Верю и я

       Вера, доверие, уверенность …
       Без той или иной степени и формы веры человеческое бытие и самосознание людей, вероятно, просто невозможно.

       В 1974 году на киноэкраны Советского Союза вышел фильм Михаила Ромма (правда, завершённый уже не им, а Элемом Климовым, Марленом Хуциевым, Германом Лавровым) – "И всё-таки я верю". Эта двухчасовая документальная кинолента о несовершенстве мира людей, который, тем не менее, наш мир. Его не выбрать, не отменить нельзя, но есть достаточно оснований для веры в лучшее, для оптимизма: относительно настоящего, будущего, и даже – как бы это не казалось странным – прошлого нашего мира…
      
       Ловлю себя на том, что не заметил, как перешёл от фильма, увиденного почти полвека назад, к собственным сегодняшним представлениям о действительности. Что ж, дело не в фильме, а в качествах человека, определяющих и его самого и, отчасти, параметры сравнительно невеликой (доступной человеку) части континуума. Части, в которой центром – значительным или незаметным извне или в самооценке – оказывается сам человек, остающийся атрибутивной составляющей действительности; во всяком случае, до тех пор, пока он существует…
       По всей видимости, это справедливо по отношению к каждому (хотя для всех в разной мере).

       Иные личности, и прекратив своё существование (активное, осознанное или физическое), продолжают фактически воздействовать на умы, ценности и традиции, на быт людей. В одних случаях мир не обходится без сформированных ими смыслов, в других – примером восхищения становятся их качества, их отношение к себе и к жизни, в третьих – жизнь людей определяют их изобретения, сооружения, приспособления, приёмы. Эти люди остаются частью культуры, даже если история не сохранила их имена.
       Так и фильм М.Ромма, работу над которым режиссёр не успел завершить. О нём мало знают сегодня. Многие из самых активных, олицетворяющих XXI век современников – искушённых обилием информации, простотой и скоростью её получения, приученных потреблять, избалованных соблазном многочисленных развлечений, отравленных услужливым льстивым многоликим сервисом – возможно, усмотрели бы здесь немало наивного, несовершенного в содержании и форме. Но эта кинокартина навечно растворена в культуре. Она – необходимая часть континуума; не так важно, в каком смысле – физическом, философском. Он, как и все формы и творения природы, результаты активности человека – всех нас – часть единственной действительности, вечности …
       Однако воздействие на мир может быть и негативным. И оно, верь не верь, формирует культуру, складывается в историю. 

       Можно с недоверием относиться ко многим конкретным мировоззренческим позициям, концепциям, мнениям, утверждениям – результатам специфического локального человеческого опыта. И тех, кто ссылается на давнюю традицию, упакованную в сакральную неприкосновенную непререкаемость; кто увидел, подобно бэконовскому пауку, отражение света и истины в себе самом, и делится этим светом с другими; кто лишь интерпретирует и воспроизводит поразившие его идеи. Даже с позициями, полученными в результате опоры на упрямые факты, подтвердившие формулы, принципы, выводы виртуозной рациональной конструкции не так всё просто. А есть ещё и художники, чьё творчество насколько ярко, разнообразно и разнонаправленно, настолько и субъективно.
       Нельзя забывать, также, о политиках, владельцев крупной собственности и капиталов, воззрения и деятельность которых обусловлены и вовсе отличными от привычных для других людей детерминантами. Вот кому приходится с недоверием относиться ко многому в их отношениях. А верить в некоторых случаях они просто не имеют права. Во всяком случае, так говорят иногда некоторые из них.
       Недоверие может стать основой неприятия незнакомой культуры, художественной концепции, научной теории. Действительно: не любую позицию можно принять. А если это – отличающаяся от вашей идеологическая позиция – не избежать настороженности по отношению к ней и к её носителю (или его настороженности к вам). Когда же она ещё и жесткая, непримиримая, не далеко и до враждебности, бескомпромиссного противостояния.
       Противоречия политических и экономических интересов, и вовсе, приводят участников этого столкновения к пренебрежению истиной, моралью, законом.
       Что до соблюдения этических норм, то одни лишь ток-шоу (talk-show), по крайней мере, некоторые из них – тематикой, направленностью, манерой общения – могут повергнуть в уныние. И вообще, может возникнуть впечатление, что одна из главных задач многих СМИ (идеологическая ориентация, чаще всего, не имеет решающего значение) дезориентировать людей, инициировать в них проявление не самых лучших качеств, добиться раздражения, и даже возбудить враждебность. Не удивительно зарождение у некоторых людей чувства незащищенности вследствие грубой информационной агрессии; будто заказчики и исполнители такого влияния стремятся подорвать веру в справедливость, в нравственный прогресс, в человека...

       Ряд информационно-идеологических, социально-стратификационных, политико-административных процессов (включая терроризм, вооружённые конфликты, некоторые формы экономической конкуренции) – демонстрируют, фактически, дегуманизацию общественных отношений.
       Не вполне ясно, где в них причины, а где следствия? Мораль и настрой воюющих за ресурсы и собственное благополучие групп, так называемых, элит (часто – псевдо-элит, верхушек разных социальных систем) или информационные провокации, смысловая деструктивность?  Скорее всего, в этом случае "курица" и "яйцо" – "в одном флаконе". Гремучая политэкономическая смесь, этакий социальный цианид.
       Очевидно: провозглашая принципы доверия и открытости, многие субъекты макросоциальных отношений на практике демонстрируют собственную закрытость, фактически реализуют (в том числе, и с помощью СМИ) политику недоверия, целенаправленно ссорят акторов международной политики, экономики. Делают всё, чтобы ослабить любых из своих вероятных конкурентов, контролировать насколько это возможно, их настроения, действия, а заодно (и для этого) ресурсы планеты, торговые пути, информационные сети. В этих же целях нередко эксплуатируют и веру в самых разных её проявлениях, тем самым, девальвируя её ...
       Внутри социальных систем часто происходит то же самое. Группы и слои, контролирующие ресурсы социальной системы, политическую власть (и, собственно, субъекты, представляющие её), так же добиваются максимального контроля над остальными слоями, группами, прослойками, классами (над населением, "электоратом"), призывая их к лояльности и открытости. Одновременно, они не допускают собственной реальной открытости, тщательно скрывают свои истинные планы и намерения. Призывают доверять себе, но сами не верят ни во что, кроме возможности стать влиятельнее и в опасность потерять власть…

       В мире людей немало противоречивого, несовершенного и даже бесчеловечного.

       Родители, чья жизнь и деятельность всецело (или почти всецело) подчинена заботе о детях, желанию видеть в них самых достойных людей, порой, формируют в них жестокость, эгоизм, бездушие. Надеясь оградить чад от неприятностей, переживаний, они приводят их к испытаниям и страданиям другого уровня и качества; а иногда к прежним сложностям и неудобствам добавляют новые. Люди, озабоченные счастьем потомства, иногда ставят его перед всё более трудным нравственным выбором (что само по себе, возможно, и не так уж плохо). Не желая того, люди способны собственными усилиями толкать детей – кого на преступление, кого – на одиночество, кого – на согласие пресмыкаться, лгать.
       Люди, веря в счастье детей, но, не зная, в чём оно, и, в сущности, не доверяя обществу и другим людям, обрекают своё потомство на безверие, бездуховность, бессмысленную битву за лучшие места под солнцем (смыслы существования, ценность которых тоже, часто, не понимают).

       Сегодня многие молодые люди получают высшее образование; во что бы то ни стало или вообще без видимой нагрузки на семейный бюджет, не всегда важно. Важнее то, что при этом девушки и (особенно) юноши часто движимы не призванием, династическими традициями, обязательствами перед обществом. Многие из них, не отдавая себе в том отчёта, впитали настроения и тенденции определённых субкультур общества и получают высшее образование для того, чтобы избежать труда и ответственности.
       Да и сам процесс получения образование для некоторых на практике фактически подменяется высиживанием (постепенным, например, "посеместровым", выкупом) диплома. Возможно, потому, что эти люди не верят в необходимость реальной образованности. Они видят, что специалисты, получающие настоящее образование, но не имеющие "связей", протекции, скорее всего и будут трудиться, развивать свои профессиональные качества, не помышляя о высоких должностях. Для "эффективного руководства", зачастую, неважно какого рода диплом (но непременно о высшем образовании) у тебя в кармане. Лучшим долгое время считалось образование юридическое или экономическое (поэтому, вероятно, так много частных вузов, предлагающих подобные "корочки").
       Не мудрено. В почёте и приоритете профессии и сферы деятельности, где люди рискуют не столько своим здоровьем и жизнью, сколько чужими судьбами и сбережениями, государственным бюджетом, где не нужно выполнять свои обязанности на морозе, ветру или сорокоградусной жаре, в пыльном забое, в открытом окопе, в бескрайнем океане, воздушном или космическом пространстве, или в душном хлеву… Человеку не любящему и не умеющему трудиться, да ещё и слабо подготовленному в профессиональном отношении, не подходит положение, в котором, как правило, каждый рубль нужно заработать, отчитаться за него.
       Другое дело, чистый, теплый, отлично проветренный в любое время года кабинет, оснащённый по последнему слову бытовой и информационной техники. А если это ещё и "высокий" кабинет… Хороша и домашняя обстановка, онлайн-деятельность.
       Проблема не в кабинетах или удобной домашней обстановке. Всякая работа, полезная обществу, нужна. И в кабинетах разного уровня, и у хореографического станка, и за мониторами компьютеров, и в телестудии... Толька не та, что унижает достоинство, сеет недоверие среди народа одной страны.
       Ответственность и затраты человеческих усилий, искренность и творчество на аптекарских весах не измерить. Однако пренебрежение и даже презрение к серьёзному труду, к честному заработку (не стоит его путать с получением разного рода не вполне заслуженных доходов), нежелание нести серьёзную ответственность проявляется довольно часто и очевидно.
       В первомайских телевизионных заставках на центральных каналах пестрят слова "МИР",  "МАЙ", а "труда" там нет. Вероятно, в праздничные дни решили не напоминать о нём гражданам. Между тем, официальное название праздника – "Праздник Весны и Труда".
      
       Разумеется, у нас достаточно и хороших вузов, и отличных студентов; всяких: "платников", бюджетников", будущих юристов, экономистов, инженеров, социологов, педагогов, медиков… И достойных специалистов во всех областях и на всех уровнях много.
       Но, к сожалению, в жизни общества шелухи, лжи много, а может, и "всё больше"… И многих людей эта шелуха засасывает, поглощает.
       Во что они верят? Кому?

       Печальных примеров такого рода в современном обществе немало.
       Женитьба, создание семьи, вероятно, в некоторых случаях тоже осложнено недоверием к человеческому, неверием в искренность, чрезмерной меркантильностью, граничащей с корыстью…
       Люди перестают читать (не потреблять информацию гаджетов, таблоидов, глянца, а читать книги, системы смыслов, становиться соавтором, размышлять). Они нередко с трудно объяснимым удовольствием и лёгкостью подчиняются всевозможным "сетям", моде, восхищаются пошлостью, принимают образцы морали сомнительного происхождения.
       Нет, очень многие (в том числе, и среди молодёжи) именно читают, рефлексируют, но книги всё же из моды выходят. Книгам не верят? Сложно сказать, но читать – их тоже  труд.
       Стараются не верить и интернету с таблоидами. Но это, вроде бы и естественно?
       Нет? (как завершает некоторые свои высказывания обаятельный экранный герой Штирлиц) …

       Не имеющие эмпатии террористы, религиозные фанатики, циничные жулики, примитивные уголовники, неисправимые тунеядцы …  Как много поводов для отчаяния.
       Люди часто не верят друг другу, порой, не доверяют собственным ощущениям, отвергают традиции своего круга, страны…

       Коллега – чрезвычайно уважаемый и интересный человек, высококлассный творческий специалист, имеющий два высших образования (полученных в самых престижных вузах страны), ответственный гражданин, скромный и надёжный товарищ, справедливый, трезво мыслящий член общества – как-то спокойно и убеждённо высказался:
       – Никто никогда не стремился выполнять заповеди.
       Речь шла о заповедях библейских, нравственных нормах.
       – Всё это выдумано лишь для того, чтобы контролировать толпу, – убеждённо констатирует он, – религия, мораль, идеология, пропаганда … Всё для слабых и трусоватых, чтобы держать их в определённых рамках.
       – Но не является ли целью, – интересуется у него другой коллега, – изменять соотношение, грубо говоря, толпы и личностей в сторону последних?
       Прагматик скорее по инерции пожимает плечами.
       – Да мало ли, какие цели можно и нужно ставить. Я говорю о фактах, – заключает он.
       Кстати, сам этот человек работает не за страх, не считается с личным временем и готов жертвовать своим здоровьем, нервами, средствами для общего блага, для решения задач коллектива, для помощи только ещё намеревающимся стать специалистами молодых людей (что демонстрирует постоянно, не делая из этого подвига).
       На него можно положиться. Я ему всецело доверяю.

       Шекспир вспоминается… 66-й сонет:
       "Измучась всем, я умереть хочу…"
       Впрочем, Шекспир заканчивает свой сонет утвердительно и оптимистично, не допуская никаких сомнений: ЖИТЬ НЕОБХОДИМО!

       Убеждение в том, что мир существует и мы часть этого мира, очевидно. А все возможные представления о нём – неизбежный элемент разнообразия, атрибут самой жизни, неповторимой в каждом своём франменте, яркой, сложной и усложняющейся. Он несовершенен, двойственен. А как иначе? Человек – соотношение натуры и культуры. И слабостей в нём больше. И он не сможет выжить в одиночку. Просто перестанет быть человеком; и если не будет день за днём преодолевать им порождённые противоречия – дегуманизация неизбежна.
       Всегда было нелегко, но считается, что истина, правда, добро побеждают.
       Можно ли этому не верить?
       Самое рациональное знание (научное, например) без веры тоже не обходится. Приходится верить показаниям приборов, информации других исследователей, наконец, тому, что возможно найти истину. Правда, вера без знания – небезопасное сочетание…
       И многие… очень многие веры не теряют. Все по-разному, но они верят в человека, в человечность. Учёные, инженеры, педагоги, медики, военные, хлеборобы, художники, предприниматели, чиновники… – как много среди них добросовестных тружеников, надёжных соотечественников, честных людей.
       Они не обманываются, они видят пороки общества, проблемы сфер, в которых трудятся, сложности социального взаимодействия, но помнят о долге перед миром, природой, обществом;  продолжают настойчиво выполнять свои обязанности, проявляют инициативу, достойную восхищения изобретательность и работоспособность.
       Они многое знают и понимают! Они надеются и верят. 
       Верю и я.

       Апрель 2019 г.


Рецензии