Стыд

Наверно самое сильное человеческое чувство это стыд.
Стыд – это то, что не дает нам заснуть, думать, успокоиться, мечтать.
Стыд сковывает нас, обезоруживает. Стыд, в общем – это страх перед самим собой, перед своими порочными поступками. Этот страх либо забывается (вернее забывается событие порочного поступка) и тем самым снимается, либо вытесняется другими чувствами,т.е. впадает в спячку до следующего пробуждения, вызванного повторением порочного поступка.
Второй путь снять стыд это прощение, в том числе самопрощение. Ведь если поступок прямо не связан с поруганием другого индивида, то просить прощения стоит у себя самого. Но даже если вы кого-то обидели, то внешнего прощения будет мало.
Важно простить самого себя, добраться до того рычага с помощью которого вы сможете сбросить балласт с вашей совести.


Рецензии
Очень интересные мысли, а главное - тема актуальнейшая. Но что важно: если стыдно за содеянное, то самому себя простить невозможно, а тем более не имеет значения, простил ли тебя тот, кого ты обидел. Я учился в пятом классе, когда ко мне в коридоре, во время перемены между уроками, подошёл одноклассник и сказал, что если сделать пощёчину нашему однокласснику Валере, то он даже не обидится. И я оказался до такой идиотической степени дураком, что тут же решил проверить: действительно не обидится, или всё-таки обидится? Только после того, как он спокойно, но с заметным удивлением спросил "за что?", я понял, что сделал невероятную гадость. Сейчас мне уже без полугода семьдесят. Валера несколько лет назад умер. А я так и не извинился. Но что важно, даже если бы он и принял мои извинения, я сам себя всё равно не прощу никогда. За всю свою жизнь я сделал только одну-единственную гадость, да и то потому что почему-то тогда мне стало интересно: обидится или не обидится. Ни разу не обманул кого бы то ни было, не украл ни копейки, не предал никого, не обидел никого, кроме того Валеры... Но все эти годы мучаюсь от той сделанной гадости, и знаю точно, что никогда не прощу её себе. Сознательно и намеренно я за всю жизнь не обидел и не обманул ни одного человека. Разве что непреднамеренно. Но и этого вроде бы не было. Казалось бы, ну подумаешь дал не сильную пощёчину ещё в детстве, а вот стыд грызёт всю жизнь. И никому никогда об этом я не рассказывал. А тут прочитал Вашу статью, и почему-то впервые в жизни решился облегчить душу. Как будто извинился перед Валерой.

Алексей Морозов 3   20.11.2019 23:08     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше мнение! Рад, что (в какой-то степени) помог Вам.

Евгений Вышегородский   21.11.2019 00:25   Заявить о нарушении