19. Я видел Максима Горького

     СЕРДЦЕ, НЕ ВОЛНУЙСЯ! (роман-хроника в 4-х частях).

     Часть четвёртая: УЧИТЕЛЬ ОРЛОВ.

     19. Я ВИДЕЛ МАКСИМА ГОРЬКОГО

     Однажды я видел великого пролетарского писателя Максима Горького и считаю это событие большим счастьем для себя. Это было в августе 1934 года, в Москве проходил Первый съезд советских писателей. Из газет я знал, что он заседает в Доме союзов.

     Как-то, приехав в столицу, я оказался на Театральной площади, увидел толпу у этого дома, подошел, спрашиваю, мне отвечают: сейчас будут выходить писатели. Мне тоже было интересно посмотреть на них. Наряд милиции, одетый в летнюю парадную Форму, в белых перчатках, не подпускал близко к парадному входу. Я оказался в первых рядах любопытных зрителей, почти за спиною милиционеров!

     Открылась дверь и стали выходить писатели. Они расходились в разные стороны. Некоторые садились в легковые машины, стоявшие неподалеку и тут же уезжали.

     Первым я увидел дагестанского поэта Сулеймана Стальского. Его можно было легко узнать по высокой черной шапке и национальному костюму, в которых он обычно снимался на фото.

     Потом появился Алексей Толстой, толстенький, лысый, с круглой головой и широкими плечами. Он неторопливо сел в открытую машину и ждал еще кого-то.

     Затем трусцой пробежал молодой и бодрый Безыменский, над его головой серой курчавой шапкой поднимались волосы. Он пятился к машине и кланялся знакомым писателям, одному даже пожал руку

     Горький долго не выходил. И нас любопытных зрителей начинали уже разгонять.
Парадное закрылось.
     Писатели и гости разошлись. Машины разъехались.
     Но недалеко от угла, в ожидании кого-то, стоял большой белый автобус. Он был пуст, кроме шофера никого не было в нем.
     Пожилой мужчина, стоявший рядом со мной, бросил взгляд в сторону машины и тихо сказал:
     - Эта машина, наверно, для Горького.
    
     Я молчал, не вступая с ним в разговор.
     - Вчера он в такой же уехал. Отойдемте немного в сторону, - предложил незнакомец. - Чтобы не привлекать внимание блюстителей порядка. И подождем еще немного. Вы располагаете временем?
     - Да, конечно, - ответил я.

     Нам немного пришлось ждать. Закурили. Металлическая зажигалка скользнула в его белых изнеженных руках, хотела упасть, но он налету поймал ее.

     Снова открылась дверь и вышел Максим Горький в окружении иностранных писателей, мужчин и женщин, тонких и толстых, высоких и низких, в больших соломенных шляпах и маленьких шапочках, с зонтиками и сумочками в руках.

     Горький был одет по-летнему — в серый просторный костюм, с плащом, перекинутым через руку, на голове - сиреневая шляпа, и как всегда - трость в руках. Он повернулся и теперь был виден в профиль, так давно знакомый с обложек его книг.

     Все сели в белый автобус, машина повернула направо, проехала перед зданием, на углу Большой Дмитриевки свернула и покатила дальше.

     *****

     Окончание романа здесь: http://www.proza.ru/2019/05/03/742


Рецензии