Размышления дилетанта на развалинах пирамиды
- Ну, что же вы так? – укоризненно сказала Карин, подружка моей дочери, - студентка Геттингенского университета. – Я совсем уж было поверила вашему Хрущеву, когда он пообещал, что нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме. А вы вдруг решили капитализм строить. Что вас заставило так круто свернуть с пути к светлому будущему? Чего вам не хватало?
- Наверное, ваших сарделек, - сказал я. - И хороших телевизоров. И еще автомобилей, - красивых, надежных, долговечных, и при этом – желательно, - не очень дорогих. И еще – свободы, хотя я не очень понимаю, что это такое. Но говорят, что у вас ее больше.
Мы пили пиво с солеными ржаными сухариками на кухне нашей краснодарской квартиры в начале лихих девяностых. Пиво я принес в бидоне, отстояв солидную очередь к пивной цистерне на соседней улице.
Карин, узнав, что у нас продают пиво в цистернах, и при этом наливают его не только в кружки, но и «на вынос», удивилась и спросила:
- Но ведь, когда я иду по улице, у меня с собой нет бутылки?
Принесенное мной жигулевское разливное было холодным и даже, кажется, не очень разбавленным.
О немецких сардельках я тогда вспомнил неспроста. В 90-м, перед самым объединением двух Германий, я побывал в Берлине - в качестве старшего краснодарской тур-группы.
Уже начинались новые времена: при инструктаже перед отъездом мне сказали, чтобы я не переживал даже в том случае, если кто-то из туристов пожелает остаться в Германии. Если случится такая оказия, - сказали мне, - надо просто позвонить в наше посольство в Берлине и сообщить о происшедшем. Сейчас я думаю: может, это и было первой ласточкой грядущего пришествия царства российской свободы?
В связи с этим весь мой инструктаж, проведенный «за рюмкой чая» в каждом купе международного поезда, где размещались члены нашей группы, состоял из трех фраз: «Ребята, мы едем в страну, где любят точность. Поэтому просьба при экскурсиях по стране приходить к автобусу аккуратно в назначенное время: опоздавших ждать не будем. И еще: подчиняйтесь светофорам, - даже ночью».
Уже в Берлине я вышел вечером из отеля на Александерплац – чтобы прогуляться и выпить кружечку-другую пива.
Пиво в непривычно высокой заграничной кружке было превосходным, - с большой шапкой бархатной пены. Но еще более поразил меня вкус сарделек, которые я купил к пиву. Это было что-то потрясающее, совершенно не похожее на то, что продавалось тогда в Союзе: сардельки были из мяса.
Сглотнув слюну при воспоминании о них, я задал Карин встречный вопрос:
- А тебе-то - чего, собственно, не хватает, - в твоей изобильной западной Германии?
Карин высказалась в том смысле, что качественные продукты, шмотки и даже хорошие автомобили – далеко не все, что нужно человеку для счастья. И добавила, что, по ее мнению, мы, советские граждане, как-то неожиданно легко отказались от мечты о светлом будущем.
Вот тебе и на! Похоже, продвинутая Карин привезла к нам в Россию «из Германии туманной», - кстати, из того самого университета, где постигал науки созданный воображением А.С. Пушкина Владимир Ленский, - поистине вольнолюбивые мечты.
Видно, мечтатели там так и не перевелись за прошедшие с тех пор полтораста лет.
«А ведь она, пожалуй, в чем-то права» – подумал я. Тоска по сарделькам из натурального мяса, да и просто по нормальной еде, столь естественная и понятная у нас в начале голодных 90-х, удивительным образом легко победила высокую, - правда, с годами почти растаявшую - мечту о строительстве «коммуны во весь горизонт».
Сейчас, по прошествии многих лет, я вспоминаю тот разговор с Карин и пытаюсь осмыслить, что же все-таки мы надеялись построить, отказавшись от строительства «социализма с человеческим лицом», и вообще – туда ли мы повернули..
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ПИРАМИДА МАСЛОУ
Пирамида потребностей человека, придуманная Абрахамом Маслоу, достаточно известна.
Человек, согласно Маслоу, после того, как более или менее (лучше более, чем менее) удовлетворены его физиологические и материальные потребности, активно начинает интересоваться следующими – «духовными» этажами пирамиды.
Все вроде понятно и логично. Однако в большинстве стран мира наблюдается странная деформация этой пирамиды, - активное разрастание ее первых, «материальных» этажей. И конца этому разрастанию пока не видно.
При этом - в нынешнем, свежеиспеченном российском обществе потребления, - деформация эта идет ускоренными темпами, и при этом имеет свои существенные особенности.
«РАЗУМНЫЕ» ПОТРЕБНОСТИ
Наш человек, считавшийся при социализме личностью высоко духовной, очутившись в капиталистическом обществе потребления, обнаружил, что в мире существует, оказывается, буквально безбрежный океан предлагаемых товаров и услуг, дотоле ему практически неведомых.
В стране советов с ее плановым хозяйством - с определением «разумных потребностей» граждан было все просто: они назначались государством. Их плановый объем по стране определялся с расчетом обеспечения простого выживания граждан: жилье – минимальной лимитированной площади, с выделением его в порядке очереди, которая, правда, могла тянуться десятилетиями; одежда, обувь и прочие предметы ширпотреба – по минимуму: чаще всего - одно пальто, пара костюмов, две пары обуви. Как говорится – не босый, не голый - ну, и слава богу.
Зарплата – тоже была в размере, обеспечивающем простое выживание гражданина, практически без возможности накопления. Пенсия – не разгуляешься, однако, сказать по справедливости, - жить на нее было можно: на хлеб, как говорится, и даже с маслом – хватало.
При этом, кто помнит, - на производстве распределялись льготные профсоюзные путевки, которые позволяли практически всем желающим во время оплачиваемого отпуска отдохнуть в доме отдыха, и даже на море, - или подлечиться в санатории. Городские дети проводили лето в пионерских лагерях, которые существовали при всех крупных организациях и предприятиях.
Медицина была тогда практически бесплатная. Плохонькая, правда, но вполне доступная. Обучение в школе и институте – тоже бесплатное.
Самое интересное, что граждане страны советов не так уж и переживали, что уровень их жизни значительно отличается от зарубежного. Хотя, правду говоря, об этом зарубежном уровне им было мало что известно: границы СССР были «на замке», а советская пропаганда все больше говорила о том, что они там, «за бугром», загнивают и «стоят на краю пропасти». Это уже потом, несколько позже, возник анекдот о том, что иностранцы, стоя на краю пропасти, смотрят, что мы там делаем.
ЖИЗНЬ «С ДОСТАТКОМ»
Тут, - когда мы говорим об отсутствии особых переживаний, - действовал еще один фактор, корни которого уходят в старую, еще дореволюционную, Россию.
Средний русский крестьянин, да и средний русский рабочий, испокон веков при удовлетворении собственных материальных потребностей руководствовался принципом «достатка» - главное, чтобы «ДОСТАВАЛО» на приличную жизнь» и было «не хуже, чем у людей».
Этот принцип успешно работал и при социализме: у среднего горожанина вполне достаточным, близким к пределу мечтаний, считался уровень, определяемый триадой: квартира – дача - машина.
Правда, в сельском хозяйстве дела обстояли хуже: колхозники привольно жили разве только в фильмах «Свинарка и пастух» и «Кубанские казаки».
Мы, как писали газеты, строили коммунизм, - «в одной, отдельно взятой стране», и все семьдесят лет ради этого светлого будущего готовы были довольствоваться малым, мириться с «временными» трудностями. Все путем: «я другой такой страны не знаю», «у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока».
Помните, как Маяковский, свято поначалу веря, что наша страна строит коммунизм, удивлялся во время поездки в Америку: «Много ль человеку, даже Форду, надо?» Впрочем, Генри Форда он ругал, по-моему, зря: целью магната было не просто личное обогащение, а еще и обеспечение каждой семьи доступным «народным автомобилем».
ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Оказалось, что человеку надо много, - так много, что просто диву даешься. Дело в том, что у него после удовлетворения элементарных потребностей - в еде, одежде и крове над головой - возникают те же потребности, но более высокого уровня: хочется, чтобы еда была более разнообразной и вкусной, одежда – более удобной и красивой, а жилье – более просторным и комфортабельным. Это ведь тоже разумные потребности? Безусловно!
Правда, при социализме государство советовало гражданам быть поаккуратнее с этими запросами, поскольку финансовые ресурсы страны ограничены, концы с концами в государственном плане не сходятся, и вообще, - бросьте, товарищи, эти ваши частнособственнические инстинкты!
КАК У ДРУГИХ? А КТО ОНИ – ЭТИ «ДРУГИЕ»?
Вернемся к ситуации с традиционным русским принципом: «Хочу жить в достатке, чтобы было не хуже, чем у других!»
После того, как россиянин съездил через открытые, наконец, границы в «дальнее зарубежье» и осмотрелся там, понятие «другие» для него расширилось до чрезвычайности. И – стало не очень ясно, на каких именно «других» теперь ему равняться.
Ужасно захотелось равняться на западных «других». Первое его пожелание звучало так: - Хочу «мерседес»! Западный предприниматель из среднего класса удивился: так ведь делА-то у тебя, да и денежки, - еле-еле на «жигуленка»! «Мерседес» может и подождать, не все сразу! Купи лучше автомат для пончиков, накопишь деньгу, потом потихоньку кафешку заведешь, а там, глядишь…
- Нет, - кричит наш человек, - не хочу автомат для пончиков, - «мерседес» хочу, хоть подержаный. - Эй, - кричит, - японцы, не шибко изнашивайте ваши «тойоты», - нам еще на них лет пять рассекать по щербатым воронежским улицам!
И сбылась мечта – стоит возле дома за щелястым забором вожделенная тачка. Правда, кошелек после ее приобретения совсем опустел: весь пар, как говорится, в гудок вышел.
Попробовал податься в малый бизнес, - не тут-то было: не рэкет, так налоги, и кошелек по-прежнему пустой. А фасон держать хочется!
Я помню, - когда у нас еще в СССР появились привезенные из-за рубежа иностранные автомобили с кондиционерами, - рассказывали анекдот, на эту тему, похожий на правду: в жару по улице Тбилиси едут два грузина на черной «волге». Пассажир задыхается и хочет открыть окно. Водитель, владелец машина говорит: «Не открывай! Пусть думают, что у нас кондиционер».
Впрочем, у кое-кого дело пошло: прихватили лакомые кусочки из бывшей государственной собственности, завели малиновые пиджаки, и - цепь златая уже красуется на дубе том.
Дальше – больше. Вместо малиновых пиджаков – костюмы от знаменитых модельеров, часы на миллион рублей, авто супер-пупер модели.
Теперь можно и в депутаты: там как в сказке – молочные, то есть, простите - коньячные реки в хамонных берегах, а ты – знай себе - лоббируй кого следует. Не бесплатно, разумеется.
ВЕЧНЫЙ ГОЛОД ПОТРЕБИТЕЛЯ
Когда кругом много соблазнов, активный потребитель не может удержаться от приобретения все новых тряпок, гаджетов и услуг, которые практически перешли для него в разряд физиологических, и он обречен на перманентный голод: у ДРУГИХ это уже есть, а у меня нет.
И что же я – хуже других? Бог с ними, придуманными Маслоу потребностями высшего порядка. Не до духовности сейчас, когда мода на одежду и марки машин что ни день – обновляется, квартиры и дома добрые люди уже давно отфэншуили, а дети – ревом ревут: исстрадались без электросамокатов!
И мучается человек от невозможности удовлетворить лютый голод на шмотки, новую технику и предметы роскоши. Голод на это дело у него – похлеще, чем от былой бедности и недоедания, в результате - нервные расстройства и болезни! Помните, как Михаил Ножкин пел: «Не спит собака, - дачу охраняет, а я не сплю – собаку стерегу! Собака-то дорогая!»
О СЧАСТЬЕ И ДРУГИХ ГЛУПОСТЯХ
Получается парадоксальная картина: шмоток – хоть отбавляй, а счастья нет. Почему?
Вот маленькая научная спровка:
«…наша внутренняя мотивационная система состоит из трех нейромедиаторов: дофамина, серотонина и окситоцина — так называемых гормонов счастья. Дофамин вырабатывается, когда человек переживает позитивный опыт — например, испытывает приятные вкусовые или физические ощущения. Серотонин повышается при успешной социальной жизни и кооперации с другими людьми. А окситоцин — при любовном, гармоничном взаимодействии с окружающими. Депрессия — это, в первую очередь, отсутствие гормонов счастья на протяжении долгого времени.
Повседневность современного человека занята мыслями о налогах, доме, предстоящих тратах и других материальных вещах. При таком ритме жизни остается совсем немного времени и места для культивирования гормонов счастья через общение с любимыми и близкими людьми, путешествия. Искусство организации собственной жизни — это белый холст. Каждый может разрисовать его, как пожелает: кто-то может заполнить его мыслями о том, какую мебель нужно приобрести, а кто-то — задаться вопросом, как стать счастливее. Мысли о мебели не являются необходимостью. Они сознательный выбор, который, к сожалению, не инвестирует в гормоны счастья.
Радость от покупки испарится через несколько секунд: согласно исследованиям, чувство удовлетворения от приобретения чего-то нового длится в среднем восемь секунд. И чем больше вещей человек скупает, тем больше пространства и мыслей они будут занимать — это обслуживание квартиры, дома, машины, налоги на все эти принадлежности.»
(Автор цитаты - Йоахим Клекнер, исповедующий минимализм и читающий популярные лекции на эту тему в разных странах).
Что касается моего личного ощущения счастья, то мне трудно судить о том, когда я испытывал истинное счастье – в годы, прожитые при социализме, - а это 55 лет, или сейчас – в последние почти тридцать лет. И дело тут не только в возрасте, - все не так просто.
Сейчас я более обеспечен материально, считаю самыми главными инструментами, обеспечивающими мне ощущение комфорта - мобильный телефон и интернет, которые позволяют общаться с друзьями и многими читателями моих незатейливых рассказиков на Прозе.ру.
А в социалистическом прошлом – отличная школа, занятия в девяти бесплатных спортивных секциях, туристские походы по зимнему Уралу, Кавказу и лодочные по Десне и Ветлуге.
И – самостоятельная работа механика на разных должностях в самой крупной строительной организации в мире – Минмонтажспецстрое СССР. И еще – в Алжире, где мы строили крупный металлургический комбинат.
Вот тут попробуй – разберись. У каждого из нас - свои удачи, неудачи, счастливые и горестные моменты, часы и годы жизни.
Прошу прощения у тех читателей, кому эти размышления показались малоинтересными или занудливыми.
Свидетельство о публикации №219050501888
Воистину, человеческие потребности и являются двигателем прогресса. Иначе бы человечество до сих пор обитало бы в пещерах.
Но при социализме внушали народу тот минимум жизни, необходимый лишь для элементарного выживания. Вот и получился в результате результат. Мифами из пропаганды нельзя долго возбуждать созидательный импульс, заложенный в природу человека.
Евгений Жироухов 19.04.2020 11:47 Заявить о нарушении
Человек может дожить до века, ну может быть до 120, а лечовежа двести, чтобы реально вести людей в этом понимании, что наше тело может жить вечно из-за спасённой души. Коронавирус одевает корону на "ё"-букву в секрете, который раскрываю. Ёлочка гори и Боря пошёл не на ту стройку, отодвинув Мишу в сторону.
Ёлку срубили-убили вечность в теле как веру. Человека отделили от животного по Дарвину и вина откуда? Чувства не от животных, а от растений, где был сад Эдем.
Человек-код на век, чтобы зажечь "ё" в понимании, так как наш алфавит был утверждён-упор на "ё" в 1918 и фашизм повторяет. ФА-четвёртая нота, но та соль-Оль, святость напоминает, а сахар - дух-улетает. Если душа имеет вечную жизнь, так что ей не жить в теле вечно? Христос воскрес-суть духа, а душа на земле и в теле нашем-это путь СССР-фильм "Карнавал"- песня как пенсия нам даётся-спасибо жизнь за то, что живу, но не за то, что перестану. За что воевали? За дух или душу?
Даша Новая 19.04.2020 12:12 Заявить о нарушении
Владимир Микин 19.04.2020 13:14 Заявить о нарушении
Удачи!
Евгений Жироухов 26.06.2020 09:44 Заявить о нарушении