Рахман-Кули ал-Ахти и его сочинение

Рахман-Кули ал-Ахти и его сочинение «Тухфат ал-му’минин»

В XVII–XIX вв. в Дагестане широко распространилась медицинская литература. Она состояла частью из переводов и комментариев к медицинским трактатам и справочникам восточных медиков, частью из оригинальных работ. Чтобы сделать медицинские знания доступными для широких слоев населения, дагестанские учёные переводили трактаты с менее знакомого горцам персидского языка на арабский, а с персидского и арабского на местные языки.

В последующие века Дагестан дал миру целую плеяду ученых, в том числе ныне забытого Рахман-Кули ал-Ахти (Ахмад-Кули-Эфенди) из сел. Ахты (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан), ученого XVIII века, который перевел на арабский и прокомментировал лечебник персидских шахов «Тухфат ал-му’минин» («Подарок правоверным»). Известно, что при захвате лезгинским полководцем Хаджи-Давудом ал-Мускури (1680–1740) г. Шемахи в руки повстанцам попала упомянутая книга, и где есть запись, что Сурхай-хан I ал-Гумуки (1680–1746/48) в свое время собрал всех известных ученых Северного Кавказа, имена которых были известны и на Ближнем Востоке.

Сурхай-хан I был образованным для своего времени дагестанским правителем. По свидетельству современников он был большим знатоком арабского языка, имел обширные познания в науках, особенно в медицине. Как дальновидный государственный деятель заботился о развитии науки и просвещения. После взятия г. Шемахи открыл медресе, куда пригласил работать известных дагестанских ученых Мухаммада ал-Убри (ок. 1682–1733) из сел. Убра (ныне Лакский р-он Дагестана), Дамадан-Эфенди ал-Мухи (1642– ок. 1721/26) из сел. Мегеб (ныне Гунибский р-он Дагестана) и Рахман-Кули ал-Ахти из сел. Ахты (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан).

По указанию Сурхай-хана I, Дамадан-Эфенди и Рахман-Кули ал-Ахти перевели с персидского на арабский язык известный на Востоке медицинский трактат «Тухфат ал-му’минин» («Подарок правоверным») Мухаммада ал-Дайлами (ум. 1697). Рахман-Кули ал-Ахти пишет, что по поручению Сурхай-хана он начал работу «и над другими благородными книгами по естественно-математическим наукам, чтобы обеспечить возможность использования их другими мусульманами».

Кроме того, в трактате Рахман-Кули ал-Ахти, дополняет, что по желанию Сурхай-хана «приступил к переводу книг по математике, физике, медицине и других книг, которые были бы полезны горцам». К сожалению, пока до нас дошла лишь только одна его книга. Хотя по свидетельствам его современников таких переводов было не мало. Что интересно, лечебник Дамадан-Эфенди ал-Мухи и Рахман-Кули ал-Ахти переводили параллельно, независимо друг от друга. К слову, ждут своего исследования, найденные недавно произведения известного лезгинского поэта Мирза-‘Али-Эфенди ал-Ахти (1771–1858) на арабском языке. Его творчество считается классикой дагестанской поэзии.


Автор: ‘Али Албанви


На фото: Копия XIII века рукописи «Ал-Макала ас-Саласун» арабского врача ’Абу-л-Касима аз-Захрави [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9lO758, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.05.2019). — Яз. рус.




БИОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АЛ-АХТИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ахты (ныне Ахтынский р-он, Южный Дагестан). На лезгинском яз.: «Ахцагь». В арабском языке со времен средневековья утвердилось написание топонима как «Ахти».

АЛ-АХТИ, (АХМАД-КУЛИ) РАХМАН-КУЛИ-ЭФЕНДИ (XVIII в.) — южнодагестанский учёный-богослов из сел. Ахты Самурского округа. Автор перевода с персидского на арабский язык известной на Востоке работы «Тухфат ал-му’минин» («Подарок правоверным», 1669 г.) Мухаммада ал-Дайлами (ум. 1697). Ахмад-Кули-Эфенди считается первым врачом-дагестанцем. Ахмад-Кули получил традиционное мусульманское образование в своём родном селении. По традиции сложившейся в Южном Дагестане Ахмад-Кули совершенствовал свои знания в Ширване, Персии и в Египте. Интересовался он, прежде всего естественными науками и в особенности медициной. Ахмад-Кули изучал выдающихся арабо-мусульманских медиков, таких как Закарийа ар-Рази (ок. 865–ок. 925) из Персии, Ибн Сины (980–1037) из Средней Азии и ’Абу ал-Касима аз-Захрави (936–1013) из Андалусии. Успех в обучении Ахмад-Кули стал возможен благодаря его прекрасному знанию арабского, турецкого и персидского языков. В статье А.Г. Мисриевой («Роль и вклад Мирзы Али Ахтынского в развитие науки и просвещения Дагестана в первой половине XIX в.») Ахмад-Кули упоминается как дед известного лезгинского поэта-богослова Мирза-‘Али ал-Ахты (1771–1858): «Свои знания Ахмедкули передал сыну Магомедшерифу и внуку Мирза Али. В этом деле Мирза Али достиг больших успехов и был признан народным врачом-целителем. Он собирал с альпийских лугов лекарственные травы и готовил из них отвары, мази, настои, которые применялись для лечения больных от различных заболеваний». Ахмад-Кули написал оригинальную работу по медицине. ‘Али Каяев видел её вариант на немецком языке в личной библиотеке известного учёного — медика Сайф Аллах-кади Башларова (1853–1919) из сел. Ницовкра (ныне покинутое село в Лакском районе Дагестана). Последнего в Дагестане знают главным образом как шайха трёх суфийскийх братств, муфтия Дагестана и влиятельного общественно-политического деятеля периода революции. Философ М.А. Абдуллаев (род. 1930) даже обратился к внуку Сайф Аллах-кади Башларова, для того чтоб организовать перевод упомянутой рукописи, однако, по неизвестным нам причинам, ему это не удалось сделать.

АЛ-АХТИ, МИРЗА-‘АЛИ ИБН МУХАММАД-ШАРИФ АЛ-ПИРБУДАГИ (1771–1858) — южнодагестанский богослов, мыслитель, поэт и кадий Самурской долины (нахийа ас-Самбурийа). Свои поэтические произведения подписывал псевдонимом «Назим ал-Ахти». Один из видных и знаменитых дагестанских учёных и поэтов, «ученик трёх Са‘идов» — Са‘ида ал-Харакани (ум. 1834) из сел. Аракани (Унцукульский р-он), Са‘ида аш-Шинази из сел. Шиназ (Рутульский р-он) и Са‘ида ал-Хачмази из Хачмаза Кубинского округа (ныне Азербайджан), а также Мухаррама ал-Ахти (XVIII в.) и Мухаммада ал-Йараги (ум. 1838) из сел. В. Яраг Кюринского округа. Получив традиционное образование, занимал должность кадия и преподавателя (мударрис) медресе сел. Ахты (ныне в Ахтынский р-он). Среди его учеников — будущие видные деятели науки и образования в Дагестане — ал-Хасан ал-Алкадари (ум. 1910), ‘Абд ар-Рахман ал-Ахти (XIX в.), Ага-Мирза ал-Ка‘ани (ум. 1879/80), Ахмад ал-Катрухи, Мухаммад ал-Катрухи, ‘Абд Аллах ал-Агдаши ал-Карахани. Мударрис преподавал догматику, логику, философию, арифметику, астрономию (микат). Выступал противником мюридизма и освободительного движения под руководством имама Шамиля. Мирза-‘Али ал-Ахти писал на арабском, персидском, азербайджанском языках. Его диван сохранился в переписке известного дагестанского ученого Г.А. Гузунова (1854–1940). Подлинник не сохранился. Как сообщает М.-Г.М. Садыки (ум. 2000), он видел «Искендер-наме» и «Лейли и Меджнун» Низами (ум. 1209), переписанные Мирза-‘Али ал-Ахти. Панегирическая поэзия Мирза-‘Али ал-Ахти приобрела в Дагестане широкую популярность. Несколько его касыд посвящено Сурхай-хану II (ум. 1827). В личном архиве М.-Г.М. Садыки были сборники стихов Хафиза (ум. 1389) и ар-Руми (ум. 1273) на персидском языке, переписанные для Мирза-‘Али — ‘Абд ал-Каримом ан-Нухави (из г. Нуха, ныне г. Шеки). На полях этих рукописей было записано десять стихов самого Мирза-‘Али (на персидском и тюркском языках). Здесь же наброски его будущего трактата по медицине. В коллекции М.-Г.М. Садыки сохранилась и другая рукопись-сочинение ал-Хасана ал-Кудали (ум. 1795), написанное «по просьбе брата моего Османа, сына щедрого ал-Хаджи Бурхана ал-Кумухи… для нашего господина, нашего учителя Мухаммад Мирза-‘Али-Эфенди ал-Ахти и с позволения гордости мударрисов ‘Абд ал-Карим-Эфенди ан-Нухави в медресе в джумада ал-аввал 1225 г.», т. е. в июне 1810 г. В 2009 году, во время работы археографической экспедиции ИИАЭ ДНЦ РАН и ДГУ в сел. Ахты, на полях одной из рукописей мною была обнаружена вакуфная запись, составленная, очевидно, рукой самого Мирза-‘Али, с родословной ученого, которая была доселе неизвестной. К записи приложена личная печать Мирза-‘Али-Эфенди ал-Ахти. Эта запись сообщает имена его предков вплоть до XVII в., причем все они принадлежали к духовному сословию. В родословной наряду с нисбой «ал-Ахти» Мирза-‘Али приводит также нисбу «ал-Пирбудаги», указывающую на тухумную принадлежность и сообщающую имя его далекого предка. Вот эта родословная: Мирза-‘Али сын муллы Мухаммад-Шарифа сына муллы Мирза-‘Али сына муллы Рамазана сына муллы … ал-Пирбудаги ал-Ахти. Мирза-‘Али умер в 1858 г. и похоронен в сел. Ахты (на кладбище «Гюней сурар» по пути в сел. Рутул). Жену Мирза-‘Али звали Зурият (ум. 1861/62). У них было два сына Абдуреб-Эфенди и Мухй ад-Дин-Эфенди (ум. 1871/72). Первый был религиозным авторитетом и дважды побывал на Хадже в г. Мекке, второй был крупным ’алимом.

АЛ-ГУМУКИ, АЛ-ГАЗИ-ГУМУКИ, АЛ-КИБУДИ — нисба восходит к дагестанскому селу Гази-Кумух (ныне сел. Кумух, Лакский р-он).

АЛ-ГУМУКИ, СУРХАЙ ИБН ГАРАЙ-БЕК ИБН ‘АЛИ-БЕК II (1680–1746/48) — лакский правитель сел. Гази-Кумуха, участвовал в разгроме войск Надир-шаха. Выдвинулся в качестве одного из руководителей в борьбе против иранской экспансии на Кавказе. В 1700 году лаки дали своему правителю популярный титул — хан. Совет старшин избрал правителем Сурхай-хана I, сына Герея сына ‘Али-бека II из рода Газикумухских шамхалов. Сыновья ‘Али-бека II, Сурхай и Герей, умерли ещё при его жизни. У старшего Сурхая было семь сыновей, а у младшего Гарая один сын Сурхай. Согласно обычаю, власть переходила по наследству, и старший сын Сурхая должен был стать халклавчи, но народ избрал правителем Сурхая, сына Герея. Семеро сыновей старшего Сурхая не смирились с утратой власти. Недалеко от Кази-Кумуха завязался бой. Сыновья старшего Сурхая были побеждены и бежали. Из них, ‘Али-бек поселился в Телетле, ‘Али-хан в Гоцатле, Гунащхан в Гоноде. Известный на Кавказе Мухаммад-Амин, был внуком Гунащхана (сын Сурхая, сын Али-бека II, сын Тучелава, сын ‘Али-бека I, сын Будай-шамхала Газикумухского). Генерал-историк В.А. Потто (1836–1911) сообщал: «Казикумык и поныне хранит память о мудром основателе своей независимости. И не один Казикумык — весь Дагестан знает славное имя Чолака, давшего своей стране такое веское значение, что все владетели, союзы и общества Дагестана искали дружбы и покровительства его. Чолак-Сурхай — любимый герой дагестанских легенд. Самое достижение им власти облечено в легендарные формы».

АЛ-ДАЙЛАМИ, МИР МУХАММАД МУ’МИН ХУСАЙНИ Б. МИР МУХАММАД ЗАМАН ТАНКАБУНИ АЛ-МАЗАНДАРАНИ (ум. 1697) — мусульманский учёный-богослов. Как его отец и дед, он был врачом при дворе Сефевидов. Автор трактата «Тухфат ал-му’минин» («Подарок правоверным»). Год завершения труда — 1079/1669 г.

АЗ-ЗАХРАВИ, ’АБУ-Л-КАСИМ ХАЛАФ ИБН АББАС (936–1013) — арабский врач и учёный из Андалусии (на территории современной Испании). Был придворным лекарем халифа Кордовы Ал-Хакама II.

ИБН СИНА, ’АБУ ‘АЛИ АЛ-ХУСАЙН ИБН ‘АБД АЛЛАХ ИБН АЛ-ХАСАН ИБН ‘АЛИ ИБН СИНА, или АВИЦЕННА (980–1037) — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма.

ИБН АЛ-БАЙТАР, АБУ МУХАММАД ‘АБД АЛЛАХ ИБН АХМАД ИБН АЛ-БАЙТАР ДИЙА АЛ-ДИН АЛ-МАЛАКИ (ок. 1197–1248) — андалузский арабский ученый, ботаник, фармацевт и врач. Он родился в г. Малага, Испания, и умер в г. Дамаск, Сирия. Он считается одним из крупнейших ученых мусульманской Испании. Его отец был ветеринаром, благодаря чему он получил прозвище «ал-Байтар», по-арабски означающее «Ветеринар». Ибн ал-Байтар также обучался у ведущего андалузского ботаника Абу-л-‘Аббаса ал-Набати. «Kitab Al-jami li-mufradat al-adwiya wa al-aghdhiya» («Книга о медицинских и диетологических терминах») является наиболее известной работой Ибн ал-Байтара. Книга представляет собой энциклопедию лекарственных препаратов, содержащую подробные описания более чем 1 400 лекарственных растений, пищи и снадобий с указанием их терапевтического значения, и медицинского применения. Книга также содержит ссылки на 150 книг ранних арабских авторов и 20 греческих авторов.

АЛ-МУСКУРИ (лезг. МУЬШКУЬР) — нисба указывающая на принадлежность её носителя к исторической области Мюшкюр (Маскат, Мушкут); историко-географическая область в южной части Приморского Дагестана и Северного Азербайджана. Соответствует южной части Дербентского и восточной части Магарамкентского районов, Кусарского, Хачмазского и Кубинских районов. Ограничен с востока Каспийским морем, с юга — р. Самур, с севера — г. Дербент.

АЛ-МУСКУРИ, ХАДЖИ-ДАВУД МЮШКЮРСКИЙ (1680–1740) — крупный лезгинский государственный деятель, полководец, организатор и руководитель антиперсидского восстания, глава суннитского духовенства, мударрис. Родился в сел. Девела (ныне сел. Дедели Хачмазского района, Азербайджан). В мае 1728 года Хаджи-Давуд был приглашён турецким султаном на переговоры в Гянджу (ныне город в Азербайджане). Хаджи-Давуд принял это приглашение и прибыл туда вместе семьёй, включая четырёх сыновей и двух братьев, и приближёнными. Однако его стремление к самостоятельности и неуправляемость пугали турецкие власти, посему по прибытии в Гянджу он был взят под стражу и пятого октября, вместе со семьёй и приближёнными, вывезен в г. Эрзерум. В свою очередь турецкие архивы начинают понемногу проливать свет на судьбу взятого в плен и сосланного на остров Родос семейства Хаджи-Давуда ал-Мускури. Например, некоторые любопытные сведения обнародовал в 2014 году турецкий историк Яшар Баш («Правитель Ширвана Хаджи-Давуд, политическая борьба ссылка и семейная жизнь»), сотрудник университета в турецком городе Бингёл (Ekev Akademi dergisi. Yil 18, sayi 58, kis 2014. // Ya;ar BA;. ;irvan Hani Haci Davud, Siyasi M;cadelesi, S;rg;n Hayati Ve Ailesi. С. 629–647). В его статье наибольший интерес представляют сведения, извлечённые из архивных хранилищ. Эта информация касается пребывания семьи Хаджи-Давуда Мюшкюрского в турецком плену. Согласно указанным документам, Хаджи-Давуд Мюшкюрский вместе с семьёй содержался на острове Родос под усиленной охраной, чтобы не сбежал. Речь идёт о его четырёх сыновьях и двух братьях. Яшар Баш пишет, что на одном из мусульманских кладбищ Родоса может быть обнаружена и место захоронения лезгинского полководца и государственного деятеля. В 1735 году, его семья была поселена в городе Гелиболу (бывший Каллиполис) на европейском берегу пролива Дарданеллы. В то же время, как признаёт автор статьи, остаётся не выясненным вопрос о том, был ли сам Хаджи-Давуд Мюшкюрский перемещён с Родоса в Гелиболу до своей кончины. В городе Гелиболу для пленников были арендованы помещения в семи армянских и одном мусульманском доме. Членам семьи была установлена месячная выплата с учётом стоимости аренды жилья в размере пятидесяти курушей в месяц. Начиная с 1745 года, эта сумма была уменьшена до 44 курушей. Мухаммад-Карим, старший сын Хаджи-Давуда, был направлен в Ширван после смерти отца с миссией привлечь местное население на сторону Турции в её противостоянии с Ираном, перешедшим под власть Надир-шаха Афшара (1688–1747). Мухаммад-Карим погиб там при невыясненных обстоятельствах не позднее 1742 года. Приблизительно в это же время умерли в городе Гелиболу другие два сына — Сулайман и Тахир. Во главе семьи остался ‘Абд ал-Карим, младший сын Хаджи-Давуда Мюшкюрского. Говорится также и о дочерях, одну из которых звали Пейкер, а её мужа — Казим. В плену содержались пятнадцать прямых родственников Хаджи-Давуда Мюшкюрского и 24 человека из числа приживальщиков. В статье названы также имена потомков Хаджи-Давуда Мюшкюрского, проживавших в Гелиболу, а впоследствии в разных местах Анатолии. Кроме того, во дворе мавзолея Языджи-Эфенди, находящегося в Гелиболу, была обнаружена надгробная плита с надписью. В ней указано имя Хаджи-Давуда, титул «правитель Ширвана» и время его кончины — 1740 год. Где находится сама могила, до сих пор не известно. Старинное кладбище, находящееся вблизи мавзолея Языджи-Эфенди, оказалось сильно поврежденным во время дорожно-строительных работ. Возможно, что оно снесено полностью.

АЛ-МУХИ, ДАМАДАН-ЭФЕНДИ ИБН ЙА‘КУБ ИБН ТУФА (1642–ок. 1721/26) -– дагестанский учёный-богослов из селения Мегеб (Мемух) Гунибского района. Мегебцы — даргинцы, которые переселились из сел. Муги Акушинского района. По свидетельству известных дагестанских дореволюционных ученых Дамадан из сел. Мегеба был признанным ученым своего времени, имел труды по различным наукам. Первым учителем Дамадана из Мегеба считается известный в Дагестане богослов, философ -– Мухаммад-’Амин ар-Ручи (ум. 1714) из селения Арчи Гунибского района. После учебы у Мухаммад-’Амина Дамадан, имея хорошее образование в области физики, считавшейся в то время частью философии, самостоятельно написал книгу по этой науке в те годы. После этого Дамадан отправился на Ближний Восток в поисках знаний, провел много лет в Сирии, Ираке, Азербайджане, Хиджазе, учился и в Йемене у учителя Мусалава из сел. Кудутли (1652–1717) — Салиха. Дамадан владел астрономией, математикой, геометрией, химией, медициной и другими науками. Ученые и исследователи относят его к энциклопедистам, владеющим в совершенстве арабо-мусульманской культурой. В своих работах по алгебре и математике он использовал тригонометрические таблицы, в уравнениях рассматривал задачи третьей, четвертой и пятой степени, пропорции и другие вычисления. В химии он впервые в Дагестане применил различные методы очистки металлов, дал рецепты покраски кожи и тканей. Судя по всем его работам, Дамадана относят к основоположникам дагестанской медицинской школы. Ему принадлежит перевод с персидского на арабский «Подарок правоверным» («Тухфат ал-му’минин»). Эта очень редкая в те времена книга досталась Чолак Сурхай-хану, когда он захватил Шемахи в качестве трофея. Хан, как истинный ценитель медицины, попросил известного в Дагестане ученого по медицине Дамадана перевести этот труд. Затем этот труд Дамадана был переведен одним из ученых Газикумуха на лакский язык в 1147 году в городе Хачмас по приказу правителя Чолак Сурхая. До сих пор этот лакский перевод сохранился на руках у людей, которые используют его во врачевании. Этот перевод известен у населения Газикумуха как «Китаб Дамадан» («Книга Дамадана»). Дамадан был знаком с медициной через труды таких восточных ученых, как Ибн Сина (ум. 1037), ’Абу-л-Касим аз-Захрави (ум. 1013), Ибн ал-Байтара (ум. 1248), Закарийа ар-Рази (ум. 925) и других. По астрономии Дамадан считается признанным ученым. В своих работах он руководствовался трудами ученого Улугбека ас-Самарканди (ум. 1449) и Наср ад-Дина ат-Туси (ум. 1274). Он перевел с персидского на арабский толкование ал-Бурджани на книгу Улугбека «Мукаддамат». В своих работах по астрономии и математике Дамадан вместо цифр использовал буквы. Говоря о богословских знаниях Дамадана, нужно отметить то, что он владел наукой «Сирру ар-Рабан» («Божественные сокровения») — наукой постижения тайн. Существует много преданий о его способностях в этой области. Передается также, что и Мусалав из сел. Кудутли владел этой наукой. Он говорил, что для того, кто знает прекрасные и тайные имена Аллаха, не существует тайн и преград. Дамадан много времени проводил вне Дагестана в поисках знаний, может быть, проводя какие-либо эксперименты. Вот и смерть настигла его в одном из таких странствий по городу Гянджа, что ныне в современном Азербайджане. Он погиб во время нападения на город турков в 1721 году (по другой версии — в 1726 году). В сел. Мегебе сохранилась плита с надписью на арабском: «Выдающийся ученый, шайх Дамадан из Мегеба умер в 1726 году».

АР-РАЗИ (араб.) — нисба указывающая на происхождение её носителя из г. Рей (ныне Иран).

АР-РАЗИ, ’АБУ БАКР МУХАММАД ИБН ЗАКАРИЙА (865–925) — персидский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ. Многие сочинения ар-Рази в дальнейшем были переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе был известен под латинизированными именами Разес и ’Абу Батер.

АТ-ТУСИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к городу Тус (совр. Иран).

АТ-ТУСИ, НАСИР АД-ДИН ’АБУ ДЖА‘ФАР МУХАММАД ИБН МУХАММАД (1201–1274) — персидский математик, механик и астроном XIII века, ученик Камал ад-Дина ибн Йунуса ал-Мавсили (1156–1242), чрезвычайно разносторонний учёный, автор сочинений по философии, географии, музыке, оптике, медицине, минералогии. Был знатоком греческой науки, комментировал труды Евклида, Архимеда, Автолика, Феодосия, Менелая, Аполлония, Аристарха, Гипсикла, Птолемея.

АЛ-УБРИ — нисба указывающая на принадлежность её носителя к сел. Убра (ныне Лакский р-он Дагестана).

АЛ-УБРИ, МУХАММАД ИБН ‘АЛИ (ок. 1682–1733) — дагестанский ученый XVIII в. из сел. Убра (ныне Лакский р-он Дагестана), у которого была большая библиотека. Ал-Убри обучался в странах Ближнего Востока – в Сирии и Ливане. Согласно сведениям, дагестанского ученого ‘Али Каяева, когда Мухаммад ал-Убри возвращался домой, он закупил такое количество книг, что их можно было перевези на пяти верблюдах. Можете себе представить, сколько было книг. Когда верблюды переходили реку, часть книг унесло течением. До дома дошла только часть рукописей на двух верблюдах. Имам Шамиль в свое время брал библиотеку ал-Убри, и в целости вернул ее обратно потомкам. К сожалению, после смерти ученого, его потомки продали часть библиотеки. Уже в советское время наши археографы нашли часть из оставшейся коллекции ал-Убри. В 1733 году он совершил хаджж. Скончался 28 сентября 1733 года. Похоронен в селении Убра Лакского района Дагестана.



ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК


АХТЫ (ЛЕЗГ. АХЦАГЬ, АХЦЕГЬ) — село в Южном Дагестане, административный центр Ахтынского района и сельского поселения «Сельсовет Ахтынский». Один из главных историко-культурных центров Дагестана.

УБРА — село (аул) в Лакском районе Дагестана. Входит в состав сельского поселения «Сельсовет «Кумухский»».

ДЕЙЛЕМ (араб. ад-Дайлам) — историческое название горного Гилана, включая значительную часть ущелий Эльбурса, на юг от Каспийского моря. Первые упоминания Д. и его обитателей (носителей каспий¬ских диалектов западной подгруппы иранской группы языков) принадлежат Птолемею (Делимаида) и византийцам Прокопию Кесарийскому, Агафию Схоластику и Феофилакту Симокатте (деламиты). Дейлемиты (араб. дайалима) как воины-наемники служили Сасанидам и Аббасидам в качестве пеших копьеносцев и лучников. Арабские географы «балхской школы» (1-я половина X в.) локализуют «собственно Д.» между Каспием на севере, Казвином на юге, Табаристаном (позднее — Мазандеран) на востоке и Иранским Азербайджаном на западе, со столицей в Рудбаре, но при Буидах (2-я половина X — 1-я половина XI в.) термин «Д.» охватывал все высокогорье Сев. Ирана вплоть до Горгана.

МАЗЕНДЕРАН — одна из 31 провинций (останов) Ирана, расположенная на севере страны. Граничит с останами Гилан и Казвин на западе, Тегеран и Семнан — на юге, с провинцией Голестан — на востоке. С севера омывается Каспийским морем. Вдоль южной границы остана протянулась горная цепь Эльбурс, где расположена высочайшая точка Ирана — гора Демавенд. Административный центр — город Сари. Площадь — 23 701 км. Административно делится на 16 шахрестанов.



ЛИТЕРАТУРА


1. Абдуллаев М.А. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане. С. 147. // Ислам и исламская культура в Дагестане. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. — 198 с.: ил.

2. Арсланова А. Персоязычные рукописные книги по медицине фармакологии в коллекции Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского К(П)ФУ // Перелистывая редкие издания и рукописи «Гасырлар Авазы — Эхо Веков», № 1/2, 2015. С. 219–226.

3. Архив Али Каяева и фетва Хаджи-Давуда [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9lOEwD, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.05.2019). — Яз. рус.

4. Албанви А. Ахмад-Кули-Эфенди ал-Ахты первый врач-дагестанец [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.proza.ru/2018/04/13/1708, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.05.2019). — Яз. рус.

5. Гизбулаев М.А. К вопросу о распространении арабской литературы на северо-восточном Кавказе в XVIII в. (на примере Дагестана). С. 129–137. // Миротворческие процессы на Кавказе: уроки и перспективы IV Кадыровские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 65-летию со дня рождения первого президента Чеченской Республики, героя России А.А. Кадырова. 2016.

6. Дамадан-Эфенди — Признанный ученый своего времени [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9lODGN, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.05.2019). — Яз. рус.

7. Дейлем (араб. ад-Дайлам) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9lODo8, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.05.2019). — Яз. рус.

8. Каяев И. О пребывании Петра I в Дагестане и не только… [Электронный ресурс] Режим доступа: https://alpan365.ru/o-prebyvanii-petra-i-v-dagestane/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 02.05.2019). — Яз. рус.

9. Магомедова З.А. Истоки арабо-мусульманской культуры в Дагестане // Исламоведение. 2010. №4. С. 67–71.

10. Мусаев М.А. Дагестанские арабографические биографические и историко-биографические сочинения второй половины XIX — начала XX века и место в них ученого-богослова XVII–XVIII вв. Дамадана ал-Мухи // Исламоведение. 2012. №4. С. 88–94.

11. Открытие зиярата известного богослова Дамадана состоялось в селе Мегеб Гунибского района [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.cc/9lOCQf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.05.2019). — Яз. рус.

12. Представляем Фонд восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.dncran.ru/News/details?id=85, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.05.2019). — Яз. рус.


Рецензии