Заметки в пути

Общественный транспорт это социальное явление, имеющая еще и региональные окраски.
Метро, трамваи, троллейбусы, автобус, электрички. Каждый из них имеет свои особенности, а когда много пользуешься, непроизвольно начинаешь различать и особенности их, уже даже с закрытыми глазами, по характерным разговорах, звуках, темпам движения и т.п.
Часы пик, когда надо доставить к началу работы жителей, и после работы развести по домам, чтобы мы могли полноценно насладиться коротким отдыхом и с новыми силами с утра начать штурмовать общественный транспорт снова и снова... На благо страны, на собственные нужды, на удовлетворение потребностей...
Но любой транспорт, это всего лишь способ добраться пассажиру от одной точки до другой, и время затрачиваемое на перемещение каждый тратит по своему, но естественно, с социальной окраской и согласно моде. Сейчас в моде поголовное поветрие, убивание времени в смартфонах, планшетах.
Мне нравилось старое время, когда кричать и громко говорить в общественном месте считалось непривычно и неприлично. Когда появились первые сотовые телефоны, люди по привычке, уединялись, переходили на шепот, просили перезвонить. Сейчас это время безвозвратно ушло, и в транспорте люди решают все свои проблемы, абсолютно не стесняясь соседа. Менеджеры начального и среднего уровня усилено решают свои проблемы, громко, на полвагона продают товары, спешат урегулировать текущие проблемы. А иногда слышишь, что некая ретивая девица принимала с вечера своего бойфренда, в каком белье была она, он, и что он ее разочаровал и в этой неторопливой разноголосице она спешит поделиться новостью со своей подругой по телефону...
И в этой несуетливой негромкой малошумности, проходит время, люди читают, играют с помощью телефонов, постоянно поддерживая производителей техники. Если ещё лет десять назад можно было встретить наличие гаджетов с разбросом пять - десять лет выпусков, то сейчас повальная доступность их, позволяет их быстро менять согласно моде. Ремонтировать обходится дороже, поэтому их достаточно быстро меняют.
Но и человек, как индивид, достаточно плохо переносит тяготы цивилизации, изнежено требуя улучшений в каждодневный быт. Если лет сорок назад деревянный диван трамвая, электрички, был нормальным явлением, то сейчас мягкое кожаное сидение уже вызывает у многих нарекания своим неудобством. А отсутствие кондиционера приводит уже в негодование...
Быт определяет сознание, как говорили классики, но в этот быт усилено вторгается и средства массовой культуры в виде телевидения, интернета, всевозможных чатов, многомиллионных социальных сетей. И уже отсутствие флажков одобрения- лайков, под выложенных фотографиях сделанных по пути, по делу и просто так, вызывает неудовольствие и определенный зуд у многих.
Но, люди всегда остаются людьми, и их интересуют новости, мнение других, и этот вал информации вываливается на них с помощью всевозможных планшетов, смартфонов, ноутбуков.
Послушать музыку, посмотреть любимый фильм - пожалуйста, надел, простите - воткнул в уши наушники и слушай с помощью телефона радио или просто подборку любимой музыки и если в этот момент тебе позвонили, сразу не прерываясь, переговорил- красота...
Но электричка, это особый вид транспорта, наверное потому, что ей в большинстве пользуются жители ближайших населенных пунктов, в массовости разросшихся в близи мегаполисов и в них живут не коренные, как называют себя мегаполисники, а у них особая своя культура, которая может быть и попроще, но она более массовая и имеет свои определенные черты. Особенно это заметно по столичным электричкам и достаточно много отличий жителей Казанского направления от скажем ближайших соседей Горьковского, Курского, Павелецкого или Ярославского направлений. Но это мелкие отличия, которые вносят большой вклад в общую нашу культуру, которая, конечно же, массово корректируется и формируются средствами центрального телевидения.
Если тридцать, сорок лет назад было два канала телевещания, то сейчас их несчисленное множество, со своими бесконечными сериалами и все это безмерно убивает собственное время жизни человечества, но и формирует массовое сознание потребителя, поскольку бесконечное количество рекламы навязывает потребителю, что тебе есть, что ты будешь одевать, на чем ты будешь ездить и где тебе надо отдыхать и чем тебе лечиться... Но, чтобы все пробрести, нужны деньги, и народ, население массово передвигается с дома на работу, с работы в магазин и т.д. И траспорт, как тягловая лошадь решает основную проблему передвижения.
Иногда в транспорте наблюдаются интересные встречи, диалоги и наблюдать их доставляет кучу эмоций...

Эпизод первый.

Ранее субботнее утро.... Надо сказать выходные это особый режим работы транспорта, вроде те же вагоны, те же самые остановки, но пассажиров в десятки раз меньше и тем острее воспринимаются встречи. Итак субботнее утро, в полупустой вагон входит молодой человек с футляром скрипки. Не знаю почему, но выражение глаз, общее его состояние, сразу привлекло внимание. Парень неспеша достал скрипку и ... Дальнейшее уже воспринималось как некое монолитное действо. Скрипка и Мастер единым организмом выводили мелодию за мелодией. Все негромкие разговоры немногочисленных пассажиров смолкли и слушатели наслаждались мелодиями Скрипача. Скрипка выдавала немыслимые звуки, которые шли уже не только из инструмента, а из глубины Души Скрипача. Великолепно исполнив Вальс цветов П.И.Чайковского плавно без перехода переключился на Времена Года Вивальди.
Мелодия буйствовала, каждым тактом, нотой отражаясь в слушателях. Даже неумолкающие, вечно щебечущие дети, примолкали с уважением и удивлением наслаждались музыкой скрипача...
Парень без остановок исполнил четыре длинных произведения, не останавливаясь на промежуточные остановки электрички и не обращая внимания на заходящих пассажиров. И те, кто заходил, моментально замолкали, с удивлением и наслаждением слушая виртуозное исполнение мелодий.
Музыкант, которому исполнилось от силы двадцать лет, отложил скрипку, взмахнул головой, отбросив копну светлых волос, вздохнул и вдруг сказал: - А сейчас я исполню посвещение моей любимой девушке!
Слезы навернулись на его глаза и можно было только догадываться, что что-то произошло в их молодой судьбе.
Дальше было исполнение адажио Альбиони.
Это был полный симбиоз Мастера, скрипки, мелодии и ещё большего, чего навряд ли возможно описать словами. Слезы почти сплошным потоком лились из глаз Музыканта. С последним аккордом он молча отложил скрипку, начав упаковывать в футляр.
Пассажиры молчали, кто чуть отойдя от шока, понесли сами те небольшие деньги скрипачу.
На следующей остановке Он вышел. Вышел совсем из состава. Стало ясно, что парень не зарабатывал, а просто нашёл то, свое выражение к тому, что происходило в его судьбе, Душе.
Пассажиры так и не заговорили, до конечной остановки, ошеломленно впитывая действо субботнего утра...

Эпизод второй...

Каждый день садясь в одно и тоже время в вагон, уже непроизвольно отмечаешь знакомые лица. Эти выйдут через три остановки, этот едет до конца. Это новички, случайные забредшие в этот угол новостроек.
По обрывкам случайных разговоров узнаешь профессии попутчиков, иногда угадывая, а может даже чувствуя, что перед тобой врач или преподаватель вуза.
Студентов всегда можно узнать по веселому говору, на чуть повышенной громкости, когда очень хочется, как в детстве быстрее высказать, застолбить свое мнение о происходящих событиях.
Частенько наблюдалась молодая пара - парень и девушка, они всегда стояли возле тамбура, никогда не стремясь пройти по вагону, хотя конечно протиснуться в переполненный вагон весьма проблематично в часы пик.
Эта пара привлекла внимание тем, что в девяносто процентов случаев говорил парень, а девушка невозмутимо слушала его, изредка поддакивая и поднимая голову на собеседника. И вот как то случай привел меня, что я оказался вблизи и стал невольным слушателем их разговоров. Молодой человек рассказывал своей собеседнице про устройство катапульты авианосцев. Почему то ярко вспомнились армейские воспоминания, когда в течении двух дней смотрели учебные фильмы про авианосцы Америки с подробной детализацией, но это было в прошлом веке и ещё при Советском Союзе. Итак парень рассказывал достаточно подробно, а девушка молча слушала. Возникали вопросы, кто они, поскольку знания слишком специфические, а их молодость не позволяла говорить, что они специалисты, скорее студенты. И в очередной раз говоря про какую то манжету с сумасшедший стойкостью к разогретом в пару и давлению в цилиндре, я удивился, с каким терпением девушка слушала на протяжении получаса такие разговоры. На следующий раз парень рассказывал, точнее это были монологи, о рулях направления второй ступени разгонных аппаратов ракеты. Девушка молча слушала.
Подобных монологов было много, но содержание не было слышно, в силу моей удаленности от пары. И вот в одну поездку парень с воодушевлением рассказывал про нарезные стволы пистолета, про количество их, про скорость истечения пороховых газов, эффективность сочетания патрона с количеством каналов. И вдруг девушка подняв голову на собеседника проговорила : - Теперь представь, что если бы каналов было на один больше и с неравномерным шагом нарезки, а с определенным уменьшением шага и созданием обратной трапеции канала... Далее шло устное решение дифференциального уравнения, в результате которого я понял, что эффективность выстрела можно было поднять в три с лишним раза.
Комментарии были излишни. Парень влюблёнными глазами смотрел на девчонку и она с упоением решала сложные технические проблемы...

Эпизод третий.

Предновогодние дни. Это определенная предпраздничная суета как дома, так и на работе. Если дома - то надо успеть закупиться продуктами, подарки под ёлочку всем домашним. На работе соответственно закрыть текущие работы, подготовить и защитить отчёты.
В часы пик электрички наполняются под завязку, и после отправления народ утыкается в экраны смартфонов, планшетов, читая новости, играя, либо читая очередной детектив. Студенты перед сессией лихорадочно читают лекции, учебники. Но когда электричка едит из столицы расслабление полным ходом. И есть определенная электричка соответствующая своему описанию у Венечки Ерофеева Москва- Петушки.
Только в ней отправление от вокзала сопровождается массовым звуком Пшшш... Это в неспешном порядке открываются бутылки и многочисленные банки с пивом, чтобы через две три станции пассажиры переходили на более крепкие напитки... Садятся попутчики компаниями по шесть- три на три, напротив друг друга и спокойно проводят досуг распитием пива и покрепче. Чуть позже начинаются картежные партии с периодическими вскрикиваниями - сегодня вы козлы!... И дальше продолжается по новой.
Итак предновогодняя электричка Москва -Петушки 21-55 . Задерживаюсь по делам в столице и успеваю именно на эту. Но она полная, даже в проходах, как в час пик. И вдруг вижу по ходу движения одно свободное место возле прохода. Пытаюсь протиснуться. На свободном месте на газетке стоит громадный открытый кожаный портплед Гермес. Напротив сидит дама в соболиной шубе неимоверной длины, про которую можно сказать что она в пол. Уже Интересненько.
Эта сумочка явно не из рынка Садовод, судя по шубе и взглядов хозяйки шубы. Кто- то попытался возразить -освободите место. Но одного только взгляда хозяйки шубы было достаточно, чтобы возмущающийся молча проглатывал ком и умолкал. Дама открыла портплед и достала пару бутылок пива. Заправски открыла одним движением бутылку и с удовольствием отпила большими глотками. Рядом сидящие и стоящие, в том числе, заинтересованно замолчали и продолжили наблюдение спектакля. Дама через остановку достала воблочку и с удовольствием пила пиво с рыбкой, разделывая рыбу на газете и пряча пустые бутылки обратно в сумку. Сумка казалась бездонной.
Интересный переплет, сумка путешествует первым классом в подмосковной электричке, хотя ее стоимость превышает стоимость приличной малолитражки. Да и сама дама не походила на постоянного пассажира электричек, а только видящего ее из окна дорогого автомобиля. Глоток за глотком дама освободила пять бутылочек пива с рыбкой.
Но после пересечения МКАД картинка изменилась, из сумки досталась литровая булка водки Абсолют.
В вагоне воцарилась тишина. Даже дальние пассажиры утихли в такт наступившему моменту. Откупоривала бутылку дама неспеша и ни чуточку не скривясь, с горла отпила почти треть. Причем попытки закусить и скривиться или поморщится не было напрочь.
Соседи проглотив слюну замерли. Дама увидив вопрошающие и удивлённые молчаливые взгляды пассажиров выдала:
-А что?!!! Могу себе позволить!
-Я впервые за пятнадцать лет буду встречать Новый год дома! Неделю не выходила с работы, Я главный бухгалтер банка. Далее последовало название банка не сходящего с экранов телевидения. И сегодня, 31 декабря оправила баланс своего банка в Центробанк и он сошёлся... С Новым наступающим годом Господа!

И как то успокоенно выдохнула, рядом стоящие, вспомнив свои закрытия года, не сговариваясь тоже облегчённо вздохнули, это получилось так громко и одновременно, что все непринужденно рассмеялись и пожелали другу другу хорошей встречи домашнего праздника...


Рецензии