Наш дом. Эпилог

    Мы взрослели, а дом стремительно старел. Если раньше о престижности житья в доме именуемом за глаза "клоповником" никто не задумывался, то сейчас дом превратился в отстойник для пережидания очереди на улучшение жилищных условий и очень скоро все те о ком я написал, покинули его. Первой собралась семья,  Панасенко. Их дети первыми закончили школу, а носить воду и дрова на второй этаж пенсионерам оказалось обременительно. Они потянулись за детьми в областной центр. Как Ветераны Войны они быстро получили там квартиру.
     На второй этаж переехали самые молодые в доме - Петуховы, но и они не прожили после этого в доме долго. Им дали квартиру напротив в доме-новостройке уже для двух семей, это считалось очень значительным улучшением условий жизни. В принципе квартира не отличалась ничем. То же отопление дровами, как и во всём селе и удобства на улице, но площадь побольше, да и сами такие дома назывались "полуособняк". Неизвестно чего в названии больше гордости или иронии. Всё равно за стенкой было хорошо слышно соседей и все проблемы сосуществования оставались.
     Квартиру, Петуховых, заняли вновь приехавшие соседи - Вандышевы. А нижнюю квартиру так же новые, Ткачёвы. И те и другие в моей памяти уже не оставили почти никакого следа. Их дети оказались моложе меня и ещё у Ткачёвых обе девчонки и как-то несильно меня к ним тянуло. Причиной стала их мать. Набожная тётка несильно приветствовала контакты своих девчонок с мальчишками. Ни у тех, ни у других я не был ни разу в квартирах до окончания школы. Сами жильцы уже оказались простыми рабочими и не такими яркими личностями как их предшественники.
     Кулагины тоже вскоре переехали в полуособняк и довольно далеко от нас, и контакт с их детьми потерялся. Затем Николай Софронович и Евгения Георгиевна, скопили денег на кооператив и переехали в районный город-новостройку Чайковский, и я окончательно потерял с ними связь. Сейчас не знаю кто жив из их семьи.
     На место Куланиных поселили молодую семью, Васиных, что очень сильно меня омрачило. Дядя Слава работал в сельпо водителем, а его жена Александра Ильинична в средней школе, преподавателем русского языка и литературы, в том числе и у меня. Ученик я по этим предметам был плохой и частенько меня дома наказывали по жалобам учительницы на мою нерадивость. Мне повезло лишь в том, что они прожили в доме очень недолго и вскоре переехали в благоустроенную квартиру. Дядя Слава вовремя устроился во вновь открывшееся предприятие "Кабельный участок", где построили первым делом огромный дом для персонала.
     Вместо переехавших Васиных вселились последние жильцы которых я хорошо запомнил - Покрышкины. Молодые тётя Надя и дядя Лёня с прекрасной маленькой дочуркой, Олькой, они тоже уже не представляли интеллектуальную элиту села, но были простыми добрейшими людьми. С Олькой как-то наладился контакт и мы с братом частенько "гостили" у неё. Любимым занятием стало крутить пластинки на маленьком портативном проигрывателе, очень редкой тогда штуке в обиходе селян.
     Мы остались старожилами в доме который ветшал на глазах. Построенный на болоте со слабым фундаментом дом, начал крениться и вскоре пол уже имел приличную покатость. Окна и двери перекосило и вид у дома стал весьма непрезентабельным. Однако тогда почему-то в организации содержащей дом такие дома капитально ремонтировали, расселяя жильцов. Вместо того чтоб строить приличные новые дома. Дом за лето "перетряхнули" сделали другую крышу, сложили новые печи и под Октябрьские праздники жильцы вернулись обратно. Запомнилась эта эпопея тем, что я уже учился в вузе и привёз погостить к нам свою будущую жену. Все жители дома, в свободное время, помогали его ремонту и месяц мы с Валентиной конопатили свою квартиру и обшивали дранкой под штукатурку. Ровно год спустя в этом же доме мы и сыграли свою свадьбу. Это, пожалуй, последнее событие которое запомнилось в связи с домом. Мы с молодой женой вскоре переехали жить в районный посёлок и у родителей появлялись только по праздникам и выходным и всё реже, обустраивая свой быт на новом месте.
     Жильцы в доме стали меняться с калейдоскопической быстротой и вскоре он просто превратился в отстойник для самого дна жизни. До сих пор не пойму, почему отец, имевший колоссальные организаторские способности, связи и массу друзей не построил себе новый дом. Мама никогда не спорила с отцом и довольно скоро ушла из жизни, наверно её похороны это самое долгое моё пребывание в родительской квартире после женитьбы. Отец пережил её на восемнадцать лет. Несколько раз мы с братом делали в доме косметический ремонт. Отец жил один до тех пор пока мог себя обслуживать. Когда это стало проблемно я забрал его к себе и вскоре он умер. Мне пришлось потратить много времени, чтоб оформить его квартиру на себя и продать её за чисто символическую плату молодой семье погорельцев. Теперь у меня нет родного дома в селе где прошло моё детство и этот рассказ главная память о той прекрасной поре.


Рецензии
Мемуары, воспоминания это частая и даже обязательная форма для литературы.
Даже Толстой писал. Общее впечатление. ВЫ пишите спокойно, обстоятельно, не особенно увлекаясь эпитетами художественными украшениями.
В целом, события вашего двора ничего по событиям не отличаются от любых других того времени.
Единственно что в минусе, это у Вас не было рядом реки. А я вырос на берегу реки.
И детство без купания в реке... не полно. Мягко скажу. И футбола у вас нет.
И хоккея и рыбалки тоже. Одни поджиги, стрелялки и взрывалки. Мне это уже стало не интересно.
Вы деликатно не Описали очень важную часть взросления - полового. Ну это ваш выбор темы. А тема эта очень остра, с перчкиком. Тема трудная. Тут писательское мастерство - проверяется.
Я рекомендую по этой тематике такого автора как Сергей Вершинин. Он есть у меня в списке избранных.
Он описывает свои воспоминания именно с этой стороны. И мне понравился его филигранный язык. Он одновременно и мальчишеский и уже взрослый умелый.

Если бы я мог то обязательно издал бы его книги. Это - литература.

Николай Кладов   19.03.2020 11:12     Заявить о нарушении
Вообще говоря, Николай, я не читаю мемуары, почти, а потому практически и не пишу их кроме разрозненных воспоминаний о конкретных событиях детства. Наш дом, написан как раз в пору когда писать мне было не о чем и я просто занимал время. Написан он откровенно слабее чем рассказы о происшествиях той поры и мне, откровенно не нравится, но возвращаться к нему не хочется.
Что я сейчас не напишу будет выглядеть оправданием. Большой Реки у нас не было, хотя родился я в городе Алатырь на реке Суре и каждое лето в детстве мы ездили на мою родину и всё время проводили на реке, там замечательные песчаные пляжи. Я умею превосходно плавать и плаваю до сих пор, дочка даже недавно подарила мне комплект для дайвинга. От нас недалеко две реки Белая и Кама. Рыбачу я круглый год и о рыбалке у меня есть цикл рассказов.
Человек я спортивный и естественно в детстве переболел многими видами спорта и только недавно перестал по-серьёзному играть в волейбол и бегать на лыжах.
Ну и о половом воспитании или о таких отношениях. Я честно их не помню и разговоров о них во дворе или в школе. Никаких серьёзных отношений у меня тогда не было. Автора что вы рекомендовали посмотрю, но читать об ЭТОМ не люблю, видел тут написанное хорошо лишь раз, но потерял автора из виду.
Спасибо вам за развёрнутые рецензии. Буду чувствовать себя в долгу, обычно я читаю авторов что гостили у меня.

Зюлёв Леонтий Михайлович   19.03.2020 11:08   Заявить о нарушении
Да, нет. Как раз заходить и читать у меня - не обязательно. Мне это стало тоже не нужным. Мне просто интересны беседы сами по себе о процессе.
А я родился совсем рядом от Вас на Волге. Сура не далеко в принципе. Да, там, говорят, рыбалка неплохая.

Николай Кладов   19.03.2020 11:15   Заявить о нарушении
Рыбалка становится год от года всё хуже. Мы сами рубим сук на котором сидим по принципу, после нас хоть потоп. Китайские сети не оставляют рыбе шансов. А Белая вся поделена на участки где ведётся промысловый лов, ни одного завода по разведению я в тех местах где бываю не знаю.

Зюлёв Леонтий Михайлович   19.03.2020 11:24   Заявить о нарушении