Мечтающая стать писателем
Да пускай, решила, - пускай думают, что хотят, верят или не верят. Заранее предвкушая обвинения, заявляю, что именно ТАК отвечала моя протеже.
И второе. Знаю, что большинство адекватных, нормальных авторов Прозы мне верят. Прочитав, они поймут, насколько разная растёт молодёжь. Причём, я не специально подбирала героев – так уж получилось. А теперь вам судить.
МЕЧТАЮЩАЯ СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ.
Высокую тоненькую девочку, ученицу 10 класса, привела ко мне знакомая учительница - с просьбой прочитать рассказы ученицы.
Рассказы понравились. Ошибок почти не было, лишь мелкие стилистические недочёты. Читали их вслух, обсуждали. Так началось наше общение.
Что удивляет в облике Даши – так это отсутствие задора. Тихое спокойствие веет от её лица. И глаза почему-то всегда с лёгкой грустинкой, зато каким милым становится лицо при улыбке!
Даша мечтает стать писателем. А я задумалась, когда же получают люди тот внутренний толчок, от которого расцветает в душе прекрасный цветок – Творчество?
Она родилась и выросла в небольшом городке с красивым названием - Белоярский. Казалось бы, суровая северная природа не располагает ни к романтичности, ни к мягкости. Народ здесь, в основном, крепкий, стойкий, прагматичный.
Откуда же в душе еще такого молодого автора проникновенная искренность, умение понять человеческую душу и отразить с её взлетами и падениями, волнениями, тревогами, надеждами?
Даша задумывается, не зная, что ответить… Потом постепенно рассказывает.
Детство ее было счастливым: любящие, заботливые родители особо не баловали, но и диктата тоже не было – царило, по её словам, понимание.
Мама – врач. Папа – работник фирмы, озеленяющей город. В конце восьмидесятых они познакомились здесь, на Северах, решили остаться. Их сближало многое, особенно любовь к природе и к литературе.
В 2002 родилась Даша. Болезненная, хрупкая девочка очень любила, когда родители читали ей сказки. Рисовала любимых героев и в альбоме, и на стенах, и на полу. Как часто воображала себя рядом с ними, сочувствуя и переживая за них.
Любит до сих пор зиму. Завораживают порхающие снежинки за окном, снегопад.
Под Новый год лепили всей семьей снеговика. И девочка страдала, если кто-то ломал его. Нет, не оттого, что было жаль потраченного труда… Снеговик казался ей живым, и она жалела его как живое существо.
Может быть, именно тогда родилось в ее душе желание рассказать о том мире, который окружает нас, но часто остается незамеченным, неоценённым.
С шести лет Даша начала сочинять сказки. И вымышленный мир казался девочке реальнее, чем настоящий.
Читать научилась еще до школы. А в школе любовь к чтению лишь возросла.
На мои вопросы отвечает, в отличие от Ильи, очень кратко, сдержанно, сначала думает. Спрашиваю:
- Читаешь много?
- Да! Всегда читала много.
- А сейчас какие любимые авторы?
- Люблю Брэдбери, Булгакова, Бориса Васильева. Недавно прочитала его замечательную повесть «Не стреляйте в белых лебедей»!
Заглядываю в блокнот, чтобы не забыть главные вопросы.
- Даша, а что, по-твоему, значит - любить жизнь?
- Это значит любить ее, какой бы она ни была, со всеми черными полосами. Я люблю жизнь.
Улыбаюсь:
- И чёрные полосы у тебя уже были?
- Были. Когда ссоришься с родителями, друзьями или учителями, наступает чёрная полоса...
- На первый взгляд, ты кажешься человеком немного замкнутым. Может, тебе не очень интересны окружающие люди с их мелкими заботами, суетой?
- Люди мне нравятся! Интересно наблюдать. И понимаю: каждый человек как отдельная вселенная. В душе каждого есть добро, есть! А зло возникает из-за непонимания.
- А что, на твой взгляд, главное в жизни?
- Главное в жизни?.. Это значит - любить ближнего, то есть принимать его таким, какой он есть, и помогать совершенствоваться.
- Не слишком ли это общая фраза? Ну, как, например, ты можешь помочь совершенствоваться какому-нибудь балбесу, для которого удовольствие лишь развлекаться? Будет ли он тебя слушать или слушаться?
- Надо просто оставить его в покое – для его же блага. Не надоедать нотациями, но показать ДРУГОЙ пример.
- Интересная мысль… А что больше всего ценишь в общении: эрудицию, знания, уверенность или воспитанность, например?
- Ценю искренность. Ненавижу ложь и лицемерие.
- А всегда ли их можно распознать, чтобы избежать ошибок? Как догадаться, врёт человек или говорит искренне, правдиво?
- Это трудно. Иногда мне и самой тяжело это понять.
- Как ты думаешь, всё ли в жизни зависит только от тебя? Или, как считают некоторые, всем управляет Судьба?
- Свой путь МОЖНО выбрать, то есть поступить по своему желанию.
- Категорично отвечаешь. Значит ли это, что человек - хозяин своей судьбы? Ой, всегда ли?
- Пожалуй, нет, не всегда.
- А родители? Какова их роль в жизни ребёнка, отчего зачастую возникает отчуждение?
- Родители должны не только любить. Они должны понять, что их ребёнок – самостоятельная личность и достоин уважения. Очень важно именно уважение!
- Есть ли у тебя какой-нибудь девиз в жизни или любимое изречение?
- «Через съехавшую крышу лучше видны звёзды».
Не сразу поняв смысл, задумываюсь. Переспрашиваю:
- А смысл? Какой в нём смысл?
Даша улыбается:
- Простой! Неординарный человек способен чаще увидеть то, на что не обратят внимание обычные люди.
- Есть ли в жизни для тебя то, что по-настоящему может ужаснуть, чтобы душа содрогнулась?
- Ужасает, когда узнаю о предательстве – это самое страшное, что может быть!
- В каком смысле – предательство?
- В любом!
Она молчит, не собираясь объяснять. Ну, что ж, задам другой вопрос.
- Думаю, ты поддержишь меня, когда я скажу, какую важную роль играют для каждого, особенно молодого человека, дружба и любовь. Что, по-твоему, главное в этих отношениях?
- Любимый человек должен быть, прежде всего, хорошим другом и не превращаться в диктатора.
- А ревность? Это плюс или минус любви?
- Это, скорее всего, этап жизни, когда учишься… доверять любимому. Я должна научиться доверять.
- Любишь ли школу? С охотой или нежеланием идёшь туда? Были ли конфликты с учителями или одноклассниками?
- Конфликтов не было. А школу люблю. Когда изучаем что-то интересное, иду с охотой. Но охота пропадает, когда заставляют учить то, что меня не привлекает. Например, я не люблю Всемирную историю Средних веков: уж слишком там всё скучно. А вот 20-й век обожаю!
- Любимый предмет? Учитель?
- Любимые предметы – литература и история. Любимые учителя – те, что ведут эти предметы: Татьяна Евгеньевна и Ольга Михайловна. Они и сами увлечены, поэтому слушать их интересно! Задавать вопросы ещё интересней, и они не оставляют вопросы без ответов.
- Смотришь ли ТВ? Какие любимые передачи?
- Телевизор не смотрю принципиально. Нет интересных для меня передач. Смотрю фильмы по интернету. Запомнился, например, фильм «Чудо» - о ребёнке с необычной внешностью. Не люблю современные русские фильмы, предпочитаю старые, советские. Нравится Андрей Миронов в фильмах «Итальянцы в России». «Человек с бульвара Капуцинов». А из современных актёров – Александр Петров в фильмах «Притяжение» и «Лёд».
- Врачи считают, что дети в школе перегружены, нет у них времени на личную жизнь, увлечения, хобби. Ты согласна? Какие предметы ты исключила бы из школьной программы как ненужные? Какие предметы добавила бы для изучения?
- Дети перегружены, это точно. Сочувствую младшему брату. Мне кажется, что программы постоянно усложняют.
- Предметы исключать не надо, но НЕКОТОРЫЕ ТЕМЫ стоит исключить. Нужен второй иностранный язык, но ПО ВЫБОРУ. Сейчас я самостоятельно учу, кроме английского, французский. Летом была в языковой школе, познакомилась с французскими подростками. От нас они ничем не отличались, но показались мне более дружелюбными и открытыми.
- Нужны ли в школе оценки?
- Считаю, что оценки не нужны, они лишь очень занижают мнение ученика о себе. Лучше пояснять, что правильно, а что неправильно в ответе. И некоторые учителя это понимают. Ольга Михайловна, например, каждый ответ всегда рецензирует, объясняя, что было верным и в чём были ошибки.
- Какой, по-твоему, будет школа будущего?
- Боюсь, что в России она будет только хуже. Я читала про школы в Финляндии, где нет привычных нам школьных предметов, а изучаются явления и проблемы. Финское образование сегодня считается лучшим.
Хмыкаю:
- Не совсем уверена в этом, но допустим, что так. А в чём, как ты считаешь, причины упадка российского образования?
- Государство мало внимания уделяет школе. В школу должны идти самые талантливые, чтобы стать хорошим УЧИТЕЛЕМ! И главным должно быть не образование, а ВОСПИТАНИЕ. Раньше оно было на высоте, а сейчас ушло на последний план. Оруэлл в романе «1984» верно сказал, что чем ниже образованность, тем легче общество запугать и подчинить, тем меньше шансов, что люди будут бунтовать.
- Каких деятелей русской культуры, науки или какие другие личности можно назвать, на твой взгляд, великими?
Задумалась.
- Достойных много. А вот великих… Михаил Лермонтов, Михаил Сперанский, Лев Толстой.
- Можешь ли ты назвать себя патриотом России? Как ты относишься к Путину?
- Я не могу назвать себя патриотом России. Низкая культура людей причина тому. Путин, по-моему, хорош только во внешней политике. Дело в том, что наша страна слишком большая, чтобы ею управлял один человек. Если бы у федеральных округов было бы больше автономии, и каждый губернатор был как малый президент, то, думаю, в стране было бы проще навести порядок. В свою очередь, губернаторы должны будут обязательно отчитываться перед Центральной властью, и спрос должен быть СТРОГИМ!
- О чём мечтаешь? Кем хочешь стать в будущем? Есть ли шансы, что мечта сбудется?
- Хочу стать писателем.
- Для чего?
- Чтобы рассказать о жизни.
- Но ведь графоманы тоже рассказывают о жизни…
- А я расскажу… ПО-СВОЕМУ.
- Что значит, по-твоему, хороший писатель?
- Хороший, когда он реально и достоверно описывает жизнь. Надо пропустить жизнь через себя, чтобы понять... Но вымысел тоже нужен – тот, который тесно соприкасается с жизнью, вырастает из жизни. Истинный писатель отличается от посредственного тем, что его книги уникальны, в них его оригинальные мысли, идеи, отражённые в сюжетах и героях. В них должно чувствоваться дыхание эпохи.
- Писательский труд плохо оплачивается. Как, на какие средства жить будешь?
- Буду работать журналистом. Это поможет мне узнать жизнь со всех её сторон.
- Где бы ты хотела бы провести основную часть сознательной жизни? Сейчас многие стремятся уехать из России. Утверждают, что на Западе или в США лучше. Ты согласна?
- Не думаю, что в США лучше. А вот насчёт скандинавских стран стоит подумать. Ещё нравится Шри-Ланка, я была там год назад с родителями. Ездили по всему острову. Прекрасная природа, тёплый влажный климат. Были в Буддийском храме. Поразило, что нет в храме ни торжества ни величия, как в православии. Всё просто.
Нет нигде ни суеты, ни шума. Люди очень простые и добрые. С каждым можно сесть рядом и пообщаться. Английский знают все. А вот дети стеснительные.
- Что для тебя наш Белоярский?
- Это моя родина. Городок уютный, семейный. Уехав, я, конечно, буду вспоминать его добрыми словами.
- Ты атеистка или верующая?
- Моя позиция – агностицизм. Верю в Создателя, но не придерживаюсь ни одной религии.
- Что такое ТАЛАНТ? Дар Божий? Или собственные стремления и амбиции творческой личности?
- Это дар, который человек развивает своим трудом. Без труда таланта нет. Вернее, он погибает.
Я прощаюсь с моей гостьей. У неё по-прежнему грустные глаза. Сегодня был трудный день: репетиции к Праздничному концерту отняли много времени.
За окном накрапывает дождь, Белоярский окутывается вечерним туманом. И в этот туман уходит Даша, мечтающая стать писателем.
Даша приглашает вас на свою страницу Прозы http://proza.ru/avtor/dashka18
О произведениях Даши моя статья: http://proza.ru/2019/05/11/884
Свидетельство о публикации №219050600826
Особенно понравилось мне ее выражение - «Надо просто оставить его в покое – для его же блага. Не надоедать нотациями, но показать ДРУГОЙ пример.».
Так она сказала о балбесах- учениках!
http://proza.ru/2023/07/28/998
С неизменным уважением -
Федоров Александр Георгиевич 24.01.2024 15:09 Заявить о нарушении