Неадекватная реакция

"Отсутствие адекватной реакции на обиды, унижения и насилие может привести к разрушению личностной структуры и подавлению определённых эмоций. Потребность выражать эмоции остаётся, но надежда на её удовлетворение пропадает. Именно подсознательное ощущение душевной травмы при отсутствии надежды на исцеление является первопричиной многих тяжёлых психических заболеваний. Неврозы порождены не событиями реальной жизни, а синдромом вытеснения в подсознание, невозможностью выражать отрицательные эмоции, что само по себе трагично".

Алис Миллер "В начале было воспитание"

По этому поводу вспоминается, как в детстве нас учили кричать, когда тебя обидели: "А мне не больно. Курица довольна". А потом каждый раз сжимаешь зубы, когда не хочешь показать свою слабость перед другими.

Обычно женщины рассказывают, что перед всеми они - крутышки, а ночью плачут в подушку, будто стараются придушить свои отрицательные эмоции и свою адекватную реакцию на обиду. Придушить частицу своего Я.
 
Ещё вспоминается песня Макаревича "Она идёт по жизни, смеясь". Наверное, многим кажется, что в этой песне поётся про них.

Вспоминая неадекватную реакцию, я вижу, как моя мама, когда я рассказываю ей о том, как меня пытался убить муж, танцует и смеётся, не воспринимая ничего всерьёз, чтобы сохранить своё хорошее самочувствие. Ведь мы все должны быть оптимистами)

Интересно пишет Алис о том, как родители блокируют эмоциональную сферу ребёнка, не позволяя ему открыто проявлять гнев. Этот запрет заставляет его загонять в подсознание гнев, который во взрослом возрасте "выстрелит" тогда, когда человек столкнётся с похожей ситуацией, но уже не сможет больше себя сдержать.


Рецензии