Николай Васильевич браниться бы не стал...

В нынешнем году исполнилось 210 лет со дня рождения классика мировой литературы Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). К этой дате Московский областной театр драмы и комедии подготовил по бессмертным произведениям Гоголя два премьерных спектакля – «Записки сумасшедшего» и «Ревизор». Премьера спектакля «Записки сумасшедшего» прошла 25 апреля, а премьера пьесы «Ревизор» в постановке режиссёра из Штутгарта Михаила Рыбака состоится 24-25 мая.
Повесть «Записки сумасшедшего» была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году с заглавием «Клочки из записок сумасшедшего». Как полагают исследователи творчества Гоголя, предтечей «Записок сумасшедшего» являлся замысел незавершенной писателем комедии «Владимир третьей степени». Её главный персонаж так сильно жаждал получить за свою службу орден Святого Владимира, что не получив его, сошёл от огорчения с ума и сам стал воображать себя Владимиром 3-ей степени.   
Повесть «Записки сумасшедшего» считается одним из наиболее глубоких произведений Гоголя. В ней трагическое и смешное переплетаются между собой, вызывая и смех и слёзы. Грань между сумасшествием персонажа и нормальностью его суждений весьма хрупка и порой размыта. И на это явно намекают соавторы спектакля – московские режиссёры-постановщики Николай Прапорщиков и Александр Смирнов. Они же стали сценографами и подобрали музыкальное оформление к своей премьерной постановке.    
Фамилия главного героя –  Аксентий Иванович Поприщин – выбрана Гоголем не случайно. Его персонаж явно недоволен скромным масштабом своей чиновничьей должности. Над ним довлеет идея поиска своего неведомого «поприща» на более высоком административном уровне. Он недоволен, что им, дворянином по происхождению, помыкает какой-то безродный начальник отделения городского департамента. Завышенная самооценка и зависть к уровню материального благополучия чиновников губернского уровня постепенно сводит его с ума, а «великим поприщем», о котором он так страстно мечтал, становится пребывание в психиатрической лечебнице, где герой повествования возомнил себя испанским королем Фердинандом VIII.
В аннотации к спектаклю говорится, что трагикомедия «Записки сумасшедшего» посвящена мелкому петербургскому чиновнику. «Эти люди не производили ничего полезного, кроме ненужной бюрократической волокиты, - написано в аннотации. – Между тем, каждый из них мечтал о восхождении по карьерной лестнице для получения ещё больших незаслуженных благ и большей власти над себе подобными чиновниками. Давайте задумаемся: а многое ли изменилось с тех пор?»
Действительно, много воды утекло с гоголевских времён, а что изменилось в поведении чиновников всех рангов, которые якобы заботятся о благе народа, а на самом деле усердно продолжают поклоняться своему главному божеству – Мамоне? Не потому ли так актуально звучит идея этой повести и в сегодня? Сегодняшнему зрителю под видом бреда сумасшедшего Гоголь и современные интерпретаторы его повести  открывают не только духовное убожество и нравственную пустоту чиновничьей среды, но вскрывают глубинную паразитарную суть цивилизации, её «ценностей», её гибельный путь всепоглощающего общества потребления. И, видимо, не случайно авторы спектакля, практически не искажая текст Гоголя, взялись за сценическую постановку этого произведения. Их не смутило, что «Записки сумасшедшего» идут в Московском драматическом театре «Сфера» в постановке Александра Парра, в театре имени Вахтангова в постановке Камы Гинкаса, в Московском областном Губернском театре в постановке Сергея Безрукова, в столичном театре «Синематографъ» в постановке Андрея Назаренко и даже в театре-студии «Балаган». Так что ногинские театральные гурманы могут съездить в столицу нашего коррупционного государства и сравнить постановку в Московском областном театре драмы и комедии с постановками в других театрах.             
На пресс-конференции в Московском областном театре драмы и комедии московский режиссёр Николай Прапорщиков признался местным журналистам, что 39 лет назад он прочитал «Записки сумасшедшего», понял, что это потрясающий материал и загорелся идеей сделать сценическое воплощение этой повести. И вот его мечта осуществилась! Насколько это удалось лучше всего, разумеется, будут судить взыскательные зрители. После окончания спектакля они долго аплодировали актёру, соавтору моноспектакля и исполнителю главной роли Александру Смирнову. Ему удалось в течение полутора часов держать зрительный зал в напряжённом внимании к динамично происходящему на сцене монологу сумасшедшего: «Я – чиновник. Я благородного происхождения! Я – дворянин!.. За что меня здесь мучают?.. Спасите меня!.. Возьмите меня!», – взывает Поприщин к зрителям со сцены.
А почему бы для более близкого эмоционального контакта со зрителями Поприщину не сбежать со сцены хотя бы пару раз прямо в зрительный зал? Я, например, сидел на премьере в седьмом ряду партера рядом с дамой, предки которой тоже когда-то были дворянами. Господин Попришин, моя дама с вами одной крови! Она тоже благородного происхождения (в отличие от меня)! Почему бы Вам не споткнуться и не плюхнуться возле её крайнего кресла? Почему бы не взглянуть на неё молча нежным взглядом с сумасшедшенкой в зрачке? Вы это мастерски умеете! Или могли бы преклонить перед нею колено. Или, ещё лучше, положить свою сумбурную голову на её колени? И она Вас, уверен, не стала бы отвергать. И даже не осудила бы. Она понятия имеет! Может даже погладила бы ладонью по вашей преклонённой голове и сказала: «Вас вылечат, Аксюша… Вылечат и Вы ещё женитесь, и потомство славное иметь будете… Зуб даю…» И, думаю, Николай Васильевич браниться не стал бы за эту импровизацию…               

На снимке: Александр Смирнов в образе Аксентия Ивановича Поприщина. 
Фото Татьяны МАЛЫГИНОЙ
5.05. 2019


Рецензии