Путь война Карлоса Кастанеды

На протяжении многих лет моим другом, духовным наставником, а заодно и мудрым помощником в разрешении сложных житейских ситуаций был Карлос Кастанеда. Когда-то его книги можно было отыскать только в самиздате – в виде толстых подшивок листов, напечатанных на пишущей машинке. Теперь купить Кастанеду – не проблема. Проходят годы, но интерес к его книгам и число последователей его Учения  не уменьшается.

   Герой книг Кастанеды – Карлос, от лица которого написаны все книги (до сих пор неизвестно доподлинно – писал ли Кастанеда о самом себе или во многом придумал своего героя - тезку) мне понятен и близок. Так же, как и я,  он в свое время «случайно» встретился со своим духовным Учителем - Дон Хуаном и с его помощью открыл  для  себя  новый,  «запредельный»  мир, отделенный от реального невидимой стеной, хотя и находящийся всегда рядом. Так же, как и я, он любит записывать свои впечатления. Друзья не раз называли меня Карлушей, посмеиваясь над моими конспектами лекций и встреч с разными необычными людьми, но, как же пригодились мне эти записи сейчас – для обобщения собственного духовного опыта и для понимания прошлых уроков.

   Образованный и трезвомыслящий американец - Карлос приезжает в Мексику для изучения быта и культуры местных индейских племен, где неожиданно оказывается свидетелем совершенно необычных способностей «туземных» жителей, которых он приехал изучать.  Его  склонность  тщательно записывать  все свои наблюдения и  впоследствии возвращаться к ним уже с новым пониманием, послужила причиной появления томов Учения. Вся серия книг Кастанеды выглядит как искренние и непритязательные записки духовного ученика, медленно и тяжело  постигающего Истину, представление о которой у него постоянно меняется.

   Дон Хуана можно назвать «практическим Учителем», тем, кто через вовлечение ученика в свою жизнь и  диалоги с ним, выводит его на путь знания. «Путь знания» - термин, используемый Кастанедой, - предполагает формирование в человеке представлений о мире, отличных от тех, что даются в обычных учебных заведениях. Мир, в котором мы живем, во многом субъективен, он - продукт нашего «описания» этого мира,  а само описание формируется в нас под действием других людей и сложившихся способов объяснения наблюдаемых явлений.  Если бы человек смог «остановить мир» - отделить себя от своих описаний мира - он смог бы «видеть»: созерцать реальный мир и принимать независимые  решения. Он смог бы управлять своей Волей, - идея, очень созвучная идеям П.Д. Успенского.
Подобно Дон Хуану, постоянно сбивающему своего ученика с толку с целью освободить его ум от предвзятых мнений, Кастанеда в своих книгах также «шутит» со своим читателем. То он предлагает своему ученику (и нам!) изучить необычные техники магии, вводя в употребление новые термины и новое понимание природы происходящего, то уводит в фантастический мир - то ли реальность, то ли вымысел - взбудораженного наркотическими средствами рассудка.

   Ошибка - принимать все, сказанное Кастанедой, буквально и излишне серьезно. Это так же глупо, как принимать  всерьез свою жизнь, испытывающую дух человека на прочность. Наш ум, воспитанный в понятиях логического мышления, в обычной жизни не дает нам выйти за его пределы, а наша Личность, сформировавшаяся в нас для самосохранения, всегда оберегает свою целостность. Именно благодаря личности мы становимся рабами своей «личной истории»: своих обид, страданий, представлений о добре и зле, грехе и добродетели.

   Нетрудно заметить, как наша «личная история», которой мы описываем свой прошлый опыт, создает предвзятость  в  решении проблем настоящей жизни. Она помещает нас в границы наших закостеневших и давно уже не соответствующих реальности представлений о своих достоинствах и недостатках, способностях и неумениях, которые связывают нас и не дают поступать адекватно новым обстоятельствам.

   Дон Хуан при каждой встрече с Карлосом всячески пытается разбить его ложные представления о себе и  мире, в котором он живет, и нацелить на новое видение, новые возможности. Этого же хочет Кастанеда от своего читателя.

   Для того, чтобы стать «человеком знания», то есть, человеком, способным делать, а не только реагировать на события, осознавая их суть, надо стать «легким и текучим», утверждает Дон Хуан. «Ты заражен проблемами. Ты думаешь о себе слишком много. Это дает тебе усталость, которая заставляет тебя закрываться от окружающего мира и цепляться за свои  аргументы» (здесь и далее все цитаты из книг Карлоса Кастанеды).

   Кастанеда, устами Дон Хуана,  часто употребляет термин «видение». Видение - это не вовсе магия, хотя в первых двух  книгах Кастанеда  пытается вовлечь Карлоса на путь магии. Вероятно, ему так легче разбудить ум Карлоса, сдвинув его необычностью впечатлений с привычных точек зрения. Именно через магию - рассказы о парапсихологических  чудесах - приходит в эзотерику большинство людей, позже понимая, что их цель находится много дальше и выше, чем эти чудеса, зацепившие их любопытство. В свою очередь, человек, который «видит»,  легко становится магом,  так как способен управлять реальностью. Его видение позволяет ему понять неважность всего, что происходит вокруг, если только не смотреть на это, как на игру либо обучение.

   Человек, чтобы начать видеть и знать, должен сначала научиться «жить,  как воин»,  утверждает  Кастанеда. «Горюй и думай прежде, чем ты примешь какое-либо решение, но если ты его принял, то будь на своем пути свободным от забот и мыслей.  В этом состоит путь война». Эта мысль, мне кажется, может быть взята на заметку каждым из нас. Очень часто, мы хотим одного, но, желая кому-то или чему-то угодить, делаем другое, а потом мучаемся сомнениями и меняем свои решения. «Воин берет ответственность за свои действия и умеет терпеливо ждать, приняв решение, зная чего ждет, и, зная, зачем ждет».

   Кастанеда вводит такое замечательное понятие, как «контролируемая глупость». Понять его легче всего на личных примерах собственной жизни. Практически все, что происходит, – глупость. Правила, по которым мы все живем, очень условны и полны абсурда. Одно и то же действие в одних местах считается нормальным, в других – неприличным ( например, появление в открытом купальнике на пляже и в театре!).  Любая наша амбиция, жизненная цель, даже долг, при их внимательном и честном рассмотрении оказываются надуманными, бессмысленными и лишними. Тем не менее, все эти правила, принципы, традиции и установки нам необходимы и удобны, каждая по своей особой причине. Чем выше над обычной жизнью находится точка, из которой мы смотрим на жизнь, тем больше оснований называть наблюдаемое глупостью. Дон Хуан предлагает делать глупости «контролируемыми»: «Все, что я делаю по отношению к себе и к другим, есть глупость, потому что ничего в жизни не имеет значения. Тем не менее, я продолжаю жить, потому что я настроил свою волю таким образом, что для меня не важно то, что ничего не имеет значения. Воля контролирует глупость моей жизни. ...Когда человек научится видеть, он окажется одиноким в мире, где есть только глупость».

   Видеть или, другими словами, быть сознающим, не столь уж приятно. Чувство оторванности от мира обычных людей,  уже посещало меня не раз после знакомства с идеями Ищущих Истину. Много раз в душе возникали сомнения - нужна ли мне эта духовность, не очередная ли она игра, не иллюзия ли все эти искания? Кастанеда, устами Дон Хуана, дает следующий ответ: «Наша судьба, как людей, учиться видеть и идти к знанию. К знанию идут так, как идут на войну: со страхом, с уважением и с абсолютной уверенностью в себе»

   Книги Кастанеды полезны не только тем, кто ищет духовного продвижения. В самой обычной жизни они подсказывают верные решения в запутанных ситуациях.

    Каждому из нас знакомы ситуации, когда нам предлагают сделать какой-нибудь выбор, но ни одно из возможных решений нас не привлекает. Не находится решения, полностью созвучного нашей природе. Под давлением других мы уступаем и выбираем то, что потом оказывается мучительным. Кастанеда советует: «Если ты когда-нибудь начнешь действовать, то ты должен делать это твоим собственным способом! Воин выбирает себе дорогу с сердцем - ту, что дает ему спокойствие и удовлетворение».

    Еще одна общая проблема многих – склонность заявлять свою позицию поспешно и излишне прямолинейно, не учитывая, что ситуация меняется, и мы не знаем всех обстоятельств, которые могут повлиять на нас в самое ближайшее время. Кастанеда называет это качество отсутствием «текучести», что не приемлемо для война. «Если ты хочешь остановить других от чего-либо, надо остаться в стороне от того, что руководит ими, и только тогда ты сможешь управлять происходящим».

   Видение начинается с правильного реагирования на те представления о мире, которые находятся вне привычного нам  представления о реальности.  Разве подобные ситуации не встречают нас в обычной жизни? Дон Хуан требует от Карлоса свежести и непредвзятости восприятия каждого впечатления. «Не знать, за каким кустом прячется заяц, более восхитительно, чем вести себя так, как если бы мы знали все».

    Кастанеда постоянно борется с повышенным чувством значимости себя, воспитанным в нас жизнью, где часто требуется утверждать себя. Но, пока человек чувствует, что является важной вещью в мире, он не может полноценно воспринимать реальный мир. Все, что он видит - это он сам, вне остального. Эта  идея Кастанеды согласуется с понятием «внутренней оценки» П.Д.Успенского: всякий человек постоянно и бессознательно учитывает мнения и отношение к себе окружающих, а также пользу,  которую может принести ему та или иная ситуация.  Такое «учитывание»  является одной из типичных форм отождествления - сна, делающего человека игрушкой обстоятельств, не позволяющего ему видеть реальный мир и самого себя без предвзятости.

   Начиная с 3-й книги Кастанеда говорит с читателем другим языком и  вводит новые термины, описывающие пути к более высокому сознанию. Вместо термина «воин», он начинает употреблять термин «охотник». «Хороший охотник ловит дичь не потому,  что ставит ловушки, а потому, что не имеет распорядка. Он свободен, текуч и непредсказуем. Цель охотника - самому перестать быть жертвой». Как часто в нашей обычной жизни мы, отчаявшись и отпустив то, за что напрасно держались, перестаем  чувствовать себя зависимыми от других, приобретаем свободу не быть жертвой. Более того, получаем неожиданный шанс превратить своих прежних мучителей в свою «добычу». Охотник или воин все в жизни должен принимать, как вызов, а не как благословенье или проклятье. Вся жизнь - это бесконечные вызовы нам, а  вызовы не бывают ни хорошими, ни плохими. Все они - наши учителя.

   По мнению Кастанеды, существуют два разных вида обучения человека - обучение видению и обучение магии. Видящий силен тем, что осознает происходящее и знает себя.  Маг только лишь умеет влиять на других людей, используя для этого накопленную им «личную силу». Многие наставники групп в результате их работы с людьми становятся магами, но не все - видящими. Личная сила уходит также быстро, как и приходит,  хотя и не дается даром. Видящий же человек поднимается на новый, более высокий уровень бытия.

   Прежде, чем стать магом, накопив личную силу, человек должен стать неуязвимым, то есть, научиться делать лучшее из того, что возможно, и во всем, во  что он оказывается вовлеченным. А это может произойти только тогда, когда нам уже нечего терять. До тех пор, пока мы продолжаем верить, что жизнь сделает нас счастливее, - мы будем оставаться уязвимыми. Жизнь не может и не должна давать  нам полноты и постоянства счастья, иначе она не сможет быть для нас Учителем, а мы превратимся в животных, наслаждающихся своим существованием, но полностью зависимых от множества случайностей. Магами легче всего становятся люди, полностью разочаровавшиеся в своей жизни, но оценившие ее на совершенно новом уровне: принявшие свою жизнь, как необходимость и как благо, дающее развитие. Маги - это люди, по разным причинам  накопившие большую личную силу. При этом, очень часто они не осознают своих  возможностей и потому не являются целостными. К целостности можно прийти лишь тогда, когда понимаешь, что мир - это просто взгляд, вне зависимости от того, кому он принадлежит.

   Контактируя с людьми, стоящими на духовном пути, я часто чувствовую свою раздвоенность между привычкой объяснять происходящее обычными причинами или приписывать все влиянию на нас особых сил, идущих свыше. Между тем, говорил Карлосу Дон Хуан, все, что случается с войном, следует интерпретировать, как «знак». Например, полезно рассматривать первое событие из любой серии, как программу того, что должно произойти в дальнейшем. Привычка всматриваться и вслушиваться в свою жизнь очень полезна: чем более внимательно мы относимся к окружающему нас миру, тем яснее слышим свой внутренний голос, подсказывающий нам правильные действия. «Надо и муравей гонцом будет», - говорят мудрецы Индии, и я много раз убеждалась в правоте этой простой истины.

   Люди хотят, чтобы им подсказывали, что делать, но еще больше они любят сопротивляться и не делать того, что им сказано. Это - обычная слабость каждого человека.  «Выслеживание своих слабостей» - еще одно из важнейших направлений работы война. Он должен разобраться в своем установившемся порядке жизни, пока не будет знать все действия своих типичных слабостей. «Наши слабости препятствуют накоплению и сохранению личной силы, необходимой для пробуждения сознания. Если у нас этой силы много, то одно сказанное нам слово может оказаться достаточным, чтобы изменить весь ход нашей жизни. Если же мало, то вся мудрость человеческая может быть раскрыта перед нами, но это раскрытие ничего нам не даст».

   Слабостей у всех предостаточно. Какие-то - присущи только нам одним, какие-то - типичны для  всех. Наибольшей проблемой каждого, пытающегося встать на путь знания, является чувство собственной важности. С одной стороны, оно - источник нашей активности, ядро всего доброго в нас, с другой, это - причина необъективности нашего восприятия, трата личной энергии на его поддержание. Борьба с чувством собственной важности для «война не вопрос морали, а стратегия поведения». Очень часто поведение человека, стоящего на духовном Пути определяется не его личными особенностями -хорош он или плох, - а лишь правильностью использования личной энергии. Кастанеда называет это - «безупречностью».

    Воин всегда должен знать, чего он хочет, и четко представлять, что для этого необходимо делать. Исходя из такой точки зрения, наибольшим благом в жизни для человека является встреча с Мелким Тираном - человеком, играющим для него роль постоянного мучителя, выводящего его из равновесия и смертельно досаждающего ему. Если человек сможет справиться с собой перед лицом этого Тирана, то он приобретет личную силу для изменения себя. «Ничто так не закаляет война, как вызов взаимодействовать с невыносимыми людьми, наделенными властью над ним». «…Даже наихудшие тираны могут привести в восторг при условии, что ты сам - воин».

   Человеку свойственно совершать ошибки. Они являются нашими учителями: не выстрадав в результате совершенных ошибок собственных истин, никакая чужая мудрость, даже самая совершенная, не станет тебе полезной и до конца понятой. Истины открываются нам только тогда, когда мы не остаемся пассивными в жизни, когда начинаем противиться естественному ходу событий и, набивая шишки, вместе с ними - приобретаем опыт. Наша цель, с житейской точки зрения, - избегать страданий, для чего более выгодно вести пассивный и созерцательный способ существования, принимать все вокруг, как оно есть, и жить, «как живется». С эзотерической точки зрения все как раз наоборот. Здесь самым ценным приобретением являются впечатления, причем любые - и радостные, и болезненные, как можно более разнообразные, дающие нам представление о самых разных сторонах жизни.

   Нет большой заслуги в том, чтобы отгораживаться от жизни - отказываться от чтения книг разного направления, от телепередач, от проникновения в проблемы общественной жизни, даже от интереса к политике: при всей своей «грязи», новая информация способна дать человеку наиболее яркий и впечатляющий опыт бытия. Оставаться духовным в гуще жизни гораздо сложнее, чем в монастыре, даже если этот монастырь мы сами себе искусственно создали. Совершенное «служение» в мирской  жизни засчитывается, практикующему, как на воинской службе льготная выслуга - «год за два»!  В миру все не просто, все полно страданий и трудностей. Жизнь, принимаемая нами во всех ее проявлениях - это наилучший Мелкий Тиран, одолев которого, мы сможем подняться на качественно иной уровень. А можем и сломаться, упасть до животной борьбы за собственное выживание. В этом выборе способа существования и цели, которая для нас значимее, человеку необходимо найти собственное решение.


Рецензии