Образец

7 мая 1903 года родился Николай Заболоцкий

ОБРАЗЕЦ

В третьем классе он выпускал рукописный журнал "Утро". Записывал в него события малой Родины, под Казанью, сочинял стихи. Впервые здесь упомянул имя северского князя Игоря Святославича.
А скоро с отцом-агрономом и матерью - учительницей переехал к новому месту жительства. Но уже никогда не оставлял сочинительства, и с возрастом стих его только креп.
Время становления Николая заболоцкого пришлось на серебряный век русской поэзии. И как раз он, как никто другой, сумел вобрать в себя все веяния и течения нового времени. Имажинисты, акмеисты, футуристы. реалисты - все уживались и в его круге общения, и в его творчестве.
Заболоцкий переписывался с Циолковским!
Сама судьба прислала русской литературе этого человека. Словно губка, он вбирал в себя всякое новое слово и веяние, и при первой возможности возвращал это людям. Заболоцкий был из тех, кто мирил непримиримое и совмещал несовмещаемое. Он любил повторять слова Николая Лескова о том, что: " льзя и то, чего не можно". Просвещеннейший человек эпохи, в пролетарской среде он стал мостиком между великим и низменным. И всегда поднимал собеседника и читателя, и никогда не опускался ниже собственного таланта.
Но время ему досталось такое, что жатва на Божьей ниве приносила жуткий урожай, несмотря на доброе семя. Получил свою часть общенародной беды и Заболоцкий. Но даже лагерный опыт он сумел обратить на пользу своему таланту. И в подневольной поэме "Горийская баллада" он вышел далеко за рамки песни о Сталине. Он воспел гордый кавказский народу, у которого

"...основания каменные хижин
Из первобытных сложены булыжин".

И попробуйте в дух строках показать многовековую историю Грузии лучше. А у Заболоцкого получилось. Как получился и перевод "Витязя в Тигровой шкуре" Шота Руставели, который сами горцы считают непревзойденным
После лагерей уже немолодой, уже знаменитый, уже почти слепой он побывал в своей первой школе. Оказалось, что здесь существует музей Заболоцкого. И здесь старый учитель передал ему уже забытый самим поэтом рукописный журнал "Утро". Тот самый , с упоминанием северского князя Игоря Святославича.
Это стало искрой, воспалившей самые глубины поэтической души. Николай Константинович приступил к переводу "Слова о полку Игореве". И сделал его таким, что поставил в один ряд с классическими переводами Гнедича и Жуковского.
Прожил Заболоцкий мало - всего 55 лет. Но талант его расплескался на столетия. И когда мы говорим о величии русского народа, то всегда помним , что величием своим мы обязаны и Николаю Заболоцкому.

...

Николай Заболоцкий

ГДЕ-ПОЛЕ ВОЗЛЕ МАГАДАНА

Где-то в поле возле Магадана,
Посреди опасностей и бед,
В испареньях мёрзлого тумана
Шли они за розвальнями вслед.

От солдат, от их лужёных глоток,
От бандитов шайки воровской
Здесь спасали только околодок
Да наряды в город за мукой.

Вот они и шли в своих бушлатах –
Два несчастных русских старика,
Вспоминая о родимых хатах
И томясь о них издалека.

Вся душа у них перегорела
Вдалеке от близких и родных,
И усталость, сгорбившая тело,
В эту ночь снедала души их,

Жизнь над ними в образах природы
Чередою двигалась своей.
Только звёзды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей.

Дивная мистерия вселенной
Шла в театре северных светил,
Но огонь её проникновенный
До людей уже не доходил.

Вкруг людей посвистывала вьюга,
Заметая мёрзлые пеньки.
И на них, не глядя друг на друга,
Замерзая, сели старики.

Стали кони, кончилась работа,
Смертные доделались дела…
Обняла их сладкая дремота,
В дальний край, рыдая, повела.

Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь одни созвездья Магадана
Засверкают, став над головой.

1956


Рецензии