Хвост Арлекина, 1

ПАЙЕТКА ПЕРВАЯ. ПРОПАЖА

                …И жить задумал наново…
                Из песни «Из детства» (1978),
                автор — В.С.Высоцкий.

Поначалу хотел я малёк расширить заглавие — «пристегнуть» к слову «ПАЙЕТКА» слово «БЛIСКУЧАЯ», что в родной бел.мове обозначает «БЛЕСТЯЩАЯ». (Пайетки — они ж всегда блестят.) Пот`ом сообразил: это будет нескромно, а иронию читатели, не являющиеся носителями нашей мовы, вряд ли почувствуют.
Рассказ завершится моралью, но он — не басня.
Отнюдь не басня.
                * — * — * — * — *
Был у меня друг.
Звали друга Жорой (в паспорте — Георгий).
Несмотря на наличие букв «эр» и в паспортном имени, и в просторечном, друг мой не наделён был от Природы ни жёсткостью, ни жестокостью в характере. Скорее наоборот.
Профилем напоминал Владимира Высоцкого. «Анфасом» — Робертино Лоретти. Но не имел ни сладкого г`олоса, как второй из упомянутых, ни таланта к стихосложению, как первый.
Прекрасно разбирался в схемах РЭА (радиоэлектронной аппаратуры) ДС (дальней св`язи), чисто и быстро паял.
На стезе эксплуатационного обслуживания этих гаджетов мы и познакомились — год`у, приблизительно, в 1977-ом.
                * — * — * — * — *
После Олимпиады 1980-го Жора уволился из предприятия, в котором мы бок о бок трудились, продал свою жаркую «однушку» в южном конце г`орода-героя, столицы маленькой республички, издавна прозванной Синеокой (благодаря обилию озёр на территории), и уехал на ПМЖ в Волковыск (райцентр в Гродненской области), ибо унаследовал там просторную «трёшку» от отчима (а маму схоронил раньше). Работу нашёл быстро — на одном из узлов св`язи (УС), коими напичкана была Западная Беларусь. Каждая ОРБ (операционная ракетная база) по необходимости «отрастила себе» тогда такой УС, а количество баз доходило до 44-ёх. Подчинялись они… впрочем, это теперь не суть важно. Времена противостояния НАТО и войск ОВД давным-давно миновали. Один из демократических руководителей Республики Беларусь вскоре после 1991-го г`ода («прославившегося», если кто не помнит, гибелью СССР), будучи сугубо мирным человеком, доктором физматнаук, профессором, заслуженным деятелем науки и техники БССР, лауреатом премии Союзного Совмина, и т.д., и т.п., и др., и пр., распорядился полностью очистить нашу землю от слишком грозного стратегического оружия. Ну что поделать: при всех своих регалиях и званиях стратегом он не оказался. Не сподобился предвидеть, что в современном мировом порядке уважают не ум, а силу. (Если не уважают, то боятся.)
                * — * — * — * — *
Пассажирское сообщение меж Минском и Волковыском не отличалось в те п`оры удобствами — хоть на резиновом ход`у, хоть на чугунном. Поэтому очные наши встречи стали редкими.
Зато перезваниваться (по линиям СС — служебной св`язи) возможность открывалась каждый будний день. Поэтому я был в курсе новостей, случавшихся у Жоры (а он, естественно, в курсе моих).
Он раз в год, как правило, навещал родную сестру, проживавшую замужем в Подмосковьи. А как из Волковыска в Москву попасть? — Да только через столицу Синеокой. Поэтому покупал транзитный билет, здесь продлевал его действие специальным штампиком у дежурного по вокзалу (железнодорожному) и гостил несколько суток у нас. Подобное происходило и на обратном пути.
Лариса (супруга моя) всё донимала Жору вопросом: когда ты женишься? (Верно подметил один из великих юмористов: есть люди, которым плохо, когда другому хорошо.)
Он отнекивался-отплёвывался… а в 1998-ом (в августе) взял да и женился, никого из нас не спросясь. И не поставив в известность.
Впрочем, Лариса к том`у времени уж`е покинула мир живых…
                * — * — * — * — *
Невеста (Стрельчиха по европейскому Зодиаку) работала в РДК (районном Доме культуры). А кем? — Методисткой, что ли… Звалась Нелой (с одной-единственной «эль» в середине). Имела от предыдущего неудачного брака дочку Галину. Имела (вопреки тому же поверью про букву «эр») хар-р-р-рактер р-р-р-резкий, манер-р-р-ры командир-р-р-рские, нетер-р-р-рпимость к возр-р-р-ражениям. Имела возможность регулярно выезжать за границу (в близкую Польшу, в отдалённый Египет, ещё куда-то) с коллективами певцов-танцоров-цимбалистов-баянистов из самодеятельности местной. Не припомню случая, чтобы привезла Жоре какой-нибудь сувенирчик — пусть мелкий, вроде брелочка для ключей.
Гнала моего друга во всякую свободную минуту трудиться на тёщиной усадьбе.
И не просто поливать-обихаживать грядки с посадками разных овощей и/или фруктово-ягодные деревья — затеяла возведение пристройки к основному домику, которая площадью и высотой его превосходила. Зачем? — Не знаю. Возможно, для того, чтобы поселиться там с Георгием, а его «трёшку» отдать Галине, когда та окончит вуз в Минске?
Совместных детей у них не случилось. Почему? — Опять неловко мне было расспрашивать. Может быть, сказывался возраст Жоры — к августу 1998-го 42 с половиной г`ода (ровно столько, сколько Судьба отмерила прожить на белом свете Владимиру Высоцкому)? Может быть, её возраст (лет на 6 старше)?
                * — * — * — * — *
Георгий Николаевич «восседал» уж`е на должности начальника УС. Точнее: того, чт`о от этого УС оставалось. Его не взорвали, как ракетные шахты, которые он обеспечивал всеми видами св`язи «по меди» (по проводам), но в линейно-аппаратном зале (ЛАЗ) законсервировали 17 «железяк» из 19-ти. В той же степени сократились приданные узлу ремонтная группа, магистрально-кабельная служба и автомобильное хозяйство. Позаимствовать там для стройки что-либо? — Мой друг такое деяние называл честнее и проще: «Украсть» — и никогда не позволил бы себе.
Аналогично он поступил с привлечением на свою стройку рабочих сил вверенного персонала. Да и персонала того оставалось с гулькин нос — «полторы калеки», дорабатывающие последние годы-месяцы перед выходом на пенсию.
В одиночку напрягаясь на этой стройке, Жора почти полностью прекратил свои традиционные визиты к сестре — хотя, казалось бы, возможности для дальних поездок значительно расширились, когда он купил у меня «Renault Scenic 2». (Продана была мною эта «лошадка» без сожалений: во-1-ых, не было для неё «стойла», то бишь гаража; во-2-ых, «овёс» неуклонно дорожал и дорожал; а в-3-их, зрение моё и скорость реакции ухудшились и приблизились к опасным границам.) Теперь он появлялся за пределами района только в Минске:
— по сентябрям, когда надо было привезти Галочку на учёбу,
— по июням, когда заканчивался очередной курс,
— и зимой (в январе-феврале), когда студентка «вываливалась» на каникулы, и лениво ей было добираться к матери общественным транспортом (электричками или автобусом).
М`еста в общежитии она не добивалась (заражённая бр-р-р-резгливостью и высокомер-р-р-рием от Нелы), съёмную жилплощадь меняла ежегодно, ибо хозяйки-пенсионерки рано или поздно начинали мечтать вслух, как бы подселить в комнату к Гале ещё двоих-троих пигалиц, дабы увеличить суммарный доход, либо — хуже того — положить её под своих сыночков.
Естественно, мы с Жорой встречались в те дни — и общались, пока дамы таскали вещи наверх, разгружая машину, либо вниз, заполняя багажник и часть заднего сиденья. Иногда друг просил меня притвориться штурманом и помочь выбраться из середины г`орода на Брестское шоссе.
                * — * — * — * — *
Не вспомню сейчас ни одного (ни одного!) момента, чтобы при мне Жору Галина назвала «папой».
Вертятся в голове и другие нелестные для неё характеристики — начиная с того, что «gallina» на латыни означает «курица»…
Но не о ней речь.
Сестру Георгий звал Лялей. Её очно я не видел ни разу — только на фотографиях. Явное сходство с братом он объяснял эдак простенько: «Мы — гомозиготные близнецы». Согласно его свидетельствам, она терпеть не могла спокойно ни Нелу, ни Галю. Вероятно, именно по этой причине Волковыск не посещала (даже ради похода на кладбище).
Год`у в 2014-ом (или в 2015-ом?) Ляля познакомила (там, под Москвой) Георгия со своей новой подружкой Светой.
Света (сужу опять же лишь по фотографиям) носила чёрные кудри, закрывавшие не только голову, но и правый висок, и верхнюю половину лиц`а. Предпочитала косметику тёмных тонов. Я сказал бы: это красавица-еврейка (вроде тех, за которыми молодой А.С.Пушкин гонялся в Кишинёве), — но знал, что Жора по каким-то своим причинам евреев недолюбливает… а тут чую: он на неё «запал».
          «…поцеловал в сии благовонные уста, прильнувшие к щеке его,
          и не безответны были благовонные уста. Они отозвались тем же,
          и в сём обоюдно-слиянном поцелуе ощутилось то,
          чт`о один только раз в жизни даётся чувствовать человеку.
          И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!..»
                (Из VI-ой глав`ы п`овести «Тарас Бульба»,
                II-ая редакция, 1842-ой год, автор — Н.В.Гоголь.)
                * — * — * — * — *
Вдруг огорошил Жора меня вопросом: «Где в Минске я смогу обменять шекели и почём?» — а пот`ом известил, что в конце недели приедет на встречу сокурсников, с кем учился и заканчивал институт в одной группе.
Я бросился искать сначала в Интернете, но обнаружил: НацБанк РБ не установил курса обмена для этой валюты.
Позвонив в «АбсолютБанк» (первый в списке из 28-ми, подчиняющихся НацБанку), услышал: «Мы не работаем с шекелями».
Ещё 7 или 8 звонков по списку — та же «песня»: НацБанк, дескать, не доверил нам лицензию на работу с этими денежными единицами.
Тогда попробовал я пойти более хитрым путём: загнал запрос о курсе шекеля в поисковую строку «Яндекса». Информацию д`али: приблизительно 2909 BYR (старых бел.рублей) за 1 ILS. Но нет указаний: в каком учреждении, по какому адресу в Минске такой обмен можно совершить.
Звоню этому «оголтелому валютчику-контрабандисту» и говорю:
— Жора, приезжай в субботу пораньше, успею до вашего совместного «надирона»… то бишь торжественного в`ечера… сводить тебя к хлебозаводу №2 (он сто`ит рядом с синагогой), там у прихожан и обменяешь.
Он (спокойно):
— А в центральном офисе Нацбанка (напротив ГУМа) нельзя?
Я:
— Предполагаю, что можно… но там наверняка потребуют сведения о происхождении твоей суммы (или суммочки? или суммищи?). Гот`ов ли ты выложить такие сведения?
Смеётся в ответ мой дружбан.
И смеётся сч`астливо.
Этакого тона мне давно слыхать не приходилось.
                * — * — * — * — *
И приехал Георгий к своим товарищам по студенчеству.
И увиделся со мною.
И показал мне фотоизображения Светланы.
И спросил:
— Как она тебе глянется? Помню, что, когда предъявлял тебе Нелу на фотках после нашей свадьбы, ты поглядел и определил: властная женщина. И прямо в точку угодил — я с нею «нахватался жизненных радостей» по самое «не могу». Разводиться хочу.
Ну, и что прикажете мне отвечать?
Даром предвидения не обладаю (наподобие упомянутого выше не-стратега).
Долг дружбы — поддержать.
Дал «добро».
                * — * — * — * — *
Однако и без моего «добр`а» у них со Cветой было уж всё слажено-оговорено.
Заявление о разводе он вскоре подал. Нела воспротивилась (чего и следовало ожидать), довела конфликт до суда, но на заседания раз за разом не являлась. В мае следующего 2015-го Жора получил судебное решение, заплатив государству соответствующую мзду, и штамп в паспорте. Зарегистрировал брак с новой женой (без свадебных церемоний-торжеств — просто пошли и расписались).
Звоню с поздравлениями и узна`ю: у неё есть взрослый сын, есть внучка и строится квартира в том же городке, где проживает Ляля.
Ехидничаю: э, Жора, ты, мол, прям как Филипп Киркоров в своё время — стал дедушкой, не имевши собственных деток?
Смеётся в ответ мой дружбан.
И смеётся, повторяю, сч`астливо.
                * — * — * — * — *
Надо Свете оформлять ВНЖ (вид на жительство) в Беларуси?
— Зачем эти хлопоты и затраты, — говорит Света, — продавай свою «трёшку», Нела пускай отселяется к матери, Галя сама себе решит, где прозябать или не прозябать, а мы поедем жить ко мне в Подмосковье.
Хо!
Да запросто!!
К середине 2016-го очутились оба в России.
Новостройка в 10-ом этаже!
Дом бизнес-класса!
Микрорайон с охраной!
Комната площадью в 21 квадратный метр!
Кухня — 15!
Местечко — чудненькое!..
Сын Светы незамедлительно спихнул им свою дочурку…
И не стало слышно мне моего друга.
Со Светой у меня кое-какое общение в социальной сети «Одноклассники» теплилось — но заглохло и оно.
Бывает…
                * — * — * — * — *
И вот на днях — в середине июня 2018-го — встречаю я внезапно Нелу. Приехала на свадьбу Галины.
Постарела — этакая ягуся. Да и ладно: мне ведь с нею в буси-буси не играть.
Поздоровались сдержанно. Поговорили немножко. Попросил я передать молодожёнам приветствие и пожелания всего наилучшего… А в конце поинтересовался: есть ли информация о Жоре?
— Спрашивай Люду, — отвечает Нела неприветливо.
— Какую? Он что, опять сменил себе жёнку?
— Нет, Люду — сестру его. Что ты ко мне-то привязался?
— Лялю?
— Это в детстве была она Лялей, а полное взрослое имя — Людмила. Можешь «Люся». Или «Люсьена» — как захочешь… Отзывается на любую кличку, как голодная собака, если кто поманит угощеньицем…
— Пьёт?
— Не то слово.
— Адрес дашь? Телефон?
— Да на, на… чего-чего, а этого не жалко…
Порылась в сумочке, нашла затрёпанный листочек, выдранный из Жоркиного блокнота (опознан мною по 4-ём дыркам, служившим для крепления в переплёт).
Распрощались. Наверное, уж насовсем? Или ещё попадётся мне в Минске — если переедет жить к дочке?
                * — * — * — * — *
И взялся я докапываться до Ляли-Людмилы-Люси-Люсьены настойчиво, как до той инфушки о шекелях.
Докопался.
Отвечает мне подмосковная сестра моего друга (голос пропитан слезами и, очень похоже, ещё кое-чем):
— Жорка б`ез вести пропал.
— Когда?
— Почти два г`ода назад. В конце шестнадцатого.
— А…
— А эта сучка… когда он все деньги, вырученные за продажу родительской «трёшки», выменял на «еврики», отобрала у него… и выгнала на мороз: иди куда хочешь.
— И он к тебе не пришёл, Люда?
— Ой, нет… он же гордый… искала я… да не нашла… сгинул мой братик…
— А милиция?
— А что они могут? Для видимости пальцем о палец ударили два раза и объявили мне, что уехал в Москву. Будто бы кто-то видел…
— А к суду-следствию Светку привлечь? У вас там что, прокуроров нету?
— Все они одинаковы…
— Дык хоть подкупи кого-нибудь, пусть сходят-разберутся с этой Светкой!
— Пробовала я… Один раз позвонила ей по телефону, договорились, что приду, сядем, обсудим по-хорошему… пришла, а дверь заперта, никто не открывает… соседи сказали: новый дом, не успели ещё познакомиться… может, и съехала куда, мы, мол, не видели, не спрашивали…
— Дык засаду у квартиры сделали бы!!
— Да кто нам даст…
И в трубке зазвучали отбойные гудки.
                * — * — * — * — *
Мораль: не сидите, парни, в девках чересчур долго.
                * — * — * — * — *
А если без глупой иронии — прошу совета: чт`о могу сейчас я сделать?
Поехать самом`у туда и самом`у лечь в засаду у двери? Не слишком ли поздно?
Обратиться в местную полицию?
В районную прокуратуру?
Или (поднимаясь выше) в ФСБ?
Или (ещё выше) в ГРУ?

                К р а й    п е р в о й    п а й е т к и

© Аффтар, 2019.

© Заимствование из текста песни В.С.Высоцкого дано здесь с опорой на расшифровку магнитозаписи, датируемой 1978 г.


Рецензии