Папа..

… Не жалею,не зову, не плачу...Всё хорошо под сиянием лунным...Гори,гори, моя звезда...
Память выплёскивала любимые строчки отца...на фоне звучащих где-то вдалеке марша «Прощание славянки», и его сменяющего вальса «Берёзка»...он так душевно играл не только эти произведения, но и многие другие — всё разучивал,подбирал сам. Баян оживал в его руках и папа преображался, играя любимые мелодии... Мне всегда было интересно подобраться к его баяну с белой надписью, который стоял на тумбочке, на боку, прикрытый тёмно-синей,(теперь-то я наверняка знаю!) вилюровой накидкой, извлечь из него какой нибудь звук — я тогда был совсем маленький и поднять баян не мог, поднимал только одну половинку нажимая одновременно на кнопки .. Но зато отломил кусочек надписи, проколол карандашом материал на регистровой решётке баяна ( это было ещё раньше — тогда я ещё вообще ничего не понимал...) - папа не ругал меня за это, я точно помню.. На 9 мая всегда звучал марш «Прощание славянки» и «Этот день Победы»... И как то, несколько лет спустя( я уже научился читать!) на 9 мая отец побил соседа, за то, что он обозвал его фашистом... и кричал пьяный, что он папе Ленинград не отдаст.. А я думал, о чём речь??? Ведь баян « Ленинград» стоял на своём месте...И вообще удивился, что он его побил — меня он никогда пальцем не трогал.Ни разу в жизни...хотя было за что, ой как было...
Папа очень болезненно относился к вопросу национальности...иногда рассказывал о своём детстве. Ему было 10 лет, когда зимой 1942 года арестовали его отца, колхозного конюха и старшего брата, сельского учителя.. Маму и старшую сестру забрали в «трудовую армию», то бишь в лагерь, а 16-летнего брата отправили в Сибирь, на шахту... И они с другим братом бежали плача,полураздетые, за санями, на которых нквдэшники увозили «совершеннолетних» и, по всей видимости, очень «опасных» по тем временам, граждан … Но пацаны не могли понять — за что? Если бы не сердобольная соседка, которая взяла их тогда к себе, не было бы наверное ни отца, ни мамы, ни брата с сестрой, ни меня, … Позже, когда отец со своим 12-ти летним братом попал в детский дом — им там другие ребята популярно «объяснили» … что и как и почему, и кто они теперь такие... фрицы, фашисты...Дрались,разбивая друг друг в юшку пацанячьи носы ...
Война...что ты подлая сделала...
Вот такой вот баян «Ленинград»...
А ещё у отца был мотоцикл «Восход». Это был всегда праздник, когда мы выезжали на природу, моё место было неизменно спереди, на топливном бачке, и я с удовольствием подставлял лицо встречному ветру, и мне было спокойно, потому что меня вёз сильный и надёжный папа. За ним на мотоцикл садились или брат с сестрой, или мама. Решение принималось не всегда единогласно, кто поедет, ведь всем вместе не получалось, но мама как правило отпускала нас четверых. Я в дебатах не учавствовал — моё место, как самого мелкого, было на бачке! И вот через полчаса мы оказывались в красивом березняке, мы так и называли его - «наш лесочек»... Белые,белые берёзки... и весенняя россыпь цветов огоньков, кандыков... Сибирь-матушка... А осенние поездки за грибами? А рыбалка ? Бамбуковые удочки,надувная лодка и конечно же караси... Папа показывал мне, учил, как насаживать червяка — и сколько радости было, когда я вытащил первую рыбёшку...Потом, когда родители купили «Запорожец» - мы выезжали в лес всей семьёй и пёс Татошка конечно же с нами..Папа очень любил лес и нам привил любовь к природе. Знал всю округу, и где какое дерево «живёт». Прижимался к берёзке или дубу, обнимал и говорил,что деревья дают силы и лечат.

Был у отца фотоаппарат «Любитель»(на него тогда невозможно было купить фотоплёнку) - источник моего постоянного внимания,ведь там было столько всяких крышечек,рычажков, кнопочек.Их можно было закрывать,открывать, нажимать, щёлкать. Словом-Праздник! Мне всё время нужно было всё, что в руки попадётся, посмотреть,поиграть, ну и разобрать потом, что бы посмотреть, как оно там устроено всё внутри? От этого не спаслись мои машинки,всяческие игрушки и пистолеты моего старшего брата, куклы моей старшей сестры. Эта же участь постигла ламповый радиопрёмник «Рекорд» и конечно же фотоаппарат «Любитель». Радиопрёмник папа «реанимировал», назвав меня шутливо Вредителем, а из фотоаппарата сделал мне маленькую подзорную трубу, взяв линзы от разобранного мной «Любителя», трубку от велосипедного насоса и ещё какую то пластиковую трубочку. Это был источник гордости и самый важный предмет, когда мы с пацанами играли в Пиратов,Мореплавателей или в Партизан.. Потом, спустя пару лет, папа купил фотоаппарат ФЭД-3 и всё что необходимо и … Для меня это было настоящее чудо! Волшебство! Наблюдать, как на белой бумаге,которую окунули в ванночку, постепенно появляется изображение!!! Папа и меня научил всему этому!
На чердаке стоял странный железный ящик, с дверкой сбоку, с какими то отверстиями.Странно,странно..Что за таинственный предмет? Папа объяснил — это довоенный фильмоскоп, в нём чего то не хватало,какой то части. И вот однажды дома появился тонкий плотный картон. Отец склеил из него что то вроде держателя для больших линз — вобщем получился большой объектив. Потом мама дала старую простыню, её повесили на ворота соседского гаража и, когда стемнело, папа показывал всей шпане с нашей улицы какие то чёрно белые фильмы про животных..

Шахматы...сначала для меня это были какие-то замысловатые фигуры, из которых можно было узнать только лошадок. Отец терпеливо объяснял что к чему,научил меня играть, и мы частенько садились с ним на диван и сражались.Играл я неважно и часто проигрывал,если мне удавалось обыграть отца, у меня было подозрение, что он мне где то поддавался.. Вообще удивительный человек-мой отец. Четыре класса школы, из которых первые три он отучился в Армении.Он частенько читал стихотворение на армянском из школьной программы, про красивую бабочку, которая беззаботно порхала с цветка на цветок.. Война,детдом,голод....потом сапожная мастерская в шахтёрском посёлке Голубевка, в Прокопьевске,где он научился ловко управляться с шилом и дратвой.Шил там брезентовые тапочки, сапоги. Нам он потом подшивал обувь,валенки... Потом отец работал и учился в Горно-механической школе на вечернем, выучился на сварщика,электрослесаря.. Его книжки по электротехнике стояли в книжном шкафу, на отдельной полочке. Позже, когда я пошёл учиться по специальности, папа помогал мне разобраться предмете.
Как-то отец решил сделать цветомузыку. Это было волшебство! Я сидел рядом и смотрел, как он наматывал тонкий медный провод на какие то шпульки с незнакомым для меня названием «дроссель».Тиристоры,транзисторы,резисторы — совершенно незнакомые и непонятные слова,думал я. Потом мы красили лампочки, делали экран и в конце концов чудо свершилось! Играла пластинка Николая Сличенко, а лампочки переливались всеми цветами радуги!Папа мог просто  ВСЁ. Я удивлялся, когда он только успел всему этому научиться? Вся моя жизнь состояла из приятных открытий и переживаний. Папа очень многому меня научил.
Дома была небольшая библиотека — Пушкин,Лермонтов,Чапыгин,Шолохов и много других книг. Папа иногда читал наизусть стихи Пушкина,Некрасова... «Мцыри» Лермонтова он знал полностью..

Я сидел у кровати больного отца, держал его руку, с татуировкой,спрашивал его в детстве, зачем делают такие рисунки на коже — он всегда говорил: «Да вот, по молодости ума не было, вот и сделал. Ты сынок не вздумай никогда...»
А сейчас папе было плохо. Он сильно похудел за последнее время, кислородная маска давала ему возможность дышать. Он держался молодцом, не унывал. Маску можно было иногда снимать. Он тогда шутил, рассказывал любимые стихи:

«...Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...“


В воскресенье, как раз на Пасху, утром в шесть часов примерно, я сон увидел.
Папа бодрый такой, держит кислородную маску в руке, наматывает на неё шланг и кинув её на стол, сказал мне: «Всё сынок.Она мне больше не нужна.» Я проснулся, как ошпареный. Через минут 10 позвонила мама, я схватил трубку, в предчувствии плохого. Мама просто попросила зайти, всё было в порядке.Ближе к полудню, когда нам разрешили, мы приехали к папе в больницу — он встретил нас, сидя в кресле, бодрый ,спокойный. Мы очень обрадовались, что ему стало лучше. Через некоторое время мы поговорив обо всём, попрощались — До завтра папа!И уехали со спокойным сердцем.

А вечером, в 22.38, раздался телефонный звонок.Безучастный голос на другом конце провода проговорил: «Ваш отец умер.Нам очень жаль».

Вот и всё.

...Нет не всё... не всё...  Папа спасибо Тебе, за то что Ты был. Спасибо Тебе за всё то, что я с тобой рядом пережил.Спасибо Тебе за каждую минуту радости и счастья, которую Ты  подарил мне.... Спасибо Тебе за всё, чему Ты научил меня... Спасибо Тебе за моё счастливое Детство, которого не было у Тебя...Спасибо за Твою поддержку и понимание...За всю жизнь спасибо...

         И прости... Прости за… Просто прости меня. За всё прости, Папа...

Спасибо Тебе, Господи, за то, что Он не мучился долго...Прости и упокой Его Душу    грешную... Залечи раны душевные и прими его в Царствие свое...
                И Прости...


Рецензии