Студенческий отряд проводников

                5. Студенческий отряд проводников.
 
   Лето 1966г.   В начале июня, когда ещё шла сессия, у нас в МЭИ на факультетской доске объявлений от имени факультетского бюро ВЛКСМ появилось объявление с приглашением принять участие в сводном студенческом отряде проводников от институтов МИИЖТ и МЭИ. Идея посмотреть на просторы нашей бескрайней страны меня очень захватила. Мы с моим однокашником Лёшкой Лавриненко и ещё несколько наших ребят решили для разнообразия вместо электрификации пойти на всё лето поработать в этот Сводный  студенческий отряд МИИЖТ и МЭИ. МИИЖТ – это Московский институт инженеров железно-дорожного транспорта, а МЭИ – Московский энергетический институт.
 
   В учебном центре недалеко от Ярославского вокзала мы прошли недельные курсы, сдали экзамен и - вперёд! Сперва город Владимир, потом город Иваново. Когда ехали во Владимир, поняли шутку наших советских юмористов: «Что такое – длинный зелёный извивается и пахнет колбасой?» Отгадка: это поезд из Москвы в Иваново (или Владимир). Да, наш поезд был битком забит пассажирами с рюкзаками и сумками, от которых пахло колбасой и другими продуктами. За МКАДом этих продуктов в свободной продаже тогда не было и люди ездили в Москву отовариваться. Второй рейс нам назначили в Иваново.
 
   В Иваново мы прибыли в семь утра. Уже в восемь часов  мы с Лёшкой сдали вагон на санобработку и бригадир разрешил нам выйти в город на экскурсию до 18 часов вечера. Предупредил, чтобы мы не вздумали хороводиться с местными девками. После 18 часов надо было принимать вагон, бельё, уголь и т.п., а в 20 часов ехать назад в Москву.
 
   Мы с Лёшкой решили пойти на рынок. Там нас всё же закадрили какие-то девицы, пригласили в кино, после кино зазвали в их общагу (пообедать). Это была общага какой-то швейно-трикотажной фабрики. Там обитали одни женщины разного возраста, но в основном молодые. О Боже! Я еле выбрался оттуда в 17 часов, а пьяного Лёшку две девицы привели под руки на вокзал к вагону  уже перед самым отправлением поезда.

   Вообще, за это лето  мы с Лёшкой побывали в разных городах страны: Владимир, Иваново, Архангельск, Ухта и др. Поскольку нашу с Лёшей работу в этих поездках оценили на «оч хор», то нам в качестве премии дали возможность проехать проводниками на фирменном поезде «Россия» (Москва – Владивосток), да плюс ещё в бригадирском вагоне. В этом вагоне всего 5 пассажирских купе и три служебных купе. Пассажиров меньше, работать легче, но зато приходится исполнять поручения бригадира,  электро-механика и старшей проводницы-наставницы (она же санинструктор и сменщица, если кто-то из проводников поезда в дороге заболел). Почти все вагоны были укомплектованы студентами из МИИЖТ и МЭИ, только в первом и последнем вагонах были кадровые проводницы. Нам с Лёшкой   перед поездкой выдали фирменные рубашки, фуражки и новенькую проводницкую сумку с тремя флажками: красный, жёлтый и зелёный.

   Ещё на перроне в Москве я заметил, что в соседнем вагоне проводник - молодая симпатичная девушка, явно студентка. Познакомились, оказалось, что она из МИИЖТ, перешла уже  на четвёртый курс. За время поездки во Владивосток и назад мы с ней подружились. Перед возвращением в Москву, обменялись телефонами, договорились созвониться и встретиться.
 
   Вернёмся к поезду. Уже на вторые сутки пути мы с Лёшкой поняли, что мы понравились и бригадиру и механику. Главное испытание – мытьё сортиров мы оба прошли без замечаний. Когда проехали Свердловск, они нас пригласили в своё купе на «вливание в бригаду». Влились нормально. Работали мы с Лёхой тоже нормально. Замечаний ни от пассажиров ни от бригадира не было. Каждые следующие сутки мы проезжали следующий областной центр: Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ и так  семь суток до самого Владивостока.

   После Иркутска мне устроили «освящение Сибирью» - купание в Байкале. В эту ночь дежурил Лёша, а я отсыпался в нашем спальном купе. Вдруг меня будят бригадир и Лёшка. Ты, говорит, мечтал умыться в Байкале, так сейчас остановка «Байкал», всего на 20 минут. Все могут помыть руки в Байкале. Я как спал в треннике и в майке так и выскочил из вагона и попал на крутую насыпь из щебня. Щебень подо мной «поехал» и я через полминуты оказался по грудь в Байкале. Я мгновенно проснулся – температура воды была градусов 10 не больше. Я как пингвин выпрыгнул на берег и полез на четвереньках по щебню наверх. Бригадир, механик и Лёха стоят около вагона, гогочут. Говорят, помой руки и сразу заходи в бригадирское купе, мы тебя отогреем, чтобы ты не заболел.
 
   Я быстро помыл в туалете руки и мокрый, трясясь от холода, захожу к ним в купе. Там стоит бутылка и четыре стакана, налитые по половине. Бригадир, электро-иеханик и Лёшка ждут меня.  Бригадир говорит: «На быстренько залпом выпей, тебе надо согреться. Мы вот за твоё крещение в Байкале тоже сразу выпьем» – и хором опрокинули. Я тоже резко опрокинул стакан в рот и - меня обожгло. Глаза полезли на лоб. Дыханье спёрло. Что это? Спирт! На, запей – Лёшка протягивает мне полстакана. Что это, спирт? Нет, не спирт. Я глотнул. Блин! Водка! Я побежал в туалет, стал из-под крана пить воду.

    Вернулся в купе, они ржут, на, говорят, тебе пирожок местный бурятский  свеженький с яйцом и с луком - закуси. Я с опаской откусил пирожок – нормально. Ну вот, говорит, бригадир, теперь считай мы тебя «окрестили в сибиряки с омовением в священном Байкале» да ещё и прогрели тебя сибирским спиртом. Оказалось, что уже на предыдущей станции в привокзальных магазинах  кроме водки разрешена была продажа спирта. Бутылки водки от бутылок спирта сразу не отличишь. Вот коллеги и решили таким способом меня «окрестить».
   
   Когда мы приехали во Владивосток и сдали вагон на санобработку,  бригадир поезда отпустил нас посмотреть город и океан. Город очень живописно был рассыпан по сопкам, а вид на океан – зрелище потрясающее. Волны медленно вздымаются и опускаются. Силища океанская, невероятная.
 
   Старшая проводница посоветовала нам купить в городе копчёную  красную рыбу, говорит, порадуете свою  московскую родню. Мы с Лёшкой купили штук по двадцать рыбин. Продавщица в магазине каждому завернула рыбу в обёрточную бумагу в несколько оборотов так, что каждая рыбина была завёрнута отдельно. В вагоне мы спрятали рыбу в своём купе на самой верхней полке. Лёшка положил свою рыбу ближе к окну. А на обратном пути, когда мы уже проехали столицу Еврейской автономной области - город Биробиджан, он открыл форточку для проветривания купе.
 
   Пейзажи на Дальнем Востоке невероятно красивые. Сопки метров по 400 высотой, леса влажные зелёные. Пассажиры все смотрят в окна и любуются.  Через полчаса как отъехали от Биробиджана,  одна пассажирка говорит: «Ландшафт здесь, конечно, прекрасный, но чтобы тут рыбы летали – это уж вообще чудеса! Вот смотрите: опять мимо окон нашего вагона рыба летит». Мы с Лёхой кинулись в наше купе: там Лёшкину упаковку ветром разматывало как конвейерную ленту и вытягивало бумагу в открытое окно и выкидывало рыбу. Рыбины как птицы летели мимо окон.  Лёшка закрыл окно, посчитал - осталось пять рыбин. Уже подъезжая к Москве, он уговорил меня продать ему пять моих рыбин.

   Вообще, путешествие на поезде из Москвы во Владивосток оставило у меня в душе очень приятные воспоминания. Это и общение с разными людьми, и прекрасные виды из окна на необъятные российские просторы, это новые города, новые люди. Особенно Владивосток и океан. Часто вспоминаю, как мы с Лёшкой стояли на набережной и зачарованно смотрели, как медленно вздымается и опускается безбрежная масса серой воды. Это, действительно, Великий Тихий Океан.
 
   Одно мне только не понравилось, что в поезде отсутствуют душевые кабины в вагонах. Уже к концу вторых суток все вагоны в поезде воняли кислым потом, фруктами и овощами. Туалеты были залиты водой – люди мылись в них как могли. Это антисанитария и издевательство над пассажирами. Я считаю, что во всех поездах должен быть вагон, где есть  платный душ, а в поездах дальнего следования в каждом вагоне должно быть купе-душ. Железной дороге надо уважать своих пассажиров.

Станислав Жемповский  06.05.2019. (выписка из рассказа "Мои студенческие годы")


Рецензии