Смысл фильма Остров проклятых

   ЕЩЁ РАЗ ПРО ЛЮБОВЬ. (Краткая рецензия на смысл фильма «Остров проклятых»)

 
        Предисловие. Фильм потряс.Наверное, лучшее, что я видел. Прочитал много интересного в рецензиях. Но, кажется, главный смысл не был понят...Это моё видение смысла "Острова проклятых"...
               

          «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим»
                (Книга пророка Иеремии)
               
                «Я мечтала о морях и кораллах.
                Я поесть хотела суп черепаший.
                Я шагнула на корабль,
                A кораблик оказался из газеты вчерашней…»         
               
                (Песня из фильма «Ещё раз про любовь»)

     Фильм «Остров проклятых» / «Shutter island» ; 2010 год;  киностудия «Paramount Pictures»
                Режиссёр Мартин Скорцезе;
                По книге Денниса Лихейна
    Основные действующие лица:
1. Theodor Daniels (Teddy Daniels)  - Тэдди Дэниэлс
2. Andrew Leadis - Эндрю Лэддис
3. Dolores Chanal – Долорес Чанал (жена Эндрю Лэддиса)
4. Rachel Solando – Рэчел Соландо (сбежавшая пациентка Эшклифа)
5. Chuck Aule – Чак Оул (федеральный маршал, напарник Тедди)
6. Doctor Sheehan – доктор Шин (лечащий врач Тэдди)
7. Doctor Cawley – Доктор Коули (главный врач Эшклифа))
8. George Noise - Джордж Нойс (пациент корпуса C)
9. Doctor Jeremiah Naehring - Доктор Джеримя Нейвик–(коллега доктора Коули)
10. Warden – Варден (начальник охраны больницы)


    Психологический, эзотерический триллер.  Многоплановый, гениальный, работающий с сознанием зрителя с помощью многомерной информации; захватывает внимание и заставляет думать с первой минуты.

    При поверхностном просмотре  зритель увидит фильм с двумя планами реальности.
Первый план (ВИДИМОЕ)– расследование двумя федеральными маршалами США  побега пациентки  Рэчел Сoландо из психиатрической клиники  «Эшклиф», расположенной на острове в океане. Они прибывают на остров  на пароме по океану. Знакомятся с охраной, докторами и персоналом клиники. Тедди и его напарник Чак ведут расследование, сталкиваясь с рядом странностей. Сюжетная линия постепенно вырисовывает второй план реальности – маршал Тедди Дэниелс оказывается пациентом  этой  же клиники Эндрю Лэддисом.  Имя Тедди Дэниэлс им «придумано», прошлое (убийство им своей жены Долорес,утопившей троих  детей в озере) им напрочь «забыто».  Второй маршал (напарник) Чак на втором плане оказывается его лечащим врачом доктором Шином. Доктор Шин и главный доктор Коули  создали сценарий, по которому заключённый на острове преступник - пациент Эндрю Лэддис, вжившись в  роль маршала Тэдди Дэниэлса, должен понять, что он в реальности и есть  Лэддис, и признать эту реальность. В противном случае, (так как он проявлял крайнюю агрессивность- « вы из мира насилия»,- как  сказал о нём доктор Джеримая Нейвик), должен был быть подвергнут лоботомии, превращающей его в покорное существо, зомби без памяти и чувств.  Оставаясь в реальности двух первых планов, поиск смысла фильма ограничивается рядом вопросов, касающихся личности Лэддиса ( псих-не псих, понял - не понял, действительно ли на острове проводили эксперименты над людьми,…..). Великолепный мастерский острый сюжет, игра актёров, музыка,… делает фильм даже в планах двух реальностей достойнейшим. Но, не об этом фильм. Детективная компонента событийности только малая часть содержания фильма, его символический инструментарий, раскрывающий главный смысл.

    Третий  основной план реальности (СКРЫТЫЙ), сквозит  через  образы,  диалоги, названия, имена.
    Вспомним надпись при въезде в Эшклиф, звучащую эпиграфом: « Помните нас, ибо мы тоже жили, любили и смеялись», указывающую на Блаженного Августина и его «Исповедь», в которой он описывает свой путь к Богу, размышляет о мире и Небе и судьбах и делах человеческих. Об этом  фильм. Главная тема. Вот характерный отрывок из «Исповеди» Августина, перекликающийся с содержанием фильма : 
    «…Оба они были агентами тайной полиции. И вот внезапно, полный святой любви и чистого стыда, гневаясь на себя, обратил он глаза на друга и говорит ему: "Скажи, пожалуйста, чего домогаемся мы всем трудом своим? чего ищем? ради чего служим? можем ли мы на службе при дворе надеяться на что-либо большее, чем на звание "друзей императора"? а тогда всё прочно и безопасно? через сколько опасностей приходишь к еще больщей опасности? и когда это будет? а другом Божиим, если захочу, я стану вот сейчас".
«Он сказал это, мучаясь рождением новой жизни, и вновь погрузился в книгу: и читал и менялся в сердце своем, которое Ты видел, и отрекался от мира, как вскоре и обнаружилось. Читая, обуреваемый волнением, среди громких стенаний он отделил и определил, что лучше; уже стал Твоим и сказал другу: "Я отбрасываю наши прежние надежды, я решил служить Богу вот с этого часа, вот на этом месте. Не хочешь, не подражай, но не возражай!". Тот ответил, что за такую плату и на такой службе он ему верный товарищ. И оба уже Твои, строили они себе башню за подходящую им цену: "Покинуть всё свое и следовать за Тобой".    Блаженный Августин «Исповедь» книга 8 гл.6 строка 15.

    Итак, третий план показывает состояние человечества и работу Высших сил над ним. Психиатрическая клиника Эшклиф на острове в океане, созданная доктором Коули – есть символический образ Земли для содержания и лечения  больного человечества.
 
    Раскодируя слово ЭШКЛИФ, получаем его значение:
 
    «ЭШКЛИФ» = «ASHECLIFFE» -анаграмма  «CASH LIFE» (англ.) = «наличная жизнь»=жизнь в материальном мире.

    Первые кадры – в океане из тумана показывается паром. Тедди  очень плохо ( «в обнимку с унитазом»,-как он сказал).  «Это просто вода, Тэдди, до чёрта воды…», - успокаивает он себя и даёт сам себе команду на выход: «Пошёл!». Рождение. (Океан - Воды – родовое отхождение вод).  Здесь символическое описание момента рождения Тедди Дэниелса. Он родился (приходит в мир) как Тедди Дэниелс).  Напрочь позабыв о себе, как о Эндрю Лэддисе из прошлого. Но, имея главную личную цель – найти Лэддиса в Эшклифе. Ведь, Лэддис – виновник гибели его семьи,как он считает. Расследования  исчезновения из Эшклифа пациентки Рэчел Соландо вторична для него.Только предлог появиться в Эшклифе.
   «Ты мой напарник?»,- задаёт он вопрос второму маршалу Чаку Оулу. Услышав, что он назвал его «человеком-легендой», удивился и спросил: «Что вы там курите у себя в Портлэнде?».  «В Сиетле, я из Сиетла»,-ответил его напарник Чак Оул.
   Итак, кодировка в именах и названиях:

          «SIETL»    Анаграмма слова  - «L I E T S» (англ) - СВЕТ.
 
          «Чак Оул» = «CHUCK» - с английского «зажимной патрон», бросать, кидать

          AULE (ОУЛ) -  намёк на английское SOUL  = ДУША

      «Напарник Чак Оул из СВЕТА» - символический намёк на Ангела-Хранителя, сопровождающего Тедди в земной   мир – ЭШКЛИФ. В Эшклифе Чак персонифицирован как доктор Шин (лечащий врач Тедди).  «Я был рядом с тобой, чтобы ты не покалечил себя»,- говорит он Тэдди  на маяке. 
 
         Doctor Sheehan = SHEEN = СИЯНИЕ, БЛЕСК, ОТСВЕТ (ангельская атрибутика)

      Особенно интересна кодировка имени Тэдди Дэниэлса. В Эшклифе он значится под именем Эдварда Дэниэлса. Вспомним как доктор Коули объясняет ему закон четырёх, показывая на доске четыре имени.

         Первое имя - EDWARD DANIELS. Заметим, что имя E D W A R D включает в себя слово W A R - ВОЙНА.
          
       ТЭДДИ = TEDDY – созвучно DEAD  -  умерший

       Дэниелс =   D A N I E L S  =  анаграмма  A N G E L

       Но  имя Тeddy -  сокращенное от THEODOR, а не от EDWARD

       THEODOR = THEOS – Бог (греческий яз.)
          
       DOR=DOOR- – Дверь c англ.

       THEODOR  =  Дверь (Путь) к Богу

       THEODOR (TEDDY) DANIELS = умерший для Неба ангел, ищущий путь (дверь ) к
 Богу на Земле. Это скрытый смысл имени Тедди Дэниэлса.
    
         Но проявляет он себя в Эшклифе как EDWARD DANIELS - "воинственный ангел"

     Дальнейшие события и картины (сцены)  их отображающие ещё более интересны и значимы. Тедди, в полной уверенности, что является уполномоченным федеральным маршалом (следователем), начинает вести расследование по поводу исчезнувшей пациентки Рэчел Соландо ( Rachel Solando). Сцены, отображающие это – встреча с доктором Коули (Doctor Cawley),  его коллегой доктором Джеримая Нейрингом (Doctor Jeremiah Naehring).

     Кто же они?   
 
        Доктор Джеримая Нейринг (Doctor Jeremiah Naehring).
     Имя  Jeremiah= ИЕРЕМИЯ сразу ассоциируется с ветхозаветным плачущим пророком Иеремией. Немецкое происхождение доктора позволяет расшифровать его фамилию как немецкое -
       NACHRICHT – сообщения, известия, новости, послания= «пророчества».
«Вы – моя специализация, люди из мира насилия»,- говорит доктор Иеремия.  Пророк Иеремия в Ветхом Завете был призван Богом для обличения человеческой греховности и покаяния:

       «Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.» (Книга пророка Иеремии, глава 1). 

      «Вы верите в Бога, маршал?»,- спрашивает доктор Джеримая у Эндрю.  И в ответ получает рассказ о концлагере Дахау, который звучит как сомнение в существовании Бога.

       Rachal Solando (Рэчел Соландо)– пропавшая  пациентка, убившая в безумии своих троих детей.  Раскодируем имя:

       Rachel – РАХИЛЬ. SOLANDO = СОЛНЕЧНЫЙ.   Прямое указание на ветхозаветную Рахиль, любимую жену ветхозаветного праведника Иакова, ставшую одной из четырёх праматерей Израиля. В фильме она противопоставляется жене Тэдди – Долорес Чаннал.
 
       Долорес – с испанского СКОРБЯЩАЯ ;
 
       CHANNAL = CHANNEL – ИСТОЧНИК. 

       Долорес Чаннал = «ИСТОЧНИК СКОРБИ».

       Идёт противопоставление Солнечной Рахили (жены Иакова)– Источнику Скорби
      (жене Эндрю Лэддиса).   Почему?

      Иаков и Рахиль, по ветхозаветному преданию, встретились у глубокого колодца. Рахиль мечтает о детях и молится об этом Богу. У неё рождается двое мальчиков. Тедди и Долорес показаны у неглубокого озера, в котором Долорес убивает  своих троих детей (третья - девочка и её тоже зовут Рэчел=Рахиль).
 
      Именно свою мёртвую дочь Рахиль видит Тедди в видениях. «Источник Скорби» (Долорес Чаннал = Долорес Лэддис) убивает свою дочь Рахиль (Рахиль Лэддис – дочь Эндрю Лэддиса).
      Раскодируем имена:

      Эндрю Лэддис = ANDREW LEADDIS = (ANDR – человек; LEAD – свинец с англ.)

      = ЧЕЛОВЕК СВИНЦОВЫЙ = ТЯЖЁЛЫЙ= ОТЯГОЩЁННЫЙ= «ГРЕШНЫЙ» . 

      Доктор Джеримая Нейринг говорит ему: «Вы, маршал, из мира насилия». «Кто вас воспитывал?»
      - «Волки», - отвечает Тэдди ему.

      Когда начальник тюрьмы Warden, представляющий тёмные дьявольские силы, охраняющие Эшклиф (Землю), говорит ему: «Бог дал нам насилие. Оно в тебе, во мне. Весь мир пропитан насилием. Оно в наших жилах. Мы ведём войны,  убиваем, грабим, насилуем, уничтожаем, рвём плоть наших братьев.  А всё потому, что Бог дал нам насилие, чтобы его же и прославлять», Тедди отвечает: «Я думал, Бог дал нам мораль. Я против насилия». 
     Warden: «Чище морали, чем эта буря нет Да, и, вообще, морали нет. Главное, вот что – кто из нас сильнее, я или ты. Если бы не было сдерживающего фактора в виде общества, ты бы раскроил мне череп, чтобы сожрать мою плоть. Да, доктор Коули верит, что ты агнец, что ты под контролем, но я думаю иначе».

     Тедди: « Нет, вы не знаете меня, совсем не знаете меня».
 
     Варден: « О, нет! Отлично знаю. Мы знаем друг друга сто лет! Если бы я захотел вцепиться тебе в глаза, ты бы успел меня остановить?"

     Тедди, со злостью, в ответ: « А ты попробуй!» .

     Warden: «Вот это по-нашему»! 

     В этом диалоге ярко проявляется вековая борьба Человека с самим собой и тёмными сатанинскими силами, действующими в Эшклифе (Земле).
 
     Интересен эпизод с запиской, найденной в комнате Рэчел Соландо. « Закон четырёх. Кто 67-й?». Как утверждалось, в Эшклифе 66 пациентов. И 67 – Эндрю Лэддис. 66 – число книг Библии. 67-ой пациент Лэддис является объектом их действия. Написаны для него. Закон четырёх – законы, четырёх Евангелий Нового Завета.

     Праведник Иаков (в переводе значит «Следующий по пятам») противопоставлен грешнику из мира насилия, «воспитанному волками» следователю (следующему по пятам)  "Человеку Свинцовому" - Эндрю Лэддису. Именно, эта «свинцовость», как зараза, ведёт к безумию и делает "ИСТОЧНИКОМ СКОРБИ" жену Эндрю Лэддиса - Долорес. И убивает его дочь Рахиль, прерывая «свинцовое» человеческое беззаконие.

     Но доктор Коули верит в то, что Эндрю – агнец. И весь «спектакль» (возрождение Лэддиса в образе Эндрю) задуман для того, чтобы Тэдди «признал реальность», т.е., что, именно он  является Лэддисом. 

     Кто же такой доктор Коули?

    Доктор Cawley (Коули) – главный врач клиники, говорящий о лечении как о «этическом союзе между клинической медициной и правопорядком». «Мы их лечим, стараемся исцелить, а если не удаётся, то обеспечиваем им достойную жизнь, покой…».
    Доктор Коули представлен терпеливым, благожелательным, верящим в свою миссию человеком, называющий больных "пациентами", а не преступниками.

    "«Моя забота – пациенты, а не их жертвы, и судить я не вправе». (Вспомним «Не судите, да не судимы будете»).
 
     Кодировка имени :

           КОУЛИ = CAWLEY= созвучие с английским  CALLING = ЗОВУЩИЙ, ПРИЗЫВАЮЩИЙ

     «Чем вы лечите пациентов», - спрашивает Тедди доктора Коули. «Терразином», -отвечает тот. Что ассоциируется с терразином, очевидно:

     ТЕРРА – земля.
     «-ЗИН» можно сопоставить ЗИНДАНУ – тюрьме. 

     ЭШКЛИФ и ТЕРРАЗИН, очевидно, здесь синонимы. 

     Доктор Коули является символической земной проекцией Бога, верящего в человека и пытающегося его спасти.

     Что же хочет доктор Коули от Энрю? «Я должен знать, что ты смирился с реальностью»,-говорит он ему в башне. И, наверное, самые главные слова:

     « Мы на поле боя и фронт сейчас проходит через тебя».

     Это звучит неким намёком, который должен понять Эндрю. В присутствии представителя тёмных сил (начальника охраны Вардена.) он требует от Эндрю признания, что он и есть Лэддис. Чтобы убедить Вардена в его «излечении», которое, по сути, есть признание своей «свинцовости» (греховности) и возврату памяти об этом.

     Но что это значит? Значит – остаться пациентом Эшклифа, навсегда остаться на Земле. Для настоящего "исцеления" нужен поступок неочевидный, который должен найти сам Лэддис. Для этого нужна работа и души и разума.

     «Я опасаюсь вот чего. Девять месяцев назад мы добились успеха, но потом был регресс…», - говорит Коули. «Это как бег по кругу, как пластинка…». 

     «Но я этого не помню…»,-говорит Эндрю.

     Диалог, очевидно, говорит о перевоплощении на Земле и потере памяти о прошлой жизни вследствие её неудачи – признав себя «свинцовым», он опять «забыл» об этом. Бег по возобновляемым кругам земной жизни продолжается. Нужно было какое-то завершающее действие после осознания себя Лэддисом.

     Ключом к этому действию является пациент корпуса С - George Noise и   видение Тэдди Дэниэлсом в корпусе C своей жены - Долорес.  Это, именно, Нойс,  рассказал Эндрю об Эшклифе.

      Кто же такой George Noise?  Кодировка:

      George Noise = GEO (ЗЕМЛЯ) ;   

      NOISE – гул, звук, голос, шум= «молва»

      А также  NOISE = анаграмма "SION"   Т.Е.    "ЗЕМНОЙ СИОН"
   
      А также, NOISE – намёк на  ветхозаветного Моисея

     Персона Джорджа Нойса  ассоциирована с  ИНФОРМАЦИЕЙ из БИБЛИИ.  И, именно, из Ветхого Завета. Собирательный образ информации, данный ветхозаветными пророками. 
     «Я - только пропуск на этот остров»,- говорит Нойс Тэдди Дэниэлсу.

     В Ветхом Завете Бог сотворил Землю и поместил на ней человека, дал первые заповеди.   Эндрю бил Нойса за то, что тот назвал его Лэддисом, т.е., обличил в «свинцовости-греховности». 

     И, главные слова Нойса: «Дело не в истине, а в тебе и Лэддисе. И так было всегда. Ты должен либо искать истину либо убить Лэддиса.»

    Об этом же просит мёртвая Долорес в видении: «Ты должен убить Лэддиса».

     Эндрю не может понять, что значит убить Лэддиса.

     «Я больше никого не хочу убивать», -говорит он. Убить Лэддиса, очевидно, означает убить свою «свинцовость», земную грешную природу насилия. И, это является тем недосказанным доктором Коули фактом, необходимым для «излечения» - освобождением от насилия и приходу к состоянию любви.

    Об этом говорит Долорес, появившись в видении Тэдди в корпусе С : «Помнишь, Эндрю, как я радовалась, когда ты подарил мне кулон (золотой кулон в виде сердца)».

    Убить "Лэддиса" в себе – первый шаг к «Возлюбите…», сказанному Христом в Евангелиях Нового Завета.

    Символом этого шага, второго после «признания реальности» ( по словам доктора Коули, т.е. «греховности»), является башня («старый маяк» ) с «очистным оборудованием». Духовное восхождение, символом которого в фильме стала башня старого маяка (ВЫСОКИЙ СВЕТ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЕЙ) и «лоботомия» как процесс разрушения приоритетов материального мира – Эшклифа.

    Тедди понял кто он и где он. «Да, мы умные»,- соглашается он с засомневавшемся в нём  ангелом-хранителем в образе доктора Шина. И, показав ему взглядом, что обманул тёмных, отказавшись от «признания реальности», на самом деле всё понимает и идёт в «Башню очищения» на «Очищение=покаяние=лоботомию» добровольно.

    «Я, вот, здесь оказался и задумался, что лучше – жить монстром или умереть человеком»,- произносит он последние слова понимания происходящего.Красноречивый короткий взгляд на доктора Шина подводит итог диалога Человека и Высших Сил. 

    Пройдя мимо ожидающих его тёмных сил с инструментом для лоботомии, Тэдди встретился с взволнованным взглядом доктора Коули и в сопровождении «пророка» Иеремии пошёл к башне очищения и восхождения.

    Легендарный "Умерший для Неба Ангел", ставший на Земле (в Эшклифе) человеком с сутью и качествами «Эндрю Лэддиса», признавший эту тупиковую реальность материальной земной жизни и её порочность и бессмысленность, вновь уходит в Небо.

    Но есть и ещё один план реальности. Это проекция Эндрю Лэддиса на всё человечество. И, об этом  беседа Эндрю с найденной им в пещере "врачом Рэчел Соландо».

     Говоря об этом, надо учесть способ, с помощью которого создатели фильма управляют вниманием зрителя и формируют явные и скрытые смыслы. Персонажи фильма представляют образы сразу нескольких реальностей – как обычной бытовой земной, так и высших «Небесных» планов. Реальные земные сцены чередуются со сценами (видениями, «галлюцинациями») больного человеческого разума. Часто невозможно отличить что явное, что галлюцинация. Но, важно то, что для главных смыслов фильма это не имеет значения. Информация и образы, передающие её уже работают в сознании зрителя, и , находясь с ним в диалоге, доказывают и утверждают Истину, используя опыт и знания о жизни самого зрителя. Когда врач Рэчел Соландо в пещере рассказывает о преступных экспериментах с сознанием людей в концлагерях, тюрьмах и психушках всего мира, мало кто усомнится, что это правда.

       «Все знают об этом, весь персонал», - говорит она Тедди. И, уже не важно, что это – реальная Рэчел или плод его воображения. Мир, созданный человечеством с сущностью «ЛЭДДИС» и, правда, таков. Крысы, выползающие из своих нор перед пещерой, как мерзкий фон, на который отображается информация о состоянии человечества. И, последние слова Тэдди: « Что лучше – жить монстром или умереть человеком?» ,  отнесённые ко всему человечеству, звучат апокалиптически: « Жить монстрами или УМЕРЕТЬ КАК ЧЕЛОВЕЧЕТВО?»

        Этот фильм как голографическая пластина. Элементы (события, фразы, названия), размещённые на её плоскости, дают разумный, последовательный сюжет. Правда, вызывая вопросы, ответить на которые, оставаясь в плоскости, невозможно. И, только, «подсвеченная» внешним вневременным специальным источником света, она вдруг многомерно раскрывается смыслами другого пространства. Это напоминает нашу повседневную жизнь с её насущными «плоскими» потребностями и событиями, вития которых лишь по прошествии времени и наступлении некоторых «случайностей», вдруг, обретает новый смысл.

        В фильме нет случайных ненужных сцен, фраз. Всё подчинено цели. Например, песня «Tomorrow Night» Лонни Джонсона (Lonnie Johnson), звучащая в конце фильма (когда Тэдди вошёл в свой дом, выпил вина и стал звать Долорес):
     Tomorrow night, will you remember what you said tonight?
     Tomorrow night, will all the thrills be gone?
     Tomorrow night, will it be just another memory?
     Or just another lovely song thats in my heart to linger on?

         Вспомнишь ли завтра ночью этой нашей ночи речи?
         Созвучие наших сердец в этой ночи не исчезнет ли завтра ночью?
         Наша память  этой ночи не затмится ли памятью будущей ночи?
         Или просто другая песня любви прозвучит в моём сердце в ночи?

     Кто я? Не в плену ли иллюзий отождествления? Тем же существом просыпаюсь, что и заснул? Такой же, как все, сам по себе и бессмысленный во времени, или вокруг персонал Эшклифа держит всё под контролем? И возможна ли, вообще, бессмыслица и «дурная свобода» при существующих «намёках» разуму о чём-то более глобальном, чем он сам?

      Что произошло с Эндрю и его семьёй – Долорес и детьми? И случайно ли? На пароме Тэдди, рассказывая Чаку о гибели Долорес, подчёркивает :«…Она не сгорела, а задохнулась. И это важно». Важные слова. Разберёмся. Дети также погибли от удушья (захлебнулись).

     Одно из значений на английском «дышать»:
     ДЫШАТЬ = RESPIRE  (буквально – «духовно восстанавливаться»)
     SPIRIT = ДУХ, ДУША

     Бездуховность – главная причина гибели Долорес. Эндрю рассказывает, что она жаловалась на «насекомых в мозге». «Насекомые» - это символически означенная «бытовая мелочь, озабоченность несущественным, незначащим, бессмысленным». Эндрю также не уделяет её словам внимания. Он весь в работе (в «мире насилия»), а после, по словам доктора Шина, – напивается. Бездуховность убила душу Долорес. Разум без души в помрачении идёт на преступление – убийство детей (Будущего). Эндрю Лэддис убивает её тело.

     В чём же причина «свинцовости – греховности» Лэддиса? Проявляемое им насилие является реакцией на мир насилия Эшклифа. Оно претит ему. «Я никого не хочу убивать», - говорит он. Но, вспыхивает «как спичка» при любой конфликтной ситуации. Он не терпит «вспышек спичек» от других, заменяя даже их образ другим символом огня – зажигалкой. Вспомним интереснейшую сцену беседы Эндрю с доктором Коули после того как его(Эндрю) подвёз на машине Варден. Эндрю входит в помещение. Его встречает выходящий с совещания доктор Коули. «Где же вы были»,- спрашивает он Эндрю. Тот замялся и что-то пробормотал про прогулку. «Сигареты?»,- вдруг предложил Коули ему. Пачка сигарет появилась в руке Коули из «ниоткуда». Эндрю отказался и Коули достаёт свою трубку из нагрудного кармана. Затем из левого  кармана пиджака достаёт спички, но тут же их прячет обратно. Достаёт зажигалку из правого кармана пиджака и раскрывает её, собираясь прикурить. Кадр показывает его спину, скрывая руки, лицо и трубку. Слышится явное чирканье спички. Кадр опять показывает зажигалку в руке Коули. Сознание Эндрю трансформирует реальность, блокируя стрессовые для него элементы – спички в чужих руках. Но показывая не существующую пачку сигарет, подтверждающую его опасения по поводу нейролептиков. Аналогично он не видит стакан с водой у пациентки, попросившей доктора Шина принести ей стакан с водой. Эндрю видит лишь поднесённую ко рту руку без стакана.
       Реальность каждого из нас деформирована. Мы не понимаем друг друга, видим лишь то, на что способны. Не видим «бревна в своём глазу, но замечая соринку в чужом»,- по словам Христа. Эндрю спрашивает у доктора Коули о пропавшей Рэчел по поводу непризнания ею реальности: «Неужели она не видит, что находится в психушке?», сам не понимая этого о своём положении.
       Доктор Коули прокомментировал это словами: «Вменяемость не является предметом нашего выбора и не всё решает воля». Отсюда и «Не судите, да не судимы будете».

       Несмотря на страшные сцены, смерть, кровь и насилие, фильм жизнеутверждающий. Эндрю Лэддис (Человек Свинцовый) и Эдвард Даниэлс (Воинственный Ангел) только развивающиеся формы Теодора Дэниэлса (Ангела на пути к Богу). Он должен понять и восстановить «времён связующую нить». Вернуться к истинной реальности по словам доктора Коули.
Вспомним сцену с поджогом машины. Эндрю снимает с неё чехол, достаёт из бардачка спички и запихав подаренный Долорес галстук в бензобак, поджигает его. «Извини, крошка, я люблю всё, что ты подарила мне, но этот галстук – настоящее дерьмо».
     Раскодируем смыслы:
       Галстук = T I E  (англ)= СВЯЗЬ, УЗЫ
       МАШИНА = CAR  (англ) = анаграмма RACE = род, народ, раса
       «Лэддис зажёг спичку и начался пожар в доме», - рассказывает Тэдди историю Чаку.
        «Впышка спички» Лэддиса, уничтожая ДУХОВНУЮ СВЯЗЬ с традицией рода, с ПАМЯТЬЮ НАРОДА, уничтожает БУДУЩЕЕ НАРОДА (Духовность и Детей).

Между подожжённой машиной и отбежавшим Лэддисом стоит Долорес. Лэддис видит свою дочь Рахиль, медленно подходящую к Долорес и берущую её за руку. Девочка Рахиль в старой тёмной не по росту одежде, появляется как бы из прошлого. Рука дочери в руке матери как связь поколений, дающая надежду.  Взляд обеих направлен на Эндрю. Дело за ним.

        «Ты взорвал мою машину, а я её очень любил»,- сказал доктор Коули Эндрю.  Род человеческий как творение Бога не будет им оставлено.

        «Я добился настоящего прорыва, но этого пока не понимают. Все хотят быстрых результатов и так было всегда. А я делаю то, что люди и вы в том числе, маршал, не понимают. Но я не сдамся без боя»,- говорит доктор Коули как символическая проекция Бога на Земле (Эшклифе).
        На фоне песни «Tomorrow Night» Лонни Джонсона в доме Тэдди перед тем как он узнает о смерти детей, звучат слова песни в исполнении Джо Адамса  «Christian Zeal and Activity»:
        -…Then He said, “Take up your bed and walk.” And I believe that same Jesus is present through the power of the Holy Spirit, right here in this room, right now. Right now. Right now. And He wants to meet every need.

        (-…Затем Он сказал: "Возьми свою постель и иди.” И я верю, что тот же самый Иисус присутствует через силу Святого Духа, прямо здесь, в этой комнате, прямо сейчас. Прямо сейчас. Прямо сейчас. И Он хочет решить каждую нужду…»).


Рецензии
Изначально увидел Ваш комментарий на одном из сайтов, где объяснялся смысл данного фильма, но, как Вы успели заметить, лишь в 2х планах реальности. Перешел сюда, и, начал поглощать строки, как ребенок нашедший конфеты - с удовольствием и аппетитом. Настолько впечатлило, что специально здесь зарегистрировался, дабы оставить комментарий. Что фильм гениальный вопросов не было и после первого просмотра. После второго я еще неделю был на нем зациклен и жизнь, ее философия - как будто переменились, причем как и где - я понять не мог. Прошло 3 года и я решил посмотреть его в третий раз, после чего и прочитал Ваше произведение. Сейчас возможно начал понимать что именно во мне тогда "сломалось", но скорее, напротив - "починилось". Сам хоть и крещенный, но человек нейтральный к церкви и религиям в целом... Вижу это иначе, но и естество Бога в своем понимании не отрицаю.
Отдельно удивил разбор имён и фамилий. Пожалуй, это и есть "ключ" к открытию 3го плана.
Благодарю!
С уважением, Владислав

Владислав Гарбар   08.11.2021 20:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав за интерес к моей рецензии и положительный отзыв. По поводу Бога. Как можно заметить, авторы не говорят о Боге и дьяволе напрямую.( Тем более о вере и религиозных конфессиях). Они лишь намекают на эти силы и их проявления на Земле. Главным является понимание человеком своего "я" и места в этом мире. А Бог как Творец, Единный, Всевышний - это уже другая, более глобальная тема.

Искандер Коротков   14.11.2021 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.