К дню победы. Дембельские сапоги 1945 года

Дембельские сапоги 1945 года

Есть в Кунгурской окрУге село Заспалово. Жил там Мальцев Александр Михайлович с женой Любовью Александровной, да ещё был у них сынок Анатолий.
Александр был классным сапожником. Большинство деревенских жителей щеголяло в обуви, сработанной им. Жили счастливо. Да вот Любовь Александровна сильно заболела. А из жизни известно, что беда не приходит одна. Тут, как раз, и черный день 22 июня 1941 года наступил. Началась самая кровавая война в жизни человечества. Все тогда перемешалось в жизни народа. Страна начала переходить на военные рельсы. Была объявлена всеобщая мобилизация. В августе получил повестку и Александр Михайлович.
Надо было идти Родину защищать. А на кого оставить сына? Думал-думал отец и решил взять с собою четырехлетнего Анатолия с собой. Собрали они в путь дорогу вещмешки, именуемые в народе «Сидорами» и ранним утром отправились через село  Каширино в город Кунгур. Где пешком, где на попутных повозках конных, они и добрались до Кунгурского военкомата. Народу там толпилось немало. Александр отметился у дежурного. Тот был немало удивлен призывнику с ребёнком и пошел докладывать военкому о нарушении порядка призыва. Военком, майор Шубин Н.П. несмотря на свою занятость, не оставил это дело в стороне. Долго он размышлял, как ему поступить в этой ситуации. И тут военкома осенило: пришла разнарядка на формирование администрации Бершетского военного лагеря и небольшого подразделения обеспечения. Военком заглянул в штат этой разнарядки. Там была позиция «Обувная мастерская – сапожник». Решение созрело молниеносно: «Отправлю - кА я этого заботливого папашу в Бершеть, вместе с сыном. Как нибудь они там устроятся». Пунктом сбора был одна из воинских частей Кунгурского гарнизона. В каком - то сарае размещались призывники. Там же и имущество для лагерной жизни собирали.
Вскоре была сформирована команда для отправки в Бершеть. Загрузили людей и имущество в пару вагонов и в ночь отправили сборным поездом в г. Молотов. На ст. Юг вагоны отцепили. Там вагоны ждали конные повозки. До лагеря было 4 км. Гужевая колонна преодолела путь за один час. В лагере жизнь кипела. Там шло формирование маршевых рот и батальонов. Конечно, в такой кутерьме было непросто разобраться. Но, разобрались. В отведенном месте поставили палатки и начали обустраивать свой быт. Начальник лагеря, то же был с сыном – подростком. Этих двух детишек поставили на все виды довольствия. И стали они сынами полка. Александра Михайловича назначили заведующим обувной мастерской. Рядом была и швейная мастерская. Работы было много.
Сначала ремонтировали ботинки, а потом и сапоги были приняты на вооружение в РККА. Так же пришлось шить сапоги для офицерского состава.
Кожу для ремонта и пошива обуви поставлял Юговской кожевенный завод, который располагался в 8 км выше по течению р. Юг.
Роты и батальоны уходили на фронт, формировались новые. А постоянный состав оставался на месте и числился уже в новой воинской части.
Осенью 1941 года начала формироваться 69 запасный лыжный полк. Из хвойных веток выложили прообраз лыжни. По ней и тренировались бегать на лыжах. Каждый день эту лыжню ремонтировали свежим лапником. Тяжело приходилось бойцам. Зато, когда выпал снег – то бегать на лыжах стало одно удовольствие.
А для обувной мастерской и её заведующего Александра Михайловича Мальцева работы по починке обуви хватало.
Потом, в октябре 1942 г. началось формирование 54 учебного снайперского полка. В полку было много девушек.  На изящную девичью ножку сапоги как то не подходили. Размер, да и покрой не устраивали прекрасную половину.  Работы, заметно, прибавилось. День и ночь неустанно трудился Александр Михайлович и его бессменный помощник сын Анатолий. И уходили снайперы на фронт в добротных сапогах.
На смену снайперам, в октябре 1943 г.  пришла пехота – 44 учебный стрелковый полк.
Там, проблем с обувью, было уже значительно меньше.
В мастерской появились и другие помощники, правда – временные.
Наступил победный, 1945 год. Прогремели Победные салюты. Работы стало значительно меньше. Бойцы с нетерпением ждали дембеля. В его ожидании Александр Михайлович Мальцев стачал себе хромовые сапожки.
В сентябре 1945 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о демобилизации. По этому Указу Александр Михайлович Мальцев и сын полка Анатолий Александрович Мальцев отправились домой. Сапоги бережно упаковали в вещмешок.
Так же бережно их хранили и дома. Так они и простояли в чулане отчего дома до 2018 года.
 Анатолий, после войны, перебрался в г. Пермь., где закончил школу и приобрел рабочую специальность. Обзавелся семьей.
Разбирая отчий дом в с. Заспалово и обнаружились эти самые дембельские сапоги. Стояли они в сундуке, в сухом месте.  Увидев их, Анатолий вспомнил всё свое детство, проведенное в Бершетском военном лагере. Про лагерь этот он не забывал, знал, что там была развернута дивизия РВСН, и на её командном пункте организован военный музей. Поэтому решение созрело быстро. Через несколько дней, собрав всю свою семью, приехал он в музей Центра Ветеранов РВСН Пермского края и передал эти замечательные сапоги в зал, посвященный Великой Отечественной войне в экспозицию Бершетского Военного Лагеря.
Экскурсоводы рассказывают о судьбе этих дембельских сапог 1945 года.

 2019 г.        ЗАТО Звездный, бывший Бершетский военный лагерь, Красный лагерь.


Рецензии