Отзыв на спектакль Мастер и Маргарита во МХАТе

  Отзыв о спектакле « Мастер и Маргарита» ( режиссёр-постановщик В. Р. Белякович)      
 Чудесный спектакль « Мастер и Маргарита» посмотрела я в марте во МХАТе имени А. М. Горького! Прошёл месяц, впечатления всё свежи. Почти все артисты играли хорошо. Иван Бездомный( А. А. Кравчук) создал образ советского человека, верящего в идеалы своей страны, чистого, юного, сильного, под стать тем героям, которых мы видели в кинолентах советских фильмов сталинских времён. Берлиоз (Б. А. Бачурин) изобразил не просто литератора, а почти учёного, причём тоже того времени. Воланд( М. В. Кабанов) был совершенно новый, не усталый и дряхлый, как загнивающий, но чуть ли не вечный капитализм  в исполнении Олега Басилашвили, а живой саркастичный, игрок по натуре, получающий удовольствие от своей игры с людьми и власти над ними. Акцент был сделан на то, что Сатана иностранец. Впервые после многолетнего знакомства с текстом Булгакова, я подумала, что иностранец  здесь не просто житель иной страны, который удивительно хорошо говорит по-русски и знает про других всё и даже то, чего они о себе ещё не знают, но иностранец - это воплощение мирового зла, столь губительного и для христианства, и для социализма. Циничный, саркастичный, пьющий из черепа Берлиоза, как скифы пили из черепов врагов, использовавший человека для себя, превратив части его тела после смерти в вещь, как делали фашисты, он даже является скрытой полемикой с булгаковским замыслом, по которой Воланд---часть той силы, что желает зла, а творит благо. Как-то весьма ощутимо  чувствуется, что зло есть зло, цинизм и насмешка  временно торжествующей силы над всем божьим миром. Прекрасно играла почти вся свита Сатаны, за исключением кота Бегемота. Молодой артист( А. Н. Наумов), видимо, хотел создать новый образ юноши-пажа, который просвечивает сквозь кошачью оболочку. Но мне хотелось увидеть именно большого жирного кота, с его гибкостью, мурлыканьем, выгнутой спинкой, вальяжными манерами, а не человека в бурке, который поражает своей обыкновенностью, безыскусственностью, словно  звучит фальшивой нотой в согласованном оркестре. 
        Яркие сцены общения Воланда с москвичами, которые остались всё теми же, несмотря на революцию, и стали даже хуже, ибо « квартирный вопрос их испортил», созданы в духе сатиры Булкакова, но здесь они наводят на мысль о том, что человек---ошибка Бога, так ни одной богоподобной личности не показано в мире борьбы за успех, славу, карьеру и наслаждение каждым мигом жизни. Конечно же, из всех выделяется Мастер( А. И. Титоренко). Он словно олицетворение пророка Моисея, за которым не всегда хотел идти народ израильский в землю обетованную. В образе чувствуется мощь, монументальность, нечто такое, что выше самой земной жизни. Если сатирическая струя удалась на славу, то лирической ноты, трагической любви Мастера и Маргариты я не увидела. Наверное, здесь надо было сделать какой-то режиссёрский ход. Отношения Мастера и его любви выглядели помпезно, бравурно. Маргарите более удалась роль королевы на балу у Воланда, нежели роль страдающей и тоскующей по своему утраченному возлюбленному женщины. Зато сюжетная  линия Пилат ( В. В. Клементьев) и Иешуа была, на мой взгляд, выдержана в классическом булгаковском стиле. Только вместо римского белого плаща с кровавым подбоем на Пилате было что-то славянское, отчего он напомнил мне русского князя. Иешуа( А. А. Чубенко)  отлично создал образ мученика, но сейчас, через месяц, он почти забылся, в то время как безруковский Иешуа помнится до сих пор.
     В спектакле было много режиссёрских находок. Например, герои появлялись  из огромных страниц книг романа, которые были развешаны по всей сцене, подтверждая мысль автора книги « рукописи не горят».
В целом, от « Мастера и Маргариты во МХАТе имени А. М. Горького» осталось впечатление чего-то возвышенного, торжественного, похожего на оперу или симфонию, на мистерию, ощущение классики, нет ленки, уважения к автору, что последнее время встречается так редко, и это замечательно. Рекомендую посмотреть.
Ирина Лесная-Иванова


Рецензии