Глава 3. Не судьба

 
Бурин, внимательно слушавший рассказ Князева, так и не сделал за все это время ни одной записи в свой раскрытый и лежащий перед ним блокнот.

- И все? – спросил он у лейтенанта. 

- Да, все.

- И по вам не стреляли, когда вы уходили из кишлака?

- Стреляли. Мы вышли из этого боя без потерь.

- Это вы называете «боем»? – с вызовом спросил корреспондент.

- Ну, если вам нравится другое обозначение этой ситуации, типа «игрой», то я вам, товарищ лейтенант, челюсть сломаю вот так! – Игорь сдавил затрясшиеся кулаки.

- Да кто вам разрешил так со мною разговаривать! – вскочил из-за стола Бурин. – Да я вас…

Игорь ударил кулаком по столу и, посмотрев в покрасневшие глаза корреспондента, спросил:

- А вы знаете, что такое потеря своих солдат? Своих(?),которые в твоем подчинении, а? – голос Игоря задрожал и он сжал до боли кулак, которым сильно бил по своей правой коленке. – А вы знаете, что такое смерть?

- Так вы должны были с душманами ввязаться в бой! – заистерил высоким фальцетом лейтенант.

- Молчать! – снова ударил по столу Князев. – Так и напишите, что я трус! Я не стал останавливать технику и долбить из пулеметов и пушек по дувалам?

- Душманам! – поправил его выкриком Бурин.

- А где они? – встал Князев и развел руки. – Где? Они прячутся за дувалами, а я перед ними открытый. Вот они в два счета мой взвод со спасенными людьми и расстреляли бы всего за несколько минут, товарищ корреспондент! Если удастся, то в следующий раз пойдете с моим взводом на боевые действия, посмотрю тогда на вас, героя!

- Ладно, ладно, - прошептал Бурин, посмотрев на вбежавшего в комнату майора. - У нас все нормально, волидола пока не нужно. Это я так, сорвался. Война…
Игорь сел на стул.

- Вы, наверное, правы, товарищ лейтенант, что не ввязались в этот бой и спасли людей, - и Бурин, тыкая пером шариковой ручки в лист блокнота, на некоторое время замолчал.   

- Все, я могу идти? – поднялся Князев. 

- Извините, я хотел спросить о старшем лейтенанте Слуцком.

- Он, случайно не сын генерала… - Князев посмотрел на корреспондента

- Да нет, нет, - остановил Князева военкор, - просто однофамилец. Так как все дальше произошло, товарищ лейтенант? – снизив голос, спросил корреспондент. 
Успокоившись, Игорь продолжил свой рассказ:

- Когда мы вышли из кишлака, то сразу же по рации передали всю эту информацию своему командованию и по его приказу направились в свою воинскую часть вместе с царандоевцами.

Как хотелось мне их обо всем расспросить, но они не знали русского языка, а у меня не было бойцов, знавших таджикский язык. Одна девушка, пыталась что-то рассказать, она училась в университете и знала несколько десятков русских слов. Но она больше плакала…

Когда мы приехали в свою воинскую часть, нас встретили вместе с нашим командованием какие-то афганские офицеры.

Кстати, из спасенных царандоевцев, был один офицер, который тоже знал русский язык. Но он был контужен, и не мог разговаривать.  Его звали, нет, не помню как, товарищ корреспондент. 

А интересующий вас старший лейтенант, когда те батальоны вошли в кишлак, как проявил себя? – спросил Князев.

- Как герой. Он награжден орденом «Красной звезды».

- Тогда поздравьте его с этой наградой и от меня тоже. А если считаете, что я зря награжден медалью за такой поступок, то не теряйте времени и напишите рапорт в политуправление округа, министру обороны, куда хотите! – и, встав из-за стола, лейтенант Князев вышел из кабинета и направился к себе в палату. 
 
- 2 – 
 
После встречи с корреспондентом лейтенант замкнулся. Фоторепортаж о награждении Игоря Князева в окружной военной газете, так и не вышел. Почему? Об этом ему открыл тайну лечившийся в этом отделении майор, связист, Николай Аркадьевич: войны в Афганистане нет, поэтому, если и напишут, то только как выдуманную историю о проявленной храбрости лейтенантом на учениях. Не больше.

Это успокаивало. За «рюмкой» чаю в офицерской палате Игорь рассказал о погибшем товарище, с которым четыре года неразрывно дружил в военном училище, о девушке Юле, в которую оба влюбились в беспамятстве. Но она выбрала богатыря и балагура Сашку. Родила ему Ивана. И когда ему командование воинской части, в которой он служил, предложило отложить командировку в Афганистан на год, Полежаев отказался. И вот, погиб. И теперь он часто приходит к Игорю во сне, просит, чтобы не оставил одну Юлю и помог ей воспитать сына.

Майор, подняв граненный стакан, сказал: «Нужно помянуть парня, как и всех других, кто погиб за речкой». И не чокаясь, выпили. А потом, подробнее расспросив, в каком месте служил Полежаев перед Афганистаном, пообещал по своим каналам найти Юлю Полежаеву и дать возможность Игорю с ней поговорить.

 И то, что он оказался верен своему слову, доказал это, буквально на следующий день. После обеда привел Игоря в службу связи госпиталя, кому-то звонил, и через полчаса нашел Юлю. 

Разговор Игоря Князева с ней был недолгим, она еще не могла прийти в себя и поверить, что ее любимого Александра больше нет. Через три дня, он снова поговорил с ней по телефону, и снова все повторилось, разговаривал больше он, она – слушала, всхлипывая. Узнал только о том, что руководство воинской части, в которой до этого служил Александр Полежаев, пообещало выделить молодой вдове однокомнатную квартиру, устроить работать в гарнизонном медицинском учреждении. И – с почестями похоронило ее мужа. 

В третьем телефонном разговоре Юля пообещала Игорю встретиться с ним на железнодорожном вокзале небольшой пригородной станции в последнее воскресенье июля.

Это, в конечном итоге и заставило Князева согласиться с решением медкомиссии направить его на реабилитацию в Крым, в Сакский военный санаторий. А в последнее воскресенье июля, симпатичная кассирша помогла ему купить билеты в Ташкент с пересадками на той станции, которые давали молодому лейтенанту возможность около семи часов побыть на ней. 

 
- 3 –
 
 Дежурный по патрулю старший лейтенант Вязев, проверивший документы Игоря, предложил ему зайти в чайную. Но Игорь Князев тут же отказался:

- Извините, я жду девушку.

- Это по-нашему, - улыбаясь, похлопал по локтю лейтенанта дежурный. – И когда ваша встреча состоится?

- Не знаю, - вздохнул Игорь. – Должна была произойти час назад, но она почему-то не приехала.

- Так воинская часть находится отсюда километрах в двадцати пяти. Рейсовый автобус может и задержаться, так что не беспокойся, - и предложил Игорю выпить квасу.

Расселись они за столиком, под раскинувшейся кроной акации. Старший лейтенант попросил сопровождающих его двух солдат сесть за следующим столом и внимательно следить за тем, чтобы никто из военнослужащих на железнодорожной станции не нарушал воинской дисциплины.   

- Я тоже награжден медалью «За отвагу», - сказал старший лейтенант, освободив свою рыжую «шевелюру» от фуражки, которую положил на соседний стул и синим платочком, хранившимся в ней, протер потный лоб. – Наша дивизия стоит под Кундузом, я был командиром мотострелкового взвода.

Игорь протянул руку новому знакомому, и крепко пожал его крепкую ладонь.

- Мне еще почти полтора года там служить, - сказал он. – А девушка, это жена моего товарища, он недавно погиб в Афганистане.

- А, что-то слышал по этому поводу. Полежаев, вроде.

- Да, да, - посмотрел в глаза новому знакомому Игорь. – Вы что-то знаете о ней?
Тот в ответ покачал головой. 

- Только о нем. У нас часть небольшая, все на слуху. Хоронили его на городском кладбище, у нас своего нет. Это где-то в десяти километрах от нас. Выезжал туда караульный наряд и взвод, которым он командовал. Его жена живет пока в общежитии, все, что знаю.

- Вы женаты? – Игорь посмотрел старшему лейтенанту в глаза.

- Да, да. У меня тоже есть сын. В детский сад пошел, жена учительница. Обещают меня в скором времени назначить командиром роты. Когда это будет, не знаю. Еще квасу холодненького сейчас закажу. Сиди, сиди, и жди, - и, поправив кобуру с пистолетом на поясе, патрульный офицер направился к бочке с квасом.

Положив локти на стол, Игорь уперся подбородком в сжатые ладони и не сводил глаз с остановки, у которой должен был остановиться рейсовый автобус с Юлей. Третий уже по счету.

- А как в санатории то отдохнул? Накупался, наверное, в море? – отвлек его от тяжелых размышлений новый знакомый.

Игорь помотал головой.

- Что, погоды не было.

- В Афгане жарче. Просто как-то все незаметно прошло, даже толком ничего и не отложилось в памяти, кроме приема грязей, как зубной врач выдирал нервы…

- Ты ее любишь?

Игорь, пожав плечами, тяжело вздохнув, прошептал:

- Я да, а она, Сашку.

- Курсантская история, - закивал головой старший лейтенант. – И надеешься, что она…

- Давай не будем об этом, - похлопал рукой по ладони старшего лейтенанта Князев.

– Я сам и не знаю, как быть в этой ситуации. Но я Сашке обещал.

- Может, поменяешь билет на завтра. У меня скоро дежурство заканчивается, поедем ко мне.

- В воинскую часть? – ожил Игорь.

- Нет, я в городе живу. 

- А. А может, съездим в воинскую часть и найдем Юлю?

- Я не против, оставайся, иди в кассу и меняй билет.

Игорь сел и задумался, а потом посмотрел на старшего лейтенанта и помотал головой:

- Это пахнет трибуналом. Нет. У меня еще есть почти три часа до поезда.

- Если что, оставь свой адрес, я найду ее и передам, все что ты ей скажешь, - и, достав из нагрудного кармана рубашки блокнот с ручкой, подал их Игорю.

А Юля так и не появилась на железнодорожной станции. Видно, к этой встрече с Игорем, она еще не была морально готова.

И, прощаясь с патрульным офицером, он тихо ему сказал:

- Поеду я. Вы уж не забудьте ее найти, если она живет в вашем гарнизоне. И скорее всего, она еще не готова будет поддерживать со мной какой-то контакт. Все-таки я для нее не больше, чем друг ее мужа. И все. А я напишу вам письмо, где-то через месяц – два, может позже, чтобы вы дали мне информацию о ней. Добро?

- Ты, только не молчи сам, Игорь, хорошо? Будем друзьями, - и, помогая Князеву залезть в тамбур вагона поезда, подавая чемодан, еще раз крепко пожал ему руку.


Рецензии
Что хотел неуёмный журналист, сразу понятно. Но правда была в том, что лейтенант Князев не желал прославиться. Ему важнее было сохранить жизнь своим подчинённым.
- С уважением, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   24.02.2024 03:46     Заявить о нарушении
Спасибо, важно еще и то, что военный журналист не трус, а его присутствие в боевых операциях вдохновляет бойцов.
С уважением
Иван

Иван Цуприков   24.02.2024 04:53   Заявить о нарушении
Не могу с этим не согласиться. Смелых военных журналистов,конечно, больше, чем тех, которые берут интервью только в госпиталях, не бывая на месте событий.
- С уважением, Ольга Алексеевна.

Ольга Щербакова 3   24.02.2024 05:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.