Тутаитама

          Мне прислали тему конкурса "Здесь и там".
          Интересно всё-таки как до меня доходит смысл слов...
          Вдруг вспомнил случай из далёкого детства. Тонкостей моего диалога с мамой я не смогу воспроизвести, но квинтессенцию, так сказать, кульмиацию, пожалуйста. Не знаю, по какой причине мама произнесла слово "давай", но ответ мой был такой: "всем давать - не успеешь скидавать". И вот в этот самый момент я вдруг понял смысл этих слов! Слышал и знал я их почти с самого рождения, но понял их суть по окаменевшему лицу мамы.
          "Здесь и там". Надо наверное написать слово "там" с большой буквы, а то получается несправедливо: Здесь и там. А может на самом деле "здесь и Там"? Или тогда уж, чтобы не было никаких привилегий, писать "здесь и там". Но лучше и честнее будет выглядеть "Здесь и Там".
          Пока наводил порядок в написании, почему-то вспомнил недавний урок с первокурсницей. И тут же вспомнил ещё один урок и тоже с первокурсником, но шестнадцатилетней давности. Они совершенно разные, но совершенно одинаковые.
          Сентябрь. Начало учебного года. Робкий стук в дверь.
          - Да, входите.
          - Здравствуйте.
          Это ко мне на первый урок пришёл Рома, первокурсник.
          Как всегда на первых уроках начинаешь рассказывать что такое барочная скрипка, чем она отличается от современной, то, сё, и вдруг я вижу, что Ромы нет. Он стоит передо мной, но его нет.
          - Рома!... Рома!... Ро...
          Рома вздрагивает и его глаза из откуда-то начинают фокусироваться на мне. Совершенно неожиданно для нас обоих из роминого правого глаза вытекает слеза.
          - Рома, ты что? Что-то случилось?
          - Нет, нет, Игорь Николаевич, всё хорошо.
          И вдруг мне становится нестерпимо его жалко, но, вместе с тем, я безошибочно определил причину его тоски. Да, это была тоска!
          - Рома, ты приезжий?
          - Да, я из Новомосковска.
          - Понятно. Рома, не грусти. Потерпи месяца два и ты привыкнешь. Ты наверное по маме скучаешь?
          - Да, Игорь Николаевич, ужасно скучаю. Как было хорошо в Новомосковске! Там всё родное, а здесь...
          - Рома, попомни мои слова: если сейчас ты готов сорваться и нестись сломя голову домой к маме, друзьям, то через два месяца ты будешь уже подумывать ехать сегодня или через недельку, а потом и через месяц.
          - Нет, Игорь Николаевич, такого не будет.
          - Ну хорошо, хорошо! Продолжим урок или как?
          А недавний урок с первокурсницей по сути был точно таким же, но причины отсутствия и тоски были совершенно в другом.
          На наш факультет не всегда поступают молодые люди, увлечённые барочной музыкой. Тем более, что барочная музыка в разные периоды эпохи была совершенно разная. Если произведения Корелли, Вивальди, Альбинони, даже Баха, то есть композиторов периода конца Высокого и Позднего барокко, понятны и ложатся на слух без особых проблем, то произведения Раннего и начала Высокого барокко малоизвестны, непонятны и нужно время, чтобы к ним привыкнуть.
          Так вот первокуснице я дал раннюю итальянскую сонату композитора Джованни Баттиста Фонтаны.
          Играет студентка, а я вижу, что её нет. Стоит она передо мной, держит скрипку в руках, извлекает из неё звуки и, кстати, очень даже хорошие звуки, но совершенно безжизненные.
          Вы меня можете спросить, а что такое безжизненные звуки? Раз есть звук, то само по себе это уже свидетельство жизни. Нет? Может быть. Но жизнь является жизнью, если она проходит мимо тебя? Какое тебе дело до неё в таком случае?
          - Ира, где ты сейчас была? - спросил я ученицу после того, как она доиграла.
          - То есть?
          - У меня сложилось впечатление, что ты отсутствовала во время исполнения.
          - Разве я могла отсутствовать если я играла?
          - Ира, у меня был друг, тоже скрипач, который во время занятий читал книжки. Как ты думаешь, он где находился?
          - Но я же не читала книжку!
          - Однако мысли твои были где-то далеко.
          - Ничего подобного, Игорь Николаевич!
          - Хорошо, хорошо. А скажи, тебе нравится эта соната?
          - Если честно, то нет, не нравится.
          - А как же ты играешь если тебе не нравится?
          - Но Вы же задали мне её, вот я и играю.
          - Какой ужас, какой кошмар! Получается, что я просто изверг.
          - Никакой Вы не изверг. Я просто не понимаю её.
          - А гамму ты понимаешь? Упражнения ты понимаешь?
          - Конечно понимаю. Они существуют для развития техники.
          - Ира, запомни на всю свою жизнь: никогда гаммы и упражнения не разовьют никакую технику, если ты их не будешь оплодотворять эмоцией.
          - Игорь Николаевич, ну какая эмоция может быть в гамме?
          - А это, дорогая, зависит исключительно от тебя! Какую вложишь - такая и будет. Не расстраивай меня.
          - Чем?
          - Тебе что, никто не говорил, что музыка - это эмоции. Если их нет, то и музыки нет! Никому не нужно твоё техническое совершенство если ты не вкладываешь в него душу. Вот почему я сказал тебе про твоё отсутствие во время игры.
          - Но я не чувствую эту сонату!
          - Обязанна чувствовать если её играешь. Если не чувствуешь - не играй вовсе.
          Я ей стал объяснять вещи, которые должны знать все  исполнители: никому не нужна ваша техника, ваш красивый звук, ваша чистота интонации если ваша игра бесчувственна, если в неё не вложен образ, любой, может быть даже примитивный.
          Короче, никому это не интересно! Я на этих двух примерах попытался раскрыть тему "Здесь и там".
          Да-с! Попробуй-ка разберись где ты находишься!
          Редкий случай, когда человек находится там, где находится.
P.S. Вопрос: где находится человек, создающий то, что Вы видите на картинке?


Рецензии
Человек - удивительное создание именно потому, что тело может быть в одном месте, а мыслями и эмоциями мы можем быть где-то совершенно далеко. Часто это касается, когда ты вынужден себя насиловать неугодной работой или учёбой, чем угодно, а наше сознание там, где наши мечты.

Спасибо, Игорь, Вы очень проницательный человек, наблюдательный.

Марина Шатерова   06.05.2019 01:41     Заявить о нарушении
Марина, спасибо за Ваше внимание!
У меня возник такой вопрос: когда человек творит, он где - здесь или там?
Ещё раз, Марина, спасибо.

Игорь Должников   06.05.2019 04:48   Заявить о нарушении
Тоже, наверное, может быть где-то там, т.к. музыка может вызывать определённые ассоциации с природой, каким-либо фильмом или просто некой придуманной самим же музыкантом ситуацией.

Вам спасибо, что поделились рабочими моментами.

Марина Шатерова   06.05.2019 10:55   Заявить о нарушении
Марина, посмотрите. Можно ли создать это, находясь там?

Игорь Должников   07.05.2019 07:18   Заявить о нарушении