Сопоставление уровней

       1 мая 2019 года, День Весны и Труда, в Москве стал богатым на события, шоу, соревнования и другие развлечения.
       Развлекаться нынче модно. Некоторые сограждане ведут себя так, как будто развлечению (вообще процессу, состоянию, или конкретному действу) нет альтернативы.

       В частности, в Лужниках проводили VIII-й ежегодный музыкальный фестиваль хип-хоп культуры «Hip-hop MayDay».
       Это шоу вряд ли можно было бы считать выдающимся, примечательным. Даже в одних Лужниках оно было не единственным, там, например, проводили открытие летнего спортивного сезона. А в столице широко открыли двери многие другие значительные фестивали, концертные залы, выставки, … Название одних фестивалей впечатляет. «Московская весна A Cappella» 2019, фестиваль науки и технологий «FestTech», фестиваль «АлтайФест», «Пасхальный двор» – это лишь часть из проходящих в первый день мая.
       Официально открыли летний сезон парки мегаполиса, начался Астрономический сезон, заработала выставка «Рерих и Айвазовский. Ожившие полотна»… Перечисление мероприятий можно продолжать ещё долго; на все вкусы и интересы.
       И это не считая Первомайской демонстрации.

       Однако фестиваль хип-хоп культуры ознаменовался выплеском агрессии, взаимной неприязни людей, беспорядками, травмами.
       Фабула тривиальна. Вследствие непродуманной организации подготовки и проведения зрелища не все желающие попали на фестиваль или не смогли занять наиболее удобную позицию (место) во время шоу. Фактически, тысячи молодых людей, не реализовали ЖЕЛАНИЯ, что стало причиной возмущений, столкновений с полицейскими, бойцами росгвардии, на которых возлагалось поддержание порядка на мероприятии.
       Организационно-техническая сторона инцидента, если кратко, заключается в недостаточно хорошей организации шоу. Результат: потасовки, оскорбления, камни в полицейских и бойцов Росгвардии, задержания, сопротивление, насилие, травмы… 

       Оценки прозвучали различные. В целом ситуацию комментируют объективно, не возлагая вину на одну сторону. Однако с деталями ещё должны разобраться и власти, и организаторы мероприятия, и, вероятно, общественность. Есть надежда, что это будет сделано.
       Но пойдёт ли речь о природе, о глубинных причинах подобного рода происшествий, коренящихся в системных противоречиях и проблемах социума? Да и можно ли точно определить эти природу?
       Во всяком случае, пытаться это понять стоит.

       В данном случае проявление проблемы выразилось в насилии, в том, что люди преступили определённые границы: нравственные, правовые, административные, должностные, наконец, те, видимые, что обозначили организаторы шоу во время его проведения. 
       Очевидцы говорят, что некоторые молодые люди были не вполне трезвыми. Кто-то пытался пронести с собой спиртное на шоу; информационные агентства, радио, телевидение передавали свидетельства и о ножах. Некоторые из страждущих зрелища были готовы перелезть через заграждение. Не попавшие на представление начали бросать камни, осколки тротуарной плитки в полицию. Те (не несущие ответственности за организацию мероприятия, соотношение мест и желающих увидеть выступление известных исполнителей, но отвечающие за порядок во время концерта), в свою очередь, превышали, по словам некоторых очевидцев, меру насилия, в некоторых случаях применяли силу не столько к виновным, сколько к тем, кто попался под руку…
       Вопрос не в точности деталей, а в характере взаимодействия – в резкости, радикальности мер, в настроениях участников события.

       Подобное случается на спортивных матчах, на некоторых других массовых мероприятиях.
       А можно ли представить, что на концерт вокалистов, проводимых в рамках фестиваля «Московская весна A Cappella» 2019 зрители будут стараться пронести пиво или ножи? И будут ли на входе в Большой театр допытываться, есть ли у вас спиртное, а те, кто оказался в зрительном зале, станут ли влезать друг другу на плечи, пытаться забраться на барьер оркестровой ямы? Зрители, которым не хватило мест в концертном зале филармонии (на премьере симфонии ли, на гастролях известного исполнителя), вряд ли начнут разбирать булыжники и бить ими стёкла …
       Среди ценителей симфоническом музыки, живописи, знатоков современной художественной литературы или авторского кино немало спортивных болельщиков и патриотов. Но невозможно даже представить, что они после проигрыша (или выигрыша) их команды пойдут бить витрины, переворачивать попавшиеся на пути автомобили.
       Этого, скорее, можно ожидать от тех, у кого кроме эмоциональной реакции на внешние проявления хода спортивного состязания, кроме потребности поверхностного сопереживания их результатам, НЕТ ИНЫХ ИНТЕРЕСОВ.
       Следовало бы добавить – "духовных" интересов (помимо материальных, "социальных"), но грубое отношение к зрелищу, к другим людям, к себе, наконец, не вяжется с духовностью.

       Может быть, всё дело в юности, в том, что ещё не улеглись подростковые страсти? Просто некуда девать энергию молодого организма?
       Нет; главная причина и не в этом. Вам, скорее всего, приходилось наблюдать молодых людей в разных учебных заведениях, учреждениях культуры; подростков, юношей и девушек приблизительно одного возраста, но с неодинаковым "качеством" (а не "количеством") социального опыта.
       Вот стайка довольно взрослых девчонок и мальчишек высыпала после уроков из здания средней школы и свалилась на детскую площадку. Уровень общения, лексика, "приёмы коммуникации" пугает, удручает. В порядке вещей, пусть и не всегда сильные, тумаки, пинки, взаимные унизительные эпитеты.
       А вот детский театр. Здесь учатся сценическому мастерству и уже служат сцене  юные артисты. Они встречаются друг с другом реже, чем со школьными одноклассниками. Проявляются элементы конкуренции (вероятно, случается, и довольно серьёзной); в некоторых прорывается нарциссизм, другие эмоциональность переживания способны сдержать. Но коллеги-артисты умеют быть корректными и внимательными друг к другу; умеют работать в коллективе.
       Ну, а теперь музыкальная школа (им. В.Мурадели, например, на Остоженке). Здесь общение редко выходит за рамки совместных занятий; сольфеджио, хор, музыкальная литература, … На это просто нет времени. Юные музыканты "настраиваются" друг на друга, на социальные ожидания в процессе оттачивания собственного мастерства, в подсознательном стремление понять  и передать идею и настроения автора произведения, в ансамблях, на репетициях и концертах. В этой среде сложно заметить и намёк на взаимную недоброжелательность. Есть, разумеется, и конкуренция, и эмоции. И обиды, наверное, тоже случаются. Наверно и здесь есть всё, что свойственно людям, но определённый негатив, если и возникает, мелок по сравнению с упорным повседневным трудом, с необходимостью жить и творить "в одной тональности". Мелочи растворяется в занятиях, в преодолении сложностей и, если хотите, пусть пока в неосознанном, но служении музыке. 
       Конечно, эти впечатления поверхностны, типы – условны, но они отражают тенденции, важные черты. Одни выглядят неприкаянными и даже небезопасными, одновременно зажатыми и разболтанными. Другие самодостаточны и несколько самонадеянны, но свободы и целеустремлены. Третьи, помимо, самодостаточности и уже складывающегося эстетического вкуса, похоже, лучше других знают цену труду и себе.

       Профессия, повседневная производственная деятельность вряд ли не имеет решающее значение в формировании качественных особенностей личности, меры и инструментов самооценки. Гораздо более значимо воспитание, семейные традиции, разнообразие опыта, ответственность перед обществом, перед другими людьми.
       Конечно, у человека, который с раннего утра и до поздней ночи не разгибает спины на работе (особенно, если эта работа физическая, механическая), может просто не  быть времени развиваться, интересоваться чем-то иным, кроме примитивного быта и профессиональных навыков, узнавать новое.
       Отсутствие возможности развиваться противоречит не только социальному прогрессу, но и эволюции природы. Для того чтобы свободное время появилось человек создаёт всё более совершенные орудия труда, повышает его производительность.
       Свобода, цену которой человек не знает, не занятое НИЧЕМ время, не менее опасно.
       Лишний ресурс чего бы то ни было – времени, финансов, пищи, материальных ценностей, информации, власти – одна из причин дисбаланса. Он неизбежно (негативно) сказывается и на самочувствии, самооценке одного человека, на отношениях между людьми, вносит дисгармонию в отношения общества и природы; а, скорее, и возникает вследствие искусственной дисгармонии.
       Если человек (группа людей, общество) знает, как можно распорядится дополнительным ресурсом, умеет его конструктивно использовать, постоянно работает над технологиями, повышающими эффективность этого использования – всё закономерно: ресурс в надёжных руках и не испортит субъекта, не навредит ему и обществу. А если ресурс лишний (даже если субъект полагает, что умеет им владеть) – не миновать дисгармонии, расстройств, а то и бед.

       За неимением большого опыта и знания "культуры хип-хоп", как это пытаются назвать (если такая, в действительности, существует; явление в культуре, "субкультура" есть) не стоит рассуждать о творчестве авторов в этом … жанре. Однозначно: лучше создавать в этой сфере, чем бездельничать в ожидании очередного броского лозунга или набора словосочетаний "со смыслом" (а на поверку, может, и банальным, поверхностных, пошлых, иногда – переполненных откровенным хамством и презрением к аудитории), которое будет заучено и повторено сотни раз.
       Сравнивать Блока, Есенина, Маяковского даже с самыми приличными и "глубокими" из текстов этих современных авторов просто невозможно. Несопоставимые уровни. "Музыкальную" сторону и вовсе не с чем соотнести.
       Но если у человека ориентиров выше и коме "смыслов" хип-хоп-текстов нет… Не эстетический тупик ли это, не абсурда ли торжество? Не нищета ли духа?
       Хочется надеяться, что у молодёжи есть (ведь могут же быть, у многих, точно, есть!) и другие интересы, в том числе и эстетические.

       И всё же проблема существует.
       Люди одного государства готовы пойти на насилие, которое может привести к трагедии (и уже приводило). Ради чего?
       Ответа нет. Потому что НИ ДЛЯ ЧЕГО! Чтобы убить время. Чтобы утвердиться, не известно в чём, чтобы не согласиться с тем, что ты ТАКОЙ неинтересный, ничего не умеющий НИКОМУ НЕ НУЖЕН.
       Правильнее вопрос: в чём причина? Или извечные русские – "Кто виноват?" и "Что делать?".

       Вину (не за беспорядки, а за нищету духа) на кого-то одного не возложить. Голова и сердце должны быть у каждого человека. Разумеется, у кого больше ресурсов, рычагов, инструментов, у кого выше положение, статус – с того и больший спрос.
       Что нужно сделать, чтобы люди не были грубыми, жестокими, примитивными?
       Рецептов точных нет. Можно лишь сказать, что среди прочих важных качеств, важен кругозор человека, качество и разнообразие социального, эстетического опыта. Важно понимание необходимости в обществе. Наконец, важно просто элементарная воспитанность, начитанность, умение верно оценивать ситуацию и себя в ней. Важно с детства помимо развлекательного "фастфуда" приучиться разнообразить продукты своего духовного меню, сделать это повседневной нормой.
       Важно по-настоящему образовывать людей, воспитывать, учить любви, ответственности, профессионализму.
       Понятно, что воспитание должно начинаться не в школе и не в профессиональном учебном заведении – в университете, академии или колледже, не так важно. Это начинается в родителей. Этот процесс непрерывный, трудный. Ему нет ни начала, ни конца. Это процесс по длительности и сложности сопоставим с историей человечества.

       У людей должно быть много интересов. Они разносторонние.
       У многих есть вкус и своя точка зрения на события в общественной жизни, науки, искусства. Это должно быть у всех.
       Люди должны понимать друг друга.

       Отменить мировоззренческое разнообразие невозможно и самоубийственно. Неповторимость проявлений природы, социальных форм и модусов – обязательное условие эволюции.
       Люди не должны жить в информационных колодцах, в эстетических подвалах, в псевдокультурных гетто. Многие из них просто не знают, что за пределами колодцев есть мир; не знают, что выход можно найти из любого тупика. Но кому-то, особенно молодым, нужно уметь подсказать, помочь САМИМ сделать важные шаги, научиться жить полнокровной жизнью.
       Разнообразие и красота мира должны быть доступны всем людям. В век бурного развития техники, информационных технологий это сделать проще.
       Соотнести, сопоставить уровни, позиции, добиться взаимопонимания – необходимо.

       3 мая 2019 г.


Рецензии