Французская литература 19 в. реализм. Стендаль, Ба

В книгу вошли краткие обзорные статьи с отрывками из литературных, исторических, философских памятников девятнадцатого столетия. Статьи включают в себя информацию о жизни и творчестве наиболее прославленных авторов России, Италии, Германии, Англии, Франции, Китая, Японии, США. Иллюстрации автора создают образное впечатление от прочитанного материала.

Реализм
Формирование реалистического, художественного метода во французской литературе 19 века обнаруживается уже в памфлетах П. Курье и в сатирических стихах Беранже, Э. Моро. Однако высшее свое развитие этот метод получил в произведениях Стендаля и Бальзака.

 
СТЕНДАЛЬ – под таким именем вошел в литературу французский писатель Анри Мари Бейль. Он родился в Гренобле, в семье нотариуса, был свидетелем и участником важных событий рубежа 18-19 вв.: французской буржуазной революции, наполеоновских войн. С юности увлекался искусством, литературой, но мечтал стать математиком и собирался поступить в Политехническую школу. Однако бурные исторические события во Франции привели его в армию Наполеона, и он дошел с наполеоновскими солдатами до Москвы. Первые книги Стендаля появились во время его пребывания в Италии и были посвящены музыке и живописи. Лишь в 1820-е гг., когда Стендаль возвращается в Париж и включается в борьбу романтиков за новую литературу, он обращается к художественной прозе. Объединяясь с романтиками в полемике с эпигонами классицизма, защищая новое искусство, Стендаль создает реалистическую эстетику. Историки литературы по праву называют его родоначальником критического реализма во французской литературе 19 века. Стендаль был одним из активных участников романтического движения 20-х годов 19 века. Это видно в двух книгах: «История живописи в Италии» и «Расин и Шекспир». Однако в зрелый период своего творчества он выступает как писатель-реалист. Его знаменитый трактат «Расин и Шекспир» (1825) явился по существу манифестом реалистического искусства, хотя Стендаль и объявил себя в нем романтиком.
Литературное наследство Стендаля обширно. В него входят пять романов. Первый из них – «Арманс» (1827) – был встречен весьма холодно читателями и критикой, отмечавшей искусственность сюжета, неудачную композицию. Два последующих романа – «Красное и черное» и «Пармская обитель» - вошли в классический фонд мировой литературы. Романы «Люсьен Левен» («Красное и белое») и «Ламьель» остались незаконченными и были изданы лишь после смерти автора. Стендалю также принадлежат великолепные «Итальянские хроники» («Ванина Ванини», «Виттория Аккорамбони», «Ченчи», «Аббатисса из Кастро»). Кроме того, Стендаль написал ряд автобиографических произведений: «Жизнь Анри Брюлара», «Воспоминания эготиста», путевых заметок: «Рим, Неаполь, Флоренция», «Прогулки по Риму», трудов по истории живописи, музыки, театра.
Вершиной творчества Стендаля стал знаменитый роман «Красное и черное». Как и его современник, Бальзак, Стендаль проявляет себя историком, исследователем нравов общества. Этот роман открывается  эпиграфом, который подходит ко всему творчеству писателя: «Правда, горькая правда». Это были слова Дантона. «Красное и черное» распадается на две части: действие первой происходит в провинции, второй – в Париже в пост наполеоновскую эпоху. Сын плотника Жюльен Сорель – плебей, как он сам себя называет, - благодаря успехам в самообразовании попадает в высший свет: сначала служит гувернером у детей мэра небольшого городка; затем – секретарем у маркиза Ла-Моля, могущественного вельможи во времена реставрации Бурбонов. В обоих случаях 19-летнего юношу ждет необычная любовь: в Верьере он становится любовником жены мэра г-жи де Реналь; в Париже – соблазняет дочь маркиза Матильду. Обе женщины, разные по возрасту и характеру, любят Жюльена самозабвенно, ради него готовы отдать не только честь, но и жизнь. В описании их мятущихся чувств, сомнений, импульсивных поступков и роковых решений Стендаль достигает высот, которые были доступны только выдающимся писателям. Его влияние мы видим у русских писателей: Лев Толстой не боялся признавать себя учеником Стендаля. Сквозь слова и поступки возлюбленных Жюльена Сореля явственно проглядывает образ будущей Анны Карениной.
Роман Стендаля – это,  прежде всего, памятник всемогущей женской любви, которую выразила в своих словах г-жа де Реналь: «Я вся – одна сплошная любовь к тебе. Даже, пожалуй, слово «любовь» - это слишком слабо». Эта фраза была произнесена ею в самом конце романа, когда наступила развязка, и Жюльен Сорель неудачно попытался застрелить свою первую возлюбленную. Г-жа де Реналь осталась жива, но, ненадолго. Через три дня после казни Жюльена она умерла. Матильде же досталась голова гильотинированного любовника, которую она похоронила в горной пещере.
Гибель Жюльена Сореля оборачивается для него большой нравственной победой: над теми, кто его судит, и – главное – над собственными слабостями и недостатками. Начав с сочувственно-иронического отношения к своему персонажу, Стендаль в конце романа возвышает его и в глазах читателей, и в своих собственных глазах.
Другую судьбу своего литературного героя Стендаль представил в романе «Пармская обитель». Судьба Фабрицио – это нескончаемая череда захватывающих приключений, его искренность и обаяние волнуют читателей. Сын маркиза дель Донго Фабрицио провел детство в родовом замке Грианта. Проникшись восторженным чувством к Наполеону, Фабрицио бежит из родительского дома и присоединяется к войскам императора, оказываясь наивным и неискушенным свидетелем битвы при Ватерлоо.
Особую роль в жизни Фабрицио играет его тетка, графиня Пьетранера, которая помогает ему избежать опасных последствий его поступка и избирает для племянника жизненное поприще, направив в Неаполь изучать богословие. Прибыв через четыре года в Парму ко двору принца, Фабрицио преображается: его манеры отличаются благородной сдержанностью, он необыкновенно красив и вскоре пробуждает к себе пылкую любовь герцогини. Принц и придворные, однако, встречают его с крайней неприязнью. Чувствуя себя неспособным ответить на серьезную любовь герцогини, Фабрицио ухаживает за молодой актрисой Мариеттой и, защищаясь от нападения ее мужа Джилетти, убивает его. В результате придворных интриг дело принимает дурной оборот: Фабрицио приговаривают к двенадцатилетнему заключению в крепости, в башне Фарнезе. Из окон своей камеры Фабрицио видит Клелию Конти, дочь коменданта крепости, с помощью знаков общается с ней и вскоре влюбляется в нее со всей страстью, забывая о тяжести заключения в темнице. Его тетка устраивает побег племяннику; им помогает Клелия, но, поверив, что Фабрицио отравил ее отца, она принимает обет никогда больше не видеть его. Тогда он добровольно возвращается в крепость в ожидании суда. Оправданный, получивший высокую церковную должность коадъютора, а затем архиепископа пармского Фабрицио находит утешение только в любви Клелии, нарушившей свой обет. После ее смерти и смерти сына он удаляется в пармский монастырь и ненадолго переживает возлюбленную, отказываясь от мирских почестей и славы.
Изображение сильной, страстной, цельной личности – важнейшая тема в творчестве Стендаля, отвечающая его художественным принципам: « описывать страсти и различные чувства, волнующие души героев».
Отрывок из романа Стендаля «Красное и черное»:
«…Стоит ему показаться, все шляпы поспешно приподнимаются. Волосы у него с проседью, одет он во все серое. Он кавалер нескольких орденов, у него высокий лоб, орлиный нос, и в общем лицо его не лишено известной правильности черт, и на первый взгляд даже может показаться, что в нем вместе с достоинством провинциального мэра сочетается некоторая приятность, которая иногда еще бывает присуща людям в сорок восемь — пятьдесят лет. Однако очень скоро путешествующий парижанин будет неприятно поражен выражением самодовольства и заносчивости, в которой сквозит какая-то ограниченность, скудость воображения. Чувствуется, что все таланты этого человека сводятся к тому, чтобы заставлять платить себе всякого, кто ему должен, с величайшей аккуратностью, а самому с уплатой своих долгов тянуть как можно дольше…»
      

 
Оноре де БАЛЬЗАК (1799-1850). Наиболее правдивые сведения о Бальзаке оставили его два современника, большие художники и романтики: Жорж Санд и Виктор Гюго. Жорж Санд поразила личность Бальзака, его безмерная увлеченность своими замыслами.
Она писала о нем: «Детски-наивный и могучий, искренний и в скромности своей, и в бахвальстве, верящий в себя и других, очень экспансивный, очень добрый и безрассудный, и положительный, и фантазер свыше всяких мер, доверчивый и скептик, полный противоречий и загадочный – таким был Бальзак, тогда еще молодой… Он никогда не поучал, он говорил о себе, только о себе. Лишь однажды он отвлекся, что бы рассказать нам о Рабле, которого я еще не знала. Он говорил так чудесно, блистательно, прозорливо, что мы думали, уходя: да, да, сомневаться невозможно, он добьется всего, о чем мечтает…»
Виктор Гюго о личности и творчестве писателя писал: «… он берет современное общество мертвой хваткой… Он копается в пороке, он разымает страсть. Его скальпель проникает в человека, в душу, в сердце… в пропасть, которую каждый носит в себе. И вот… Бальзак после этих страшных трудов, приводивших Мольера к меланхолии и к мизантропии – Руссо, выходит улыбающийся и светлый».
Создав «Человеческую комедию» - огромное социально-историческое полотно, включающее более ста романов и повестей, Бальзак оказался наиболее зорким историком Франции. Описывая своих современников, их повседневную жизнь, Бальзак повествовал так правдиво, что ему удавалось проникнуть в потаенные уголки души человека. Это мы видим на страницах таких произведений Бальзака, как «Гобсек» (1830), «Полковник Шабер» (1832), «Шагреневая кожа» (1830), «Евгения Гранде» (1833), «Блеск и нищета куртизанок» (1836-1847) и других.
Последователи Бальзака – Гюстав Флобер и Эмиль Золя, а также русские писатели Ф.М. Достоевский и А.М. Горький - восхищались способностью великого художника к обобщению.
Бальзак сам прошел через все трудности жизненного пути; живя в Париже, он пытался заняться предпринимательством, но его типография была описана за долги. Этот великий человек мог быть только писателем, он выпускает один роман за другим. Бальзак был одним из самых трудолюбивых писателей; рабочий день его длился по 14 часов в сутки. Жизнь его интересна напряженной работой интеллекта, друзьями, окружавшими его.
Творческая история «Гобсека» - пример того как автор искал свою тему в оригинальных решениях. Первый вариант, «Опасные беспутства», представлял эпизоды семейной драмы некоей графини, которую погубила страсть к расточительному любовнику и переход ее состояния в лапы ростовщика. В окончательной редакции 1835 года новелла несколько изменилась: на первый план вышел образ ростовщика Гобсека, которого автор наделил сознанием превосходства над его духовно опустившимися, изолгавшимися клиентами. Этот ростовщик признавал в жизни только власть золота. Личная одаренность Гобсека увеличивает впечатляющую  силу образа, но заключенные в нем великая жизненная сила и энергия сошли на нет, рассеялись в прах. Образ предстает в сложной игре чувств, которые ростовщик внушает честному Дервилю попеременно: удивление, смешанное с ужасом, - известное уважение – пренебрежение. Проза новеллы насыщена наблюдениями, социальными и философскими идеями, вопросами и предположениями автора.
«Шагреневая кожа» впервые принесла своему автору настоящую славу. Бальзака с ранней юности занимало чудо духовной энергии человека – воли, разума, чувств, страстей, значение эмоций для жизнестойкости и долголетия человека, отчаянная проблема соотношения жизни и смерти. Придя к мысли об обратной зависимости между продолжительностью жизни и ее интенсивностью, автор воплотил ее в небольшом романе на жизненном материале, изобразил своего современника, молодого человека, и его проблемы. В фантастической символике романа, в причудливом сказочном повествовании стремительно разворачивалась судьба человека, путь к его нравственной и физической гибели.
«Полковник Шабер» (1832) – это самое известное произведение Бальзака в форме малого жанра, где показаны взаимоотношения между людьми в семье и обществе. В этой новелле рассказано о возвращении человека, считавшегося мертвым, и развернувшейся семейной драме.
Роман «Евгения Гранде» (1833) написан на материале провинциальной жизни, казалось бы серой и однообразной, роман о том, как не вышла замуж дочь сомюрского торговца. Обращенный к реальности и повседневности, Бальзак увидел в ней волнующую борьбу страстей: «Корабль тонул, не оставляя ни каната, ни доски на необозримом океане надежд», «Такова история этой женщины… созданной для величия супруги  и матери и не получившей ни мужа, ни детей, ни семьи».
В 1834-35 годах Бальзак работает над «Отцом Горио», где он показал безмерность отцовского чувства к двум бессердечным дочерям, которые «пытали его, как палачи». Если читать это произведение внимательно, то можно увидеть, что «Отец Горио» - «роман воспитание», воспитание Растиньяка. История Горио представляет наглядный урок юноше, раскрывая господство низменного эгоизма и трагическую судьбу бескорыстного чувства.
Впервые в европейской литературе Бальзак сделал главным героем романа («Поиски абсолюта», 1834) ученого в современном смысле слова, предугадав значение еще совсем молодой науки химии. Он показал деспотическую страсть к исследованию, подчинившую себе жизнь ученого, и его правоту в поединке с обществом и семьей.
В философской новелле «Неведомый шедевр» (1831-1837) об исканиях художника, которые завели его в тупик, поставлены несколько вопросов: натура и художник, теория живописи и творческая практика, внутренние условия плодотворного творчества, художник и зритель.
В период возникновения и формирования  общего замысла  будущей «Человеческой комедии» Бальзак, по свидетельству Ф. Давина (1835), много размышляет и говорит о Шекспире. Это свидетельство позволяет предположить возможность ориентации Бальзака на беспримерный опыт английского драматурга, сумевшего во всей полноте и неповторимости запечатлеть свой век и его нравы. Шекспировская всеохватность угадывается в намерении Бальзака описать все явления жизни, все типы современного общества. Однако, в отличие от Шекспира, главным жанром для своего произведения Бальзак выбирает роман, существенно преобразованный в соответствии с требованиями нового времени. Тем не менее, он считает, что его романы «неточно называются романами». Это, настаивает автор, «драмы», «трагедии», «сцены жизни», сливающиеся в «человеческую комедию».
Самое яркое произведение «Человеческой комедии» с точки зрения изображения в нем шекспировского наследия – это «Отец Горио». К теме дочерней неблагодарности, востребованной во все литературные эпохи, Бальзак приходит, следуя логики своего творческого пути. Смысловую ценность своего романа писатель видит в выявлении разницы между трагедией Лира и трагедией Горио, которая, надо заметить, заключается в исключительности первой и обыденности второй. «Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь, и рушится семейная связь между родителями и детьми», - предупреждал Шекспир.

Отрывок из романа Бальзака «Гобсек»:
«…Как-то раз зимою 1829–1830 года в салоне виконтессы де Гранлье до часу ночи засиделись два гостя, не принадлежавшие к её родне. Один из них, красивый молодой человек, услышав бой каминных часов, поспешил откланяться. Когда во дворе застучали колёса его экипажа, виконтесса, видя, что остались только её брат да друг семьи, заканчивавшие партию в пикет, подошла к дочери; девушка стояла у камина и как будто внимательно разглядывала сквозной узор на экране, но, несомненно, прислушивалась к шуму отъезжавшего кабриолета, что подтвердило опасения матери…»

 
 
 
 
 
 
 

Гюстав ФЛОБЕР (1821 – 1880). Его отец был известным врачом. Свое детство Флобер провел при госпитале, где жила его семья. В восемнадцать лет Флобера отправили в Париж изучать юриспруденцию; этот предмет он нашел непонятным и бросил учебу. В 1844 году он поселился с родителями в семейном имении Круассе, недалеко от Руана. Здесь, в суровом, обыденном и почти монашеском уединении, он проведет остаток своей жизни, занимаясь писанием с такой тщательностью, которая получила название «флоберовщина». Литературоведы подчеркивали, что нужный ритм повествования давался ему трудно, и он мог проводить целые дни, отшлифовывая одну-единственную страницу. Невротическое заболевание усилило его изоляцию.
Флобер никогда не был женат. В своей молодости он испытывал некоторые чувства к некой мадам Шлезингер. Позднее у него была связь с поэтессой Луизой Коле. Уже первое зрелое произведение Флобера – роман «Госпожа Бовари» (1856) - поразил читателей художественным совершенством – удивительным гармоническим сочетанием композиции  и стиля романа. В отличии от предшествующих романистов Флобер не противопоставляет незаурядного героя пошлому окружению, а рисует героиню, чьи представления  и идеалы, почерпнутые из второстепенной литературы, невольно становятся доказательствами невозможности ее разрыва с пошлой средой. Флобер в своем произведении старается не выражать прямо и явно ни сочувствия, ни негодования, а представляет персонажам самим выражать себя через поступки.
Действие романа «Госпожа Бовари» происходит в маленьком провинциальном городе Ионвиле, куда приезжают доктор Шарль Бовари и его жена Эмма, которая получила воспитание в монастыре. Она отличается романтическим и возвышенным представлением о жизни. Но жизнь оказалась совсем иной. Муж ее – обыкновенный провинциальный лекарь. Ее любовники – Родольф Буланже и клерк Леон – пошляки, эгоисты, бросившие Эмму ради личных выгод. Эмма убеждается, что жизнь полна разочарований, счастье, о котором она мечтала, иллюзорно. И когда к ее тяжелым моральным страданиям присоединяются и материальные затруднения, в которых она не может признаться мужу, Эмма кончает жизнь самоубийством.
В 1869 году появляется «Воспитание чувств» - роман о современном Париже, основанный во многом на студенческих воспоминаниях Флобера. Писатель продолжил историю жизни молодого человека в тогдашнем обществе, начатую еще Стендалем и Бальзаком. Однако его герой живет в другое время и во многом отличается от своих энергичных и честолюбивых предшественников – Жюльена Сореля и Эжена Растиньяка. Фредерик Моро – герой этого Романа, натура пассивная и бездеятельная. Хотя он и приезжает в Париж, но там герой лишь безвольно проживает жизнь, не строит ни каких планов и заранее лишен иллюзий, он не делает драмы из того, что с ними рано или поздно приходится расставаться.
Отрывок из романа Флобера «Госпожа Бовари»:
«…Быть может, новичок не обратил внимания на нашу проделку, быть может, он не решился принять в ней участие, но только молитва кончилась, а он все еще держал фуражку на коленях. Она представляла собою сложный головной убор, помесь медвежьей шапки, котелка, фуражки на выдровом меху и пуховой шапочки, – словом, это была одна из тех дрянных вещей, немое уродство которых не менее выразительно, чем лицо дурачка. Яйцевидная, распяленная на китовом усе, она начиналась тремя круговыми валиками; далее, отделенные от валиков красным околышем, шли вперемежку ромбики бархата и кроличьего меха; над ними высилось нечто вроде мешка, который увенчивался картонным многоугольником с затейливой вышивкой из тесьмы, а с этого многоугольника свешивалась на длинном тоненьком шнурочке кисточка из золотой канители. Фуражка была новенькая, ее козырек блестел…»

 
«Госпожа Бовари» лист 1
 
«Госпожа Бовари» лист 2
 
«Госпожа Бовари» лист 3
 
«Госпожа Бовари» лист 4

МЕРИМЕ
Проспер Мериме (1803-1870). Мериме занимал высокие государственные должности, был крупным чиновником, сенатором. Широко и разносторонне образованный человек – историк, этнограф, лингвист, археолог.
Первое опубликованное произведение Мериме – сборник пьес  «Театр Клары Газуль», выданный им за сочинение никогда не существовавшей испанской актрисы. В 1827 году Мериме  издал сборник прозаических баллад «Гюзла, или Избранные произведения иллирийской поэзии, собранные в Далмации, Боснии, Хорватии и Герцеговине». Этот сборник тоже является литературной мистификацией. Лишь две баллады этого сборника являются переводами сербских песен, остальные 32 сочинены самим Мериме.
В историю литературы Мериме вошел, прежде всего, как мастер новеллы, где он сумел тонко раскрыть сложный мир человеческих отношений. Его новеллы посвящены современности, рисуют жизнь французского общества первой половины 19 века. Он показывает уродующую власть золота в новеллах  «Двойная ошибка», «Этрусская ваза». Знаменитая новелла «Кармен» рассказывает о трагической любви и о сложных человеческих отношениях.
Два последних десятилетия своей жизни он посвятил изучению России. Он был знатоком и страстным любителем русского языка и литературы – признавал Пушкина первым поэтом современности.
Отрывок из произведения П. Мориме «Кармен»:
«…Тень и ручей настолько меня очаровали, что я вспомнил про
ломти превосходной ветчины, положенные моими монтильскими
друзьями в сумку моего проводника. Я велел их принести и
пригласил незнакомца принять участие в походном завтраке.
Если он давно не курил, то не ел он, должно быть, по меньшей
мере двое суток. Он глотал, как голодный волк. Я решил,
что встреча со мною ниспослана бедному малому свыше.
Проводник мой меж тем ел мало, пил еще того меньше и не
говорил вовсе, хотя с самого начала нашего путешествия
проявил себя беспримерным болтуном. Присутствие нашего
гостя, по-видимому, его стесняло, и какая-то недоверчивость
отстраняла их друг от друга, хоть я и не мог разгадать ее
причины…»

 
Ги де МОПАССАН (1850-1893). Все творчество Мопассана можно разделить на три периода. Первый – 60-70-е годы, период ученичества, когда будущий писатель проходит литературную школу у Флобера, выдающегося мастера художественной прозы, блестящего стилиста. Под влиянием Флобера и Тургенева формируются эстетические воззрения Мопассана, складывается его реалистический метод. Второй – 1880-1886-е годы – период зрелого творчества Мопассана. В эти годы писатель создает свои лучшие произведения – романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886) и многочисленные новеллы. Третий – 1887-1890-е годы – отмечен некоторым кризисом его творчества. Социальный роман уступает  место психологическому роману («Пьер и Жан», 1887; «Сильна как смерть», 1889; «Наше сердце», 1890). Влияние декаданса сказывается и на новеллистке Мопассана, в которой начинает преобладать фантастическая, мистическая тема (повесть «Орля», 1887).
Наиболее удачными романами Мопассана, где проявилось его незаурядное художественное мастерство, считаются два – «Жизнь» и «Милый друг». В романе «Жизнь» писатель задается вопросом, имеющим общечеловеческий, философский смысл, что же такое человеческая жизнь? Этот вопрос решается на примере горестной судьбы главной героини романа Жанны де Во. Мопассан склонен был объяснять человеческие беды двумя обстоятельствами: некоторой биологической неполноценностью человека и неприятием общества данного индивида из-за его разногласий с ним. Именно второй фактор является определяющим для судьбы Жанны; она становится жертвой грубого эгоизма, своекорыстия, лицемерия. Образ Розали, с ее душевным благородством и прямотой чувств, противопоставлен образу Жанны. Это произведение заслужило высокую оценку Л.Н. Толстого, который считал, что «Жизнь» - один из лучших французских романов.
Роман «Милый друг» принес Мопассану известность. В центре романа «Милый друг» - история молодого человека, Жоржа Дюруа, который лишен всяких моральных колебаний, угрызений совести; им движет единственная страсть – стремление к власти, деньгам, знатности. Подобные образы были показаны во французской литературе и раньше: Жюльен Сорель в «Красном и черном» Стендаля, Эжен Растиньяк и Люсьен Шардон в «Человеческой комедии» Бальзака, Фредерик Моро в «Воспитании чувств» Флобера. Мопассан добавил еще один образ характерный для того времени. В «Милом друге» изображены самые различные представители политических, деловых и финансовых кругов. Среди них – ярко очерченные образы Вальтера, Ларош-Матье.
Мопассан вошел в историю мировой литературы также и как замечательный новеллист. Им написаны около 300 новелл, объединенных в сборники «Заведение Телье» (Посвящен И. С. Тургеневу), «Мадемуазель Фифи», «Рассказы вальдшнепа», «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет», «Иветта», «Сказки дня и ночи», «Маленькая Рок».
Новеллы Мопассана разнообразны как по своей художественной интонации, так и по тематике. Одну из групп новелл автора составляют его батальные произведения, объединенные темой франко-прусской войны 1870-1871гг., участником которой он был. Лучшей новеллой этого цикла является «Пышка», опубликованная в вышедшем под редакцией Золя сборнике «Меданские вечера» (1880) и положившая начало зрелому, реалистическому творчеству Мопассана. Эта новелла показывает духовное величие девушки. Героическая, борющаяся народная Франция предстает на страницах и таких новелл Мопассана, как «Пленные», «Мадемуазель Фифи», «Тетка Соваж», «Дуэль», «Два приятеля», «Папаша Милон».
Отрывок из произведения Ги де Мопассана «Милый друг»:
«…Он постоял с минуту на тротуаре, размышляя о том, как быть дальше. Сегодня двадцать восьмое июня; до первого числа у него остается всего-навсего три франка сорок сантимов. Это значит: два обеда, но никаких завтраков, или два завтрака, но никаких обедов, — на выбор. Так как завтрак стоит франк десять сантимов, а обед — полтора франка, то, отказавшись от обедов, он выгадает франк двадцать сантимов; стало быть, рассчитал он, можно будет еще два раза поужинать хлебом с колбасой и выпить две кружки пива на бульваре. А это его самый большой расход и самое большое удовольствие, которое он позволяет себе по вечерам. Он двинулся по улице Нотр-Дам-де-Лорет…»
      


Рецензии