Цинизм и здравый смысл, или Ну я же переживаю!

То, о чем я напишу, прозвучит, наверное, цинично с чьей-то точки зрения. Но сказать об этом мне хочется давно.

«Ты бесчувственный. Как ты можешь спокойно спать, если твой отец болен?»
«Как ты можешь спокойно сидеть здесь, если твой сын уехал с классом за город и не звонит?»
«Как ты можешь не переживать, если… ?»
«Как ты можешь…?»
Знакомо?

Уж раз за жизнь (а думаю, гораздо чаще) мы все эти фразы слышали, правда? Говорят нам их обычно не в самые радостные минуты – если беда, если что-то случилось, если болезнь или несчастье с близкими. И предполагается, что результатом их должно стать так называемое «хорошее» поведение… правильное, так сказать. Полезное. Нужное. Еще предполагается, что говорящий это искренне желает помочь и вам, и тому, с кем беда.
Но по факту эффект их – прямо противоположный. На самом деле они про то, что – если ты не дергаешься, не треплешь себе нервы и не бегаешь по потолку, то ты плохой.
Всегда ли эти упреки справедливы, надо ли их учитывать? И всегда ли они дают положительный, «полезный» результат?

Предположим, у вас серьезно болен кто-то из близких. Настолько серьезно, что в больнице, в реанимации, операция идет, ну и так далее. Это плохо, очень плохо. Но.
Эмоции, конечно, никто не отменял, и они глушат и отключают голову очень быстро и напрочь. Поэтому первое, что нужно сделать, - их вылить. Плачем, криком, воем, швырянием подушек или битьем посуды, раздиранием в клочья бумаги – непринципиально, но нужно обязательно. Иначе сожжет (вырубит, разорвет – кого как).
А вот когда первый «нервяк» немного уляжется, давайте попробуем включить голову.
Спросите себя: чем вот конкретно я сейчас могу помочь тому, кто в беде? Что я могу сделать, чтобы ситуацию улучшить?
Я могу поговорить с врачами, чтобы узнать состояние больного, перспективы, необходимость закупки каких-то лекарств, которых нет, еще чего-то, что нужно пострадавшему вот прямо срочно. Узнать, какие действия от меня потребуются в самом ближайшем будущем (как правило, ответ чаще всего бывает – «идите домой, как только что-то прояснится, мы сообщим, нет, к нему пока нельзя»). Выяснить, что придется достать-купить-обеспечить завтра или послезавтра. И главное – понять, нужно ли ваше присутствие рядом с ним.
Бывает, что и да: после операции сиделка в палате больному необходима, а их часто не хватает. Или, к примеру, не хватает санитарок, и надо – действительно надо – обеспечивать чистоту в той же самой палате. Или – если это ребенок – ему обязательна мама рядом. Вот тогда – да. Тогда вы действительно важны именно в этой больнице и именно рядом с человеком.
А бывает, что и нет – в реанимацию действительно никого не пускают. И надобности в «дежурстве под дверью» вообще-то и нет.
 Но измотаете вы себя таким «дежурством» совершенно точно, потому что обычно  под дверью в реанимацию даже стульев нет (читай много часов стоять на ногах). Будучи измотанным, вы не в состоянии будете помочь, когда это станет действительно необходимо. И нет гарантии, что помощь не потребуется уже вам, и без того занятому до предела персоналу придется оторваться, в том числе, и от вашего любимого больного – ради вас. И смысл…?
Поможет ли, исправит ли дело ваше многочасовое сидение под дверями больницы? Польза бессонной ночи с пузырьком валерьянки в обнимку? От того, что вы не спите, измотаны, присутствуете там, где ничем не поможете, вашему любимому человеку легче станет? Уменьшится ли его боль? Принесет ли это ему облегчение? (кстати, чаще всего не только не облегчение, а наоборот – еще и больной будет переживать за вас, отнимая у себя силы на выздоровление). Польза от этого всего – какая?
Обычно никакой.
Но – «я же переживаю!».
Но зато «княгиня Марья Алексевна» скажет, что вы прекрасная жена, мать, отличный отец, муж – как же, много часов под дверью операционной просидел (хотя просили уйти, не раз просили).
Подумайте, кстати, и о том, что совсем скоро на реабилитацию больного потребуются деньги. Много денег. А вы не на работе, да и сил уже почти не осталось, все на «дежурство» ушли…
Продолжать?

Предположим другую ситуацию. Поздний вечер, ваш подросток… ну, скажем, позвонил и сказал, что он задерживается, скоро будет, ждать не надо, ложись спать я сам доберусь встречать не надо я не один.
Чем, вот по-хорошему, может помочь нормальная мать?
Удостовериться, что ребенок жив (раз звонит, значит, живой), здоров и цел (либо слышно по голосу, либо напрямую спросить), не в милиции (обычно тоже хватает прямого вопроса). Если не здоров и не цел, спросить, где он, нужно ли забрать его оттуда, вызвать такси и поехать, а дальше по обстоятельствам – может, придется и в больницу (собрать самое необходимое, взять с собой, если надо). Если в милиции, спросить, где именно, взять документы и опять же поехать туда самой (если деточка несовершеннолетний – обязательно).
Если здоров и цел, выдохнуть, попросить быть осторожнее на улице. Напомнить еще раз про комендантский час. Спросить, есть ли деньги на транспорт и на телефоне (на телефон, при необходимости, перевести некую сумму самой), на проезд – скорее всего, ребенок догадается занять у друзей. Поинтересоваться, во сколько любимое чадо собирается нарисоваться домой. Минут за двадцать-тридцать до «часа Х» позвонить еще раз и напомнить, что пора бы и двигаться в сторону дома, а заодно еще раз удостовериться, что жив-здоров-по-списку.
Если не спится (нервы не казенные), можно заняться чем-то, что давно откладывали; польза двойная – и дело сделано будет, и, когда что-то делаешь, отвлекаешься и не так сильно нервничаешь.
Ну, и не набрасываться с упреками с порога, а поговорить утром, что называется, «на спокойную голову» и объяснить, какие именно последствия для вас лично имеет эта его выходка, озвучить просьбы (лучше, если они будут реальные – например, «вернись до 23 часов», а не «сиди дома и никуда не ходи»). Чаще всего, совесть у подростков пока еще есть, и вас, скорее всего, услышат.
Что сделает в этом случае «хорошая» мать?
Будет висеть на окне, метаться от окна же к двери, звонить каждые пять минут. Пить валерьянку (пустырник, феназепам, по списку) и рыдать. Если – не приведи Бог – что-то случится неприятное, помчится на выручку, но документы впопыхах забудет, потому что нервы. А когда живое и здоровое любимое чадо таки вступит в дверной проем, обрушит на него все от «ты же мог попасть в милицию!» до «я не сплю, а мне нельзя волноваться и завтра на работу!!». Итог? Думаю, скандал. Потому что подросток и так-то не самая адекватная личность на свете, а уж ночью… когда или после свидания (розочки в глазах), или просто устал и спать хочет… Словом, буря будет, да.
Эта буря что-то изменит? Поможет вашему ребенку быстрее добраться до дома? Вытащит его из, не приведи Господи, неприятностей? Вряд ли. А вот вы в критический момент будете в «никаком» состоянии и действовать в полную силу не сможете.

И для чего…? Опять из-за того, что «все скажут…»?
Можно много привести таких же примеров: и большой кредит, и ребенок уехал в другой город с классом в первый раз… и мало ли что случилось еще. Но в любом случае - зачем оглядываться на этих страшных «всех, кто скажет»? Если вам так важно их мнение и участие в вашей жизни, предложите им помочь. Попросите занять денег, съездить в больницу, посидеть с ребенком, пока вы мотаетесь по делам, взять на передержку кошку. Вот это будет – действительно забота о вас и о том, кто вам дорог.
А все остальное – это не забота, это так… желание самоутвердиться за ваш счет чаще всего. Ну, вспомните старую поговорку про собаку и караван, в конце концов.
И пусть ваш караван всегда идет своим путем, без оглядки на собак, княгинь и доброхотов.

Если у вас возникнут вопросы или желание получить психологическую помощь, вы можете обратиться в скайп a-chinuchina или написать мне через ВКонтакт: https://vk.com/alinagroop


Рецензии