7, 62 Действие пятое

"А дальше длинные тоннели коридоров, ведущие в гробницы сталинских строений, в мир новостроек и разрушенных соборов, в мир пятилеток и ушедших настроений. А впрочем, нет, те коридоры бесконечны и раз вошедший в них останется навеки, ведь потеряется во сне огарок свечки и темнота, как мертвецу, закроет веки; так попадаемся цыганке на приманку, так бесполезно торговаться с палачом, так заспиртованная мышь в литровой банке от жизни намертво залита сургучом. Так еженощные подвалы сновидений, плутание по коридорам бесконечным. А утром - серое похмелье пробуждений с больною головой и обгоревшей свечкой...

В сон погружаюсь, как в подвал сырой и чадный... ё...

Лука наступает на горло гнойной тени... Тень хрипит:

«Ну что, стадионный рэпер? Куда ты идешь? Ты не рубишь на запад окно, ты бл*** гамельнский крысолов, ты тащишь всех в самое дно».

  Внимательный зритель замечает, как в сумраке сцены  Михаил Кочетков весело подхватывает и уносит картонную фигуру Славы КПСС...

К Луке подходит Костылев: Что, старичок?
Лука. Ничего, старичок!..
Костылев. Так... Уходишь, говорят?
Лука. Пора...
Костылев. Куда?
Лука. Куда глаза поведут... Мож даж и в Новоро... в Новороссию!
Костылев. Бродяжить, значит... Неудобство, видно, имеешь на одном-то месте жить?
Лука. Под лежач камень — сказано — и вода не течет...
Костылев. То — камень. А человек должен на одном месте жить... Нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили... Куда кто хочет — туда и ползет... Человек должен определять себя к месту... а не путаться зря на земле...
Лука. А если которому — везде место?
Костылев. Стало быть, он — бродяга... бесполезный человек... Нужно, чтоб от человека польза была... чтобы он работал...
Лука. Ишь ты!

Татарин. Верно Лука говорит: надо итти в Новороссию! "На Украине нынче непонятки... Злой дух черепашки... (на сцене пропал звук)... коснулся сотен тысяч... (снова пропал звук)...  на Украине... (и опять куда-то исчез звук)... Если бы человек, не знающий о том, какие события развертывались в Ольгинском районе Сталинской области в июне ???? года, задумал проехать по району, он был бы поражён и раздосадован. На одной из дорог его бы остановили и строго сказали, что проезд закрыт.
- Почему?  Испорчена дорога? Провалились мосты?
- Вредная черепашка!
- Странный ответ!
 И если бы ему удалось пробраться мимо зорких сторожей дороги, то он вскоре удивился бы ещё больше, встретив людей с хоботами противогазов.
 Этому любопытному без долгих разговоров тоже надели бы противогаз, потому что местность была отравлена газами, а любой школьник знает, как опасен хлорпикрин. Так боролись с неприятельским Нашествием вредной черепашки..."

Кривой зоб. (сидя на заваленке). Это фейк! Точно говорю! В науке принято доказывать свои выводы, ссылаясь, например, на исторические источники!
Татарин. Как же, фэйк? Ведь это не Киселев говорит, и даже не Соловьев... а сам Генка ФИШ!
Кривой зоб. Неграмотно говорит, и ссылок нет, и Генка твой не является историком, зато изрядно отметился как балабол.
   Татарин. В таком случае и homo balabolusa Владимира Войновича надо отнести к одному из подвидов homo sapiens? Только думается мне, Войнович в детстве, вместо того чтобы играть в компьютерные игры, слишком много читал Фиша... книги которого, как личинки Теленомуса, предназначенные для борьбы с вредителями...  без труда можно было найти в любой школьной библиотеке! И не нужно быть мичуренцем, чтобы не предвидеть последствий... И, ясен пень, что в результате Хрущевской оттепели в сознании Войновича  появляется Иван Чонкин и желает поведать строителям социализма о колхозном кладовщике Гладышеве!
    Василиса. И што они узнали?
    Татарин. "Гладышев имел много свободного времени для пополнения знаний и держал в своей маленькой голове столько различных сведений из различных областей, что люди, знакомые с ним, только вздыхали завистливо и уважительно вот это, мол, да!.. Всех этих знаний Гладышев добился исключительно путем саморавания, ибо смешно было бы приписывать тут какую-нибудь заслугу церковноприходской школе, где он окончил всего лишь два класса... Но, помимо всех попутных идей, была у Гладышева еще и такая, которой решил он посвятить всю свою жизнь и посредством ее обессмертить свое имя в науке, а именно:  вдохновленный прогрессивным учением Мичурина и Лысенко, надумалнон создать гибрид картофеля с помидором, то есть  такое растение, у которого внизу росли бы клубни картофеля, а наверху одновременно вызревали бы помидоры. Будущий свой гибрид Гладышев назвал в духе того великого времени "Путь с социализму", или сокращенно "ПУКС", и намерен был распространить свои опыты на всю территорию родного колхоза..." и Владимиру Войновичу было так по летнему весело, что он даже не заметил тепло одетых товарищей, чей бдителный взгляд разглядел в нем вредную черепашку... Eurygaster integriceps...
В 1975 году, после появления «Чонкина» за рубежом, Войновича вызвали для беседы в КГБ, где предложили издаваться в СССР. Далее, для обсуждения условий снятия запрета на издание отдельных его работ его пригласили (как новичка в закулисье...) на вторую встречу — на этот раз в гостиницу «Метрополь»... Войновичу, конечно повезло и, 21 декабря 1980 года, Войнович с семьёй был выслан из СССР!
   
    Актер (смеясь). Это ж какой-то Фихте с артефактами бессознательного получается!
   Кривой зоб. Весь этот бред не имеет отношения к науке истории. Но зато имеют отношение к пропаганде и фольк-хистори!
   Татарин (удивленно) Бред? А как, в таком случае относится к свидетельству соратникa Вавилова, биологa Е. С. Якушевского, который утверждал, что в ночь с 20 на 21 ноября1939 года состоялась последняя встреча Вавилова и Сталина? Якушевский вспоминал об этом: «Вместо приветствия Сталин сказал: „Ну что, гражданин Вавилов, так и будете заниматься цветочками, лепесточками, василёчками и другими ботаническими финтифлюшками? А кто будет заниматься повышением урожайности сельскохозяйственных культур?“ Вначале Вавилов опешил, но потом, собравшись с духом, начал рассказывать о сущности проводимых в институте исследований и об их значении для сельского хозяйства. Поскольку Сталин не пригласил его сесть, то Вавилов стоя прочитал устную лекцию о вировских исследованиях. Во время лекции Сталин продолжал ходить с трубкой в руке, и видно было, что ему всё это совершенно не интересно. В конце Сталин спросил: „У вас всё, гражданин Вавилов? Идите. Вы свободны“». Это тоже фольк-хистори? Сталин ни черта не понимал в науке! Владимир Ильич Ленин был уверен, что в Советской стране Менделеевы будут академиками, а не учеными хранителями Депо мер и весов... а тем более заключеными тюрем... Вот только дачники-мичуринцы были проще и понятней товарищу  Сталину... ведь если кухарку можно научить управлять государством, значит и дачник-мичуринец может стать настоящим академиком! Когда же старая гвардия большевиков, занимавшаяся индустриализацией поняла, что прикрываясь Лениным Иосиф им морочит голову, было уже слишком поздно... приговор о выходе на пенсию был подписан...
    Кривой зоб (разглаживая бороду). Хм! Не забывайте, - основной объем грязи против него вылит в период Хрущевского переворота, в период, когда появилось огромное число уже доказанных фальшивых "документов". Второй такой период, сопоставимый по размаху фейков, начался при Горбачеве. Соответственно, нужно крайне осторожно относиться к источникам того периода.
   Костылев. Верно говоришь, Кривой зоб! Давно пора этим недоумкам выпрямить мозг...  "Любой грамотный историк подтвердит, что мемуары нужно рассматривать крайне критично: они в большинстве написаны участником событий с целью показать себя слегка (или не слегка) лучше, чем на самом деле, и свести счеты со своими недругами. И поэтому очень часто современные мемуары разных авторов противоречат друг другу. Хотя какими-то свидетельствами они могут являться, если сведения подтверждены другими независимыми источниками..." Как-то так.
   Лука. Да, я согласен!.. Не следует доверять мемуарам (или письмам) Блеза Паскаля, которые абсолютно противоречат мемуарам иезуитов... Это такое же безумное занятие, как сравнение резни гугенотов католиками  в Варфоломеевскую ночь с нехитрыми забавами Ивана Грозного... Однако интересно другое: есть ли противоречие в отношеНИИ великого Сталина и  ГЕНиального Трофима Лысенко к Николаю Вавилову?
   Татарин. Слава богу Паскалей у нас нету! А вот Геннадий Фиш на радость всем трудовым советским людям  представляет в 1940 году сказочно интересные факты: "В старинном барском доме, в комнате с зелёным сводчатым потолком, на котором вылепленны геральдические львы и несуществующие растения, т.-е. в кабинете президента Академии сельскохозяйственных наук имени Ленина, осенью того же года, за несколько недель до описанной первой главе поездки, происходила такая беседа.
Человек из Визра (Всесоюзный институт защиты растений) говорил:
 - Вот наша смета на изучение вредной черепашки и методов борьбы с ней. На это должно уйти немного денег (56 000 рублей) и немало времени. В 1939 году черепашка будет изучаться, на основе этого изучения будут поставлены опыты борьбы с ней, и года через два-три, возможно, эти опыты дадут такие результаты, что можно будет наладить эффективную борьбу.
- Мне нужны не опыты, не изучение методов, не постановка проблемы, - сказал второй собеседник, -  мне нужно, чтобы уже в 1939 году на полях Союза Советских Социалистических Республик не был вредной черепашки, чтобы весь урожай предстоящего года был наш! Понятно?
- Что ж, мы не маги, не волшебники, -  усмехнулся человек из Визра, - мы только ученые!
 А мне всё равно кто вы такие! - сказал второй.
- Мне важно, чтобы ни один килограмм предстоящего урожая не был поражён вредной черепашкой, не был отнят у народа. И потому я не утвержу вашей сметы. Беру на себя такой риск.
- И ответственность, -  тихо подсказал человек из Визра и вышел из кабинета.
   В кабинете остался второй собеседник. Он потребовал чтобы ему немедленно доставили всю имеющуюся на разных языках литературу о вредной черепашки, ее истории, ее жизни и мерах борьбы с ней. Он стал читать.
 Так как от литераторов требуется, чтобы они давали своих произведениях живого человека, то спешу сообщить читателям чтобы второй собеседник - один из самых живых людей нашей эпохи и зовут его Трофим Денисович Лысенко.
 Среди массы ненужных сведений, наукообразных положений, чертежей и таблиц о вредной черепашке он друг прочитал о теленомусе..."
   Лука (смеясь) И " это была одна из поворотных минут в истории (сталинского) естествознания... Чем же мы хуже быржуазных ученых!  "Школьному учителю швейцарцу Иоганну Якобу Бальмеру было шестьдесят лет, когда в 1885 году он опубликовал свою формулу — плод великого долготерпения. Он сумел ее вывести, «играя в числа». Это иронически называлось «цифрологией». Он не знал об устройстве атома ничего и располагал лишь короткой табличкой тогдашних данных о длинах световых волн в спектре водорода. Могущество арифметики и чутья природы… Увидев эту формулу, Нильс Бор уже не мог от нее оторваться. В минутном прозрении осозналось: вот оно — то, чего ему остро недоставало для понимания атома! Долгожданный паром. Сейчас он отчалит. Впереди откроется берег… Это была одна из поворотных минут в истории естествознания..."
   Татарин. Совершенно верно! Это была одна из поворотных минут в истории великого сталинского естествознания!
 " В одной из книжек, написаной ученым Васильевым, Троф. Дин. Лысенко прочитал о том, что существует на свете такая маленькая-маленькая мушка-наездник теленомус. Она откладывает свои яички в яички черепашки, и так как эти яички развиваются быстрее черепашкиных, то выведшиеся личинки теленомуса питаются содержимым яичек черепашки и тем самым уничтожают возможное ее потомство... Этот теленомус был в прежнее время открыт еще двумя другими учеными, но так прочно потом позабыт, что учёные, СОСТАВЛЯВШИЕ СМЕТУ Визра,  о нём всерьез и не подумали.  И тогда Трофим Денисович решил: надо во чтобы то нистало достать и в этом же году размножить теленомусов, выпустить к лету на поля и уничтожить черепашку..."
   Актер. А сколько надо?
 
"Тут карандаш быстро забегал по бумаге, и через минуту стало известно, что понадобится не менее 600 000 000 черепашек - всего около двадцати пяти тонн, почти полных два товарных вагона."

Татарин. "Два товарных вагона клопов!"
Актер. "Ну, как их собрать, да ещё так скоро?"
Татарин. " - Дорогой товарищ, - сказал Лысенко, - если бы мы хотели сами провести всю эту работу, нет никакого сомнения, что, даже увеличив штаты нашего института в десять раз, мы с этим делом провалились бы. Но у нас на Украине тысячи колхозов, которые кровно заинтересованы в том, чтобы уничтожить черепашку. Вот и надо обратиться к ним, и через несколько недель мы будем иметь черепашки столько, сколько нам надо, а то и больше..." И что вы думаете? " Вредныу черепашку собирали вручную колхозницы. За собранный килограмм черепашки колхознице начисляется пять трудодней и 2 руб 50 копеек деньгами. Сотни женщин, просиживая весь день на корточках и згибаясь до ломты в спине, руками собирали черепашку с травы, стеблей, листьев..."
   Лука. Вот оно: могущество арифметики и чутья природы... Теперь ясно на каком пароме Лысенко переплыл в Академию наук! Вот только интересно, кто был более крупным жуликом: представитель фирмы Форда, американский бизнесмен Арманд Хаммер, доставивший весной 1923 года в Советскую Россию первую партию в десять тракторов типа "Фордзон" или чудо-академик Трофим Лысенко?
Актер. 4-й Народный комисар финансов СССР Влас Яковлевич Чубарь мог бы внести ясность в данный вопрос, но, к сожалению, 26 февраля 1939 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР (в составе Ульриха, Дмитриева и Суслина) Чубарь был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение в тот же день... Сменившего Чубаря на боевом посту Арсения Зверева подобными вопросами лучше не беспокоить...
  Василиса ( из далека). Как говорит бывшая прима Большого театра:
"Они должны встать и совести своей задать вопрос… Пусть они работают, простите, не курят на завалинке бычок, пусть они работают и думают, что каждый из них и каждый из нас вообще, что мы можем сделать для блага нашей страны».
   Актер. И что же в финале?
Татарин. Как говорит Геннадий Фиш, победа над черепашкой не имеющая себе подобных в мировой истории БОРЬБЫ С ВРЕДИТЕЛЯМИ  и по эффективности  и по сжатости сроков, оказалась возможной потому что вся компания происходила в условиях победившего и всё укрепляющегося советского колхозного строя, и работники института опирались в этой войне массы колхозного крестьянства..." Все молодцы! И Лысенко! И, конечно же товарищ Сталин!
   Лука. Видимо не особо полагаясь на колхозный строй в предчувствии большой войны,  советский конструктор оружия Владимир Григорьевич Федоров, хорошо знавший о "готовности" русской армии к Первой мировой войне",  не случайно написал  в 1940 году в своей книге "История винтовки" небольшое введение... что бы напомнить Сталину, что  "На вооружении Красной Армии состоит винтовка обр. 1891/30 гг., являющаяся одной из лучших по сравнению с винтовками иностранных армий..."
И, конечно, "Каждому бойцу отлично известны ее устройство, назначение различных деталей, ее боевые качества. Но, кроме знания ее конструкции, необходимо иметь сведения и о том, как разрабатывалась эта винтовка и как постепенно совершенствовалось ручное метательное оружие, начиная от самых первоначальных образцов, которые в незапамятные времена применялись нашими отдаленными предками..." Эти сведения могли бы пригодиться Красной Армии в первые месяцы войны...


Рецензии