Сыновья, пропавшие без вести... Часть 2

   - Война шла уже долгие три года,- продолжил свой рассказ дедушка Митя, - по утрам я включал радио и слушал дикторские сводки с фронтов.  Однажды диктор Левитан сообщил о Курском танковом сражении. Говорил, что битва длилась почти два месяца: с июля по  август сорок третьего года и закончилось большими потерями с обеих сторон. Битву мы выиграли. Тогда машинально подумал: «Раз это большая танковая битва, то сыновья могли в ней принимать участие.  Они оба танкисты, а вдруг с ними что-нибудь случилось?» Мне стало нехорошо от возникшего предчувствия, в народе недаром говорят:
   - Родители первыми предчувствуют беду, которая произошла с их детьми.
   Чтобы не напугать недоброй вестью Маланью, выключил радио. Сел, как ни в чём ни бывало, подшивать валенки дочери Анюте. Но материнское сердце не обманешь... По-видимому, она заметила, как я поспешно выключил приёмник, подошла ко мне и тихо спросила:
  - Митя, ты зачем выключил радио, может, что-то про танковые войска, в которых служат дети, услышим. Знаешь, у меня  последнее время  тревожно на душе. Нехорошие сны про сыновей снятся. Вот и сегодня приснилось, что они стоят передо мной красивые, здоровые и улыбаются  ласково, а потом печально помахали мне рукой и растаяли в чёрном огненном облаке. Я в страхе проснулась и больше, до самого утра, глаз не сомкнула. Скажи, пожалуйста, сколько уже месяцев нет от детей весточки, давай вместе посчитаем. Ведь, как Алёша прислал письмо из-под Сталинграда, так больше  писем от него не приходило. Колюшка тоже не ответил нам весточкой после лечения в госпитале. Да, уже почти шесть месяцев почтальонша в наш дом не заглядывала. Неужели, с ними что-то произошло?
   Я нарочно строгим голосом стал её успокаивать:
  - Ну, что ты, жена, удумала, всё с ними хорошо. Скоро письма придут, раньше такое уже было, когда сыны подолгу молчали. Сама знаешь, начало сражений рассекречивать нельзя. Может, их перевели на другое направление. Зря не горюй,  почта  где-то в пути. Привезут письма в нашу Ельцовку, и вести с фронта порадуют душу. Пойди лучше приляг на диван... Отдохни, всего не переделаешь.
 
   И вдруг дедушка резко замолчал. Достал из брюк кисет, сделал самокрутку из самосада, вставил в мундштук и затянулся. Я заметила, что руки у него мелко-мелко задрожали. Сердцем догадалась, что он подошел к главному моменту рассказа, поэтому так сильно разволновался.  Помолчал... Вынул из  кармана рубашки носовой платок, вытер им глаза, покрасневшие от слёз. Собрался с духом и продолжил:
  - Письмо вскоре, и правда, пришло, но не от сыновей. Было это в конце августа 1943 года.  Почтальонша Зинаида Никулина побоялась его принести домой.  Люди по-разному реагировали на заказные письма - похоронки. Случались истерики, обмороки, инфаркты и даже мгновенные смерти. 
  Она пришла в школу и сказала дочке Анюте:
   - Анюта, скажи своему отцу, чтобы он зашел на почту за заказным письмом.      
   Раньше Зина сама приносила письма, её необычная просьба встревожила меня. Страшные, тревожные мысли полезли в голову. Нужно было что-то срочно придумать для жены, куда я и зачем пошёл, чтобы не напугать её.  Решил попросить дочку:
  - Анюта! Не говори маме о письме, вдруг там  плохие вести. У неё слабое сердце, лучше сам узнаю, что в нём написано.  Выполни мою просьбу: подойди ко мне в присутствии матери и скажи:
   - Папа,  тебя зовёт к себе дядя Андрей: надо помочь ему выкопать новый колодец.
  Дочка так и поступила, я спокойно отправился на почту. Только  спокойствие навсегда закончилось, как только переступил её злополучный порог. Да, Люда, это было то страшное письмо, которого панически боялись люди.  В нём сообщалось:
   - Ваши сыновья Алексей и Николай Дегтярёвы – танкисты,  пропали без вести во время Курской битвы. Наградные листы и награды будут высланы вам в военкомат  по месту жительства. Там их можно будет получить.
   Я крепкий мужчина, многое в жизни повидал, но в этот момент небо передо мной закружилось, и земля уплыла из-под ног. В одно мгновение наша семья потеряла сразу двух сыновей на войне. Не удалось мне тогда подготовить жену к горестной вести. Соседи сообщили ей:
   - Ваш Дмитрий Михайлович получил письмо на почте. Прочитал и потерял сознание.  И сейчас в ней всё ещё лежит в беспамятстве.
   Маланья с дочкой прибежали туда, чтобы забрать меня домой. Жена сама взяла из моих рук похоронку, прочитала и,( как потом рассказывала Зинаида Никулина), снопом повалилась на цементный пол. Мне кто-то поднес нашатыря, я понюхал и  пришёл в себя. Маланьюшке нашатырь не помог, так и увезли болезную без сознания в больницу.  После проклятой похоронки у неё помутился разум. Она не понимает, что сыновей нет в живых. Встречает их каждое утро с войны, хотя со дня Победы прошло уже десять лет.
  Мне от всего сердца жалко жену, я подыгрываю Маланье, чтобы  продолжить её жизнь на земле. Да, фашистская Германия осиротила наш дом. Наталья, невеста Алёши, осталась без любимой половинки и Люба тоже. Не удалось нам с матерью понянчить детушек Алексея и Николая. Не продолжили внуки род Дегтяревых. Миллионы людей лишил жизней злой антихрист Гитлер со своей лютой армией. Одно утешает меня, что сбылась мечта сыновей: раздавили, разгромили фашистских гадов в их логове.
  Жаль только, что не увидели дети при жизни ночного майского салюта 9 мая 1945года в Москве вместе со всем народом-победителем.  Но ничего, я думаю, они с небес смотрели на  великий праздник и от всей души радовались.  Мы с матерью живем помаленьку и ждем наших сыновей. Ведь в похоронке не было написано, что сыновья убиты, а просто пропали без вести. Сколько бы ни прошло времени, в наших душах будет всегда теплиться искорка надежды:
   - Может, они все-таки живы?
  Рассказ дедушки растрогал меня до слёз. Я обняла его и сказала:
  - Деда Митя! Я буду вместе с тобой и бабушкой ждать  Алёшу и Николая с войны. Когда сильно любишь, веришь и  ждешь - то чудо сбывается.
   Дедушка прижал меня к груди и тихо произнёс:
  - Спасибо тебе, Людмилка, зато, что ты выслушала мою исповедь. Я до тебя об этом никому не рассказывал: боль закрыла дверцу в  сердце. Теперь будто тяжелый груз свалился с плеч, даже немного полегчало. Ладно, внучка, уже вечереет. Пошли-ка, пить чай с малиновым вареньем к бабушке Маланье. Оно у неё самое вкусное на свете.
   Дедушка взял меня за руку, и мы отправились в дом: пить чай. Продолжать жить в новом, спокойном от взрывов мире.

 


Рецензии
Страшное горе принесла та война почти в каждый дом тогда. Очень пронзительно и
печально прозвучал рассказ дедушки внучке о получении похоронки. Знаю по рассказам, что никто не соглашался тогда работать почтальоном. Сердце не выдерживало видеть горе родных погибших. Но об этом надо писать, чтобы молодое поколение видело, какой ценой была одержана Великая Победа над фашизмом. Спасибо Вам огромное, Людмила, за этот рассказ.Взволнована прочитанным.
Творческих Вам успехов.
С уважением и признательностью. Галина.

Галина Гостева   07.07.2019 16:16     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая, ещё раз, я очень рада, что рассказ понравился. Сердечно обнимаю.

Людмила Лукьянцева   08.07.2019 10:36   Заявить о нарушении