Долюшка женская

        Всё меньше остается людей,  воочию видевших ужасы войны, переживших то лихое время и способных рассказать о нем. Как-то раз я встретился с ветераном войны и труда Евдокией Егоровной Романовой.
 Много  тяжелых испытаний выпало на долю Евдокии Егоровны, без боли и не вспомнишь.
Родилась тетя Дуня в марте  1922 года, в семье крестьян Орловых из деревни Нивы. В 1931 году семью раскулачили, отобрали хозяйственные постройки, скот и инвентарь. Мать Ольгу Михайловну и отца Егора Пименовича отправили в ссылку (отца в Казахстан на 5 лет).  Дуня с сестрой Анной осталась с дедом по отцовской линии, положение семьи было тяжелым.  Выручало то, что дед был отменным портным, и у него имелась швейная машина.  Особенно хорошо он шил верхнюю одежду из шкур.  Это и спасало.
    Об учебе в школе не могло быть и речи, надо было зарабатывать себе на кусок хлеба.  Дуня стала ходить по людям, нянчить детей (хотя самой и 10 лет не было). Так Евдокия Егоровна оказалась в Рачеве в семье Савиновых. Там дети ходили в школу и немного обучили и ее грамоте.
Сельская жизнь того времени была скупа на события, но все же есть что вспомнить.  Особенно в память запали праздничные службы в Успенской церкви, она тогда была еще не закрыта, а еще интересней, когда случалась свадьба, и молодых привозили венчаться.
   Из воспоминаний Е.Е Романовой: «Когда молодые приезжали к храму, их встречали колокольным звоном, а затем батюшка Василий совершал обряд венчания. В церкви было красиво, и батюшка был интересный, высокий, красивый, с окладистой бородой, его лицо на всю жизнь запомнилось.  Однако, чтобы это все увидеть, нужно было еще суметь уйти из дому».
    Потом Евдокия Егоровна стала работать в детском саду в деревне Нивы нянечкой. Вернулась мать, а отец так и не вернулся из ссылки. Началась война.
  В результате мобилизации оказалась близко к фронту, была под Ржевом, работала на устройстве оборонительных сооружений, рыли окопы. Народ оттуда бежал, бросая все. Туговато было с питанием, всегда хотелось есть. Бомбежки, голод,  холод и непосильные нагрузки – все это пришлось пережить Евдокии Егоровне.
    О победе узнала под Калинином, все очень радовались.  Еле дождалась, как домой отпустят. Домой пришла пешком, на поезде ехать побоялась, живы были еще воспоминания о бомбежках. Всю дорогу почти ничего не ела, спала на улице, а утром опять в путь.
   Придя в родную деревню попала под ливень, встала под стреху у своего дома, прислонилась к стене перевести дух  Родные посмотрели в окошко, не узнали, подумали чужая кто-то и отошли. Войдя в избу,  упала от бессилия. Тут-то все и поняли, что это их Дуня вернулась.
После войны в колхозе «Красный пролетарий» стала работать бригадиром.  Бывало на лошадях ездили в  Погорельский район помогать колхозам пахать поля. Пахать было опасно, часто попадались снаряды. Обратно в Нивы  вернулись пешком, лошадей оставили в дар району.
   Затем Евдокия вышла замуж за фронтовика Николая Петровича Романова. Муж прошел всю войну, был ранен и имел награды.  Стали жить в доме мужа в деревне  Литвиново.
      Евдокия Егоровна всю жизнь проработала на ферме, была отмечена множеством грамот и благодарностей за доблестный труд. Почти всегда была в передовиках, и в связи с этим приходилось бывать на слетах в областном центре.
     После выхода на пенсию еще 14 лет работала в колхозе фуражиром и кладовщиком.   Муж умер 20 лет назад, сыновей  тоже нет в живых.
    Живет Евдокия Егоровна с дочерью, которая уже тоже на пенсии и теперь все время посвящает уходу за матерью. 14 марта Евдокии Егоровне исполнилось 88 лет. В преддверии 65-ой годовщины Великой  Победы, глава администрации поселения вручил Евдокии Егоровне юбилейную медаль.
Прожив сложную жизнь, тетя Дуня сама удивляется, что  дожила до такого почтенного возраста. А вспоминая прошлое, часто повторяла: «Не дай, Бог, никому  пережить то,  что мы пережили».
Март 2010 


Рецензии