Тур in Турин часть первая

 
 Итак, други мои разлюбезные, пришел новый год, а  с ним и новая весенняя поездка.  Теперь – Турин. Как обычно, и как всякий уважающий себя мужчина, на выбор жены я сделал скептическое выражение лица.  Удержать лицо удалось минут 20, ну, хорошо, пусть 2, что для себя уже считаю очень хорошим показателем твердости характера. «Купил» меня конечно довод: а там Альпы и Монблан-гора, и вино, и… и вообще выбирай сам. С последним  спорить было бесполезно!
Начались муки выбора отеля. От жены сыпались на почту уведомления с «букингов» и «хотелсов» о бронировании 5-и звездочных апартаментов и 2-х звездочных Рицей. Я вываривался в этой каше незнакомых улиц, рвал, метал, и наконец, остановился  на знакомом нам сетевом Best Western. Смущало только что все это добро около вокзала и добра было три.  С чего-то уверовав, что мы будем жить в 4-х звездочном, пусть близко от железной дороги, но с бассейном я дал свое высочайшее согласие. Прошел месяц. Совершенно случайно, играя в Гугль-мэп, обнаруживается, что бассейна нет, да и вообще это все в другом месте, так же, как и рентакара. Боржом было пить поздно – возврат стоил денег.  Деваться было некуда, кроме как в то, что мы заказали. Не буду вам длинно рассказывать, что последние дни были ярко  раскрашены потерей кредитки,  отсутствием связи с хотелсом, повышением депозита за машину с 800 евро до 1250 и прочими милыми пакостями, которые возникают всегда в то время, когда его нет. Но вот час Х и вот оно

 
Шереметьево.
Начнем с того, что такси от фирмы Taxopark, заказанное за 14 часов отчего-то не приехало. Звонок в контору вызвал бурю эмоций диспетчера. «Во-первых, вам никто ничего не гарантировал. Во-вторых, сейчас раннее утро. В-третьих, я конечно могу вот все бросить и искать вам машину, но я же не идиот! И вообще, какое мне дело до ваших смс, заказов и прочих самолетов! Мы - такси!» Спас Ситилинк.
 
 До сих пор не понимаю, зачем нужна у нас электронная регистрация? Ну, можно выбрать место… если через секунду после начала регистрации, то их будет 6-10, если через минуту – одно.  И все возле крыла. Чем порадовал наш Аэрофлот: опять дают вино! Это возвращение справедливости и комфортности не может не радовать простой пассажирский люд. Если у вас с собой гаджет с WiFi, то можете залезть на сайт воздушного судна и (теоретически) смотреть фильмы, слушать музыку… Теоретически. Практически надо заранее скачать соответствующее приложение и …а оно все равно не работает. А ведь как можно развернуть тему: web-камера из кабины пилота, маршрут on-line где и над чем пролетаем, краткая история этих мест, памятные даты, игра в шахматы с неизвестным партнером и по результатам получение призов.  Потряхивая и попрыгивая Боинг старой модификации, хотя и неуверенно (видно сразу не узнал), но сел в Милане.  Дальше был роман с железной дорогой. От аэропорта на электричке (13 евро с чел) до самого центра Европейской моды, там привокзальный ресторан и на заранее купленных билетах (www.thetrainline.com)

В Турин.

Есть у нас в России такой поезд Сапсан, фирмы Siemens, который (говорят) может и 350 км/час делать, но не по нашим дорогам. Я вообще удивляюсь, как в нашем воздушном пространстве самолеты летают с теми же скоростями, что и в не нашем. Мистика! Должны сразу сбрасывать вдвое. Так вот наш Сапсан из Москвы в Питер идет 230 км/час, ихний Sapsan идет от Милана до Турина  - 300 км/час. Увлекательнейшее зрелище. 40 минут и ты, лихо обгоняя машины на скоростной автостраде (130 км/час разрешенной, 170-180 км/час гоняющей), на месте. В пути дадут какую-то чушь в пакете, воду и вино.  Что удивляет и откровенно радует – ухоженная земля. Посевы, заливные луга, везде чувствуется сельскохозяйская рука. Людей практически нет, но по полям ползают трактора, боронят, вспахивают… Мой шестисоточный участок отстоит от Москвы на 100 км. Все (ВСЕ) поля, на которых раньше хоть как-то боронили и сеяли, на всем протяжении отданы под многоэтажное антисолярное строительство и индивидуальную застройку. Весело идет сплошная вырубка леса и строительство коттеджей, домов, автосалонов, складов, гипермаркетов… Хамон? Пармезан? Капуста? Картошка? Брюква? Грибы-ягодки? Бетон и стекло! Ни былинки, ни лесочка, ни деревца!  Зато есть собственная гордость -  пальмовое масло. Но все же…Турин. Гостиница нашлась метрах в 200 от вокзала, так что никаких такси. Best Western Crystal Palace Hotel. Нормальный отель. Практически тянет на свои 4 итальянских звезды. Лифт, даже два. Завтрак – 8 евро. Все отлично. Сыр, колбаса, круассаны, холодные яйца, горячий кофе… Номер небольшой, но и не надо много-го то… Если у вас есть возможность выбрать что-то другое, используйте свой шанс!  Дело не в отеле, а в его месторасположении или как сейчас требуют  говорить - «локации».  Район привокзальный. Грязненький. Но главное – окна выходили на переулок, где мамка, во вьетнамках на босу ногу, обширная телом, завернутым в потертую хламиду, с опухшим от пьянства лицом строила своих пташек, увлеченно лузгающих местные семечки. Итальянцы стали известны миру своими оперными певцами, на мой взгляд, исключительно из-за физиологических особенностей голосовых связок. Там, где нам надо крикнуть в десять связок, им достаточно одна, но они предпочитают не экономить, а использовать все десять. Поэтому визг проституток, выходящий далеко за пределы гармоник, наполнял окрестные улицы и наши уши часов до двух-трех ночи. Ко всему этому подмешивался говорок дискутирующих  о ранних философских течениях Древней Греции, евроафриканцев. Они всегда говорят рэпом? Все это затем переходило в банальный крик и последующую драку. А так как к тому же это было нарко-дилерское место, то фотоаппарат мне приходилось выносить под полой куртки.    Но надо пробежать буквально 300 метров и страхи почти заканчивались.  Начинались чистые галереи. Турин интересный город. Архитектура старого города – это площади, соединенные кварталами домов, которые в свою очередь объединены галереями. Их, галерей, неприлично много.  В центре в галереях, мощенных привозным красивым гранитом,  сидят Картье, Луи Вуитон (этот вообще кажется работает круглосуточно), Тиффани и Макс Мара…. Чуть сбоку от центра в галереях, мощеных местной плиткой,  сидят кафешки с буфетом. Платишь 12 евро и получаешь стакан вина и тарелку, на которую накладываешь сыры, салаты, колбасу… Не плохо, наверное, но мы рискнули только на вино и без буфета (что-то 4 или 5 евро за 200 грамм) Вино домашнее, тяжелое и невкусное. Вообще кухня Турина так же загадочна и так же овеяна духом романтизма, как и кухня Лиона. Например, есть такая штука, как бичерин (bicerin) – растопленный  шоколад, кофе, сливки в одном флаконе/стакане/бокале. К нему подают длинную ложечку, что бы ты успел  достать со дна еще теплую каплю шоколада. Дело не в том, что это какой-то сверх десерт, а то, что в обычном кафе о нем просто не знают и настырно предлагают экспрессо со стаканчиком холодной газированной воды (очень даже да!). Я нашел несколько пафосных кафе, где помнят  и подают бичерин, но сначала надо узнать где они находятся.  Еще один местный деликатес -  бразато аль бароло (brasato al barolo) - говядина, тушеная в вине Бароло. Я попробовал в городе Альба.  Для Турина же это классическое блюдо Пьемонтской кухни – чистая  экзотика. Есть, но в каких-то ресторанах. Обычно официант говорил, что бразата есть, а баралы нет. Зато есть какая-то другая вина. Общепит в городе акцентирован на массовом туристе. А его кошелек не выдерживает груза цен бароло и прочих устриц. Нет, ну что Вы! Есть, конечно,  Мишленовские рестораны, есть высокая и заоблачно  высокая кухня, но это отдельная тема для отдельных людей, на отдельных сайтах, в отдельное время...  Мы были просты...  Спагетти, шницель а ля Милано, равиоли (ну пусть Аньолотти. Это равиоли по рецепту повара Angiolino с жареным мясом).  Тут итальянофилы меня заплюют с ног до головы: … без восторга. А вот помидоры черри, итальянского ЭКО холдинга, выше похвал. Прекрасный сладкий истинно помидорный вкус. Хамон. Ну, хамон – это  на любителя, который у нас исчезает на глазах вместе с хамоном.  Хамон, колбаса и сыр делятся примерно на три категории: до 40 евро за кг., от 40 до 50 евро за кг., и выше. Супермаркет торгует 36-42 евро. Достойная продукция. Выше – торгуют специализированные лавки. Там собираются знатоки. Нюхают, гладят, щупают… Перебрасываются короткими резаными фразами: «Нет. Морковь 1961 года была намного  каротинестей…» «А я Вам говорю, что картошка с полей Дороже абсолютно не подходит для pasta nautica. Абсолютно!»  Будучи в Турине сходите на рынок.  Я был на двух. Один – это рынок в его классическом, для Европы, стиле. Прилавки стоят на улице, сверху рваный тент, снизу оживленная торговля. Это в районе станции метро Spezia. Попал я туда, как всегда, с приключением. На станции метро Lingotto (конечная) я сдавал машину (FIAT Panda, Sicily by Car, что-то 20-22 евро/день, рекомендую) и возвращался на метро. Метро в Турине представлено единственной линией.  На ней  21 станция и этого вполне хватает. Проезд стоит 1,75 евро. Стоит железный многоязычный (русского нет) шкаф, ты тыкаешь пальцем, оплачиваешь, получаешь, прикладываешься и катаешься.  На станции Lingotto, где ранее был автозавод FIAT, создавший русское чудо-света «Жигули», в маленьком, невзрачном ящичке… кончились билеты.  Вы знаете, что такое в Турине кончились билеты? В Риме такая ситуация нас преследовала до тех пор, пока полицейский не заметил: «Слушайте, не делайте мне нервы, ну почему бы вам не кататься таки совершенно бесплатно? Я вас умоляю за Италию, что здесь на этот крайний дефицит всем абсолютно безразлично!» Все было ясно и понятно. Но в Риме не было этих железных палок на входе, т.е.  турникетов. Там массы весело входят вглубь земли, катаются на стальных змеях и выходят радостные  к солнцу, смеясь и улыбаясь. В Турине шел дождь, палки работали, собралась толпа… Совсем не скоро пришел местный дворник, с каменным лицом заслушал гвалт многонационального сообщества, молча неопределенно махнул рукой и ушел… Сообщество  пошло пешком до следующей станции. Промок, но рынок посмотрел. Цены чуть-чуть меньше супермаркета. Народа много. Берут в основном зелень, овощи (фасоль стручковую, баклажан) и картофель.  Много клубники и помидор. Это апрель, но продукция итальянская. Классная продукция. Классная! А во второй рынок, который типа нашего «Депо», я попал, сбежав от жены и устроив себя персональный (без светских бесед с продавщицами в бутиках) променад по городу. Это был постпасхальный понедельник.  Народ, отмолившись и отговевши, шел в себя на хлебы и развлеченья.   Толчея я вас скажу, та еще… Рынок многоэтажный, но без московского фанатизма вьетнамских, китайских и корейских кухонь. Все местное. Я съел жареный пирожок с начинкой и выпил светлого  пива. Очень популярны морепродукты, особенно мидии (cozza). Второй этаж отдан под тряпишные забегаловки и смотровую площадку.  Готовят тут же, поэтому достаточно душно. Но я был в день толпы, в иное время рекомендую посетить.  Так же можно посетить

Музеи Турина.

Их много, но знаковых несколько.

Первый, конечно, Египетский музей. В праздник к нему стоит большая очередь, в будни народа немного, а уж в не сезон, думаю, что кроме мумий там никого и не встретишь, да и то редкая мумия досидит до середины не сезона.  Но здание фундаментальное, 4-х этажное, плюс подвал. С точки зрения мирового культуроведа – это фенОмен, как исторического, так и образовательного характера. Например, здесь выставлен папирус длиной 1847 см. Это 18 с полтиной метров. Здесь так же огромные залы статуй египетских фараонов, фараонш и их фараончей. Коллекция  саркофагов, мумий всяких знатных людей, их любимых кошек, собачек, рыбок и голубей… Посуда, утварь, украшения.  Я небольшой любитель выкопанных покойников, черепков разбитой посуды, замотанных замученных домашних животных, склеенных в полоску тростниковых бумажек и т.п., поэтому откровенно зевал.

Второй – Королевский дворец.  Для меня, богатством вкуса не обремененному, все европейские дворцы отличаются только кадастровой стоимостью земли. Версаль побольше, Шенбрунн поменьше…  В Туринском, огромном дворце, интересен зал, где собрана коллекция рыцарских доспех и вооружений и историческая коллекция холодного и стрелкового оружия. Целый этаж отведен под выставку полотен старых мастеров, а в отдельном входе – выставка работ Леонардо да Винчи (подлинники) из собраний туринской библиотеки. 20 евро за вход. Говорят, что посмотревший в глаза автопортрета Леонардо становится обладателем огромной силы. Смотрел минут 10. Автопортрет не выдержал и моргнул. Вот она, Сила земли Русской!

Третий – музей кино в башне Моле Антонеллиана.  Стоим в очереди, сперва на улице, затем внутри. Всем надо наверх. Ну, всем! Школьникам, детсадовцам, ясельникам, грудничкам. Последним особенно! Это видимо тест подгузников мистера Хагинса. Грудничков  держат на руках и показывая им Турин сверху, стараются не разбудить.  Но мероприятие небезинтересное. Во-первых прозрачный лифт тянет на 85 метров (это 28-30 этажный дом, хотя для Москвы сейчас стандарт бетонного барака - 34 этажа), причем он идет внутри башни, по стенам которой расположился музей кино. Все как-то сверкает, люминесцирует, и отвлекает от ужаса подъема. На смотровой площадке, в ясную погоду, можно отлично провести время любованием коричневых крыш, прямых улиц, гряды Альп и извилин рек (По и Доры Репариа).  Для чего и с какой целью, в Италии (в Италии, Карл! В Европе!!!) необходимо было испоганить и архитектурную ритмику, и перспективу, и туристический обзор, который приносит деньги, парой абсолютно уродских, в стиле первобытно-дикого московского урбанизма, небоскребов?  Мне кажется, что это мировой заговор вредителей гармонии.  Сам музей кино достаточно скушен.  Много всяких древностей, типа «волшебного фонаря», замызганных кресел великих режиссеров, уже ненужных  декораций и т.п. Но помещение большое, этажа, наверное, три. А таскаться по ним необходимо при помощи лестниц, хотя всюду натыканы лифты. Здесь я отдаю должное итальянским вахтерам. Они тут же приватизировали эти лифты, установив на них таблички – staff only и при нескольких наших попытках покататься вверх-вниз, мы были почти арестованы и спаслись только бегством в туалет. Вследствие преследования по неполитическим мотивам, мы плюнули на эту феерию итальянского неореализма и умчались в кафе.

Четвертый музей – это музей автомобилей.  Экономически говоря, Турин – это не только красивые площади, соборы, дворцы, но и три-четыре крупнейших предприятий, таких, как FIAT, RIV…  Удивительно, но я не знал, что FIAT – это аббревиатура Fabbrica Italiana Automobili Torino Фабрика Итальянских Автомобилей из Турина.  Хотя в настоящее время, это скорее  Фабрика Американских Автомобилей Крайслер. Но делают итальянцы на ФИАТе и комбайны, и экскаваторы. Грузовики и автобусы IVECO так же фиатовское детище. Так что Турин – это не только развлекуха, а крупный промышленный центр. Музей автомобилей расположен на конечной станции метро Lingotto (там, где не было билетов). В этом районе из комплекса зданий старого завода FIAT сделали бизнес-центр, отель, еще чего-то там, а на крыше забацали испытательный трек для автомобилей. Хотя, вру. Трек был еще при заводе.   Но музей в старых цехах не стали делать. Вынесли примерно на километра полтора и построили новое специальное здание.  Эта обедня стоит Турина. От парокаталок до модернистского двухместного автоматизированного кресла…  А какие там Лорен Дитрихи и Изольды Фраскини! То есть много разных Антилоп Гну.  Оставшимся в полуживых инженерам России, могут быть интересны различные типы ДВС, зависимые и независимые подвески, а так же иные результаты технологий, применяемых ранее у нас.   Остальным будет интересно ахать, охать и фотографироваться. Достойная музейщина. Рекомендую, не смотря на явную феррарищину. 

Пятое нельзя назвать музеем, но по впечатлениям это место музеям не уступает.  В 1706 веселом году, два приятеля, Витек Амадей второй со своим двоюродным братом Жекой Савойским, пьянствовали на холме Супер Га, что высится над Турином. Делать было нечего, и они под шашлычок смотрели с горки, как французы и испанцы с 40 000 братвой осадили город Турин. Это были времена, когда Бурбоны (французы) отжимали бизнес  у Габсбургов (австрийцы). Витя и Женя скорешились с  Габсбургами, за что и получили от Бубрбонов по полной программе. Женя Савойский к тому времени потерял и Сузу и Ниццу, а это было до боли обидно. Остался Турин. В смешанной франко-испанской команде рулил сначала авторитетный маршал Вобан. Он ходил и ныл всем, что надо идти на штурм! Так и говорил: вперед, надо, на мордобой! Руководство ответило: иди, дед проспись. Какой мордобой? Будем осаждать и рыть траншеи. И Вобана отправило в  бан. Три месяца начальство заставляло армию рыть траншеи, потом их закапывать, потом опять рыть. Короче, осваивали бюджет МО. Противник в то время смекнул, что самое время дать пинка. 2 сентября, выпив на последок на горе, Витя и Женя ринулись на город, который в свою очередь героически молотил франко-испанскую рать.  К 7 сентября в ходе тяжелых и продолжительных  боев Габсбурги одолели Бурбонов и тем положили их господству конец. А Виктор Амадей II и Евгений Савойский заложили на холме базилику в которой впоследствии хоронили савойских королей.  Базилика хороша со всех сторон. На смотровую площадку ведет узенькая лесенка, по которой проход разрешен только в одну сторону: либо вверх, либо вниз. Я со своим животом еще вписывался, но будь во мне килограмм на 10 больше, то застрял. Поэтому все это регулируют ребята по одному снизу и сверху. Подъем трудный. Сверху отличный обзор окрестностей, далеких громад Альп и местных холмов. Это стоит посетить.  Трагично то, что в 1949 году футбольный клуб Турина, который был трижды чемпионом Италии, летел с проигрышем 3:4 в товарищеском матче «Бенфике» из Лиссабона. В Барселоне была промежуточная посадка, где туринцы встретились с командой «Милана». Похлопали друг друга по плечу, выпили Ламбруско и полетели дальше. А около 5 вечера 4 мая их самолет, кстати, то же производства FIAT задел ограду Суперги и врезался в гору. Погибли все.  На горе установлен мемориал этим ребятам. А до конца чемпионата 1949 года оставалось 4 тура. Тогда Туринцы собрали всю играющую молодежь и продолжили участие в чемпионате.  Нужно было сыграть с 4-я командами закоренелых профессионалов. Но итальянцы есть итальянцы. Все 4 команды выставили против Туринцев молодежные составы. И…Туринцы победили во всех 4-х матчах! Погибшие игроки посмертно стали чемпионами Италии. Вот это футбол! Вот это настоящий футбол! Кстати, когда я был в Турине, «Юветнус», где сейчас играет великий  Криштиан Роналду, выиграл чемпионат Италии досрочно и праздновал его на центральной площади.  Хотя «Торино» (погибшие футболисты) и «Юветнус» это Туринские, но разные команды.  Если что-то вспомню, обязательно допишу. Но на этом Туринская  часть заканчивается и плавно переходит в горную, где Асти, Альба, Бриансоны и Монбланы…


Рецензии