продолжение 3

Весной 1966-го отец начал возводить пристройку к дому дедушки и бабушки. Строили вторую половину, то есть нашу пристройку, из разобранного здания мехучастка. Это деревянное здание стояло на горке, где сейчас заводской забор и кислородная станция. Разобрали, годные бревна спустили вниз к дому бабушки и к сентябрю пристроили. К октябрю – возвели крышу и оштукатурили, даже сарай новый успел отец с друзьями и рабочими по найму  построить. Спасибо дядьке Колупаеву. Фамилию вот помню главного строителя нашего дома. С его сыном мы и сегодня переписываемся в социальной сети одноклассники.ру. В декабре 1966 года мы переселились в свой дом – одна комната, одна кухня. Комната была метров 20 квадратных, а кухня примерно девять. Ещё была общая с бабушкиной половиной (у неё тоже кухня и комната)  веранда. Всё это было гораздо лучше, чем двухкомнатная квартира на третьем этаже. До речки сто метров, через болото жила Мананчиха – крепкая бабушка откуда-то, кажется, с Украины, ещё один туркмен – дядя Саша. По пьянке он всегда был злой, как басмач, и всегда нас, пацанов, в чём-то подозревал. То мы у него морковку украли, то мы у него рябину сломали, то кошка у него «подозрительно» пропала, то мы траву подожгли и чуть дом у него не сгорел… Да. Поджигали. Но ни разу не помню, чтобы огонь даже близко подходил к его дому. А кошку его наш батя застрелил. Она голубей у нас повадилась жрать. Но мы же папу не выдадим.
Вот аэропорт и нефтезаправку в аэропорту мы с Андрюхой, братом моим, однажды точно чуть не сожгли. Там, в аэропорту, трава высокая. Подожгли, сделали запал небольшой, а он от ветра в стену огня превратился и побежал к керосиновым бочкам… Полыхало – ужас! Народу набежало спасать всё это со всех огородов подсобного хозяйства, которое в то время было разрешено на землях в аэропорту. И сами служащие авиации тоже набежали... Мы с Андреем обожжённые были, без бровей, и руки все в крови и в ожогах. Наверное, поэтому нас не отлупили…
… В 60-х помню три разные точки базаров в Железнодорожном: самый старый базар был на улице Октябрьской, примерно там, где сейчас редакция районной газеты. Сама улица именно тогда, а точнее – в конце 50-х– начале 60-х застраивалась щитовыми двухквартирными домами. А на старом рынке была ещё коновязь – это такое устройство, похожее на спортивный брус или на тренировочную полосу препятствий с брусом (по нему тренировали равновесие), к которому привязывали лошадей. Обычно лошади были запряжены, но были и оседланные под езду верхом. Рынок представлял собою длинный дощатый барак с такими же длинными торговыми рядами, рядом была пивная, в которую всегда была очередь в выходной день. Но и на пивной висели красные флаги и какой-то лозунг. Тот самый старый рынок мне помнится связками красного перца и терпким запахом чеснока и каких-то трав. Пучками и связками торговали всем этим в основном китайцы. Их тогда было в Железнодорожном немало. Думаю, что семей пять-семь это только тех, кто, как говорится, был постоянно перед глазами.

А ещё на рынке в те времена было полно скобяных, кожаных и плетёных изделий. Помню хомуты и велосипедные колеса, которые торжественно и мощно висели на столбах  торгового ряда, цепи, корзины, какие –то скобы, дверные ручки и петли, маленькие и большие табуретки, пахнущие смолой. И даже помню, как мужик делал замечание торговке: «Хоть бы песком или маслом протёрла!! Сядешь тут, и смола на штанине навсегда…».
Был всегда рынок на перроне железнодорожного вокзала. Сюда выносили пирожки, картошечку с укропом, ягоды, сало, молоко. Поезда стояли тогда на нашей станции не по две-три минуты, как сегодня, а по пятнадцать-двадцать минут. Так называемый «котласский поезд» и вовсе – с полчаса, наверное…
На перрон вываливалась богатая публика с северных городов – воркутинские и интинские щахтёры, не жалеющие деньги на жареную рыбку или котлетки, а в поездах с юга, ехал народ загорелый с пляжей Черного и Азовского морей – эти затаривались ягодой и… вениками. Да, на перронах, помню, продавали и веники, и веточки мяты, и смородину. Потом, в начале 70-х почему-то милиция стала гонять «перронные рынки», а в 90-х они и вовсе скисли, потому что стоянки поездов в Княжпогосте резко сократили до пяти, трех минут…

В 60-е были ещё паровозы со звёздами на лобовой части – громадными, а потом поменьше. Сами паровозы казались пузатыми. Чёрные. Сочетание чёрного паровоза, красной звезды и белых кантов на буквах, на поручнях; да он ещё ка-ак пыхнет громадными белыми клубами, как завертит латунными тягами на громадных красных колёсах с такими же белыми кантами по ободку – ух! - торжественный момент прям-таки! Совсем маленьким я боялся паровозов, прятался от их свистков и всегда жутко напрягался, когда они выстреливали клубы пара. Зато потом появлялся «военный восторг» - я представлял себе, что мы (кто-то «мы») выдержали атаку фашистов… А теперь они удирают. И «фашист» - чёрный паровоз – проезжал куда-то – то на север, то на юг, то в тупик завода… Неважно. Мы победили – это оставалось в душе.
…Третий рынок-базар сложился уже в конце 60-х – начале 70-х годов на площадке за рестораном «Вымь». Там просто были два длиннющих прилавка под открытым небом. Место проходное – там выстраивались обычно бабушки  с морковкой, пирожками, картошкой, грибами, варежками и носочками на продажу… В 80-х там поставили вагончик «Тир». И, наверное, всё поколение пацанов 70-х-80-х стреляло в том тире.

 Магазины

Магазины посёлка. О них нельзя промолчать. Это, конечно, легендарный «Лагерный магазин», который был почти напротив ресторана «Вымь». Это я тут, в книге, пишу его в кавычках, будто это имя нарицательное. На самом деле на вывеске не было слова «лагерный». Было просто – «магазин», а в восьмидесятых появился - «Северянин». Но на устах людей, в бытовой речи он так и остался «лагерным», потому что вплоть до 1974 года его товарное наполнение шло по линии обеспечения МВД – системы Ленинградской, а все остальные магазины, ОРСовские (отдел республиканского снабжения), Комилесурсовские и, наверное, ещё какие-то – МПСовские, например (министерство путей сообщения), – это всё и по ассортименту, и по надежности качества сильно отставало от лагерного снабжения. Здесь даже прилавки были из пузатого выгнутого стекла, с латунной или бронзовой окантовкой-рамкой. На стене впечатлял громадный плакат, где была изображена разделанная туша коровы или поросёнка (теперь уж не помню) и наглядно расписано, как называется каждая часть: «шея», «корейка», «окорок», «грудинка» и т.п. Прилавки все были в пирамидах из банок консервов. Такая вот мода была… Позже, когда по роду своей деятельности мне пришлось погрузиться в темы маркетинга и искусства марчандайзинга (искусство выкладки), я , конечно, понимая скудость продовольственного ассортимента 70-х, «простил эти пирамидки». Дескать, не от хорошей жизни приходилось продавцам громоздить эти горки. Однако, всё-таки вглядываясь и вспоминая наполняемость магазина до 1974 года, я прихожу к выводу – нет, все-таки эти пирамидки были именно модой. Ассортимента было навалом. Несколько видов колбас – ливерная, докторская, вареная с кусочками сала и чистая варёная, копчёных и полукопчёных колбас было 2-3 вида, рыба… Треска и селёдка были, конечно, самыми ходовыми, но и малосолёную тюльку и кильку, как мне кажется, брали тогда раз в двадцать больше, чем берут сейчас. Считалась килечка обычным, дешёвым и хорошим украшением стола. Под лучок, ложечку уксуса и ложечку растительного масла – замечательный закусон и к стопке водки, и вермута, и портвейна.
 Консервов было тоже предостаточно. Именно этот аргумент, пожалуй, главный против пирамид, потому что выкладывались эти самые пирамиды ведь из банок ярких и красиво оформленных - сгущёнки, банок кильки в томатном соусе, каких-нибудь с рисунками бычьих голов банками тушёнки. А на прилавке в это время узенькими рядами лежали менее красочные. Значит, прилавки было чем заполнить. Просто эстетически выглядело это не очень-то хорошо… Ещё бы – целлофановых пакетов ведь не было. Сыр весовой сох мгновенно (кстати, сыры в фольге тоже пирамидами выкладывались – «Дружба», Спутник», «Охотничий» и т.п). Молоко и сметана были только разливными. Приходили с бидончиками и баночками. Это сегодня в социальных сетях делятся ностальгическими фото, на которых стеклянные бутылки с широким горлышком и пробкой из цветной фольги, или треугольные бумажные пакеты молока…. У нас в посёлке ничего этого не было – это все либо московское, либо чрезвычайно редко завозимое в те годы в Сыктывкар и Воркуту. Бутылки с широким горлышком под молоко появятся у нас лишь в середине 70-х, а треугольные пакеты молока так и не появятся никогда….

В магазины приходили с авоськами – сеточными сумками, с простыми хозяйственными, холщовыми,  и даже с обычными мешками, закупая по 20 буханок хлеба, столько же банок тушёнки и прочей снеди. Часто это были люди с окраин – соображение простое «а штоб кажный день не таскаться…» . Или - «для поросят и коз тоже сухарей надо».
На машинах в 60-х никто не подъезжал, разве что на грузовых или служебных. Частных машин было так мало, что их для поездок в магазин не использовали. Зато на мотоциклах с колясками запросто. С саночками, чтобы тащить поклажу, – этого было много. Снег зимой убирали совсем не снегоуборочные машины ( их не было), и редко, только в сильные снегопады,  выезжали трактора. Всё вручную, лопатами, а потому даже на тротуарах (деревянных, но набитых уже толстенным слоем утоптанного снега) были лишь узкие тропинки. Летом – понятное дело – приходили налегке, иногда – с тележками. Пацаны – на велосипедах. Массово велосипеды появятся только к концу шестидесятых годов.

Из других магазинов Княжпогоста периода 60-70-х годов надо обязательно вспомнить «Молочный», «Радугу» (она была в те годы не там, где появится «Радуга» 80-х, а в соседнем квартале с «Лагерным магазином»), Культмаг, «Книжный» на Дзержинского, магазин на Рабочей (сейчас это улица Сенюкова) и, конечно, «Универмаг» - это магазин рядом с нынешней школой номер 1. Самый «пахнущий праздником» магазин! Недавно со своей одноклассницей спорили по поводу того, что дефицит был на продукты – и то, в основном в 80-е и начале 90-х, в 60-х была просто беднота, люди были не способны купить колбасу копчёную по 3 рубля 80 копеек. Такую покупали «очень иногда» (90 процентов населения). А вот варёную по 1 руб.10 копеек, по 1 р.30 копеек — это да, могли.
На прилавках лежала всегда громадная плитка шоколада с тисненым якорем. Эта плитка стоила 1 рубль 20 копеек.  Я ни разу не видел, чтобы её при мне кто-нибудь покупал. А однажды в заводском дворе кто-то из пацанов похвастался, что съел якорь с такой шоколадки. Приехал, дескать, дядька-родственник, купил, а ему разрешили съесть якорь. И мы расспрашивали — какой он на вкус? Что-то нам отвечал, врал, наверное, но зато рождались мечты — например, мы договаривались скопить денег и купить такую плитку.
 А вот с парфюмом дефицита практически не было. Может быть, не было и сильного многообразия, но уж дефицитом то явление точно не назовёшь.
«Универмаг» Княжпогоста – здесь запах духов, помады, белья, лака (от продаваемой мебели и аксессуаров), запах свежей пластмассы от торшеров, которые именно в 60-х стали в моде, часов, и тысячи сверкающей ерунды, здесь громадные зеркала – трюмо потому что продавали только здесь, и только здесь можно было в рост посмотреть на купленное пальто. Кстати, вернемся на секунду к торшерам. Они в моде как раз из-за французских фильмов. Строго говоря, это изделие называется жирандоль, но в фильмах какая-то героиня пару раз называет жирандоль торшером и мода на словечко вошла в обиход на десятилетия. Причем, не только в России...

А ещё «Универмаг» - это единственный магазин, где кроме того, что были громадные, почти в пол окна, но ещё и не экономили на освещении. Это я потом пойму, когда год перед службой в армии я работал электрослесарем на механическом заводе. У нас был начальником отдела главного механика (ОГМ) Иван Иванович Родин. Он на моей памяти несколько раз поднимал тему дурацкой экономии на освещении, особенно на фонарях для посёлка.Это при том, что в 70-х несравненно лучше уже было и с лампами, и с благоустройством хотя бы центра — в разы! А в 60-х ещё экономили на лампочках. Даже 100-ваттка на городских жестяных  фонарях в начале 60-х была не везде — висели порою вообще 25-ваттки.  Вы сегодня можете представить такую лампочку на городском освещении? «А в это время двигатель насоса жжёт вхолостую два с половиной киловатта, хотя система заполнена и насос не нужен… А вентиляция! В первом цехе вообще 12 движков по 2 киловатта, и весь обед их не выключали…забыли… Только одно это могло бы удвоить освещение всего центра  посёлка!». Его поддерживал Пётр Андреевич Филиппов – начальник электроцеха. У него своя фишечка в сознании была – безопасность. Безопасность, безопасность и ещё раз безопасность! Когда-то досадно и  нелепо погиб предшественник Петра Андреевича на его посту – бывший начальник электроцеха Николай Кюнель... Вот как описывает тот случай начала 60-х годов  в своей книге «Возвращение. Княжпогост» Виктор Миронович Мильман, бывший главный инженер КМЗ: «Посёлок разрастался. Расширялись предприятия, рос жилфонд. Заводская электростанция с трудом справлялась с нагрузкой, случались перебои в подаче энергии. И тогда по линии МПС прислали энергопоезд. Естественно, потребовались кадры. Оплата там была выше, чем на заводе, а условия труда значительно комфортней. В числе других ушла в энергопоезд щитовая дежурная Шура (Кюнель). Следом за ней, оставив должность начальника электроцеха, перешёл в энергопоезд дежурным электриком Николай. Гена (сын Кюнелей – прим.Г.С.) рассказывал: отец был доволен, никаких планов, дефицита запчастей, нервотрёпки; отдежурил смену и отдыхай. Для него – заядлого рыбака и охотника, это было благо. К тому же – отпуск больше и зарплата соответственно.
В один совсем не прекрасный день выпало Николаю и Шуре работать в одну смену. Один из распределительных шкафов по плану поставили на профилактику. Отключив фидер, Кюнель подтягивал крепления шин с тыльной стороны щита. Видимо, попалась нестандартная гайка, он крикнул жене: «Шура, подай ключи!». В вагоне шумно - работает дизель-генератор, и ей послышалось: «Включи!». Она включила, 6000 вольт…».
   Пётр Андреевич Филиппов тоже немало знал случаев гибели от небрежности с электричеством. Поэтому про безопасность он не уставал повторять…
Но об освещении и магазинах. Это «Универмаг» был освещен красиво и ярко, возможно, в том числе и потому, что свет отражался в многочисленных зеркалах. А в других магазинах освещение было тусклое, никакой подсветки прилавков, только общий свет.

Самообслуживание.

Магазинов самообслуживания не было, наверное, года до 1972-73-го. Первый появился в деревянной одноэтажке, его называли « магазин Районный», он был напротив нынешней известной «Стекляшки». Непонятно почему такое название — разве другие не районные были? Но название как-то прилипло... Там сделали ряды самообслуживания. И, конечно, мы — мальчишки совершали каждый свои «подвиги». Я спёр пачку вафель. Боялся страшно, но спёр. Потому что надо было похвастаться перед своими друзьями. У каждого был свой подвиг — кто консервы стащит, кто печенье... Вечером я похвастался отцу. Глаза... У меня чуть сердце не остановилось, когда он взглянул на меня. Не помню разговор, но когда ещё ни слова сказано не было, я уже умер... Потому что стало понятно, что я сделал что-то совсем не смешное, а гадкое. Отец пояснил коротко:

 -В 1933-м мы были маленькие воришки потому, что на улицах валялись трупы и убирать их было некому... Потому что если я не сворую пыльный мучной мешок со склада, то дома сестра умрет с голоду... потому что ели два дня семена подорожника, потом подстреленную с рогатки крысу на троих, потом две тюльки, выброшенные на берег. Я один в семье не опух с голоду... Один. Поэтому мог бегать... поэтому мог воровать... Но это был голод, который вонял смертью от моря до лимана. Но и там не прощали. Объездчики стреляли не солью... - это он пояснил разницу в вынужденном и жлобском воровстве, вспомнив пережитый голод 1933 года.
Самообслуживание... На фиг. Тема закрыта навсегда. Как-то и среди друзей хвастовство на эту тему сошло на нет. О «Районном» магазине ходили легенды среди пацанов, но не о самом магазине, а о деревянном крыльце. Там столько денег попадало в щели между досок, что воображение рисовало какие-то несметные сокровища. Об этих сокровищах и шла речь. Крыльцо ремонтировали примерно один раз в пять лет. Я помню два столпотворения пацанов у крыльца, когда рабочие вскрывали доски. Там и вправду было чего посмотреть, накопившегося  за пять лет, — и золотые цепочки, и мелочи рублей на 20-25, и бумажные даже, часы встречались, запонки с рубашек, паспорта и водительские удостоверения... в какой-то раз нашли даже медаль...
На самообслуживание потом переходили всё чаще, но товаров становилось всё меньше.
Наверное, есть смысл рассказать не столько о вариантах самообслуживания, сколько о дефицитах арбузов и помидор. Это сейчас, как само собой разумеющееся, мы едим огурцы и помидоры фактически круглый год. В 60-70-х первые огурцы ели в июне, помидоры и того позже. Арбузы начинали привозить в августе, в октябре они уже исчезали. Редко когда арбузы везли до ноябрьских праздников — до так называемого Великого Октября (вообще — основных праздников в те годы было четыре: Новый год,1 мая — День солидарности трудящихся, 9 Мая — День Победы и 7 ноября — день Великой Октябрьской социалистической революции).
Конечно, арбузы продавали прямо с машин. Очереди были громадные. Всегда на помощь продавцу поднималась пара мужиков-добровольцев, потому что с взвешиванием по несколько арбузов, а иногда и по несколько мешков на одного покупателя, замучилась бы любая продавщица. Эти «стояния» за арбузами были своего рода «маленькими праздниками». Предвкушение чего-то южного, особенно для тех, кто не смог съездить к морю или просто на юг. Со знающим видом в очереди обсуждали «астраханские» или «украинские» арбузы? Помидоры — так же: «пальчик» или «бычье сердце»? На ракушечниках выращенные или обычные? Джанкойские? Как будто было не всё равно. Как будто, кто-то ушел бы из очереди, если бы выяснилось, что помидоры «котласские», а арбузы «наръянмарские»...
После первой волны машин с арбузами и помидорами, они потихоньку стали появляться уже и разгруженные в магазинах, т.е. на прилавках.
В 80-х годах вдруг огурцы стали появляться на майские праздники... В конце 80-х -начале 90-х — в марте! А потом уже, не помню с какого года (но не раньше, чем с 1995-го) уже - круглый год.

Лужи и глухомань

Жестяные фонари на улицах, громадные лужи, отсыпанная шлаком дорога — в общем, пейзаж ещё тот. На Ачиме дорога песчаная — такая, что ПАЗики по самое брюхо зарываются, а ещё были старые остроносые автобусы — марки не знаю, но предполагаю, что с движками ЗиЛ-157-го, был такой автомобиль, технологически сворованный со «Студебеккера» — и проезд на них был в зависимости от того, сколько остановок едешь. Так было, кажется, до 1967 года. Едешь, например, с ул.Куратова с Северного до Чапаева — это 4 копейки, а если едешь до «леспромхоза» (так называлась остановка у конторы Кылтовского леспромхоза, где сейчас основной офис «Сбербанка») - это 10 копеек, до «двадцатого» - 14 копеек...
Самые знаменитые лужи Княжпогоста — это перед раймагом. Был такой серенький магазинчик у здания заводоуправления КМЗ, напротив «стекляшки», но до 1973 года на месте «стекляшки» было Пожарное депо. «Стекляшкой» магазин и дом назвали в народе за непривычные в те времена стеклянные окна от самого асфальта и во весь рост (кстати, и асфальт появится позже — тротуар сначала был просто цементным). Тут, около раймага, лужа была знаменитейшая. Пруд, озеро, а не лужа... Её засыпали только в 1976-77 годах по личной инициативе тогдашнего директора мехзавода Николая Алексеевича Ганичева (сам он был переведен к нам в посёлок, кажется, из Киева. Там у него на производстве случился какой-то пожар, за что его сняли с должности, а потом перевели к нам, на Север). А до этого никому из партийных боссов и руководителей посёлка, того же МВД, не было дела до благоустройства посёлка Железнодорожный. Изредка отремонтируют деревянные тротуары — лежнёвки, изредка поправят заборы, ...За всю жизнь я так и не могу найти ответа — неужели это было так трудно, обустроить уличный быт, посадить цветы, сделать освещение? Ладно, понимаю, не хватало электромощностей, но шлака из отвалов, целых терриконов у котельных, песка, гравия, древесины, гниющей на нижних складах, было всегда достаточно. Уж побелить (известь — не дефицит) — это вопрос бытовой культуры. Но культура у всех приезжих начальников была «где-то там» - в Москве, Питере, где-то во французском кино... Тот же В.Мильман в своей книге хорошо пишет про посиделки на квартирах , так называемого, бомонда, княжпогостской интеллигенции того времени, и обсуждения московских околотеатральных сплетен, московских магазинов и шмоток... Поиграли для себя на пианино, послушали по радио второй концерт Рахманинова и мнение итальянской кинозвезды Мастрояни о Москве — вот тебе и «пятничный вечер».А здесь — лужа, темень, телогрейка, топор... Бараки, кильдим, водка на троих и поножовщина на праздник.
 Впрочем, я, наверное, слишком строг — смотрю иногда старое черно-белое кино и слежу за , так называемым, «вторым планом» фильма. А там и в Москве темень, лужи, про «красочность» обстановки промолчим. Фильмы о Москве конца 50-х — начала 60-х - задорным казённым оптимизмом не обманешь...

Про сельские и деревенские магазины я и вовсе промолчу. Там была и антисанитария, и часто продавали продукты так, будто это и не магазин вовсе, а склад какой-то. Бочку с селёдкой в Турье или Онежье могли при свечах вскрыть топором, руками без перчаток (какие перчатки?!!) вытаскивать на замызганные доски тут же. Взвешивали порою вообще на громадных товарных весах, а не на тарелочках с красноносыми утятами балансировки. И гремели костяшки счетов, какими пользовались ещё, наверное, торговцы Вавилона. «Калькуляторы средневековья»  были выдавлены современными калькуляторами только в 80-х, а в глубинке, наверное, можно было встретить «костяные счеты» до 2000 года. Во всяком случае, я, работая начальником отдела маркетинга в 2006-11 годах на «Сыктывкархлебе», в далёких посёлках Усть-Куломского района «костяшки» ещё встречал. Больше по приколу (калькулятор сломался), но всё же.... Они ещё не были выброшены.
Освещение и подача электричества в деревнях на Выми — это в 60-70-х вечная полуаварийная и временная схема. Я часто жил в деревеньке Козловке у бабушки Пелагеи-Палладьи и отлично помню такие фразы: «Сейчас , к семи (вечера) сепаратор в коровнике включат, часа два свет будет..». И то — это было всегда меньше 220 вольт. Иногда 180...В конце 60-х и начале 70-х керосин был в каждом доме, потому что обрыв проводов в метель или ещё какая-нибудь ерунда случались часто. Вечер без света, а то и два-три-четыре вечера — это запросто. Зажигались тогда керосиновые лампы. Не случайно спрос на них был вполне устойчивым вплоть до 90-х годов. Такие деревни как Луг или Едва, Жигановка или Гортшор могли быть без электричества неделями. Фонари с хорошими аккумуляторами-батареями появятся только к 2000-м, а пока все плоские батарейки с гнущимися клеммами и пальчиковые — это всё сдувалось за два часа. Не напасёшься таких батареек. И сильно впрок не закупишь.

Я вот сейчас, пока пишу эти страницы о районе, который был базой ГУЛАГа, который в целом расположен вдоль железной дороги и, казалось бы, не такая глухомань, как Троцко-Печорский или Усть-Цилемский районы, вспоминаю моменты, которые кажутся вообще моментами из другой жизни — вспоминаю лучину. Да — я помню и лучину! Были случаи, когда заканчивался керосин, свечи пожжены, масла растительного нет (в него ватку накатывали и делали светильнички на блюдцах), тогда бабушка Палладья  брала с печи сухие плоские щепки... Ах, вот для чего они всегда у неё лежали неприкосновенным запасом на приступе печи! А с боковины печки торчала металлическая трирожица-светец, в которую лучина и вставлялась. На Выми эту трирожицу называли бипэш. Под неё — таз с водой, прямо на пол. Потому что горящие угольки должны падать в воду и не портить пол.
И вот на этом же пространстве, где когда-то в детстве мы спали на полу на расстеленных полушубках (или на полатях), а в углу этой же комнаты вонял молодой бычок, потому что его бабушка завела, чтоб он не замёрз в сарае, и этот бычок ссыт и гадит прямо на пол в двух шагах от нас, а мы рассказываем друг другу страшилки, не понимая, что сами живём в средневековых страшилках... А утром бабушка, чтобы лишний раз не греметь посудой и не тащить из сарая громадную бутыль с керосином (кстати, и холод не пускать по полу), зажжет лучину, и она будет трещать и гореть быстро... Бабушке надо успеть за это время заложить дровами «клетку в печи» и зажечь её... И вот в этом же пространстве 50 лет спустя мои дети играют с I-Phone и сетуют, что только один оператор «Мегафон» берёт в нашей деревне (ещё Теле-2 берёт, но в одной только точке — надо к столбу у околицы подойти)... Я сижу, ем печёную картошку, пью молоко и смотрю на витые круассаны в цветастом пакетике, которые привёз племянник Саша... и понимаю, что печёная картошка, молоко и чёрный хлеб мне нужны как воздух.... как простота...  Без круассанских завитушек, фальшивого неестественного света телефонов и пакетов в таких цветах и с такими бликами, что в моём детстве сам по себе этот рваный пакет фольги мог бы быть достойным праздничным подарком. Я благодарю Бога, что за 50 лет не «запеклись мозги», что в памяти разложились по каким-то своим полочкам вещи, предметы и образы разных эпох и мне есть что помнить и что взять с собою туда — в вечность, бесконечно удивляясь тому — как же много иногда даёт Господь на одну жизнь...

Первый класс на улице Линейной (Ленинградской)
В 1967 году я пошёл в первый класс Железнодорожной средней школы номер 1. Бабушка Мария собрала мне громадный букет из цветов со своего огорода. Портфель был серо-коричневый, с пупырышками. Сейчас бы сказали - «под крокодиловую кожу». Но тогда так не говорили. Чёрный костюмчик, белая рубашка.
Собирали всех первоклашек во дворике одноэтажного здания на улице Линейной (она потом станет Ленинградской — в 1975 году многим улицам райцентра дадут имена городов-героев — Волгоградская, Киевская и т.п). Здание начальной школы было построено буквой «П» (через несколько лет здесь сделают мастерские и учебный комбинат — уроки труда поселятся здесь на три десятилетия), вот внутри этой «П» мы и построились. Вместе с родителями. Не помню — долго ли, коротко ли шла линейка и посвящение нас в первоклассники, было ли оно — посвящение....Не помню. Но атмосферу «ну, всё. Ты теперь совсем взрослый. Это, как работа...» - эту атмосферу помню отлично. Сохранилось у меня фото чёрно-белое, где рядом со мной стоят мои будущие одноклассник: будущий милиционер — Гена Вахрамеев, будущий моряк дальнего плавания, а потом каботажник на Балтике — Лёня Логинов,, и ещё один будущий моряк, а потом последний капитан последнего судна Вымского речфлота — Витька Кудинов.
Зато помню, что ровно через год 1-2 сентября на деревянных тротуарах был иней. За год до этого мы были в одних костюмчиках, в 1967 году было теплее, чем в 1968-м... Тогда , 2 сентября 1968 года, я познакомился с Лёшкой Новосёловым, а через него, с Геной Гордеевым — они оказались почти соседями, жили у Кылтовки, под холмом Княжпогостского механического завода. На всё раннее детство — класса так до шестого, а значит примерно до 1972-73 годов они и станут основными соучастниками познания мира вокруг дома, на речке, в обмене книжками и увлечении фотоделом и шахматами.
А первый класс запомнился двумя эпизодами. Первый — это лай собак и автоматчики, пробегающие мимо окон класса. Что за ерунда? «Учения!» - кто-то из пацанов всезнающе строго нахмурил брови. Но были это не учения, а первая картинка того, как со «столыпинских» вагонов встречают заключённых и ведут их строем по улице... Автозаки использовались, видимо, ещё редко. Зэков водили по улице. И лютые овчарки рвали поводки, пугая людей... Второй эпизод — апрель 1968. Наша первая учительница Тамара Михайловна Иваненкова подняла класс и спрашивает (должны ответить хором): «Какой завтра праздник?». Дети, как дети, хором вопят «День ко-осмо-онавтики!», а я громче всех — ПАСХА!
Ну Пасха, конечно, тоже праздник, - деликатно поправляла меня Тамара Михайловна, - Но он домашний... Школа и наша Родина СССР такой праздник не отмечают ведь... Есть красный день календаря. Дети, кто знает, о чём праздник День космонавтики?
Гагарин в космос полетел! - тут многие ответили.
 -А когда?
Тут я смог отличиться. Кажется, один я и ответил.
 -Ну вот, молодец! - похвалила Тамара Михайловна,- А Пасха... что пасха... Яица красить да бить друг о дружку? -она показывала специально неуклюже, изображая нелепость этой странной процедуры... Дети смеялись. Мне было очень неудобно.
 -Да нет...  Просто Христос воскрес... - оправдывался я.
Но космос и Гагарин, конечно, были важнее, чем какие-то крашеные яица, какие-то древние бабушкины поверья. Я дома рассказал про ситуацию в классе. Не ругали меня. Не помню вообще, чтобы говорили чего-нибудь. Может, мама посмеялась. Но в понедельник бабушка в школу мне дала пирожков и крашенные яица. И помню, что на переменке стукались этими крашеными яичками только в моём классе не меньше четырёх-пяти человек. Думаю, что и в других классах дети с пасхальными куличами и разноцветными яйцами пришли тоже...


Рецензии
Потрясающе ёмкая память на прошлое! И несмотря на описания луж, неустроенностей, бесхозяйственности и тому подобного, общее впечатление светлое, соответствующее безмятежности детства.
Читаешь так и порываешься поддакивать – точно-точно: и шоколадка с якорем, и пирамидки консервов, и сметана из фляг, и керосиновая лампа в деревне, и свой прокол в школе с признанием, что мама пекёт куличи на католическую Пасху(учительница попросила больше никому об этом не сообщать)...
Получила удовольствие, словно бы от путешествия на машине времени. Предвкушаю следующую главу, где, наверняка, больше знакомых мне восьмидесятых.

Татьяна Андросик   10.05.2020 22:47     Заявить о нарушении
Как-то вот написалось в основном про то, что ушло и уходит, что совсем сильно было не похоже на мир сегодняшний. А 80-е - это уже другой дух, другие образы и символы..

Григорий Спичак   11.05.2020 08:41   Заявить о нарушении