Сон молодого учёного

Он окликнул меня по имени и помахал моими бумагами:

- Результаты экзамена свидетельствуют о том, что Вы набрали недостаточно баллов для элитной программы нашего Вселенского Сверхвуза!

У меня упало сердце. Ведь предмет, по которому проходил экзамен, я знал как свои пять пальцев, цитировал наизусть труды основоположников и уже сам мог похвастаться собственными научными разработками! Ни один из вопросов в письменной экзаменационной работе не вызвал у меня ощутимого затруднения… Где же всё-таки я мог ошибиться?

Мой собеседник полистал бумаги:
- Смотрите, например, Ваш совершенно невозможный ответ на вопрос 3b. – он извлёк из своей пачки исписанный лист.

- Вот этот: «Назвать год основания…»? – переспросил я. – Так вот же он написан.
Эту дату я всегда помнил твёрдо.

- Но этого недостаточно! Понимаете ли (хотя я удивлён, что мне приходится объяснять взрослому человеку такие элементарные вещи), ответ на вопрос должен подразумевать творческое осмысление материала…

Разве можно творчески осмыслить простую дату? Я что-нибудь упустил?

- Или вот, - он достал ещё один лист. – Вопрос Z13, пункт «А»: перечислить основоположников…

- Вот они все. С годами жизни, с краткой характеристикой их вклада в науку…

- В Вашем списке представлены исключительно европейцы из высшего сословия!

А разве в нём может быть кто-нибудь другой? В ту эпоху только они одни и могли получать высшее образование! Или я опять чего-то не понимаю?

Я осторожно осведомился:
- Но вопрос был поставлен: «Перечислить основоположников»? Там же не просили осветить их в постколониальной или там социальной перспективе?

- Вы впадаете в буквализм! Современный учёный не должен рабски следовать формулировке вопроса, он должен видеть всё в многогранной перспективе  и не только отвечать на поставленный вопрос, но и предвосхищать все дополнительные вопросы, которые могут возникнуть!.. А вдобавок, по Вашей работе совершенно непонятно, что Вы за человек! Соблюдаете ли Вы чистоту? Есть ли у Вас активная гражданская позиция? Вот здесь Вы написали: «…пока ещё не достигли независимости…» - Вы часом не сепаратист?

- Что Вы хотите этим сказать? – Я был совершенно сбит с панталыку.

- Я хочу этим сказать, что Вы не прошли вступительные испытания для нашей учебной программы!

- Как жаль! Ну, тогда я на следующий год попробую к вам поступить. Ознакомлюсь получше с вашими требованиями…

Он вновь пошуршал бумагами с таким видом, словно выбирал среди них оружие:
- Нет, это абсолютно исключено! К Вам ещё можно было бы проявить снисхождение, если бы Вы старались. Бывает, что и при скромном багаже знаний учащийся добивается положительных результатов прилежанием и усидчивостью. Но Ваша, с позволения сказать, работа не носит их следов. Есть такое довольно вульгарное словечко «отписка»…

Я не представлял своей жизни без этой научной отрасли – но он продолжал обвинять меня в отсталости, инертности и незнании азов.

- Согласно правилам о конкурсном отборе, - громыхал он, тряся своей пачкой листов, - соискатели, продемонстрировавшие такие, пардон муа, результаты, лишаются права когда-либо ещё повторно участвовать во вступительных испытаниях во Вселенский Сверхвуз или какой-либо из его филиалов. Также им запрещён доступ в любые другие учебные заведения, где действуют наши программы.

- Какие же это вузы? – робко поинтересовался я.

- Их список не подлежит разглашению таким, как Вы. Строго говоря, молодой человек, соискателей, которые до такой степени не соответствуют нашим требованиям, мы отправляем пожизненно в Серокапустинское училище. И чем раньше Вы покинете территорию нашего вуза и отправитесь туда, тем лучше для нас всех!


Я поплёлся в училище. Его коридоры насчитывали много метров в длину и в высоту, а всё равно казались тесными. Стены были выкрашены до половины краской какого-то сопливого оттенка. На доске объявлений болтался документ, уже сам способ форматирования которого вызывал сводящую зубы скуку… Значит, мне, страстному радетелю за научное знание, придётся вековать здесь, в резервации балбесов и двоечников?! Но если уж член приёмной комиссии самого Вселенского Сверхвуза сказал, что я не гожусь, то, по всей видимости, так оно и есть…

Навстречу мне попадались люди, и я не сразу решился поднять глаза. У некоторых прохожих лица казались полузнакомыми… Как, и Валерий Семёныч здесь? Ну ладно, предположим, я тупица – но наш-то Валерий Семёныч настоящее светило науки; его и зарубежные коллеги часто хвалят!.. А вон у окна расположились группой бородачи – их я видел на иллюстрациях в учебнике античной философии!.. Или вот ковыляет навстречу – я плохо узнаю его без камзола и пудренного парика, но готов поклясться, что это собственной персоной… И вот эта дама… Не могут же они все…!

Значит, это вовсе не я тупой, а с этим Вселенским вузом что-то не то. Порой случается, что идеи какого-то отдельного учёного сбрасывают с корабля современности, - но чтобы разом всю науку списать за борт?! Этот, из приёмной комиссии, сказал: «Пожизненно!» Интересно, всех остальных тоже сюда направили после какого-нибудь фарса с экзаменами – или прямо сразу, без всяких «испытаний»? Вдали по коридору едет мужчина на кресле-каталке – неужели они и Стивена Хоукинга не пощадили? Даже если они и не захотели признавать его научных заслуг – он вполне мог бы стукнуть кулаком по столу да прикрикнуть на них: «Как вы обращаетесь с инвалидом?!» Впрочем, болезнь не позволяет ему ни кричать, ни стучать кулаками – а они этим, стало быть, коварно воспользовались…

Сговор, измена, подрыв основ!

Чем, скажите, чем мы заслужили это унижение? Кому выгоден этот совершенно бессовестный саботаж науки?! И что будет со всеми?

Никогда я так не радовался звону будильника! Сегодня иду на кафедру; Валерий Семёныч обещал обсудить мою работу. А в перерыве я постараюсь осмыслить, отчего я увидел такой сон, с какой стати человеку вообще могло присниться такое антинаучное учреждение, да ещё с эпитетом «вселенский»!

Храни нас Афина Паллада!


Рецензии
Храни нас небо от таких Вселенских вузов! Не хотелось бы думать, что это - хроника из XXII века... Впрочем, 30 лет назад так же написали бы о XXI веке, прочитав предсказание многого из того, что происходит сейчас...

Аркадий Кузнецов 2   08.05.2019 18:41     Заявить о нарушении
Вот и мне хотелось бы думать, что это просто кошмарный сон, который никогда не сбудется...
Храни нас Афина Паллада!

Работник Неба   09.05.2019 00:31   Заявить о нарушении