Река времени. Часть 53

1 августа. Все время приходит на слух песня:

Скоро осень, за окнами август,
От дождей потемнели кусты.
Я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты...

В новостях сообщают об американских санкциях, нашем «ответе Керзону» и празднике в Китае. Китайцы отмечают 90-летие НОАК. Как известно, пограничные войска Китая входили в состав Народной Освободительной Армии Китая (НОАК) - («Чжунхуа жэньминь цзефан цзюнь»).  НОАК ранее держалась на "Трех принципах дисциплины" и "Восьми правил поведения бойца". Они расшифровывались так:  «Во всех  действиях подчиняться командованию; не брать  у населения ничего,  даже  иголки и  нитки;  все трофеи сдавать в казну. Правила гласили: разговаривать вежливо; расплачиваться за купленное; занял вещь верни; испортил вещь - возмести; не дерись и не ругайся; не порти посевов; не допускай вольностей с женщинами; не обращайся жестоко с пленными.
Главным авторитетом теории оставался военный стратег Сунь Цзы, который  придерживался правил:

Ди цзинь, во туй.  Враг наступает – я отхожу.
Ди сю, во жао.     Враг отдыхает – я окружаю.
Ди пи, во да.      Враг устал – я нападаю.
Ди туй, во чжуи.   Враг отступает – я преследую.

Нынче в Китае большой парад, на нем впервые демонстрируют ракету дальности полета на 10 тыс. км. Тут уже не до искусства войны Сунь Цзы.
На звонок ответил Андрей. Он уже собрался двигаться в мою сторону. Пора заняться обедом. На первое суп, на второе курица подкопченная, которую я купил утром, когда прогуливался под дождиком, на третье — чай с кексом и мороженое. От курицы Андрей отказасмя:
-Не могу я столько много есть, - заявил он.
-Чего тут много, ты же молодой, опять же экспедитором-грузчиком халтуришь. Тебе ли ни есть!
-Все равно не буду, не привык я.
-Тогда положу твою пайку с собой, плюс сыр, ветчина, тушенка и еще кое что из холодильника. Я набрал продуктов к приезду Лиды, она не приехала, а Ксена тоже ест плохо, так что выручай.

Новостей у Андрея особых нет: ходили с друзьями за грибами, но неудачно; ездили один раз купаться на Окунево, пляж понравился. После обеда прогулялись с ним на почту, Андрей получил заказное письмо с какой-то картой. Ноутбук у него, похоже, сел. У «Магнита» купил сыну немного витамин:  черники, смородины и попрощался. Договорились завтра созвониться и махнуть в лес. По пути домой повстречал Марковых, они заходили в магазин «Мастерок» за саморезами.
Дима с Москвы в Питер вернулся еще вчера. Всего на 25-летний юбилей выпуска его однокашников было 45 человек, с их группы — 10. Ночевал у Данилова, с которым учился в Академии. В Шереметьево удачно повстречались с Володей Матвеевым, был пролетом в Мурманск. Даша в университет, вроде, поступила, но официальный список будет только завтра. Ждать осталось недолго.

Пришло письмо от Михаила Тимченко. «Добрый день Александр Христофорович!
Спасибо Вам за поздравление.Приступаю к работе. А.Х. ошибки в тексте книги я выделил желтым цветом, а в скобках указал свой текст (правильный на мой взгляд).
В рассматриваемый период города Абакана не существовало.
Уюкское училище было открыто 10 января 1911 года. Об этом событии, Чакиров А.Х. сообщил Енисейскому Губернатору в телеграмме от 19 января 1911 г., исх. № 131.
В телеграмме было сказано следующее:
«Десятого января обыватели поселка Уюк числе семейств собрались по случаю освящения здания вновь открываемого училища.
По окончанию освещения, послушав мое поздравление добрым начинанием. Собрание просили меня вновь помолиться о здравии и благоденствии Его Императорского Величества и всего Царствующего Дома и повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические наши чувства беспредельную любовь и готовность мирно, тихо посеять доброе слово в сердца урянхов продолжая развивать русское дело в Урянхае.
При пении многолетия Спаси Господи взвился впервые российский флаг в поселке Уюк над зданием училища.
Усинский пограничный начальник Чакиров».
На свою телеграмму, Чакиров А.Х. получил 21 марта 1911 г. письмо от Енисейского Губернатора, где сообщалось, что: «… о верноподданнических чувствах заявленных  жителями поселка Уюк – Государь Император собственноручно начертать соизволил: «Искренно Всех Благодарю».
Об этом Губернатор уполномочил Чакирова А.Х. объявить жителям Уюка. Пока.М. Тимченко.

2 августа решили с Ксеной брать обратные билеты на 17 августа. По расчетам получалось, что в Питер мы пребываем 19-го в субботу, рано утром — в 8.38 и Диме будет удобно нас встретить. Долго пребывать в городе на Неве планов не было и решили убыть из него буквально через час — в 9.50 на поезде №16 «Москва-Мурманск». Решить решили, но с Димой не согласовали. Его участие обязательно, он должен не просто нас встретить, а привести оставленный у него «петергофский» багаж.
Позвонил ему, а он спит. Думал, что он на работе, а он еще ( а может пока) в отпуске. Переговоры перенесли на потом. Потом позвонил он и с нашим планом встречи в Питере согласился.
Позвонил Олег и сообщил, что заболел. Простыл, горло хрипит, постоянно пьет лекарство и полощет горло. У нас эта ситуация позади. Впереди дорога, а пока надо рассчитаться за кабельное телевидение и интернет. Сначала пошел платить за телефон, потом в магазин. Покупки решил ограничить, надо доедать заготовленное.
Утром катался на велосипеде. Сразу обнаружил вихляние заднего колеса. И точно, как в прошлый раз в нескольких местах порвалась (сгнила) покрышка, а в одном месте даже наружу вылезла камера. Гнилые покрышки продают, или они так у меня преют в квартире зимой, что летом разваливаются. Возможно и то, и другое. Снова разбортовал заднее колесо, покрышку помыл для показа в магазине, чтобы подобрали по размеру, а камеру выбросил.

Домой шагал пешком, катя сбоку велосипед  и встретил давнюю однокашницу по 8-му классу Гелю Солдатову. Она меня узнала и спросила: «Это ты Саша?». Я женщину не узнал, и проговорил автоматически: «Может быть». Только потом, прошагав метров десять, до меня  дошло. Да ведь это  Геля Солдатова!
Сосед Виктор возле дома боролся с зарослями травы и лопухов.
-Как урожай? - спросил я.
-Урожай-то ого-го. В огороде не растет, а тут так и прет.
-Можно мне попробовать, размяться, так сказать.
-Да пожалуйста. Литовка оказалась отбитая и достаточно острая, но от толстых лопухов, что тебе бамбук, затупилась быстро. Прошел два рядка, замахнулся на третий, но Виктор дал команду «Хватит!».
-Там уже не наш участок, пускай и соседи потрудятся.
-Тоже верно, - согласился я, и вернул соседу орудие труда.

Ксена дремлет, хотя хотела сегодня выйти на обычный режим дня: днем работать, а ночью спать. На обед варили и ели пельмени.
Вечером перечитывал четвертую главу повести «Усинский пограничный начальник». Кое что вычеркнул, кое что поправил.Завтра надо отправить ее Михаилу Тимченко. Интересно, как он воспримет встречу деда с Хайдубой в Усинске?
Соревнования пловцов в Будапеште закончились, смотреть по телевизору нечего. Только и разговоры про санкции США, позиции Трампа. У нас в Московском областном суде перестрелка, есть раненые и убитые. В Екатеринбурге активная подготовка к выборам губернатора. Сначала писали, что в списке 9 кандидатов, в том числе мэр города Ройзман, теперь уже четыре и Ройзмана не утвердили. Пути господни неисповедимы.

На завтра заходил Андрей. Сообщил,что сломался телефон.
-Может батарейка села? - спросил я.
-Нет, непохоже. Пробовал заряжать, не получается.
-Три года назад покупали, что с ним может случиться?
-А кто его знает. Вот поеду в Асбест, там посмотрят и определят.
-Если в Асбест, то у меня к тебе есть просьба.
-Что за просьба?
-У меня  велосипедная покрышка нарушилась, сгнила на корню. Отчего это происходит, ума не возьму. Может от того, что всю зиму велосипед стоит в жарком помещении и резина потому преет?
Стали рассматривать марку испорченной покрышки, выяснили, что у переднего колеса марка другая. Не 26 на 1.95, а 26 на 2.0.
-Может по этой причине покрышка и приходит в негодность, тесно камере в ней, вот и лопается, - заявил Андрей.
-Может и так, - согласился я и вспомнил, как в прошлом, а может в позапрошлом году менял покрышку и тогда на 26*2.0 не было, предложили 26*1.95.
Андрей съездил в Асбест и сообщил, что до сих пор нужной марки в магазине «Спартак» нет, предложили приехать через неделю, будет новый завоз.
Неделю ждать не стали и с Ксеной на следующий день, то есть 4-го августа, поехали в другой веломагазин в Асбесте, на ул. Мира. До этого зашли в магазин «Райт», купили батарейку в мобильник на 32 МгБ. Прогулялись по Лениградской, зашли в упомянутый магазин, но и там та же история — на 26*1.95 есть, а на 26*2.0 нет. Вот такие дела! Выходит мой велосипед особой популярностью не пользуется, вышел из моды и на него запасных частей нет.

Дошли до Ладыженской улицы, зашли в газовую службу.
-У нас сейчас кассы нет, - услышал я голос администратора на просьбу заплатить за несколько месяцев вперед.
-А что есть?
-Ничего нет. Могу только выписать чек оплаты. За сколько вперед хотите заплатить?
-До мая следующего года, а какие сейчас расценки? - поинтересовался я.
-Когда нет горячей воды за  месяц 79 рублей, а обычно — 51 рублей.
Всего получилось 530 рублей. Я заплатил и мы с дочерью прошли через переулок в автовокзал. Наш автобус на 12.28. Подвезло уехать в 12.15 на попутном Екатеринбург-Малышева. Добрались быстро, он ведь не кружной, как 101-й маршрут, доставил моментом, без лишних остановок. Ксена пошла домой, а я заглянул в банк и оплатил квитанцию по газу. Хоть что-то полезное сделать удалось.
После обеда, с помощью дочери, записал на электронную книжку несколько интересующих меня произведений. Будет что читать в поезде. С устатку дремал, а потом ходил в магазин за хлебом и булочками. Купил дыню и угощался ею весь вечер.
Для Михаила Тимченко оформил еще две главы «Усинского пограничного начальника»: пятую и шестую. Из текста, взятого из, «Красной линии» пришлось кое что удалить. Не все будет понятно, не зная начала истории.

5 августа 1682 г. Историки утверждают, что в этот день началась известная «Пря о вере».  А в 1938 году в Курагино расстреляли дядю Гавриила.  В 2012 году был подписан приказ  № 9501/3 «О зачислении на 1 курс СПБГУ Ксении Чакировой и назначении стипендии» Приказ издан по Филологическому факультету по основной образовательной программе бакалавриата по направлению подготовки «Лингвистика» 035700, очная форма обучения за счет средств федерального бюджета. Ксена прошла по общему списку под номером 1.42. Всего поступивших по разным направлениям подготовки  - 62. С 1 сентября до 31 января 2013 года Ксене назначили стипендию в размере 1200 рублей. Под приказом подписался проректор по учебной работе Е.Г. Бабелюк.

Часто с грозами случаются дожди. Я же умудрился постирать постельное белье, пришлось ждать весь день пока оно высохло, на несколько раз подмоченное короткими ливнями.
Ближе к вечеру, когда гулял, встретил Трофимовых и Нонну Краснову. Я возвращался со  стадиона, а они, несмотря на раскаты грома, двигались в его сторону.
-Никак хотите под дождь попасть, - предупредил я их.
-Ничего, их сразу и не размочишь, - намекнул Володя, указывая на полных женщин.
-Если что, будем под трибуной прятаться, - проговорила Галя. - Спасибо тебе за статью о нашей прошлогодней встрече в школе, читали.
-Ты бы еще про поселок написал, - добавила Нонна. Какой раньше был чистый поселок, а сейчас что!
За лесом снова загремело и я с друзьями попрощался, сказав, что уезжаю 17 августа.

Андрей 6-го не пришел, по телефону сообщил, что занят приготовлением салата,будет варить пельмени. Я в этот день готовил мясной суп с фасолью. Ксена попробовала, понравился. Вечером доедали сосиски с рисом. Ксения разговаривала с мамой в Мурманске. У нее проблемы: вышел из строя утюг и барахлит стиральная машина. Вспомнил, что утюгу более 20 лет, я его покупал в 1997 году. Пора бы и сломаться.
Смотрел соревнования по легкой атлетике в Лондоне. Наши спортсмены выступа.т инкогнито (не под своим флагом). Дожили, называется.
Читаю  в электронном варианте книгу «Смерть титана», автор Есин. В 100-летний юбилей революции надо вспомнить и про В.И. Ленина.
Звонила Лида и пригласила нас с Ксеной 17-го с утра в гости.
-До поезда у вас целый день впереди. Приезжайте на обед, посидим, Таня пораньше отпросится и придет, Олег в отпуске. Борю можно пригласить, если он будет себя хорошо чувствовать.
Долго обсуждали на какой вокзал лучше приехать и где оставить багаж. Заглянул в свой календарь: 6 августа  - умерла А. Ахматова, а в  1994 г. Сергей с семьей уехал в Германию.

7-го августа были у Олега. Пошли ради прогулки и с целью навестить больного. Да,была еще задача на принтере распечатать электронные билеты на поезд. По пути защли в «Магнит», выбрали пирог к чаю. Ксена взяла себе сливы и кукурузу. Олег на крыльце вяжет веники. Взялся ему помогать. Связал три штуки, вроде получилось, но Олег не может, чтобы не дать поучения:
-Надо чтобы верх у веника был ровный, это во-первых, а во-вторых, листья в ручке оставлять нельзя, рука будет замыливаться.
Пока трудились, Олег рассказал куда они с Валей вчера ездили за березой, как он общался с сыном Юрой, который обещал, но не приехал. Еще он поделился планами Вали и Ольги по выезду в Петербург.
-Поедут они 26-го августа. Билеты уже взяли. Ольга сняла квартиру  в Питере на Садовой. За восемь дней уплатила  восемь тысяч. Их задача устроить Дениса на учебу и прогуляться по городу. Ольга там еще не бывала.

Вали нет, она на работе. Оказывается,  отпуск ей с 7 августа, как планировала, не дали, пойдет с 26-го . После трудов попили чаю с пирогом и вернулись домой. Про билеты на поезд забыли. Не распечатали.
Сегодня  день рождения у Марины Чакировой, ей исполнилось 39 лет. Ольге уже 41. Со слов Лиды германцы в этот день гуляли дома, потом ходили в кафэшку и на природу.
На природу я ходил 9-го августа. Точнее, не ходил, а ездил с Олегом на авто. Он позвонил и пригласил съездить за грибами. В это время я шагал в сторону стадиона, пришлось возвращаться и переодеваться.
-Куда двинем?- поинтересовался я.
-На поляны.
-Это где такие?
-Мы же как-то бывали там. На бывшем свинарнике предприятия, помнишь я рассказывал?
-Помню,а что в лесу грибы есть? Давненько не видно, чтобы кто-нибудь торговал.
-Я вчера видел, красноголовики. Так что собирайся, я как выеду, позвоню

Дорога дальняя и давно разбитая, после дождей лужи и грязь. Добрались до речки-ручья Полуденки, поставили машину и зашли в лес. Комаров нет и грибов тоже. За полчаса нашел четыре красноголовика и спугнул двух рябчиков из чащобы.
-Поедем в другое место, тут пусто, - заключил Олег. Проехали речку-ручеек Шамейку, вода почти не бежит.
-Вот так однажды мы приехали на Рефт, - начал Олег, - мост проехали а воды в реке нет.
-Это Рефть или не Рефт - спрашиваю я у местных.
-Мост видишь, значит Рефт.
-Мост то я вижу, - отвечаю я им, -а где вода.
-Воду бобры запрудили, понастроили плотин, вот вода и встала. Похоже тут тоже бобровая история.
Только проехали Шамейский  ручеек, как сзади залаяла собака.  Едем, а собака не отстает. Странно, - подумал я, - что-то быстро она за нами чешет. Тут послышался сзади мотор, мы отодвинулись в сторону и пропустили видавший виды и собранный по частям УАЗик, из окна которого выглядывала собака, вытянув на всю длину свой язык.

На перекрестке дорог УАЗик остановился и мы к нему подрулили.
-Никак местный лесник или егерь, - проговорил Олег. И точно,  мужчина из УАЗика вышел, рассмотрел нас, поздоровался и поинтересовался:
-Далеко путь держите?
-Какой далеко, грибы ищем, а их и нет совсем.
-Грибов точно нет, а вот медведь тут недавно проходил, так что вы поосторожней.
Грибов в этот день мы так и не нашли, медведя не встретили, а вот березы на веники надрали прилично.
-Никак на двадцать штук наберется, - радовался Олег заворачивая ветки в коврик. Только закончили трудиться, как загремел гром, а минут через пять и дождь пошел. Пока мы добирались до дома, он несколько раз заканчивался и начинался вновь. Олег рулил и вспоминал, как однажды, когда у него еще был УАЗик, они с Юрой Зориным ездили на охоту и провалились в болото по самое не хочу.
-Главное, он вышел из машины и направлял меня куда ехать, а куда нет. Я спрашиваю: «Ям-то нет?» Он в ответ: «Нет ям, езжай смелей». Я на газ и обвалился всем передком.  Тогда так разозлился, что наотрез отказался когда-либо с ним ездить в лес. Хорошо, что трактор на наше счастье в поле появился. До него было метров триста, пришлось попотеть, пока догнал. Хорошо, что к трактору еще трос  у меня нашелся, а так бы до сих пор сидели бы там, квакали. Олег высадил меня у дома, а сам поехал готовиться ехать за Валей.

Время было уже около двух часов. Сегодня у Орозбека Молдолиева в Бишкеке юбилей — ему исполнилось 70 лет. Отправил ему поздравительную СМС, но она, по видимому, не дошла до адресата. Или переписка с Киргизией закрыта, или сами киргизы от нас отгородились.
На обед приходил Андрей. Доедали суп с фасолью, пили чай, угощались кексом, правда уже не «Уральским», а «Уфимским».  Последний нам не понравился. Смотрели футбол «Реал» -»Арсенал», команды сражались в Македонии на супер кубок, победил «Реал».
Вечером звонила Лида, говорили обо все, о чем только можно было, на что ушел весь ее час, выделенный на сутки на телефон.

10 августа с Андреем ездили в Асбест. Хотелось все же купить для велосипеда покрышку, но не получилось. Обещали в «Спартаке» на этой неделе привезти нужную мне, но не привезли.
-Мы делали заявку, - услышал я от продавца, - но не привезли.
-Не интересовались, почему не привезли.
-Нет, не спрашивали.
Похоже, что и не заказывали. Ведь и в прошлом году размера 26*2.0 у них не было.
-А в других магазинах вы не спрашивали?
-Был на улице Мира, но и там нет.
-Вы еще в «Нептуне» посмотрите, там тоже есть наш отдел.
Хотели с Андреем двинуть в Нептун, но передумали. Решили заглянуть в кафе и попробовать местных блинов. Заказали с ветчиной и сыром. Вкусно, но мало.
Долго выбирали  ему новый телефон. Сначала бродили по этажам «Райта», а потом долго выбирали и еще дольше оформляли покупку в магазине на углу Ленина и Ленинградской. Андрей взял «Самсунг» J2 2017 года за 7.900 р. плюс оформил страховку за 1.5 тысяч. Итого 9.5 тысяч.

Возвращались на маршрутке. На обед доедали суп с лапшой. Ксена пила чай, говорит недавно съела пирог с картошкой. Пили и мы чай с кексом. Когда Андрей ушел, пытался подремать, но не получилось. Это значит надо прогуляться.
10 августа 1938 г. На 10 лет ИТЛ, как участник контрразведывательной организации, был осужден Зайцев Григорий Андреевич. Умер  в лагере под Магаданом 9 апреля 1942 года. Зайцев — это муж моей тетки Евдокии Авдеевны. Где ее муж схоронен? Не известно. А она лежит на изумрудском кладбище, рядом со своей сестрой Ксенией.
Вечером ходил на стадион. У дома, где живут Юра Больных встретил нашу учительницу Марину Александровну Минихаерову. Супруг ее Зинур Михайлович уже давно в лучшем мире, а она вот держится, молодец.  Ксена тоже ходила гулять, купила себе банку шпрот.
-Съели что ли с Андреем ту что в холодильнике? - спросила она.
-Почему съели? Давно стояла я и отдал.
На ужин приготовили себе гречку и сосиски, На десерт сливы. Я пил чай, доедал варенье с черникой. У нас еще осталось мясо и пельмени.

11 августа с утра ходил за билетами на автобус. За Ксену заплатил 265 рублей, мой — льготный. Наши места 9 и 10. Чтобы рассчитаться с кассой, ходил в магазин разменять тысячу рублей. После прогулялся до библиотеки, сдал книгу Цыбикова про паломничество в Тибет. Меня записали как постоянного пользователя, хотя я сообщил о скором отъезде.
-Ничего, как приедете, так заходите, - сообщила приятная на вид женщина, с помощью которой я оформил на себя карточку А вы далеко уезжаете?
-Еду в Мурманск, на Север.
-А здесь у вас что?
-Здесь квартира, сын у меня тут живет. Да и потом, родина моя в этих местах, приезжаю отдохнуть от севера, подышать родным воздухом.
-А я, знаете, тоже с северных мест, раньше была Магаданская область, а сейчас отошла к Чукотке.
-На Чукотке не был, друзья туда ездили к родственникам в Анадырь, видели дома на сваях.
-У нас дома не на сваях, у нас южнее.
 
Возвращаясь домой, встретил Нонну Краснову. Она бежала на рынок за овощами. К ней неожиданно приезжают гости, надо готовить угощение.
Звонил Олег, рассказал как вчера навязал семнадцать веников,вечером, боясь заморозка, с Валей укрывали зелень разными пологами, сегодня их снимал.
-Заходи,когда будешь гулять, - сказал Олег, - после 16.00 буду дома. После 16.00 звонил, но никто не ответил. Ждал Андрея. Он с утра поехал в Асбест оформлять банковскую карту для перечисления заработанных денег.
-Должен после трех освободиться и приеду вместе поужинать, - услышал я от него. Но не приехал и не позвонил. Варил мясной суп с вермишелью, закусывали с Ксеной вчерашним салатом. Она что-то рисует, просила не заходить к ней в комнату и не отвлекать.
-Хорошо, - согласился я, - твори, только комнату проветри.
-Проветрила, - услышал я в ответ, - и окно у меня открыто.

Закончил работать с книгой Цыбикова «Паломничество буддиста в святой Тибет» и взялся делать пометки в «Шуши»по книге «Воспоминания Веры Николаевны Ренненкампф».  Воспоминания были обнаружены в военном архиве в Париже. Их туда передал зять генерала в 1996 году. По рукописным данным получается, что в феврале 1917 года генерал вместе с министрами Временного правительства оказался в Петропавловской крепости. Керенский якобы предложил ему посидеть в крепости пока не улягутся беспорядки.
После оказался в Таганроге, где жили дети и первый муж Веры. Город заняли красные части под командованием Р. Ф. Сиверса. Бежать его не уговорили и генерал был расстрелян с 31.03 на 1.04 1918 года. 

12 августа день пасмурный, но люди шевелятся. Сегодня День физкультурника. Без особого энтузиазма возле дворца спорта «Рубин» собирается молодежь. За стадионом играет музыка, на дорожках по лесу установлены разноцветные флаги. Скорее всего, будут забеги. Я шагаю вокруг стадиона обычным шагом. С утра было прохладно, во второй заход, около четырех часов, значительно потеплело и в куртке стало жарко.
Сегодня решал вопрос чем завесить дверь если без меня начнут белить и красить на площадке этажа. Соседка Нина Федоровна посоветовала взять пленку, что я и сделал. Купил три метра на полтора, думаю хватит.
По скайпу разговаривал с Шерри. У нее отпуск до 28 августа. Горячей воды в городе еще нет, все обещают.
-Что тебе привезти с Урала, - спросил я ее.
-Не знаю, что есть, то и везите.
-Тогда привезем чесноку, соседка обещала накопать. По пути может купим ягоды на зиму, если будут просить не так дорого. Рассказал ей все новости по Лиде и Борису, как ходил в лес и нашел четыре гриба.
Началась большая дорожная стирка. Первым делом загрузили полотенца и легкую одежду, завтра, если будет тепло,  простираем брюки и рубажки, а постельное белье  на последнюю очередь.
Нашел в интернете интересные фотографии: На первом фото Дом культуры на Малышева, а на горизонте наша школа №3 на ул Азина и больше никаких строений по улице нет, нет здания управления МРУ, почты и др. Похоже, что фотографировали в 50-е годы. На втором  фото — эпизод нашего юбилейного вечера в прошлом году.





 













Обнаружил древнее название реки  Туба  в Курагинском районе — Упса». Вышел на село Б. Кныши основано в 1806 году и названо по реке Кныши (Ханыш), правого притока реки Сушь, впадающей в Тубу,  Село М. Кныши появился в 1834 году. Приход из Курагинского выделился  в 1852 году.  По списку населённых мест за 1889 год Енисейской губернии Минусинского округа  проходит по второму участку, населённое место №903 - деревня (казённая) Кныши На почтовом тракте от Минусинска к г. Ачинску по правой стороне тракта. Положение – при речке Кнышъ Расстояние от окружного города Минусинска (вёрст) – 91 Число дворов – 16 Число жителей м.п. – 55, ж.п. – 41. К этим местам людей (переселенцев) привлекали, прежде всего, мягкий климат и богатая растительность. В селе имеется церковно-приходская школа, построенная в 1911 году на средства Маслова. Обучалось в ней 83 человека. Министерских школ в приходе четыре. Имеются причтовые дома с надворными постройками для священника и псаломщика, ремонтируются на средства прихожан.
Жители исключительно занимаются хлебопашеством. Для обучения детей родители нанимали ссыльных поселенцев. И только пятого декабря 1897 года на сельском сходе было решено открыть церковноприходскую школу. Из мирских сумм было отпущено 500 рублей на её строительство. 20 рублей на учебные пособия. 180 рублей на жалование учителям в год. 17 января 1898 года открылась церковно-приходская школа. Первым учителем был Иван Королёв, проработавший четыре года, затем он был переведён в село Моторное, а на его место был послан Георгий Никитин. В 1900 году на ручье, не имеющем названия, появилась деревня Ильинка, где было 38 хозяйств с населением 188 человек. Позднее вокруг Кнышей появились новые поселения: Тыгда, Тагашет, Малые Кныши, Октябревка, Петропавловка и Черемушка.....
Село Малые Кныши, где жили родственники Зайцевы,  было образовано в 1834 году. Первыми поселенцами были братья Федор, Филипп и Герасим Лихачёвы, потом приехали: Евстигней Агеевич Слабник, Реутов, Ёлкин, Авраам, Иван Сметанин, Кокарёв - переселенцы из Пермской и Тамбовской губернии. В 1850 году в селе было всего 16 изб, а мужского населения насчитывалось 55 человек. В годы НЭПА в селе возникли товарищеские общества, так называемые ТОЗы. Первым организатором ТОЗов был Сергей Загаинов, участник двух войн - Мировой и Гражданской. В 1930 годы в Малых Кнышах был основан колхоз «Советская Сибирь».
Школа появилась в 1904 году, была частной и могла принять 30 учеников. Обучение было платным, по рублю в месяц. Несколько позднее появилась начальная школа, которая тоже размешалась в частном доме. В 1929 году была построена одноэтажная семилетняя школа, а в 1930 году - надстроен её второй этаж. Строительство школы возглавил директор школы И.Я.Белогорский. Малокнышинская семилетняя школа В настоящее время в селе Малые Кныши живут 29 человек, занятые личным подсобным хозяйством. Земля, можно сказать, обезлюлила.

Каждый день праздник. Сегодня 13 августа — День строителя. В этот день в 1967 году я принимал присягу, а 2008 году в чистую уволился с военной службы. Время летит, а точнее, падает в пропасть. До дна осталось уже не так много.
Операция «Плов» у Бурмакина опять не получилась. Заболела Валя, заразилась от Олега. У них появились дополнительные заботы-Юра уехал к Анне в Екатеринбург, которую положили на «химию», а им надо ехать закрывать теплицы на его даче.
Андрей позвонил рано. Как пришел с работы, так и дал знать. Я ему сообщил, что сбор у Бурмакина не состоится и предложил приходить на обед после отдыха. Он пришел около 3 часов, угощались жареной картошкой. Слушал его рассказ о разговоре с мамой. Она ему сообщила, что ее брат Володя серъезно болен, отказывают почки и ему делают переливание крови (диализ). Ему нужны деньги на лечение, обострился вопрос с продажей квартиры, возможен выкуп за ее половину в размере 600 тысяч рублей. Дима готов выделить только 200 тысяч. Дима вчера сообщил, что Никольскому 19 августа исполняется 50 лет и он пригласил его на торжество в Управление на 25 августа. Дата его рождения у меня в календаре имеется, а вот про юбилей я совсем забыл.
Совсем забыл, что 13 августа 1969 года имели место события на Жаланашколе. В ночь на 13 августа китайцы с погранпоста "Теректы" двумя группами в девять и шесть человек пересекли государственную границу СССР, углубились на ее территорию до 400 метров и заняли высоты  "Каменная" и "Правая"».
Дальше доложили в округ, в Алма-Ату. Ночью в Москву, в Главное управление погранвойск, позвонил ответственный по округу начальник политотдела полковник Игорь Петров, доложил: «Зафиксировано движение соседей на сопке «Каменная», но ситуация в целом оценивается, как штатная».
Действиями отряда руководил начальник штаба Петр Никитенко только за год до событий перевелся в Уч-Аральский пограничный отряд. До этого шесть лет командовал заставой в Заполярье, был начальником КПП в Сортавалах на финнской границе, а затем комендантом участка. Мне вспомнился капитан Цветков в Даурии, которого тоже в это время с Северо-Запада перевели на китайскую границу.
Основной бой велся на высоте "Каменная". Удалось захватить трех нарушителей. Правда, один раненый в живот умер в вертолете по дороге в госпиталь. С нашей стороны погибли двое, десять получили ранения. Вот такая получилась арифметика.
В официальных документах сообщалось, что у китайцев потери убитыми составили 19 человек. Среди них двое кинооператоров. Их быстренько заколотили в самодельные гробы и вечером того же дня закопали среди кустов саксаула.  На поле боя нарушители оставили три кинокамеры французского и швейцарского производства, а также много водки и зеленых помидоров.
На заставу Жаланашколь я выезжал во время стажировки, а это было в 1972 году, с технарями, которые вели круглосуточное наблюдение за соседями. Пока коллеги занимались делом,  я облазил инженерные сооружения на сопке Каменная, осмотрел китайские позиции. В свободное время купался в озере Жаланашколь и ловил мелких, прозрачных от цвета воды окуней. Радоновая вода имела лечебные свойства, и местные жители вывозили ее на машинах в молочных бидонах. Купаться им не разрешали — пограничная зона.
Беседа с сыном о том, что к продаже квартиры надо было готовиться загодя и надеяться не только на Диму, но и самим деньги гакапливать, поддержку со стороны сына не получила. Ни он, ни его мама упорно трудиться и откладывать «на потом» не умеют. Умеют только тратить. История эта длинная и с сыном ее разматывать смысло не имело.
Постирать постельное белье не получилось. Погода совсем помрачнела. Решила нам с Ксеной помочь побыстрее адаптироваться к северу. На градуснике +12. Не жарко. Проводил Андрея до его квартала «Автомобистов» и вернулся домой. Старший Лугинин, которого звать Василий, каждый день, несмотря на погоду, делает по поселку променаж. Его виляющую походку под фраера (а он сидел) можно узнать издалека.
Нет ответа от Михаила Тищенко из Кызыла на мою 4-ю главу «Усинского пограничного начальника». Отправил ему повторное письмо со своим файлом. Сегодня 14 августа. Ездил с Бурмакиными в Асбест на рынок. Пока двигались они мне рассказали как вчера были у Юры на даче:
-Там у них все заросло, - возмущалась Валя, - хозяйки нет, болеет. Юра решил картошку больше не садить.
-Хватит и четырех рядков, - подтвердил Олег. Накануне нашего приезда Юра с другом были на рыбалке, поймали необычную рыбу с длинным, как у утки, носом. Говорят планктон пожирает и чистит пруд, на вкус, вроде, ничего.
На рынке взял мясо, помидоры, хлеб с луком и виноград для плова. С Валей еще забежали в «Райт», чтобы купить Шерри подарок. Долго выбирала халаты, но остановились на сумке за 2400 рублей. Спиртное к проводам покупали уже на Малышева, в том числе понравившийся мне коньяк «Традиции Молдавии». Забрали Ксену, а Андрей сам подошел  на Маяковского 24.
Плов начали готовить с заготовки  мелких дров. Олег поставил казан в старой «юрте», как он объяснил, чтобы пламя не крутил ветер, а под дрова поставил тазик. Вот мы туда и сложили заготовленные щепки. Потом  взялись за салаты, резали всякие овощи. Ксена угощалась виноградом, Андрей смородиной. Когда запахло мясом, выпили за плов по рюмочке коньяка.
Плов, не плов, но вкусно. Олег приготовил по своему рецепту, с чесночком и много масла. Сидели в беседке и говорили, в основном, о планах Ксены, о дороге, вспоминали, как встречались на разных рубежах, в том числе в Никеле.
-Хорошо бы тугда еще съездить, - проговорил Олег.
-Так приезжайте, - пригласил я.
-Куда там с моими ногами, все находился, а какая была рыбалка на озере. И он долго рассказывал, как туда добирались, как он ходил на лодке между валунами, ловил под камнями форель и на спининг поймал сига, чего там никогда не бывало.
Домой вернулись околот шести часов. Андрей нас проводил и пошел домой.
-Оставайся, - пригласил я, - чайку попьем.
-Нет, - отказался сын, - надо стирать пока погода хорошая.
С погодой, действительно, повезло. День выдался солнечный.
Звонил Борису. Разговор не получился. Он как раз сидел в очереди кврачу в поликлинике.
Олег скоро тоже поедет в госпиталь, лечить свои глаза. Это сказала Валя, когда мы прощались у ворот.
Соревнования в Лондоне закончились. Наград у нашей команды не так много. Золото только одно у женщин по прыжкам в длину и четыре серебряных награды.
По ТВ говорят про ракетные угрозы Северной Кореи ударить по американской военной базе на Гуаме, где проживает около 150 тыс. людей, и  ответные угрозы Трампа стереть Корею с лица земли.

15 августа начал готовиться в дорогу. Точнее приступил к наведению порядка в доме. Уедем, и чтобы чисто было. День жаркий, значит пора стирать. Сделал три захода, все развесил и высушил. С Андреем встретились у библиотеки и пошли пехом на кладбище. Солнце палит. Вроде оделся полегче, но все равно потом изошел. Андрей молодец — он в короткой рубашке и в бриджах. В киоске взяли стряпню, конфеты и воду. Встретили Колю Васильева. Он на машине,предложил подвести, но мы отказались, заявив, что гулять для здоровья полезно. От наших могилок зашли к Зубаревым, навестили Толю Никитина, всем что-то положили в помин.
Когда возвращались, залез в болотину, замарал ботинки и брюки. Долго оттирался и отмывался в луже на улице Изумрудной. На маршрутку опаздали, промелькнула у нас на глазах, когда подходили к остановке. Спустя минут двадцать подъехал частник и забрал нас.
На обед кушали чебуреки, пили чай с печеньем и угощались мороженым. Холодильник потихоньку высвобождается. Отдал Анжрею капусту, морковь, сало (еще Бурмакин угощал), кофе и баночку сгущенного молока. Созвонились с Олегом насчет обещанной вчера бани. Он предложил подходить к 16.00. Андрей пошел с сумкой домой, договорились встретиться у Бурмакиных.
Гладил постельное белье, разложил его по полочкам, читал. Только задремал, как позвонил Олег и сообщил, что баню затопил. Еще он попросил взять пива. Взял ему и сыну. Потом оказалось, что у Андрея от него заболела голова и настроение его резко ухудшилось.
Когда шел с пивом к Олегу, встретил Нонну Краснову. Выяснилось, что в гости к ней приехала старшая дочь из Самары с детьми. Муж уехал на северную вахту, а они к маме. Гуляют по поселку, погода способствует.
Мылись мы с Андреем, недолго, еще меньше угощались вчерашним пловом. Я налегал на чай, Андрей на овощи и виноград. Олег нажимал на пиво и рассказывал случаи из военной службы. Первый - про спирт, который заливали в вертолеты для предупреждения замораживания приборов. Ушлые солдатики начали его сливать и злоупотреблять и механнику ничего не оставалось, как добавить в спирт глицерина. Кто отравился,а у Алика начался понос, Он и закончился сроком на пять суток. А вообще он накопил за службу 20 суток отдыха на нарах.
Еще раз он сидел, когда потерял пистолет ( так он рассказывал) и не простой, а целый «ТТ».  Я рассказал случай, как был задержан патрулем в Москве на ст. метро «Белорусская»  за неотдание чести. Наказан я был строевыми занятиями на гарнизонной гауптвахте в воскресный день.
Звонил сестре и пытался выяснить где в ее городе есть.................... Долго говорили как и на чем можно добираться из центра в их район.
-Садитесь на 54 и 21 автобус, или на 014 маршрутку. На ней быстрее, -порекомендовала сестру. 21-й теперь ходит не по Челюскина, а по Свердлова, так что на него можно сесть на Ленина у почтампа. Так и договорились. Точнее, не договорили,как ей позвонил Сергей и наш с ней разговр прервался.


Рецензии