Скандальные картины Климта

    Густав Климт.Панно.1900г.Философия ,Медицина Юриспрунденция,для Венского университета.

     В 1897 году Густав Климт вместе с другими художниками покинул консервативный Дом художников и основал новое художественное объединение под названием Сецессион. В 1898 году было построено здание с одноименным названием.Они возвели для себя потрясающий выставочный павильон, создали мастерские и даже издавали журнал. Вот как родился и расцвёл венский стиль ар нуво или модерн, который сильно повлиял на искусство многих стран.

    Венские мастерские отличались комфортными условиями труда и отличным отношением к рабочим. Все работы, созданные под эгидой Мастерских, выполнялись в единственном экземпляре и были подписаны автором. За безупречное качество работ отвечали лично создатели Мастерских Йозеф Хофман и Коломан Мозер. Последние напрочь отказались удешевлять продукцию использованием некачественных материалов.

Nuda Veritas» («Обнаженная истина»), Густава Климта, 1899г. Национальная библиотека. Вена

    Многие произведения Густава Климта были очень скандальными из-за чрезмерных эротизма и порочности. Он был изрядным любителем женщин. Возможно, именно это и дало такой оттенок его картинам. Художник был далек от политики, никогда ею не интересовался, но он всегда боролся за то, чтобы убрать в искусстве жесткие рамки дозволенного.

    Он не был доволен традиционным и устаревшим искусством, так он стал первым австрийским художником в стиле модерн. Своим необычайным и скандальным творчеством он вывел изобразительное искусство на концептуально новый уровень.

   Новые убеждения КЛИМТА провокационно воплотились в картине Nuda Veritas (1899). Искусствовед из Фонда Климта Сандра Треттер видит в ней "сущность конфликта между Обществом художников и Сецессионом".

 На картине  в полный рост была предельно натуралистично изображена полностью раздетая женщина с копной рыжих волос и одним лишь зеркалом в руке - зерцалом истины.

     В лице рыжеволосой красавицы нет ни грамма смущения или стыда.Присутствие змеи у ее ног, цветов в волосах и почти мимолётного водного фона придает фигуре опасный и тревожный вид. Бледный цвет лица, рыжие волосы, окаменелый взгляд делают эту женщину еще более недоступной.

   Элементом связи с женщиной являются два цветка, которые поднимаются своими тонкими и длинными стеблями.Они в некотором роде напоминают о мужском присутствии,в  форме сперматозоидов.

      В картине заложен еще один скрытый смысл. Девушка на картине держит в руках зеркало. В него художник предлагает заглянуть публике, взглянуть на самих себя, остаться с собой наедине и поразмыслить о том, какие же мы на самом деле внутри.

     Есть и другие интерпретации зеркала: женщина, поворачивая зеркало к нам, призывает нас убежать от лжи, представленной змеей. В этом увещевании убежать от лжи мы читаем замысел  художника: полную свободу искусству, которое должно говорить правду.

    Ложь и зависть, которая переливается  через тело змеи  из рамы картины с намерением стереть надпись « Nuda Veritas» , именно для того, чтобы усилить эту борьбу лжи против истины.

   Общество, воспитанное на идеализированной наготе исторических или античных героинь, не смогло принять образ обнаженной современницы.
Широкая рама, оформляющая и дополняющая полотно, содержит надпись — цитату немецкого поэта Фридриха Шиллера:

     «Твои дела и твое искусство не могут нравиться всем: делай то, что считаешь правильным, для блага немногих. Нравиться слишком многим — плохо».
 
  Здесь словно выражено мнение художника о его отношении к заинтересованной публике.
   

ТРИ ПАННО для Венского университета.1900г.
   
   1894-й год стал знаковым в творческой биографии Густава Климта. Именно тогда ему и его коллеге Матчу предложили расписать Большой зал Венского университета. Но из-за разногласий художникам пришлось браться за отдельные картины, а вскоре Матч и вовсе оставил их общую мастерскую. Чем же был вызван конфликт? Дело было в том, что Франц Матч оставался верен старой традиционной живописи, Климт же активно искал новые подходы.

      Так, благодаря своей решительности и смелости, Густав Климт из художника, выполняющего провинциальные заказы, превратился в лидера австрийского авангарда. Аллегорические картины «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция», известные как «факультетские», были закончены к 1900 году. Их резко критиковали за тематику, которую называли «порнографической».

    "Университет надеялся увидеть торжество просветления и науки", - объясняет Дитард Леопольд, куратор Музея Леопольда в Вене.Все ужаснулись, когда увидели первые завершенное панно.

    Климт решил по-другому: “Философия” на его эскизах заводила людей в аллегорический туман, “Медицина” равнодушно отворачивалась от толпы умирающих, а “Юриспруденция” в лице трех фурий безжалостно обрушивалась на человека-жертву. И все это было сдобрено изрядной порцией неприкрытого эротизма.

     В первые дни после открытия панно 87 представителей университета публично пожаловались на эту работу и отправили в министерство образования петицию о том, чтобы отменить остальные заказы.

    Раздражение усилилось с открытием следующего панно "Медицина", где Климт изобразил обнаженную женщину с заброшенным назад торсом; ее гениталии особенно бросались в глаза, если смотреть снизу.За эту картину Климта обвинили в порнографии, приобщив к делу государственного прокурора.

   Последняя картина из серии - "Юриспруденция", где аморфное морское существо обвивает щупальцами грешника в раскаянии - подняла третью волну возмущения.

   Хотя министерство образования вновь заступилось за Климта, было принято решение найти этим картинам постоянное место в галерее, а не на потолке. Климт разозлился и захотел оставить их себе, вернув университету задаток.

    Ему сначала отказали, но после драматической схватки, в которой, как говорят, Климт с оружием в руках не подпускал к картинам работников, которых прислали их снять, министерство в конце концов сдалось.

   К большому сожалению, картины были уничтожены при отступлении войск СС в 1945 году. Остались только нечеткие черно-белые фотографии.

Картина Золотые Рыбки.ОТВЕТ КРИТИКАМ.1901-Золотурнский художественный музей, Золотурн

    Впоследствии Густав Климт больше никогда не имел дело с госзаказами, предпочитая создавать малоформатные аллегорические картины для частных коллекций. И были это преимущественно портреты, хорошо известные многим почитателям его творчества.

        А бесстыдные красавицы с полотен Климта продолжали успешно дразнить консервативную публику. На его выставке известный коллекционер граф Ласкоронски, держась за голову, бегал от картины к картине с криком: “Какой ужас!” И это была еще довольно безобидная реакция, а вообще-то Климта предлагали судить, выслать из страны и даже кастрировать.

     Ответы сецессионистов были куда креативнее. Идеолог “Сецессиона” Герман Бар выпустил провокационную книгу “Против Климта”, собрав там самые тупые и злобные нападки — читатель должен был убедиться, что Климта ругают одни идиоты.

 А сам Климт свое очередное полотно так и назвал “Моим критикам” или Золотые рыбки.— весь передний план картины занимал роскошный женский зад…
    
     На картине «Золотые рыбки» (так картина стала называться после выставки), именно эта часть тела, максимально эротично изображенная мастером, знающим толк в секретах женской привлекательности, приковывает основное внимание зрителя. Названная первоначально – «Моим критикам», работа красноречиво выразила мнение художника, адресованное в адрес воинствующей оппозиции.

       Произведение, над которым Климт работал в 1901-1902 гг., дополнительно привлекло к себе скандальное внимание намерением автора выставить его в Дюссельдорфе. Считая, что для королевской семьи, собравшейся посетить выставку, вид обнаженной плоти, изображенной художником в столь откровенной манере, может вызвать оскорбление, яростные требования снять полотно с экспозиции, посыпались потоком.




   


Рецензии