Пять почему Тоёды и МАК

Говорят, что отец Киитиро Тоёды*, основателя компании Toyota, Сакити Тоёда (Toyoda Sakichi, 14.02.1867 — 30.10.1930), придумал и пользовался правилом «пяти почему» во всех непонятных ситуациях.

Правило очень простое. Возьмём в качестве примера такое желание, как родить ребёнка и один из возможных вариантов ответов. Задаём пять вопросов так, что каждый следующий вытекает из ответа на предыдущий.

Например, часто встречающаяся ситуация с желанием родить ребёнка.

1. - "Почему я хочу ребёнка?"
Отвечать надо долго не думая, честно.
Многие отвечают: - "Потому что я хочу смысл жизни и так все живут."

2. - "Почему я хочу именно ребёнка, как смысл жизни "как у всех", и разве у меня без него нет "своего" смысла жизни?"
- "Потому что люди так живут. И о ребёнке надо заботиться, кормить, одевать, любить его, радоваться за него и вместе с ним его успехам, давать ему самое лучшее. Потому, что так я буду занята... и не буду думать о себе самой и о поиске чего-то ещё в себе.

3. -"Почему мне нужно всё это делать, чтобы быть занятой и о чём в себе, про себя я не хочу думать, что в себе я избегаю найти?"
- "Чтобы жить наполненно и счастливо, любить, быть нужной, занятой важными делами — то, чем я сейчас занимаюсь мне недостаточно. Я чувствую свою неполноту, нецелостность, ненужность, неважность,... так как в детстве у меня не было достаточно любви и заботы, уважения, внимания. Да, похоже, я хочу как бы "закрыть" свои внутренние "дыры" ребёнком. А ещё, я не знаю своего предназначения и иного смысла для своей жизни, не знаю чего хочу на самом деле "своего". И я боюсь этого, чего не знаю в себе, своих желаний истинных. Боюсь быть другой, отвергнутой, потерять общение."

4. -"Почему эта занятость сделает меня наполненной и счастливой, это именно то, что действительно восполнит меня, закроет мои "дыры" и поможет мне понять моё предназначение, узнать себя, перестать бояться?"
- "Когда помогаешь другим, отдаёшь, то и тебе помогают, дают. В материнстве женщина раскрывается, больше становится собой. В то же время, из пустого сосуда не нальёшь и стены без фундамента не возведёшь, нельзя дать то, чего у самой нет. Значит без восстановления своей целостности и без знания себя самой, я ни сама не буду счастлива, ни ребёнка не выращу счастливым. Чем больше я избегаю того, чего боюсь, тем хуже становится. Похоже, мне прежде всего не хватает общения с самой собой."

5. -"Почему ты ищешь счастья в другом, ресурса и восполнения, исцеления своих страхов в ребёнке, в материнстве, это выход?"
- "Это не выход, так как решение внутри меня самой. Я не хочу делать из своего ребёнка себе лечение, "заплатку", это не сработает. Я хочу его любить, помочь ему расти счастливым, целым, свободным. Просто вокруг так живут, мои родители так жили. Я хочу быть счастливой, но сейчас этого нет и я себя не знаю. Значит надо узнать себя, принять, исцелить, восполнить, стать счастливой самой, а потом уже рожать детей."

Хотеть родить ребёнка, растить его счастливым и самой быть ещё счастливее — замечательное желание! Но похоже, лучше переставить желания местами по времени. Получается, что сейчас есть более актуальное желание и для начала нужно разобраться с собой.


У господина Тоёды получалось найти первопричину, которая сокрыта от внешнего сознания, познакомиться с собой получше за пять последовательных честных вопросов и ответов. Я не знаю достоверно, он ли придумал этот прекрасный способ или, может быть, он тоже у кого-то научился. Возможно, вопросов может быть больше или меньше чем пять — во всяком случае у женщин. В любом случае — благодарность автору!

Этот прекрасный способ замечательно работает с использованием ассоциативных метафорических карт, что позволяет точнее и быстрее разобраться, установив связь с подсознанием, и избежать уловок ума. Понадобятся колоды PERSONA и OH или вместо OH можно взять наборы SAGA и(или) MYTHOS, по ситуации.
Вопросы о любом желании, для выявления его истинности, формулируем примерно так же, последовательно, в необходимом количестве. Отвечающий сам точно записывает вопросы и ответы. При необходимости возможна помощь психолога в соблюдении точности и формулировании вопросов, чтобы помочь преодолеть отвечающему самосаботаж. И в каждом из ответов после записи разбираем подробнее:
а) Какая я при этом становлюсь? (Одна карточка из PERSONA.)
б) Куда это меня ведёт, к чему приводит? (Одна карточка из OH или SAGA и(или) MYTHOS, возможно, с последующими уточнениями.)

По ходу сеанса психолог ведёт необходимые записи, отмечает мимику и движения отвечающего, фиксирует объяснения и ремарки по ходу, которые сам отвечающий не записывает. Это так же учитывается при анализе.

Всем счастья и искренности с собой!

* В 1924 году Сакити Тоёда изобрел автоматический ткацкий станок Тойода модель G. Принцип дзидока, означающий, что машина останавливается сама, когда возникает проблема, стал позже частью производственной системы Тойоты. Ткацкие станки собирались на небольшой производственной линии. В 1929 году патент на автоматический ткацкий станок был продан британской компании, а полученная от продажи сумма стала стартовым капиталом для развития автомобильного производства.

В 1929 году Киитиро Тоёда, сын Сакити Тоёды, совершил поездки в Европу и США для изучения автомобильной промышленности и в 1930 году приступил к разработке автомобилей с бензиновым двигателем. В 1933 году компания по производству автоматических ткацких станков Toyoda Automatic Loom Works создала новое отделение, специализирующееся на производстве автомобилей. Его руководителем стал Киитиро Тоёда.


Рецензии