Моя литература. Часть 2

    ЧАСТЬ 2. ПРОДВИЖЕНИЕ
Каждый человек, обнаруживший в себе литературное призвание, приходит к писательству собственным путем. Гениальные поэты разгораются ярким пламенем в раннем возрасте, пуская в ход множество аллегорий и рассуждений общего свойства. Лермонтов и Байрон, Пушкин и Есенин тому подтверждение. Прозаики заявляют о себе в более позднем возрасте, набравшись жизненного опыта и ума-разума, поскольку в прозе требуется предъявлять товар лицом. Всемирно известные писатели Сен-Симон и уральский сказитель Бажов своими знаменитыми произведениями прославились к шестидесяти годам и даже позже. Толстой, как и многие мировые корифеи, писал до преклонных лет.

Прозаик – это мыслитель, инженер человеческих душ. Здесь понятие «инженера» не означает необходимость откровенного вмешательства в сознание читателя, напротив, сфера его взаимодействия с читателем ограничивается тонкими взаимосвязями.     Писатель - это знаток в той теме, которую он берется освещать, или хотя бы осведомленный человек. Лихо закрученным сюжетом отличаются авторы фантастических или детективных историй; последние чаще являются выходцами из следственных органов. Не случайно на портале ПРОЗА.РУ многие авторы выходят на разговор с читателем в пенсионном возрасте, накопивши багаж опыта и знаний.

   «Писателем по команде» мне пришлось стать в шестидесятилетний юбилей. Получив указание от Виктора Васильевича Игнатенко, председателя облизбиркома, на освоение писательского труда или ремесла, как уж там получится, я извлек из дальнего ящика давние высказывания внучки Полины в период освоения  речевой культуры, которые мы собирали всей семьей от ее двухлетнего возраста и до восьмилетнего. Оставалось привести в систему оригинальные детские словообразования и речевые обороты, снабдить их комментариями, и одна из частей трилогии о детстве, подобная известной книге К. Чуковского «От двух до пяти», уже готова. На портале ПРОЗА.РУ посыпались отзывы на «Шедевры детской речи»:

И. Вебстер: «Шедевры детской речи» очаровательны!
Г. Козловская: «Замечательно написанная педагогическая поэма. Хороший слог и русский язык. Вроде как научный трактат, а сказано легко, читается  с интересом и вообще светлые мысли».
Лана Ветла: «Великолепно! Смеялась в голос. Перлы детские потрясают».
М. Десятник: «…мудро и любовно изложена детская речь. О-о-очень понравилось».
М. Шуклина: «Достойное продолжение коллекции Корнея Ивановича Чуковского».
С. Мальцева: «Шедевры» достойны стать образцом верного и мудрого обращения с детьми. При таком подходе … весь мир изменится, станет чище, добрее».
В. Замбоулаани: «Прекрасный рассказ с тонким психологическим и филологическим анализом».
В. Редькина: «Обычно не читаю больших произведений, а здесь и не заметила, как добежала до последней строчки».
А. Сергиенко: «Здесь глубокий анализ-размышление о процессе становления речи у человека».
А. Ященко: «Прекрасно написанное художественное произведение. Это, скорее, художественная публицистика. Ясный, сочный, образный язык. Хороши лирические отступления».
Касаткина: «У Вас богатый словарный запас и невероятно тонкое восприятие жизни!»

    Приложил к "Шедеврам..." еще два раздела о детских судьбах, и книга «Три судьбы, или трилогия о детстве»  (1999 год)  вышла из печати. Конечно, недочетов и опусов в книге было немало, но все же она зацепила читателей за живое. Над страницами трагической истории не могли сдержать слез суровые мужчины, а о женщинах и говорить не приходится: А. Сергиенко: «… пронзительное произведение. Заставляет то и дело глотать ком, подступающий к горлу». Г. Кадетова: «Ваше сердце стало бездонным – впитав этот океан боли…»

    Вторая книга, навеянная дружбой с домашним котом Кузей, была написана в добровольном порядке. Приступив к рассказу о коте в вагоне поезда Иркутск-Екатеринбург, я позднее с удивлением обнаружил, что он пополнялся материалами, хлынувшими со всех сторон. Из рассказа выросла «Повесть о сибирском коте» (2002 год), с годами выдержавшая четыре издания. «Книги, целиком посвященной рассказу о кошке, … до сих пор еще никто не написал», - отметил в предисловии к ней Юрий Бедарев, журналист, к.ист.н. Повесть  имела громкий успех. Иркутский поэт Р. Филиппов назвал ее книгой о кошках и человечестве. Обобщения и философский взгляд на события и явления, оценка уровня нравственности человека через призму кошачьего миросозерцания придают произведению исследовательский характер, хотя оно изложено в ярком художественном стиле. Ж. Титова (эстрадная певица, Москва): «Ваша увлекательная повесть – грандиозный научный труд. Но она написана настолько непринужденным, живым, легким и доступным языком, что за чтением не замечаешь течения времени». Л. Каштанова: «Большое спасибо за эту необыкновенную повесть. Во время прочтения не раз плакала. Повесть не только о герое, но и о людях, об отношении к пушистым питомцам, об исторических моментах. Я узнала много нового,  … что они могут размышлять. Прочтя книгу, еще больше полюбила своего кота». Народный артист Сергей Юрский ратовал за то, чтобы «книгу о сибирском коте издать большим тиражом, постараться, чтобы очень много молодых и старых людей прочли эту книгу».

Эстафету лестных отзывов о «Повести о сибирском коте» подхватили три великолепные Натальи – народные артистки России Белохвостикова, Фатеева и заслуженная артистка РФ Варлей. Из отзыва Натальи Фатеевой: «Пишите, Александр Петрович, новые рассказы и повести! Ваше замечательное творчество несет прекрасные мгновения, побуждает прислушаться к негромкому голосу совести и добродетели». Наталье Белохвостиковой через призму образа кошки видится миссия человека на земле: «Автор в ярком художественном изложении призывает человека открыть заданное свыше божественное предназначение и подать руку помощи меньшим собратьям». Наталье Варлей в книге открылся «ранее скрытый смысл моей давней и нежной дружбы с мурлыкающими существами».

    За второй – третья книга, как история одного класса, от первого и до  десятого, выпускного, класса, под романтическим названием «Школьный вальс» (2003 год). Сталинская эпоха, отзвуки Великой Отечественной войны, режим и возведение закрытого города атомщиков - на этом историческом фоне отслеживалось послевоенное ученичество, рос класс, укреплялся его коллектив; робкие ученики начальных классов год от года формировали характер, становились личностями. Как бы вы ни старались найти книги о развитии детского племени на протяжении школьных лет, таковых не найдете. Их нет. Да и зачем искать, если история класса или школьника от первого звонка и до последнего уже перед вами. При написании школьной книги-романа были предприняты поездки на Урал, походы в городские архивы и музеи, собирались воспоминания одноклассников.
 
Большие жанры кажутся начинающему писателю недосягаемыми, вызывают неуверенность в силах, я же взялся за них, не представляя в полной мере предстоящих трудностей, но они оказались одолеваемыми. Писатель опирается на литературный опыт прошлого и, в свою очередь, обогащает его своим творчеством, как и в любой сфере человеческой деятельности. Человек и мир бесконечны в своей глубине, они остаются тайной, за исследование которой вновь и вновь берутся писатели. В произведении, особенно большом, важно знать, чем оно должно заканчиваться и что произойдет с героями, тогда они будут точнее «подводиться» к финалу и создавать целостность идеи и повествования. Михаил Булгаков писал, что роман надо много править. Свой роман "Мастер и Маргарита" он писал и правил двенадцать лет и ушел из жизни, оставив гениальный труд неоконченным.

     Запасшись материалами, я посредь зимы на пару недель выехал на Аршан, заповедное бурятское местечко, где снял у частника маленькую избушку с печным отоплением и засел за роман, отвлекаясь трижды за день для посещения столовой одного из ближних курортов. Писал, как и в последующие времена, от руки, затем правил рукопись в первом приближении, набирал ее на компьютере, получая остов произведения, который подвергался долгому и тщательному редактированию и правке. Править легче, чем писать изначально. В итоге получилась книга для школьников и для родителей, книга для всех. Роман "Школьный вальс" был выкуплен Управлением образования Иркутской области и разослан по библиотекам средних школ Приангарья.

 Если судить по отзывам, то задумка вполне удалась:
В. Соколова (педагог): «Глубинное, со всех сторон окрашенное произведение. Читается на одном дыхании».
Е. Вознесенская (педагог): "Ничего подобного по проникновению в душевный мир Дитя я не читала".
Т. Мануковская: «Вы не просто мастер слова, а умнейший психолог… Прекрасный, богатый, своеобразный язык. Авторский взгляд на историю».
С. Лавров: «Бережно, по-доброму нежно, с огромной любовью написан "Школьный вальс". Читается легко. Ваша память и мастерство изложения восхищают. Всё в этой жизненной повести находится на своём месте. Свой след Ваш труд несомненно оставит».
Т. Котенко (педагог, парапсихолог): «Очень понравился неторопливый слог написания. Читается интересно. Захотелось увидеть Урал».
Через восемнадцать лет вернулся к роману "Школьный вальс", увидел в нем ненужные длинноты и другие несовершенства, отредактировал с учетом требований построения слов (морфология) и текста (синтаксис) и вновь выставил на портал РСП. От Тимура Хамидуллина последовала неожиданно превосходная для меня рецензия: Grobartig! Bravo! Bravo! (Версия перевода: Грандиозно! Браво! Браво!).
***
    Как правило, начинающий автор пробует силы в рассказах, переходя от них к повестям и далее – к роману. Моя литература складывалась в обратном порядке: в дебюте, черпая сюжеты из собственного жизненного опыта, издал две повести и роман, отталкиваясь от которых, приступил к рассказам по самым разным ипостасям жизнеописания. В 2005 году мой комплект изданных книг пополнился Сборником юмористических рассказов, коих набралась полная сотня, не меньше и не больше. Изложенные события, имевшие место в советской действительности, главным образом собраны  от друзей и товарищей, которые поделились с автором занимательными сюжетами.
 
    Нельзя сказать, что переход от больших форм литературного жанра к малым упростил писательскую задачу. Рассказ предстает читателю стороной кажущейся простоты, тогда как в краткости изложения и состоит трудность написания, когда  значимость каждого слова, тем паче, предложения, кратно возрастают. В рассказе образ героев и идея должны проявиться столь же полно, что и в большом произведении, а места для того в самый обрез. Рассказ - это концентрация замысла, где недопустима размытость изложения. Сложность написания рассказа в том, что в малую форму надо вложить большой смысл и вывод. Важна концовка рассказа, которая должна подвести читателя на оценку события или героя, настроить его на размышления. К рассказу стараюсь подобрать эпиграф, сосредоточивающий мысль читателя на идее произведения. Эпиграф дисциплинирует автора, не позволяя ему отвлекаться от темы и идеи произведения, что особо важно для жанра короткого рассказа.
 
    В своих рассказах я стремился отразить необычные, порой парадоксальные происшествия, которыми во все времена богата жизнь, но не ограничиваться бойким пересказом, а придать ему художественную окраску, определенную долю авторской фантазии, еще и отразить общественную значимость, не упустить скрытые в историях нравственные начала. Юмор – это не только развлекаловка для скрадывания досуга и психологической разгрузки в условиях тусклых буден. Н. Чернышевский  считал, что к юмору склонны люди, которые «понимают величие возвышенного, благородного, нравственного, потому как в юморе высмеивается пустота, низость, мелочность, глупость». Так что, еще со времен Чернышевского сатира и юмор признавались орудием борьбы с человеческими пороками.

В ходе подготовки рукописей к предстоящему изданию многотомника я взялся за сортировку рассказов, которых набралось за сотню, по жанрам сочинительства. Ранее большинство из них мной огульно относились к юмористике, но при внимательном рассмотрении были распределены на три жанровые категории: сатирические, юмористические и иронической прозы. Некоторые из рассказов можно было перенести в  другой, смежный, раздел, что не существенно. Отдельный сборник был составлен из рассказов о животных, диких и домашних.

В 2021 году в издательстве Интернационального союза писателей вышла моя книга рассказов о животных "Жизнь рядом с нами". В октябре того же года она была выставлена на Московскую Международную книжную ярмарку, а следом - на ярмарку "Книжная Сибирь" (Новосибирск). Что заставило меня взяться за тему о живой природе? Животный мир появился и прижился на планете много раньше человека и существует в гармоничных отношениях с окружающей средой, в тесном общении и понимании законов природы. Человек разумный увидел, что он не одинок на планете, что рядом с ним налажена сложная и полноценная жизнь диких обитателей природы, способных к рассудочным действиям. Человек, оторванный от природы, пошел навстречу миру животных. По статистике, до половины жителей живут в содружестве с кошами, каждая пятая семья содержит собак. Что же привлекает нас в молчаливых компаньонах? Человек видит преимущество четвероногих земных сожителей, обходящихся самым малым и необходимым в жизни - кормом и укрытием от непогоды. Они свободны от гнета имущественной собственности и связанных с ними забот, а значит, бескорыстны, честны и добропорядочны. Вот он, оселок корысти и несчастий - собственность, выражаемая "всеобщим эквивалентом труда", в погоне за которым люди теряют чувство дозволенного, идут на преступления. Не случайно Карл Маркс  на одной стороне доллара видел ком грязи, на другой - сгустки крови. Вот почему люди находят в четвероногих сожителях верных и преданных друзей, чистые и неподкупные отношения, возвышающее начало, которого человеку недостает в своем сообществе. Человек, создавший потребительское общество и погрязший в нем, в нравственном отношении не выдерживает сравнения с высокоорганизованными животными. 

Удивительно, но литературная ниша по теме жизни животных остается открытой и слабо заполненной, хотя в ней достаточно полно представлен жанр рассказов и сказок для детей. Книга «Жизнь рядом снами» - новое слово в литературе о мире животных. Если в сказках, фольклорном творчестве и детской литературе широко представлены персонажи наших сожителей по планете, то произведения художественной прозы на эту тему единичны. Родоначальником жанра о животных является американский писатель и исследователь Э. Сетон-Томпсон (20-й век), рассказы которого насыщены трагизмом и жестокостью, вызванными беззащитным положением лесных обитателей и городских бродяжек. Следом за литературой Сетон-Томпсона появились произведения, в большей части описывающие жизнь и повадки животных, их биологические свойства и особенности. В русской литературе писатели М. Пришвин, К. Паустовский и другие запечатлели проникновенные описания живой природы и рассказы для детей, тогда как в современной литературе ощущается явный дефицит художественных произведений о тех, кто живет рядом с нами.
 
В книге "Жизнь рядом с нами" показан богатый внутренний мир животных, философия их жития. В рассказах, имевших место в действительности, их поведение и действия сравнимы с людскими, словно они те же люди, одетые в мохнатые шкуры. Действующие четвероногие герои имеют индивидуальные характеры и наклонности, поражают нас расчетливостью и осмысленностью действий. Книга написана ярким художественным языком, полна поучительных и приключенческих историй, несет нравственную и воспитательную функцию. Она состоит из трех десятков повестей и рассказов, основанных на реальных событиях, открывающих удивительный мир животных, способных глубоко понимать законы природы и решающих сложные задачи в непрерывной борьбе за существование в суровых внешних условиях и в жестокой конкуренции видов за выживание. Занимательные, драматические, а зачастую и трагические, истории, представленные в книге, захватывают воображение читателя, вызывают у него  глубокие сопереживания, укрепляют нравственные начала и подвигают к размышлениям о ценностях жизни. Эта книга о вечном, книга для всех поколений. На эти достоинства книги указывало агентство электронной библиотеки РИДЛИ (интернет), взявшееся за ее распространение на мировом книжном рынке: "Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. ... и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях".
***

    С годами писательское увлечение набирало опыт и силу, благожелательно воспринималось читателями и средствами массовой информации. Около тридцати газетных изданий опубликовали на своих страницах до двух сотен моих авторских статей, а также отзывов и распечаток из моих произведений. Газета «Иркутская неделя» в двадцати двух номерах полностью перепечатала «Повесть о сибирском коте», что равнозначно специализированному многотысячному изданию повести. Известны случаи, когда учителя собирали из газетных полос книжки-самоделки о приключениях сибирского кота или переписывали их от руки, чтобы провести по ним школьные уроки. Однако, успехи на местном уровне меня, как автора, уже не устраивали. Писательская  известность в пределах города казалась мне бесконечной гонкой белки в колесе. Как ни ускоряйся, с места не убежать. Попытка подключиться к системе Союза писателей России была отклонена под предлогом преклонности прожитых лет, а их насчитывалось за шестьдесят. Нет, так нет, а изображать белку в колесе тоже было ни к чему, так и забросил литературные занятия на десяток лет.

    Намек на старческую недееспособность, прозвучавший от представителя иркутского писательского цеха, подтолкнул меня к программе восстановления и оздоровления изношенного организма. Сердце, отметившее пятидесятилетие тремя микроинфарктами, не давало покоя. Сосудистая система тоже начала скрипеть и пошаливать. Поскольку к тому времени жизнь научила меня в вопросах здоровья на официальную медицину не надеяться, то его источник стал искать в частных компаниях, которых оказалось великое множество, хоть пруд пруди. Из них поочередно выбирал лучшие, одну американскую, две китайские и, наконец, две отечественных; в каждой из этих компаний я отметился научно-популярной монограммой, изданной в форме брошюры. Не иначе, как вирус  заброшенного творчества бередил истосковавшуюся душу, понуждая утолить писательский зуд.

Снадобья авторитетных мировых компаний поддержали меня на жизненном плаву, но решающее

 


Рецензии
Мне очень интересно было всё это узнать. Я, вообще, биографии читаю с особым чувством. А про эпиграфы обязательно надо упоминать. В них что-то есть!

Ольга Валентиновна   04.05.2019 17:00     Заявить о нарушении
Биографические сведения упоминал в контексте их увязки с литературными занятиями. В следующих разделах никакой биографии, но будет уже мне интересно Ваше мнение о моих писательских представлениях и понятиях.
Спасибо, Ольга, за одобрение первых (вступительных)частей,

Александр Ведров   04.05.2019 18:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.