Иудаизм и Ислам. Часть 1

С сайта Толдот Ру https://toldot.ru/articles/articles_757.html

Автор С. Бернфельд

 
Ислам и Коран. Еврейские корни терминологии

Ислам — одна из трёх монотеистических религий, основанных на вере в Б-жественное Откровение и пророческое послание (непосредственно или через ангела). Ислам является младшей из этих религий (Иудаизм, Христианство) и считает своим родоначальником Магомета (первая половина 7 века).

Хотя Ислам и возник в среде языческой, однако его связи с еврейством, где лежат его корни, проявляются в области догматики и религиозного церемониала значительно ярче, чем это наблюдается в христианстве. На Магомета оказали большое влияние евреи, особенно, когда пророк жил в Мекке и в первое время его пребывания в Медине. Когда же позже отношение Магомета к евреям ухудшил о сь, Ислам утратил немало точек соприкосновения с Иудаизмом. Это удаление от Иудаизма сказалось преимущественно в области церемониала, тогда как догматика Ислама оставалась в несомненной связи с еврейскими догматами.

Это не помешало Исламу занимать порой враждебную позицию к Иудаизму и его последователям: как в Коране, так и в последующей богословской мусульманской литературе, имеется не мало резкой полемики с Иудаизмом. Особенно враждебны стали отношения ортодоксального направления в Исламе, так называемое шиитское, тогда как направление суннитское, к которому принадлежит большинство мусульман, иногда поддерживало с Иудаизмом и еврейской религиозной философией весьма дружеские отношения.

Арабское слово «Ислам» означает «покорность», именно покорность воле Б-жьей. Значительная доля богословских терминов перешла в арабский язык одновременно с соответствующими понятиями из иврита и древне-арамейского языков. Древнейшие арабские теологи (в том числе и Таалаби) производят даже имя «Аллах» от еврейско-сирийского слова Elah . Пророк первоначально обозначал свои откровения «mathani», т.е. «повторное откровение», в чём мы несомненно находим отзвук еврейского слова «Мишна» (по сирийско-арамейски «Mathnita»). Слово это Магомет, вероятно слышал от евреев и от них он узнал о его значении и связанном с ним понятии. Также позже введённый им термин «Коран» (Алкоран) тесно примыкает к еврейскому обозначению Святого Писания (;;;;), результата непосредственного Откровения Б-жья.

Дальнейшими заимствованиями из еврейской богословской терминологии являются у мусульман слова «Thauraja» (Тора), «Dschannu adu» (Gan Edden — рай), «Dschahannum» (gehinom — ад), «achbar» (chaber — товарищ), «darassa» (darash — изучать, внимать в сокровенный смысл Писания), «sakina» (Schehina — присутствие Б-жие), «tauth» (в современном иврите это слово означает ошибку, нравственное заблуждение; Магомет избрал этот термин для обозначения язычески-ошибочных верований или лжеучений), «furkan» (purkan — искупление, спасение в традиционном значении), «ruach alkodos» (ruach ha — Kodesh — Дух Святой), «sobchan» (от корня schabach , в смысле имени прилагательного — «прославленный»; термин этот подобно заимствованному из еврейского языка слову «Kaddush», служит исключительно эпитетом Б-жьим, и многие другие.

Заимствования из еврейской богословской терминологии с несомненностью подтверждают факт зависимости Ислама от Иудаизма в области религиозных представлений и понятий. Заимствования из христианства встречаются гораздо реже и относятся лишь к тому периоду, когда Магомет завязал некоторые сношения с Абиссинеей. Импульс к провозглашению единобожья пророк несомненно получил от евреев. Называют араба Вараку ибн Науфаля, близкого родственника жены пророка (Хадиджи), как наставника Магомета в Иудаизме. Существует предание, по которому Варака принял еврейство и по которому ему приписывалось умение читать на иврите. Этого человека следует признать предтечею в борьбе с идолопоклонством у арабов. К моменту выступления пророка Варака был уже очень стар и слеп. Вопрос о том, остался ли Варака евреем, или как утверждают некоторые, он умер христианином, неразрешим; равным образом не выяснено, знал ли он Библию на еврейском языке или в её арабском переводе. Впрочем, то обстоятельство, что Магомет именно в первый период своей деятельности, пока он был в Мекке, принял в свои Суры весьма значительную часть еврейской терминологии, ясно говорит в пользу того, что наставник его был евреем или, по крайней мере, еврействующим и умел читать Святую Тору в оригинале. Во всяком случае, мир религиозных представлений Магомета носил преимущественно еврейскую окраску — из основных положений Иудаизма следующие перешли в Ислам.


Ислам. Сущность Б-га в мусульманстве

Ислам признаёт только строго монотеистическое понимание природы Б-жества; всякое представление дуалистического характера или многообразности Б-жьей им решительно отвергается. В Коране 112, 1-4, находим ясную связь с Второзаконием, 6,4; Б-г обозначается там единым (ached), вечно существующим (amad) Существом, не родственным никакому другому существу. Отвергается даже представление о том, чтобы на решения Б-жьи могли влиять посредники (39, 44-45). «Исключительно одному Аллаху принадлежит посредничество во всём происходящем». Эти изречения Корана вызвали впоследствии теологию Ислама, которая и философски обосновала представление о строгой единичности и бестелесности Б-га. Ближайшим следствием такого представления о Б-ге явилась связь мусульманских религиозных идей с греческой философией Платона и Аристотеля. «Б-г единственный Творец мироздания» (Коран, 42 ,1 и сл.); «Он сотворил в шесть дней мир, небо и землю со всем к ним относящимся» (1-0, 3; 11; 9; 50; 37; 57; 11 и т.д.). В изложении порядка миросотворения Магомет во многом отступает от рассказов книги Бытия. Ислам отвергает идею еженедельного праздничного дня, который как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Б-г отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению. Несомненно, заявление Корана (50, 37), что Аллах, сотворил в течение шести дней всё существующее и что это не вызвало в нём чувство усталости, заключает в себя известную тенденцию к полемике против еврейской субботы. Ислам фактически знает еженедельный праздник (пятницу), с которым, однако, не связаны запрещение работы и предписание полного отдыха.

Из Иудаизма заимствовано и представление о троне Божьем, играющем в Коране большую роль; во многих случаях Б-г именуется «Владыкою возвышенного престола». Трон поддерживают и несут ангелы, которые окружают его со славословиями (39, 75; 40, 7; 69, 17; Хагига, 12б; Хуллин, 91б). этот трон Б-жий раньше миросотворения носился над водою (Коран, 11, 9; ср. Раши к Быт., 1,2: «возвышенное сидение стояло и носилось над водою»), когда же «Господь закончил сотворение мира, Он поднялся на трон» (Кор., 7, 52; 10, 3; 85; 60; 32; 3; 57, 4; ср. утреннюю субботнюю молитву ;;;;; ;;;; ;; ;;; ;;;;;).


Иудаизм и Ислам. Святой Дух и Б-жественное Откровение

 

Основное положение Ислама сводится к тому, что Б-г даровал пророку Коран путём откровения. Таким образом утверждается, что весь Коран результат Б;жественного откровения. Видную роль при этом играет архангел Гавриил, знакомству с которым Магомет несомненно обязан евреям. По представлению Агады, роль этого архангела весьма разносторонняя; на первом плане Гавриил выступает в качестве наставника и толкователя (ср. Даниил, 8, 16 и 9, 21; Менахот, 29а). Вообще, все те функции, которые приписываются в Коране и древнейших мусульманских преданиях архангелу Гавриилу, находят своё описание в Талмуде и Мидрашах.

Кроме того, существенным посредником в деле Б-жественного вдохновения является также Дух Святой (ruch alkodos или просто ruch). Впрочем, представление о Святом Духе у Магомета довольно неопределённо. В смысле пророчества и откровения Магомет употребляет термин ruch в Коране, 16, 103-104: «Если мы заменяем один стих Корана другим, — а между тем Г-сподь Б-г лучше всего знает, что следует преподать через Откровение, — они говорят: Он — лжец. Ты же скажи: Дух Святой низвёл откровение от Г-спода Твоего и это откровение — сама истина». Равным образом читаем в 26, 196: «Истинный дух снизошёл вместе с откровением». Кроме того, Магомет называл откровение общим термином «Слово» (al — kaul , — memra); т.е. Словом Б-жьим в смысле Б-жественного вдодхновения (Кор., 23, 70; 28, 51; 39, 19). Лишь через откровение Г-сподь Б-г общается с людьми, притом либо путём вдохновения (инспирации), либо за завесью (так что Б-г остаётся невидим, но присутствие его ощущается; ср. Вавилон. Талмуд, Санедрин, 89б, либо через посланного пророка, устами которого Б-г сообщает людям Свою волю (49, 50 и сл.). таким образом проводится резкая грань между непосредственным Откровением и откровением посредственным, когда Г-сподь Б-г объявляет о Своей воле через посредника. Целью откровения, по учению Ислама, является моральное воспитание человека, дабы последний не впал в грех или чтобы он избавился от него, если он уже погряз в нём (92, 12; 27. 2 и 79; 45; 19 и далее).

Ислам также вполне признаёт ценность Б-гооткровенных законов.

«Первоначально Г-сподь ниспослал Тору и Евангелие в качестве руководства для людей» (3,2; ср. также 28, 43 и 40, 56). Магомет представлял себе сообщение Корана или «Книги» (Kitab) евреям и христианам таким образом: Б-г держал у себя оригинал этой книги и через пророков сообщал из неё людям отдельные места. (23, 64; 29, 2). Это представление Магомет также заимствовал, несомненно, у евреев, потому что агадическое изречение (Пес., 54а) гласит, что «Тора извечно находилась у Б-га».


Пророк и Пророчество в Исламе

Пророчество в Исламе играет гораздо более значительную роль, чем в христианстве, и в этом отношении Магомет также обнаруживает известную связь с еврейством. В тех случаях, когда речь идёт о нравственном воздействии на отдельного человека, Аллах открывается последнему путём инспирации или же «за завесью» оповещает его о своей воле. Если же Б-г желает вступить в общение с группой лиц, а тем более с целым народом, Он посылает к ним пророка или несколько пророков, избирая таковых из данного народа; им он и сообщает своё откровение. Последнее сообщается либо путём инспирации, либо через посредство ангелов, которые являются посланцами Б-жьими к пророку (22, 74). Ислам признаёт значение старших пророков и объявляет таковыми также несколько библейских лиц, даже если они не именуются в Библии пророками. По мнению Магомета Моисей (Кор., 19, 22), Аарон (20, 49), Исмаил (19, 55), Иисус (3, 45), Ной (Nuch . 26, 107), Лот (26, 162), Итро (Schuaib , 26, 178), Авраам (4, 161), Исаак (37, 112), Яков (19, 15), Йов (Ajjub , 19, 54), Йона (там же), Давид и Соломон (17, 57), Идрис (т.е. Энох, 19, 57), Креститель Иоанн (Jachja , 3, 34), Иосиф, Зхарья (Zakarijjah , отец Крестителя), Илья, Элиша (Aljasu , 6, 83—86) также были пророками. Вполне естественно, что во многих местах сам Магомет, подобно Моисею, именуется посланцем (rasul) или пророком (nebi), порою даже — «достойным почитания послом Б-жьим».

Ислам делает строгое различие между пророчеством и мудростью; это находится в полном противоречии с греческим миросозерцанием, которое не знает пророчества в еврейском смысле. Мудрость (Chakum) в еврействе, как и в Исламе не только познание в смысле философском, но и этическое понимание жизни, впрочем, не тождественное с пророчеством, с Б-жественной инспирацией. Естественно, пророки владеют и дарованной им Б-гом «мудростью»; так, мудры Авраам (26, 83), Моисей (26, 20), Давид (38, 19), Соломон (21, 7), Иоанн Креститель (19, 13), Иисус, «когда он был ещё ребёнком» (43, 63) и т.д.

Пророки, впрочем, не только воздействовали на людей своим учением, но и всем образом своей жизни, своим личным примером. Этим они и исполнили своё призвание воспитывать народ в умственном и этическом отношениях. Об Аврааме, Исааке и Якове Г-сподь говорит в Коране, что Он сделал их «примерами» или «образцами» (21, 73). Главнейшими пророками Ислам определяет Авраама, Моисея, Давида, Соломона, Иисуса и Магомета. Б-г говорит: «Некоторым из них (пророков) мы дали предпочтение перед другими; среди них есть несколько, с которыми Г-сподь беседовал» (2, 254). И эту квалификацию Ислам заимствовал из Иудаизма, которым пророческая миссия Моисея определяется гораздо точнее, чем назначение прочих пророков (Иебамот 49б). Особенное значение придаёт Ислам тем пророкам, при посредстве которых Г-сподь сообщил человечеству Б;гооткровенные книги; таковы, например, Моисей (4, 162; 17, 139-141; 19, 53; 28; 29-35), Давид, которому Б-г сообщил Псалмы (27, 15), Соломон (кн. Притч, там же), Иисус (4, 254) и, наконец, естественно, Магомет.

Самого себя Магомет назвал последним пророком (33, 40). Это представление Магомет также заимствовал от Иудаизма, который признал пророчество в позднейшее время прекратившимся (Йома, 9б). По мнению Иудаизма, последний пророк относится ещё к 5 веку до хр. эры. Согласно Исламу, пророчество возможно лишь при монотеистическом миросозерцании. На язычников Б;жественное откровение не распространяется (19, 59). Впрочем, язычники, признающие Единого Б-га и поклоняющиеся Ему, могут удостоиться откровения Б;жия (6, 83). Талмуд также считает возможным для язычников получение Б;жественного откровения и причисляет к таким языческим пророкам Билама, Йова и четырёх его товарищей (Бава Батра, 15б). Магомет мотивирует это тем, что «Б-г возвышает того, кого хочет возвысить» (6, 83). Здесь имеется нечто вроде избрания по милости Б-жьей, которое в христианстве сильно подчёркивается в посланиях апостола Павла. Между тем, остаётся весьма сомнительным, можно ли в этом усмотреть непосредственное влияние христианства на Магомета. Дело в том, что, особенно во время своего пребывания в Медине, пророк неоднократно приходил в соприкосновение с теми своими еврейскими противниками, которые, вопреки воззрениям Талмуда, не желали признать его пророческой миссии в виду его нееврейского происхождения. Поэтому вышеприведённая мысль, которую он противопоставлял их нападкам, была в устах его весьма естественна.


Тора и Б-гооткровенное учение

От Иудаизма Ислам воспринял представление, что Б-г открывается людям не только случайно, чтобы объявить им о Своей воле непосредственно или через пророчество, но и при посредстве книги (kitab). Отсюда, естественно, вытекает постоянное воспитание человека в духе справедливости, нравственности и истинного познания. Древнейшими Б-жественными книгами Магомет признал Тору (Пятикнижие Моисея), Псалмы и Евангелие. Суры, в которых заключается это признание, все датируются от периода, последовавшего за бегством пророка из Мекки в Медину. Только о Псалмах он упомянул ещё в Мекке, причём даже цитирует (21, 105) один из стихов Псалмов (именно Пс., 37, 29). Вообще же в первый период своей деятельности Магомет говорил о Библии в общих чертах, без более точного определения её отдельных частей. Святое Писание служит «руководством для благочестивых» (2,1). Подобное же значение Магомет приписывал, конечно, и Корану. «Третью» книгу после (Торы и Евангелия) Б-г ниспослал через Магомета, дабы не явилось предположения, будто только евреи и христиане удостоились милости получения Б-жественной книги (6, 156-57). Письменное законодательство играет в Исламе весьма видную роль и ему придаётся огромная ценность. Евреи и христиане, как «народы Писания» (ahl al — Kitab), имеют значительное преимущество перед язычниками. Даже в то время, когда Ислам занял враждебную позицию относительно приверженцев других монотеистических религий, он не перестал делать большое различие между последними и язычниками, не обладавшими «Б-жественною» книгой. Б-г даровал Моисею Тору, которую он предназначил для детей Израилевых (32, 23), и, благодаря дарованию Торы, последние стали избранным народом Б-жьим (32, 35). Правда, Магомет обвинял евреев, не признавших его и часто глумившихся над его противоречивыми учениями, в том, что они своими измышлениями затемнили истину Б-жественного учения, преподанного им Г-сподом через Моисея (6, 91). Отношение Корана к Торе и Евангелиям определяется в следующих словах: «И эта книга Б-гооткровенная и благословенная, признающая более древние книги истинными» (6, 92).

В первое время, когда Магомет находился ещё в значительной зависимости от своих еврейских учителей, он ценил Тору значительно выше Корана: Б-г сообщил Моисею всю книгу и тем самым доверил израильскому народу умственное превосходство и дар пророческий (45, 15). Лишь гораздо позже Магомет стал учить, что Коран равноценен Торе или даже представляет точную копию книги, дарованной Моисею; Тора в своём теперешнем виде, когда содержание её уже не совпадает с содержанием Корана, является результатом фальсификации. Кроме «Писания» (Библии), Магомет знает и другие религиозные сочинения, которые также Б-гооткровенного происхождения и служат толкованиями и дополнениями к Торе (т.е. к Пятикнижию). Магомет несомненно узнал от евреев о том различии, которое они делают относительно значения Торы и важности других священных книг. Язычники же не обладают ни Б-гооткровенным законом, ни иными священными сочинениями (34, 43).


Рецензии