Концерт Гелены Великановой

                Концерт Гелены Великановой

                Свердловск, 1962 год, клуб «Автомобилист».

          Почему я вспомнил о концерте этой, забытой сейчас певицы? Что она забыта, можно не сомневаться, прошло уже более полувека с тех пор как она блистала на эстраде. И в последние десятилетия ни в СМИ ни по ТВ о ней «ни гу-гу». Как будто её и не было. А ведь она была одной из самых блистательных и популярных. 
          Более поздние звёзды эстрады, а их десятки, если не сотни, заслонили даже память о ней. Да и сама эстрада изменилась.
          А вспомнил я о концерте Гелены Великановой потому, что вскоре познакомился с творчеством автора, песню которого она тогда очень проникновенно исполнила. Песня была необычна и по мелодии и по тематике. Такие песни не звучали в то время, ни по радио, ни на концертных площадках. Это была песня о московском парне, скорее всего хулигане и главаре дворовой шпаны, которому ребята его круга присвоили звание «Король».
          В памяти тогда от песни остались несколько фраз: //Но однажды, когда "месершмиты", как вороны, //Разорвали на рассвете тишину, //Наш Король, как король - он кепчонку, как корону - //Набекрень, и пошел на войну.
          И ещё: //Пускай я и виноват, но Москвы не представляю//Без такого как он Короля.

          Вместительный зал клуба «Автомобилист» заполнен полностью, хотя билеты довольно дорогие. Мне они достались бесплатно – приобретал и распространял по цехам Профком. Возможно и другие зрители имели такие же билеты, – не знаю. В те времена была такая «вредная мода» – привлекать работников предприятий к искусству за профсоюзные деньги.
          Может быть эта «мода» и подвигла мою супругу организовать этот концерт у них на заводе за счёт профсоюза. Моя супруга Дина Николаевна (в девичье – Волкова) работала тогда контролёром ОТК на небольшом заводике радиоаппаратуры во Втузгородке. Позже этот экспериментальный завод разросся до громадного предприятия по производству космической аппаратуры.
          По инициативе Дины, по завершению концерта, мы оказались в кабинетике певицы. Великанова уполномочила провести торг своему антрепренёру, молодому и довольно наглому молодому человеку. Он заломил за «левый концерт» внушительную сумму. Дина взяла номер их телефона в гостинице и обещала позвонить с работы после согласования с профкомом.
          Звонок не состоялся – как она рассказывала, на работе пришли в ужас от её инициативы – сумма была равна более чем месячному бюджету профкома их заводика. Одно дело, заказать десяток билетов, другое – оплатить целый концерт.

          Не знаю, сколько платили эстрадникам за выступления в поездках по стране, думаю, что сущие гроши. А жить безбедно хотелось и многие из них калымили и за счёт левых выступлений.
          Крупные предприятия организовывали такие внеплановые концерты в своих дворцах и домах культуры. Но как правило на такие левацкие концерты заводы приглашали местных певцов, а не союзных знаменитостей, разъезжавших по линии Госконцерта, – побаивались всесоюзного скандала.
          У нас на заводе приглашали певцов Свердловского оперного театра и филармонии по праздникам даже в цеха. Выступали в обеденные перерывы в красных уголках.
          И певцы предпочитали оформлять договор лично, без своей администрации.  По какой статье проводил эти деньги профком – не знаю, но выплачивали через заводскую кассу. Лазеек было много, но чаще всего оформляли материальную помощь своим работникам, а те только расписывались в ведомости. Знаю, потому что сам участвовал в таких операциях.

          О том, что автор песни – известный поэт Булат Окуджава, я узнал летом следующего года в походе на Кавказе. В группе оказался москвич Володя Бердинский с женой – отпрыском азербайджанского княжеского рода. Они не только хорошо знали творчество поэта, но и ценили антивоенную направленность его стихов, считали его едва ли не главным пацифистом нашей милитаризованной страны.
          И пока мы топали по горным тропам, я выучил все известные на то время песни барда. И, конечно же, не мог не вспомнить о том концерте. И песню о Короле.
 
Во дворе, где каждый вечер все играла радиола,
Где пары танцевали, пыля,
Все ребята уважали очень Леньку Королева,
И присвоили ему званье Короля.

Был Король - как король, всемогущ, и если другу
Станет худо, иль вообще не повезет,
Он протянет ему свою царственную руку,
Свою верную руку и спасет.

Но однажды, когда "мессершмитты", как вороны,
Разорвали на рассвете тишину,
Наш Король, как король - он кепчонку, как корону -
Набекрень, и пошел на войну.

Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
Но некому оплакать его жизнь.
Потому что тот король был один, уж извините,
Королевой не успел обзавестись.

Но куда бы я не шел, пусть какая ни забота,
По делам, или так - погулять,
Все мне чудится, что вот - за ближайшим поворотом
Короля повстречаю опять.

Потому что, на войне хоть и вправду стреляют,
Не для Леньки сырая земля,
Потому что, виноват, но я Москвы не представляю,
Без такого, как он Короля.

          Годами позже слушал эту песню в исполнении других певцов и самого Булата, но всё это было не сравнимо с песней Гелены Марцелиевны Великановой.


Рецензии
Что самое интересное в этом рассказе, про то, что, в принципе, известно и автор излагает свердловские детали коммерческих заработков творческих работников в СССР? Рассказывает про "забытую" Гелену Великанову и репертуар Булата Окуджавы, который я пацаном слушал в исполнении туристов турклуба , возглавляемого Анатолием Дмитриевичем. Конечно, лично для меня, это влюблённость в бардовскую песню, которую я почувствовал впервые именно там, у "Емельяшинских костров". И не Окуджаву чаще при мне пели, а Визборовского "Серёгу Санина" туристы - "резинщики" - свердловчане, работники (в основном всё же ИТРовцы) завода РТИ - бывшего эвакуированного ленинградского "Красного Треугольника", когда после войны прошло всего 25 лет...Пожалуй, что интересны именно все эти детали, но более всего, всё же, вот эти, никуда не уходящие из СССР, но принимающие причудливые формы - признаки рыночных отношений. Как их не бетонировала "Советская власть", люди всегда оставались людьми, хотя на советскую власть работали такие гениальные авторы , как Окуджава и Визбор, а их тексты пела красавица с неповторимым голосом - Гелена Великанова

Эдуард Островский   09.05.2019 23:36     Заявить о нарушении
С Днём Победы, Эдуард!

Спасибо за развёрнутый отзыв.

Анатолий Емельяшин   10.05.2019 00:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.