманом и хитростями; (это и есть в их поведении
видимые идентификаторы людей этого царства). Сатана мно-
гих привлечет к себе, наипаче таковых, которые ради Бога ни-
щету, злострадание, смирение, плач не возлюбили, а потому
легко поверят прелести антихристовой, отвергшись от Христа,
навеки погибнут».

85
(«Не возлюбили», потому что признаки собственно мона-
шества, здесь перечисленные, заменят и в наше время, похоже,
уже повсюду заменили одним, так называемым послушанием.
Под ним они имеют в виду самые разные дела, поручения, слу-
жения, которых всегда много в любом, даже малом, монастыр-
ском хозяйстве, не говоря уже о ежедневных богослужениях.
Этими хлопотами устраивается вполне удобная и всем обеспе-
ченная земная монашеская жизнь. Порой устроенная по луч-
шим стандартам евроуровня.)
Задолго до наших дней святитель Игнатий (Брянчани-
нов) писал уже о своем времени (в 19-м веке): «Ныне во многом
люди дерзнули в установления Святого Духа ввести свои уста-
новления. По этой причине сделались установления небесные
земными, духовные плотскими, святые греховными, мудрые
нелепыми. И не видят начала, из которого текут бедствия: по-
тому что смотрят при свете собственного падшего разума, а не
при свете Божием». (Письма. № 58. Т. 4. С. 535). Начитанное
и тем более ученое современное монашество будет возражать
этим словам, и даже сами эти слова будет применять для воз-
ражения. Святитель Феофан Затворник называет это умовым
подвижничеством. Когда религиозные знания принимают за
саму религиозность, и даже за духовную жизнь. А того, что,
выдавая знания, в это же время возражают и спорят, того не
видят. Того, что все попечение во время ученых возражений
имеют только о том, чтобы настоять на своем и свое донести –
это видят и знают, а что от Духа Святого в это время далеко
отстоят, о том не скорбят и не думают даже о том.
Если у людей Церкви послушание исполнялось ради стяжа-
ния Святого Духа, а отсюда и все внутренние чувства и распо-
ложения, которыми послушник входит в отношения с Ним, то
теперь целью его послушания стал видимый и вещественный

86
результат, которого он добивается в деле, поручении и служе-
нии. Здесь не нужны духовные делания, здесь нужны знания,
умения, профессионализм и опыт. О том и все попечения у
него самого и у его начальников.
«Легко поверят прелести антихристовой». О чем здесь речь?
Первая ложь рождает вторую. Если послушание, сопровожда-
емое духовными деланиями, подменилось внешним подчине-
нием старшим по монастырю, тогда неизбежна ложь вторая.
По всей вертикали церковной власти начнут спускаться одна
за другой требования, через которые будет происходить слия-
ние Церкви и государства в некое единое учреждение. Чтобы
это произошло без серьезных волнений в Церкви, нужно будет
прежде образовать новое в своей природе монашество. Для
этого потребуют от всех, кто стоит при должности, звании и
сане, получить духовное образование. Так в монастырь войдет
умовое подвижничество. Для умовых подвижников послуша-
ние имеет только одну форму – подчинение церковной дисци-
плине. Здесь духовное делание не нужно. О нем и вспоминать
не будут. В итоге монахи и монахини начнут принимать за
норму, с одной стороны, весь комфорт и богатое, если не ска-
зать великолепное обеспечение монашеской повседневности,
наездами духа обеспеченную дисциплину, а затем – это с дру-
гой стороны – все постепенно внедряемые атрибуты принад-
лежности государству и государственной системе. А это раз-
ные виды видимой идентификации. «Ничего не поделаешь –
церковная дисциплина. Мы дали обет послушания» – будут
говорить они друг другу, тем ввергая себя и друг друга в
смертоносное царство антихриста. И не подозревая, что давно
уже, а может быть и с самого поступления в монастырь, заме-
нили послушание вере, совести и Святому Духу на дисципли-
нарное послушание старшим монастыря и священноначалию.
Но не замена должна быть, а вложение. Когда дисциплинарное

87
послушание влагается в послушание Святому Духу исполняе-
мые верой и совестью. К слову сказать: в древние времена, а на
Афоне это и поныне есть – священноначалие не вмешивалось
в сокровенные тайны духовного послушания монастырей, тем
более скитов.
Увы, те, кто произвел такую подмену послушания, и
твердо будут стоять на своем, будут враждебно относиться
к верным Христу и Святому Духу инокам и монахам. Последние
вынуждены будут покинуть монастыри. Тем бы-
стрее они будут уходить, чем строже и насильственнее будут
вводиться идентификаторы глобальной цивилизации. По-
этому слова, что монашество последних времен почти все
поклонится антихристу, относится к тем, кто останется в
монастырях. Слово «почти» означает, что поклонение это
не коснется тех, кто заблаговременно из монастырей уйдет.
Увы, их будет немного.
Об этом и святитель Игнатий пишет все в том же 58-м пись-
ме: «Очень мало число их. Лишь некоторые избранники слы-
шат голос истинного Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа.
На этот голос идут они, пробиваясь с величайшим усилием и
трудом, сквозь густую толпу, их окружающую. Эти избран-
ники отдают справедливость на земле небесной правде. И Го-
сподь ободряет их: «Не бойся, малое стадо, яко благоизволил
Отец вам дати Царство» (Т. 4. С. 536). Это значит: «не бойся
погублять душу свою в веке сем, чтобы приобрести ее для веч-
ности через оживление Духом. Потому ( в гонениях и пытках,
в голодной и холодной смерти) пребудем в верности Святому
Духу» (Там же. С. 39–40). Внешний и средний человек, како-
вые в известном числе посвящают в наше время свою жизнь
монашеству, почти все опытно не знают слов Евангелия –
«благоизволил Отец вам дати Царство». Опытно, значит чая-
нием жизни вечной и из этого чаяния следованием заповедям

88
блаженств. Не об этом и не для этого сегодня люди, увы, живут
в монастырях.
В 2011 году в Россию на месяц приехал из Америки схиар-
химандрит Иоаким (Парр). Посетил целый ряд монастырей.
В Оптиной Пустыни встретился с монахами Иоанно-Предте-
ченского скита. «Сюда я приехал послушать вас. Но я опять
проговорил несколько часов, отвечая на такие же вопросы, ка-
кие задавали мне во всех предыдущих монастырях (мужских
и женских)».
Из этого отец Иоаким делает вывод: «Разница между ва-
шими и нашими монахами в Америке не в поведении. В вере.
Монахи в Америке – это «Блаженны не видевшие и уверовав-
шие» (Ин. 20, 29). А вы, здесь, окруженные святыми местами,
со множеством святых мощей, по-прежнему испытываете
сомнения в вере и продолжаете грешить. Вы не занимаетесь
покаянием! Покаяние – это радикальное изменение направ-
ления жизни человека. Шли на север, а развернулись на юг.
Сейчас жизнь ваша следует в направлении самого себя, в то
время как должна она следовать туда, где Бог. Не ищите, что-
бы кто-то служил вам… Разделяйте страдания друг друга. Это
единственный данный нам шанс: любить друг друга в Боге,
каждого, без исключения, непрестанно. Бог приходит к нам
посредством нашей любви».
В одном из женских монастырей он говорил: «Я молюсь,
чтобы Бог никогда не дал вам того, что вы у Него просите, но
дал то, в чем вы нуждаетесь, и чего знать не можете, потому
что знает то Бог» (Беседы на Русской земле. СПб., 2013. С. 6–7,
16–18).
И так – целая книга. Да не одна. Я знаю их три. Вот толь-
ко мало что произошло в людях после того, как эти беседы
прозвучали в разных монастырях, и после того как эти книги

89
вышли. Зато в интернете появилась грязная сплетня про схи-
архимандрита Иоакима. И немало людей, из тех, кто внутрен-
не напрягся, слушая эти кроткие, ясные, но обличительные
беседы, с каким-то облегченным вздохом на сердце приняли
ее и стали передавать друг другу. Как будто это была для них
самая важная в их жизни новость. Увы, в нашем российском
мире с приездом о. Иоакима (Парр) ничего не изменилось.
Но прошло время, и в интернете появился фильм «Путе-
шествие из Сан-Франциско в Россию». О миссионерстве,
лжестарчестве и секте «Нью Эйджа» в Православной Церкви.
Фильм – разоблачение, а на деле сделанный ради единственной
цели – опорочить архимандрита Иоакима и оттолкнуть лю-
дей от него и особенно от его книг. При изготовлении фильма
со знанием дела использованы разработанные американскими
специалистами современные приемы манипуляции сознанием.
В итоге фильм-ложь воспринимается как фильм-правда. «Же-
лающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы.
Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя
в заблуждение» (2 Тим. 3, 12–13). Первое здесь относится к о.
Иоакиму (Парр), второе – к фильму против него. Позже мы
вернемся к этому фильму, когда будем говорить о манипуля-
ции сознанием. А пока апостол наставляет нас: «Держитесь
правды, веры, любви, мира (о чем все книги арх. Иоакима) со
всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тим. 2,
22), в том числе и с арх. Иоакимом и его книгами с его беседами
в России.
И все же, почему монахи последних времен останутся в
монастырях? Потому, что это будут и есть внешние и средние
люди. Такие люди мир и устроенность своей жизни находят:
внешние – в том, что все в монастыре организовано, поставле-
но в дисциплину или распорядок, средние – в том, что дает-
ся им возможность реализоваться в творческих, душевных

90
занятиях, таких, как иконопись, хозяйство, пошивочная, ку-
линарная на продажу, издательская работа и т. д. Все эти люди
связаны с монастырем разными обязательствами и обетами.
Последнее то и другое будет для них важнее, чем известия об
угрожающей им опасности за гробом. Внешний человек, закре-
пленный в своем сознании разными установками, в том чис-
ле и свято-отеческими, но поставленными в его голове в ранг
установок, в этих установках и обязательствах чтит сам себя.
Установочное сознание – это есть самосознание, закрепленное
почитанием собственных установок, у одних закрепленное в
гордости, у других в честолюбии, у третьих – в тщеславии. Он
себе самому не изменит и через себя самого не переступит.
Такой человек в опыте не знает, что такое, когда меняется
естества чин. В себе самом он сам не позволит никакой пере-
мены.
Для его самоугодия как-то удобнее и надежнее не выходить
из устроенной жизни монастыря. И ради этого он, «имея уши
слышать, не будет слышать», «имея очи, не будет видеть», имея
ноги, никуда не пойдет. Больше того, такие люди между собою
еще и консенсус составят. То есть собьются в группу, в кучку, в
«совет нечестивых». «Потому что не знают, – говорит Господь,
– Пославшего Меня» (Ин. 15, 21). И «мир потому не знает (уче-
ников Христовых), что не познал Его (Отца)» (1 Ин. 3, 1). «Они
от мира (т. е. живут земным), потому и говорят по-мирски (т.
е. доводы у них мирские, все за земную жизнь), и мир слушает
их. По этому и узнаем духа заблуждения» (1 Ин. 4, 5-6). Прав-
да, из тех, кто уйдет из монастыря, тоже не все поступят верно.
Будут среди них те, кто убежав не найдут спасения. Одни по
самоугодию уйдут, потому, что в монастыре не по его нраву
что-то будет происходить, не в угоду ему окружат его характе-
ры старших монастыря и братьев или сестер вокруг него, или
однообразие распорядка станет невыносимым.

91
Другие убегут по самолюбию, всё начнет их раздражать, все
будут для него дурными и всё станет, по их словам, дурдомом.
А третьи убегут, влекомые миром и собственными узами
мира, лежащими на их духе. Унесет их из монастыря один из
вражиих духов – либо дух мира, либо дух времени, либо дух
лести, обмана.
(Три духа вражия различаются так: дух мира – увлече-
ние богатством, властью, славой; дух времени – прогресс,
творчество, отдых, сегодня имеющий беспрецедентные раз-
меры и богатство разнообразия; дух лести, – экуменизм,
глобализм, толерантность. Последние три суть духи царства
антихриста.)


Рецензии