в поезде

В поезде

– Не нравится мне, что придется в Польше поездом ехать, – сказал Жора.
– Тебя никто не спрашивает, – пожал плечами Гриша. – Да и в чем, собственно, проблема?
– А в том, что у меня дядя месяц назад вот так ехал, и его в Польше в автобусе оштрафовали на двадцать баксов!
– Как?
– Просто! В кассе сказали, что билет в автобусе покупают, а в автобусе водитель билет не дал и вызвал полицию.
Я промолчал, но мне тоже не нравился этот отрезок пути через Польшу. Я много слышал историй подобных той, что случилась с Жориным дядей.
Дело было в 1994 году. Мы втроем должны были ехать на смену экипажа в Щецин.
– А наша фирма… – неуверенно начал Гриша.
– Да плевали они на твои проблемы! – прервал его Жора. – Главное, чтобы не догадались что мы не местные. Значит, сделаем так… В поезде ни слова не говорим. Молча достали билеты, молча показали. На вопросы не отвечаем. Пять часов ехать, должны выдержать.
И вот мы уже в электричке. Сели на вокзале в Варшаве час назад. Напротив нас женщина средних лет, молодой парень, видимо, студент и старуха лет шестидесяти с гаком. Мы друг с другом не разговариваем, с соседями тем более. Впрочем, они тоже молчат. Студент уткнулся в книжку, женщина дремлет, а старуха смотрит в окно на пробегающие мимо поля.
Но вот мимо прошел здоровенный парень, вернулся, встал в проходе. Сердце у меня тревожно сжалось. Парень посмотрел на нас, что-то спросил по-польски. Мы трое даже не повернули голов, сидели с каменными лицами. Студент оторвался от книги, взглянул на часы, ответил. Парень ушел. Я облегченно выдохнул.
Объявили станцию, кажется, Крыз. Старуха засуетилась, стала собирать вещи. Когда поезд замедлил ход, старуха вышла в коридор. В проходе обернулась.
– Спасибо русским солдатам, – сказала она по-русски с акцентом и, поклонившись нам, ушла.
Мы переглянулись, но не вымолвили ни слова.
Часа через три мы приехали в пункт назначения, вышли на перрон вокзала. И здесь дали волю чувствам.
– Откуда, ну откуда она узнала, что мы русские? – недоумевал Жора. – Мы ни слова в поезде не сказали.
– На мне все вещи заграничные, ни одной нашей! – вторил ему Гриша.
А я думал, что за история произошла с этой женщиной, если спустя столько лет, она продолжает благодарить потомков русских солдат.

09/11/17


Рецензии