Почему не стоит обижаться

13.02.2019

   Никогда не придумывал постулатов и начинать не собираюсь. Всё ниже написанное не претендует, упаси боже, и на гордое имя трактат. Так, мысли вслух. Всем можно – почему мне нельзя? Вот и я так думаю. Мне то, что я сейчас попытаюсь донести, давным давно помогло избавиться от некоторой обидчивости, возможно, и ещё кому-то поможет.
Вариант «обижен жизнью» я здесь рассматривать не буду. Во-первых, этого уже не исправить и бороться с этим, на мой взгляд, бессмысленно. Эгоцентризм непобедим без хирургического вмешательства. Весь мир должен вертеться вокруг имярек и с этим ничего не поделать. Во-вторых, чаще всего в подобных случаях настоящими жертвами обид оказываются как раз окружающие, а не центр мироздания и генератор истин в последней инстанции, каковым, пусть и на подсознательном уровне, но ощущает себя эгоцентрист. Просто потому, что индивидуум не держит излишки желчи в себе, с завидным постоянством брызжа ею на окружающих.
К делу.
Википедия трактует понятие «обида» так:
«Оби;да — реакция человека на воспринимаемое как несправедливо причиненное огорчение, оскорбление[1], а также вызванные этим отрицательно окрашенные эмоции[2][3]. Включает в себя переживание гнева к обидчику и жалости к себе в ситуации, когда ничего уже невозможно поправить»
И в данном случае я с ней полностью согласен. Почти полностью. В своё понимание обиды я гнев* не включаю и в своих незрелых рассуждениях буду опираться именно на такое понимание слова. Для себя на основе какого-никакого жизненного опыта, своего и чужого, я нашёл три причины для возникновения обиды.
1. Некто очень или не очень, но желал вас обидеть. И достиг своей цели, уязвив ваше самолюбие или ещё как-либо. Результат: вам плохо, обида гложет вас изнутри и боль от этого отражается на вашем лице и поведении. Обидчик доволен и радостен: он достиг своей цели. Кратко: вам плохо – ему хорошо.
2. Некто случайно, без задней мысли, будучи уверенным в том, что это для вас в той же степени не обидно, как и для него самого, нанёс вам обиду словами или действием. Вам плохо, это видно невооружённым глазом, вы обрываете с ним общение, дуетесь, а некто недоумевает, ищет, перебирая в памяти недавние события, чем же он мог вас так настроить против себя. Он ведь ничего такого не хотел! Итог: вам плохо – ему плохо. Но от этого вам не лучше. Если не хуже.
3. Некто произнёс слова или произвёл действия, неверно вами интерпретированные как обидные для вас. С вами – всё та же история. С ним – ещё похлеще, чем в п.2 (там он хоть имеет шанс найти «причину» и попытаться объясниться). Снова вам плохо и снова плохо ему. И опять же вам от этого не лучше.
В сухом остатке имеем: во всех трёх случаях вам было плохо. А если бы вы смогли отогнать даже мысль об обиде от себя? В первом случае вам было бы хорошо, а тому, кто так желал вас обидеть – плохо. Во втором и третьем случае вы бы не потеряли голову и при желании могли бы спокойно объясниться. А могло бы и желания такого не возникнуть, так как вы обиду в себя не впустили. Так какой смысл обижаться?
Гнев* - это чувство я не включаю в понятие обиды, поскольку лично меня он накрывает не надолго, буквально на считанные минуты, а то и секунды, и благополучно рассасывается сам по себе или при помощи выплеска физической энергии. В любом случае, он во мне не живёт - здесь его не кормят. К тому же я быть властным над его всплесками так и не научился, хоть некоторые успехи и есть.)))


Рецензии