Невод - хроника актёра

31 августа 2016 года, накануне подготовки к отъезду на меня напала жуткая апатия. Список из 30 пунктов летел в тартарары. Нужно было собрать чемодан, сделать уборку в квартире, принять ванну и выспаться. С трудом к вечеру заставил себя упаковать вещи, понимая, что половина запланированного не вошло. С тяжёлыми думами к двум часам ночи, уснул…

1 сентября. В 6 ч. Утра смог открыть и тут же закрыть один (правый) глаз. В 7 часов оба глаза чуть не вылезли из орбит. Опоздал.  Собственно, оставил себя без завтрака и приготовления обеда в дорогу. Тошнота и головокружение сопровождали меня до самого вокзала.  У вагона № 2 поезда №16 «Москва – Мурманск» за полчаса до отправления меня встретила Александра, снимавшая посадку в вагон нашей героини будущего фильма, моей внучки по истории, Анюты.
   Третье купе населяют четыре актёра. Аня (она же Светка), Маша (она же Анюта), Константин (смотритель маяка) и Я (дед в сто лет). Нам комфортно. Подъезжаем к Петрозаводску. По сторонам Карелия. Александра едет в соседнем купе, но постоянно следит за нашим комфортом. Много общались, Маща всю дорогу спала. Скромный обед, а вечером ужин состоял из яблок, набора готового питания от РЖД (порции были рассчитаны на детей ясельного возраста) и булочек с чаем. Последнее в неограниченном количестве (я имею в виду, чай). Перед сном мы посмотрели два фильм с моего ноутбука. Дикие истории и Дурацкое дело не хитрое.

  Утро 2-го сентября началось с ароматного чая, который нам в купе принесла Александра. Булочки с сыром на завтрак дожидались с вечера. Кандалакша встретила нас учтиво. Стайка вокзальных собак покрутилась возле нас, выражая полную доброжелательность, но, так как угощений не обломилось, она потеряла к нам интерес. После часового ожидания мы покинули Кандалакшу, направляясь в Умбу, где, через пару часов мы пересели на автобус до Варзуги. Пока следовали (3 часа) познакомились с пассажирами и в итоге приютили Диму (туриста, путешествующего по стране автостопом). Милый парень 28 лет. К 17 часам мы добрались до конечного пункта, село Варзуга, раскинувшееся по берегам одноимённой реки, в которой плавает сёмга. Дом, снятый за 50 т.р.,  вместительный, имеет три просторных комнаты и кухню-столовую, коридор-прихожую,  сени и туалет. Вода приносная. Освоились. Приехал Саня, водитель и по совместительству, актёр и второй режиссёр. Он добрался на машине, доставив продукты и часть аппаратуры.   Вечером сходили в баню (по-чёрному). К 23-м часам все улеглись спать. Ночью шёл дождь. В доме тепло. У меня кровать оказалась жёсткой. Испытание. Турист (Дима) и Александра спали на полу. Остальные, 5 человек в кроватях.

   Утро 3-го сентября началось в 7 утра для Сани (он приготовил завтрак – гречневая каша, сдобренная пассированным луком) и в 8 часов для всех остальных. В 9 часов все отправились в деревню с маяком  у моря (Кашкаранцы), а меня оставили приглядывать за домом.

  Вернувшись в 15 часов, меня обрадовали встречей с легендой Варзуги, с Валентином Евгеньевичем Заборщиковым, проводником наших экспедиций в заповедные места Кольского полуострова.   

   4-е сентября. Мы побывали в Кашкаранцах, на побережье Белого моря. Впечатляющая поездка. Наши актрисы, Маша и Аня, накануне поставили сети, в которые попались бычки, камбала, корюшка, треска и форель. Бычки поразили тем, что они курят, если вставить сигарету.  Затем мы посмотрели дом для Деда на берегу моря вблизи маяка. По возвращению Костя Стрелков (исполнитель роли Смотритель маяка) угостил нас сытным обедом. Затем Александр (наш директор) и Александра (режиссёр)  вновь съездили к Валентину Евгеньевичу и по его наводке сходили к местам будущих съёмок. Болото и Овраг. Вечером  состоялся царский ужин. Рыба в кляре, уха и овощной суп на курице.

  5-е сентября. Испытание для моих ног. Нужно было выяснить хрометраж моего пешего пути к местам «боевой славы» к оврагу и святому источнику. Полтора часа туда и столько же обратно. Турист Дима сопровождал меня, проявляя предельную внимательность. Кировчанин, с деревенскими корнями, любящий своих стариков. Открытый и доброжелательный человек, ищущий себя в этой непростой жизни.  По пути неописуемая красота дикой тундры, ягоды (голубика, можжевельник и багульник), грибы. Вечером  грибной суп. 

  6-е. Самостоятельный поход девочек к святому источнику.  Встреча и душевная беседа с Валентином Евгеньевичем. Баня.

  7-е.  Отъезд  Саши в Кандалакшу за второй частью группы. Уборка в доме.  Мы вчетвером. Я, Костя, Аня и Маша. Без Саши ощущение пустоты. Печь натопили. В доме тепло. Маша красила люльку, а Аня, совершила пробег по болотам, чтобы собрать для меня седой мох, которым я кормлю Пашку (Юру).

  8-е.  Ждём команду. (Должны приехать 5 человек). Предполагалось изначально к 18.00. Затем, поступила инфа, к 22.00.  В итоге, возвращение намечено на следующий день. Я нарисовал плакатик, ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШИ СЕТИ! Вечером девочки сходили в баньку, а после они заглянули к хозяйке бани, Галине. Девочки от неё в восторге. До бани, Анечка проявила настойчивость и в сообществе с Машей, извлекли телевизоры! Затем, с некоторым недовольством мужской половины, установили аппарат в своей комнате. Собственно, не могу понять, чего я ворчал!

  9-е. Ждём команду. Обещала в середине дня. Лично я жду Атурэту и, конечно, своего партнёра, Юру Борисова! Утро было холодным ветреным и солнечным! Заменили газовый баллон.  Приехал Василий (актёр, исполнитель роли инспектора рыбнадзора). Вечером играли в карты, в переводного. Доставил всем удовольствие  победы, ни разу не выиграв.   

 10-е. 5 часов утра. Появилась Александра в сопровождении кинооператора, Александра Ланеева, затем зашёл Юра Борисов. Живы-здоровы… у Саши Желудко в автомобиле полетел генератор…  Александра забрала спальник и ушла в «штаб». А я-то волновался.   Костя топил печи, готовил ужин.   Съёмки смещаются на один день.          

  11-е. 5:30 утра. Я пару раз, может быть, вставал… Чаще в это время я только ложился… Конечно, мне было очень плохо. Может, выпитые накануне 100 г. Водки Хортица (откровенное говно), тем не менее, в 6:30 мы были уже в машине… Далее, Кашкаранцы, изумительный день, съёмки… всё на снимках… но, до меня так и не дошли. Лучше бы я остался на базе. Вернувшись, выпив водки (на этот раз,  «Пять озёр», голова тоже болит), я сорвался. Что на меня нашло? Досталось всем. Наверное, я, всё-таки, говно-человек. Но мне хочется уехать.  Что нужно сделать, чтобы я остался?  Я-то знаю, что мне нужен хороший секс и человек рядом.

  12-е. Утро было тяжёлым. С режиссёром выяснили отношения. Договорились работать с оглядкой на мой возраст. Сняли первую сцену, встречу. Не досняли. Перенесли на следующий день.

  13-е. Пересняли сцену встречи. Съездили в Кузамень. Дюны, дикие лошади, пытались поснимать лебедей. Лебедей не было.

  14-е. Первые съёмки в тундре. Сцена у костра и провал в топь болота Пашки (Юра Борисов). Я волновался.  По возвращению обнаружили посещение варзугинских псов нашего мусора.  В спешке не закрыли дом.

   15-е. Продолжаем съёмки в тундре. Для меня тяжело. Ноги. Весь день под дождём. Юра поражает своей стойкостью. Но места дивные.

    16-е. Сегодня природа сжалилась, и мы поработали на славу. Юра опять меня удивил. Но, всё же, наехал на оператора, благодаря которому, мы снимали много дублей «кормление Пашки мхом». Сидя на корточках, я дал «волю» пояснице, которая откликнулась острой болью. На базу вернулся «ползком». В лесу, чтобы не тащить обратно реквизит, остался Саша Желудко и Костя Стрелков. Сегодня приехал ещё один актёр, Георгий (Гора, Горын Горыныч, замечательный человек.) Я в него влюбился. Нас отправили в баню.

    17-е. Сцена у костра. Рассказ о росомахе. Я был в очень неудобном положении, сидя на пенках. Болело всё. Ноги обжигались от костра, поясница и спина от позы сидения на правой ягодице. Я ненавидел всех!  И даже Юрку!  Вернулись по темноте. Саня отвёз меня в баню. Сил у меня не было. Хотелось умереть.

    18-е. Сцена на камнях. Клятва Пашки. Я больной. Утром к нам заглянул охотник Фёдор (как выяснилось, ещё и депутат), Саня и Саша съездили посмотреть места будущих локаций. Фёдор мне показал изумительные снимки водопада.

    19-е. Переснимаем Клятву и Росомаху. Всё получилось (я бы сказал, сошлось: моё физическое состояние, состояние погоды и общая атмосфера). На один день к нам прилетел Никита Кукушкин (исполнитель старшего брата героя, Павла).   Сцена на муравейнике.

    20-е.  Проходы по лесу. Баня. Меня, Горыныча и Юрку напарил местный истопник. Но, так как слегка переждали Саню, чтобы отвезти нас «домой», у меня замёрзли босые ноги, и утро следующего дня стало для меня больным. Головная боль. Я чувствовал температуру.

    21-е. Сцена падения в овраг. Кажется, по сценарию, это самая сложная сцена. Но, мы её сняли за   4 репетиции и 4 дубля. Работа операторов была не менее сложна и меня они сегодня восхитили. Особенно, Александр Ланеев. К нам присоединился новый звукооператор, тоже Алексей (35 лет), и сразу включился в работу. Очень тёплый человек. Думаю, что я с ним творчески подружусь.  (Снимков пока нет.)

    22-е. ВЫХОДНОЙ!  Вымыли дом (Саша – полы, Маша – посуду, я напёк блинов.) Я постирал своё бельё.

    23-е. Выезд на Мыс Корабельный. (Попрощались с Алексеем 1-м, звук) Сцена «выхода Деда и Пашки к морю» оказалась для меня печальной. Простудил левую сторону шеи. (Исходная точка была под камнем с резко холодным сквозняком.) Затем переехали к проходам: «останки медведя» и «песчаник». Вернудись в половине седьмого. У меня болит шея и голова. Приехали, Аня, Алина (рыбачка) Татьяна с сыном, Марком (9 лет, брат Светки по истории). Татьяна надраила плиту и сварила вкусный борщ. В баню с больной головой я идти наотрез отказался.

    24-е.     И вновь Кашкаранцы.  Сняли приход Деда с Пашкой в деревню на берегу моря. С нами был Валентин Евгеньевич о котором я хочу написать книгу. Вернулись поздно вечером.

    25-е. Кашкаранцы. Сцена финала. Массовка из мужиков (пригласили местных мужиков). Сняли с пяти дублей. Валентин Евгеньевич снова был с нами. Александра осталась довольна.

   26-е. У меня выходной. Утром на завтрак напёк блинов, попрощался с Юрой Борисовым, а когда ребята уехали, вымыл всю посуду и с Константином Стрелковым приготовили ужин. Я сварил борщ, Костя сделал салат, отварил картофель и смял его в пюре. Вечером приехала часть группы и привезла рыбу. Девочки (Алина и Татьяна её пожарили.) В Кашкаранцах остались операторы (Саша Ланеев, Лёха, Лёха 2 и режиссёр, Александра.) 

  27-е. Меня опять оставляют в доме.  7.00, Саня и Костя уехали за водой. Вышла Таня, мать Марка, исполнителя роли Федьки, брата Светки), за ними вышли Маша, Аня и Алина.  Решили на завтрак рисовую кашу на молоке и с маслом. Сварил. Довольны. Отправились в Кашкаранцы и мы с Костей опять остались в доме. Я перемыл всю посуду и вычистил плиту. Сейчас отправлюсь прибирать в сенках. Костя любит чистить картофель. Поступило предложение на жареный картофель.  Костя почистил, а чуть позднее нажарил. Вечером опять приехали «бойцы» в неполном составе. Саня привёз чачу (50*)… мне не пошла. Остальные малыми порциями выпили, но немного.  Меня вырвало. Ушёл спать в половине второго ночи.
   
    28-е. Снова дома (на базе). Сегодня должен быть шторм. Таня с сыном уезжают, но перед отъездом прогулялись до источника. Пропала зажигалка. Прикуриваю от плиты. Вернувшись, Татьяна успела приготовить плов для ребят на ужин.  Думаю, варить мне щи или нет? Но курицу отварить нужно. Иначе испортится.  Сварил в итоге домашний супчик с вермишелью. Есть ещё рыба. Её бы пожарить. Не охота возиться. Не приучен работать с рыбой.  Маша в контакте сообщила, что собираются (в 20.00). Жду. (21.20)  К 22.00 всё-таки приехали.  Они были очень замёрзшие. Сразу съездили на машине Ланеева за водой. Выпили чачи, поужинали и легли спать. Было уютно, тепло и у всех было хорошее настроение. Приехали все, кроме Александры и Варвары.

   29-е. Утро было прохладным. Хоть печи всё ещё были тёплыми, но нескончаемый ветер лез во все щели дома. На завтрак доели плов.  Со мной оставили Костю. Решили пожарить на ужин рыбу. Сделать это придётся мне.

   30-е. Пятый день моего простоя. На завтрак сварил рисовую кашу.  Шквальный ветер с дождём запер меня в доме. Начистил картофель, отварил и порубил для него зелень. Ребята остались довольны. Море выбросило много пены. Видео и снимки впечатлили.

  1-е октября. Александру укусила собака. Надо же!  Съёмки отменили и повезли ставить ей укол от столбняка. Что же не понравилось собаке в нашем режиссёре. Это, наверное, знак – пора заканчивать!  Утром, в 6 ч. Я замесил тесто для блинов на сгущенном молоке, без яиц, с оливковым маслом. Мне не досталось ни одного блина.  Собрался я было позавтракать, но прилёг… банда вернулась и сожрала все блины. Перемыл все кастрюли, навёл относительный порядок на кухне, поджарил вчерашний картофан с зеленью и, наконец, позавтракал. Закончился чай, съели весь мёд, но много ещё иван-чая и другой травы. На вечер задумал сделать овощное рагу: капуста, баклажаны, морковь, картофель и зелень. Должно получиться вкусно. Ребята свалили на рыбалку. Костя улёгся отдыхать.

   2-е октября. Приказано в 9.00 быть готовыми. В 9.30 пришло решение снимать меня на фоне плывущей люльки. Опять в тундру. Но сегодня отторжения к ней нет. Солнце киношное, небо в тучах. Все настраиваются к походу в ожидании приезда из Кашкаранцев режиссёрско-операторской группы. Позавтракали вчерашними овощами и утренней кашей, сваренной Саней Желудко. Настроение не боевое, но с готовностью ринуться. Возможно у меня последний день и завтра нах хауз, в Питер.  В 13.00 мы всё же отправились в тундру. Солнечный, тёплый день пугал, так как солнце могло сорвать нам съёмку. Тундра преобразилась и через месяц заиграла другими красками. Выставили кадр на втором живописном мостике у камней, где Пашка давал клятву Деду. Перекусив, мы дождались благоговения солнца и сняли с 5 – 6 дублей мою фразу «Шторм будет» на фоне уплывающей люльки. Это стал мой последний съёмочный день. Вечером Варвара, фин.директор фильма, организовала нам стол с шашлыками. Выпили водки и попрощались со мной.  4-го, в 23.30 я обниму свою матушку в Питере.

   3-е Октябрь. Собрал свой незамысловатый скарб, попрощался ещё раз с моими новыми друзьями. Каждый меня обнял, и я почувствовал грусть от расставания со мной. Работы осталось на 5 дней, как минимум. Я мог бы задержаться и быть им полезным по хозяйству, но одиночество матушки меня убивает. Если я могу уехать, значит, я должен уехать. На прощанье помыл посуду, прибрал на кухне, подметать не буду (плохая примета), упаковал с разрешения Саши, приправы (томат с перцем) и пасты (смесь орехов, изюма, мёда и кураги). Всё… далее путь в Кандалакшу и отъезд.

   4-е. 00-50. поезд № 015, вагон 12, место 32 (верхнее). В соседях две тётки и мужик. Молчание – золото. Спёр полотенце. На кухне пригодится.
   В 22-16. Питер. Меня встретил Андрей, друг Ангела (такой же). Забрали ключи, и он меня отвёз к подъезду. В 23-30 я обнял мамуль!

   5-е. Отдал 20 тыров хозяйке, прикупил продуктов.

    6-е. Ура! Команда Невода возвращается домой!

    7-е.  По дошедшей до меня информации, съёмки окончены и народ возвращается. 

5-е ноября. «Шапка» на берегу Балтики (ВО, Ленэкспо).  Бар Гараж. Присутствовали: Александра Стреляная, Варвара (финн.директор), Атурэта, Марк с Татьяной, Гора с женой, Юра с Машей, Алексей + Алексей (звуковики), Костя со своей подругой Леной, Алина и Саня Желудко. Пили ром Баккарди, ели фигню, плясали под Джексона. Завершили поездкой на Исаакиевскую площадь (фест света) где меня и потеряли.




В конце января 2017-го вышел трейлер к фильму Невод.

В середине февраля встретился с Юркой, с Машей, с Ланеевым, с Лёхой и Сашей на озвучании (у Ланеева оборудована своя студия записи звука и монтажа). Встреча была очень тёплой.    


Рецензии