Мечтающая стать писателем

     Публикуя эту статью,  опять я рискую вызвать шквал критики. Вновь будут упрёки, что, дескать, придумала эту девочку и отредактировала вопросы и ответы…
 
  Да пускай, решила, - пускай  думают, что хотят, верят или не верят. Заранее предвкушая обвинения, заявляю, что именно ТАК  отвечала моя протеже.

  И второе. Знаю, что большинство адекватных, нормальных авторов Прозы мне верят. Прочитав, они поймут, насколько разная растёт молодёжь. Причём, я не специально подбирала героев – так уж получилось.  А теперь вам судить.

               МЕЧТАЮЩАЯ СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ.

     Высокую тоненькую  девочку, ученицу 10 класса, привела ко мне знакомая учительница - с просьбой  прочитать рассказы ученицы.

 Рассказы понравились.  Ошибок почти не было, лишь  мелкие стилистические недочёты. Читали их вслух, обсуждали. Так началось наше общение.

    Что удивляет в облике Даши – так это отсутствие задора. Тихое спокойствие  веет от её  лица. И глаза почему-то всегда с лёгкой грустинкой,  зато каким милым становится лицо при улыбке!   
 
   Даша мечтает стать писателем.  А я задумалась, когда же получают люди тот внутренний толчок, от которого расцветает в душе прекрасный цветок – Творчество?
   
     Она родилась и выросла в небольшом городке с красивым названием - Белоярский. Казалось бы, суровая северная природа не располагает ни к романтичности, ни к мягкости. Народ здесь, в основном, крепкий, стойкий, прагматичный.

    Откуда же в душе еще такого молодого автора проникновенная искренность, умение понять человеческую душу и отразить с её взлетами и падениями, волнениями, тревогами, надеждами?

    Даша задумывается, не зная, что ответить… Потом постепенно рассказывает.
Детство ее было счастливым: любящие, заботливые родители особо не баловали, но и диктата тоже не было – царило, по её словам, понимание.

    Мама – врач. Папа – работник  фирмы, озеленяющей город. В конце восьмидесятых они познакомились здесь, на Северах, решили остаться. Их сближало многое, особенно любовь к природе и к литературе.

    В 2002 родилась Даша. Болезненная, хрупкая девочка очень   любила, когда родители читали ей сказки. Рисовала любимых героев и в альбоме, и на стенах, и на полу. Как часто воображала себя рядом с ними, сочувствуя  и переживая за них.

    Любит до сих пор  зиму. Завораживают  порхающие снежинки за окном,  снегопад.
   Под Новый год лепили всей семьей снеговика. И девочка  страдала, если кто-то ломал его. Нет, не оттого, что было жаль потраченного труда… Снеговик казался ей живым, и она жалела его как живое существо.

    Может быть, именно тогда родилось в ее душе желание рассказать о том мире, который окружает  нас, но часто остается незамеченным, неоценённым.

     С шести лет Даша начала сочинять  сказки. И вымышленный мир казался девочке реальнее, чем настоящий. 

     Читать  научилась еще до школы. А в школе любовь к чтению лишь возросла.
 
   На мои вопросы отвечает, в отличие от Ильи, очень кратко,  сдержанно, сначала думает. Спрашиваю:

- Читаешь много?
- Да! Всегда читала много.
- А сейчас какие любимые авторы?
- Люблю Брэдбери, Булгакова, Бориса Васильева. Недавно прочитала его замечательную повесть «Не стреляйте в белых лебедей»!

    Заглядываю в блокнот, чтобы не забыть главные вопросы.

 -  Даша, а что, по-твоему, значит - любить жизнь?

  - Это  значит любить ее,  какой бы она ни была, со всеми  черными полосами. Я люблю жизнь.

              Улыбаюсь:
- И чёрные полосы у тебя уже были?
 - Были. Когда ссоришься с родителями, друзьями или учителями, наступает чёрная полоса...

- На первый взгляд, ты кажешься человеком немного замкнутым. Может, тебе не очень интересны окружающие люди с их мелкими заботами, суетой?

- Люди мне нравятся! Интересно наблюдать. И понимаю: каждый человек  как отдельная вселенная. В душе каждого есть добро, есть!  А зло возникает из-за непонимания.

- А что, на твой взгляд, главное в жизни?
- Главное в жизни?..  Это значит - любить ближнего, то есть принимать его таким, какой он есть, и помогать совершенствоваться.

- Не слишком ли это общая фраза?  Ну, как, например, ты можешь помочь совершенствоваться  какому-нибудь балбесу, для которого удовольствие  лишь развлекаться? Будет ли он тебя слушать или слушаться?

-  Надо просто оставить его в покое – для его же блага. Не надоедать нотациями, но показать ДРУГОЙ пример.

- Интересная мысль… А что больше всего ценишь в общении: эрудицию, знания, уверенность или воспитанность, например?

- Ценю искренность. Ненавижу ложь и лицемерие.
- А всегда ли их можно распознать, чтобы избежать ошибок?  Как догадаться, врёт человек или говорит искренне, правдиво?

- Это трудно. Иногда мне и самой тяжело это понять. 
- Как ты думаешь, всё ли в жизни зависит только от тебя? Или, как считают некоторые, всем управляет Судьба?

- Свой путь  МОЖНО выбрать, то есть поступить по  своему желанию.
- Категорично отвечаешь. Значит ли это, что человек  - хозяин своей судьбы? Ой, всегда ли?
- Пожалуй, нет, не всегда.
- А родители?  Какова их роль в жизни ребёнка, отчего зачастую возникает  отчуждение?

- Родители должны не только любить. Они должны понять, что их ребёнок – самостоятельная личность и достоин  уважения. Очень важно именно уважение!

- Есть ли у тебя какой-нибудь девиз в жизни или любимое изречение?
- «Через съехавшую крышу лучше видны звёзды».

      Не сразу поняв смысл, задумываюсь. Переспрашиваю:
-  А смысл? Какой в нём смысл?

      Даша улыбается:
- Простой! Неординарный человек  способен чаще увидеть то, на что не обратят внимание обычные люди.

- Есть ли в жизни для тебя то, что по-настоящему  может ужаснуть, чтобы душа содрогнулась?
- Ужасает, когда узнаю о предательстве – это самое  страшное, что может быть!
- В каком смысле – предательство?
- В любом!

     Она молчит, не собираясь  объяснять. Ну, что ж, задам другой вопрос.

- Думаю, ты поддержишь меня, когда я скажу, какую важную роль играют для каждого, особенно молодого человека,  дружба и любовь. Что, по-твоему, главное в этих отношениях?
- Любимый человек должен быть, прежде всего, хорошим другом и не превращаться в диктатора.
- А ревность? Это плюс или минус любви?
- Это, скорее всего,  этап жизни, когда учишься…  доверять любимому. Я должна научиться доверять.

- Любишь ли школу? С охотой или нежеланием идёшь туда? Были ли конфликты с учителями или одноклассниками?

- Конфликтов не было.  А школу люблю. Когда изучаем что-то интересное, иду с охотой. Но охота пропадает, когда заставляют учить то, что меня не привлекает.  Например, я не люблю Всемирную историю Средних веков: уж слишком там всё скучно. А вот 20-й век обожаю!

- Любимый предмет? Учитель?
- Любимые предметы – литература и история.  Любимые учителя – те, что  ведут эти предметы: Татьяна Евгеньевна и Ольга Михайловна.  Они и сами увлечены, поэтому слушать их интересно!  Задавать вопросы ещё интересней, и они не оставляют вопросы без ответов.

- Смотришь ли ТВ? Какие любимые передачи?

- Телевизор не смотрю принципиально. Нет интересных для меня передач. Смотрю фильмы по интернету.  Запомнился, например,  фильм «Чудо» -  о ребёнке с необычной внешностью.  Не люблю современные русские фильмы, предпочитаю старые, советские. Нравится Андрей Миронов в фильмах «Итальянцы в России». «Человек с бульвара Капуцинов».  А из современных  актёров – Александр Петров в фильмах «Притяжение» и «Лёд».

- Врачи считают, что дети в школе перегружены, нет у них времени на личную жизнь, увлечения, хобби. Ты согласна? Какие предметы ты исключила бы из школьной программы как ненужные? Какие предметы добавила бы для изучения?

- Дети перегружены, это точно. Сочувствую младшему брату. Мне кажется, что программы постоянно усложняют.

- Предметы исключать не надо, но НЕКОТОРЫЕ ТЕМЫ стоит исключить. Нужен второй иностранный язык, но ПО ВЫБОРУ. Сейчас я самостоятельно учу, кроме английского, французский. Летом была в языковой школе, познакомилась с французскими подростками.  От нас они ничем не отличались,  но показались мне более дружелюбными и открытыми.

- Нужны ли в школе оценки?
- Считаю, что оценки не нужны, они лишь очень занижают  мнение ученика о себе.  Лучше пояснять, что правильно, а что неправильно в ответе.  И некоторые учителя это понимают.  Ольга Михайловна, например, каждый ответ всегда рецензирует, объясняя, что было верным и в чём были ошибки.

- Какой, по-твоему, будет школа будущего?
- Боюсь, что в России она будет только хуже. Я читала про школы в Финляндии, где нет привычных нам школьных предметов, а изучаются явления и проблемы. Финское образование сегодня считается лучшим.

                Хмыкаю:
- Не совсем уверена в этом, но допустим, что так. А в чём, как ты считаешь, причины упадка российского образования?

- Государство мало внимания уделяет школе. В школу должны идти самые талантливые, чтобы стать хорошим УЧИТЕЛЕМ!  И главным  должно быть не образование, а ВОСПИТАНИЕ. Раньше  оно было на высоте, а сейчас ушло на последний план.  Оруэлл в  романе «1984» верно сказал, что чем ниже образованность, тем легче общество запугать и подчинить, тем меньше шансов, что люди будут бунтовать.

- Каких деятелей русской культуры, науки или какие другие личности можно назвать, на твой взгляд, великими?

     Задумалась.
- Достойных много. А вот великих… Михаил Лермонтов,  Михаил  Сперанский, Лев Толстой. 

- Можешь ли ты назвать себя патриотом России?  Как ты относишься к Путину?

- Я не могу назвать себя патриотом России.  Низкая культура людей причина тому. Путин, по-моему, хорош  только во внешней политике. Дело в том, что наша страна слишком большая, чтобы ею управлял один человек. Если бы у федеральных округов было бы больше автономии, и каждый губернатор был как малый президент, то, думаю, в стране было бы проще навести порядок. В свою очередь, губернаторы  должны будут обязательно отчитываться перед  Центральной властью, и спрос должен быть СТРОГИМ!

- О чём мечтаешь? Кем хочешь стать в будущем? Есть ли шансы, что мечта сбудется?
- Хочу стать писателем.
- Для чего?
- Чтобы рассказать о жизни.

 - Но ведь графоманы тоже рассказывают о жизни…
- А я  расскажу…  ПО-СВОЕМУ.

- Что значит, по-твоему, хороший писатель?
- Хороший, когда он реально и достоверно описывает жизнь. Надо пропустить жизнь через себя, чтобы понять... Но вымысел тоже нужен – тот, который тесно соприкасается с жизнью, вырастает из жизни. Истинный писатель отличается от посредственного тем, что его книги уникальны, в них его оригинальные мысли, идеи, отражённые в сюжетах и героях. В них должно чувствоваться дыхание эпохи.

- Писательский труд плохо оплачивается. Как, на какие средства жить будешь?
- Буду работать журналистом.  Это поможет мне узнать жизнь со всех её сторон. 

-  Где бы ты хотела бы провести  основную часть сознательной жизни?  Сейчас многие стремятся уехать из России. Утверждают, что на Западе или в США лучше. Ты согласна?

- Не думаю, что в США лучше. А вот насчёт скандинавских  стран стоит подумать.  Ещё нравится Шри-Ланка, я была там  год назад с родителями. Ездили по всему острову. Прекрасная природа, тёплый влажный климат. Были в Буддийском храме. Поразило, что нет в храме ни торжества ни величия, как в православии. Всё просто. 
Нет нигде ни суеты, ни шума. Люди очень простые и добрые. С каждым можно сесть рядом и пообщаться. Английский знают все.  А вот дети стеснительные.   

- Что для тебя наш Белоярский?
- Это моя родина.  Городок уютный, семейный. Уехав, я, конечно,   буду вспоминать его  добрыми словами.   

- Ты атеистка или верующая?
- Моя позиция – агностицизм. Верю в Создателя, но не придерживаюсь ни одной религии.

- Что такое ТАЛАНТ? Дар Божий? Или собственные стремления и амбиции творческой личности?
- Это дар, который человек развивает своим трудом. Без труда таланта нет. Вернее, он погибает.

    Я прощаюсь с моей гостьей. У неё по-прежнему грустные глаза. Сегодня  был трудный день: репетиции к Праздничному концерту отняли много времени.

      За окном накрапывает дождь, Белоярский окутывается вечерним туманом. И в этот туман уходит Даша, мечтающая стать писателем.

   Даша приглашает вас на свою страницу Прозы  http://proza.ru/avtor/dashka18

   О произведениях Даши моя статья:  http://proza.ru/2019/05/11/884


Рецензии
Какая умная девочка Даша, мечтающая стать писателем, Элла!

Особенно понравилось мне ее выражение - «Надо просто оставить его в покое – для его же блага. Не надоедать нотациями, но показать ДРУГОЙ пример.».

Так она сказала о балбесах- учениках!

http://proza.ru/2023/07/28/998

С неизменным уважением -

Федоров Александр Георгиевич   24.01.2024 15:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр Георгиевич!

Элла Лякишева   28.01.2024 23:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 94 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.