Бонус от Анастасии Эльберг. Писать без плана

   Вполне бы вписалось в концепцию моих "СОВЕТОВ ГРАФОМАНАМ" (http://www.proza.ru/2018/04/17/815). Но у меня и так советов выше крыши, а тут более подробно на одну тему. Важную тему. Практическую тему.
   Так что, молодёжь, прочтите и пользуйтесь.
------------------------------------------------

// Писательская магия. Складный роман без плана - как?

   Когда я работала над «Комплексом крови» в рамках «НаНоРайМо», у меня не раз спрашивали: как же я умудряюсь так складно писать без плана? Вот чтобы аккуратно, и чтобы интрига сохранялась, и чтобы потом ничего не нужно было удалять. Предлагаю обсудить этот вопрос в данной статье.

Что имеется в виду под «писать без плана»

Не все в курсе того, о чем именно идет речь, так что поясню. Когда я начала писать «Комплекс крови», у меня была только необбитая идея. Ни одного наброска, ни намека на план. У меня было только двое-трое героев и очень примерное представление о том, что они будут делать. «Роман о вампире-психе, который придумал синтетическую кровь»: идея звучала так. И – да. На практике вышло нечто совсем другое (но, если верить читателю, интересное).

«Писать без плана» - это когда вы просто садитесь и начинаете записывать историю, появившуюся в вашей голове. Вы не сидите, страдая над именами героев, картами, терминами и прочими важными, но зачастую совершенно не актуальными – по крайней мере, в самом начале – книги вещами. Говорят, что так писать нельзя. И что рукописи получаются неправильными, грязными и плохими. Но у меня, если честно, опыт противоположный. Причем я говорю не только о «Комплексе крови».

До соавторства я работала без планов. Свои личные вещи в рамках соавторского мира я тоже пишу без планов. Для соавторских книг план, безусловно, необходим, потому что вам нужно корректировать ваши действия с другим человеком. Но пока вы работаете в одиночку, вы сам себе хозяин. И это большой плюс. Хотя и минус тоже – все же с соавтором работать намного веселее, да и, прямо скажем, продуктивнее.

Выбор программы критически важен

Идеальная программа для тех, кто работает без плана – Scrivener. Причина проста: все ваши заметки, чек-листы и списки хранятся в одном проекте. Вам не нужно открывать сто двадцать пять тысяч документов Word, чтобы найти необходимое. Сегодня я пишу только в Scrivener и очень жалею о том, что узнала об этой чудесной программе так поздно. С другой стороны, все приходит в свой срок. Минус у Scrivener, как я уже писала в одной из статей, только один: программу нужно осваивать, и это займет время. Но есть и положительная сторона: чем больше вы практикуетесь, тем лучше у вас получается. Сегодня интерфейс программы кажется мне очень простым и интуитивно понятным. Это произошло благодаря регулярной работе с ней.

Главный секрет: карточки с кратким содержанием глав

Каждая глава в Scrivener находится на странице, которая «открывается» через индексную карточку. Очень важно записывать содержание главы на этой карточке, причем не в двух словах – «Мэри пришла к Джону поговорить» - а с важными подробностями. «Мэри приходит к Джону обсудить подробности убийства. Они выясняют, что у Саймона не было алиби». Это поможет вам не запутаться в истории.

Главный секрет номер два: заметки к проекту

В Scrivener есть две опции: заметки для конкретной главы и заметки по проекту в целом. Я чаще всего использую заметки по проекту в целом. Это поле, в котором можно фиксировать ваши идеи касательно продолжения, детали детективной интриги, а также детали из других произведений, если текущая рукопись с ними связана. Заметки к проекту постоянно на виду (при условии, если вы включили эту опцию), так что вы можете держать руку на пульсе.

Список персонажей

Да, даже самых мелких. «Моника – новая секретарша капитана Боннара, которая поставила машину на стояночное место Гайлы». В карточки персонажей следует включать внешность, род занятий и другие детали, которые кажутся вам актуальными для рукописи. Внимание! Их не должно быть слишком много, иначе у вас включится режим «too much information». Если вы хотите составить подробное досье персонажей, интеллект-карты вам в помощь. Также я рекомендую разделить героев по какому-то признаку или признакам. Я чаще всего делю их на рассказчиков и прочих. Если персонажей много, то имеет смысл разделить их, к примеру, по месту работы: «Клуб «Абсент для феи», «Полиция Треверберга», «Клуб «Северная змея».

Следите за датами

Бич многих писателей – даты. А еще – времена года. Мы постоянно теряемся в них. Поэтому каждую карточку главы я открываю датой: «15 сентября 2009 года». Когда события происходят в узких временных рамках, то я также указываю «утро», «позднее утро» и прочая. И, конечно же, место действия. Я придерживаюсь такого формата всегда, даже если действие происходит в одном месте (к примеру, в Треверберге, как в «Абсенте для феи»).

Выписывайте все вопросы по сюжету, которые появляются в процессе, в графу «заметки по проекту»

Это особенно важно в тех случаях, когда у вас есть сложная детективная интрига. К примеру, нужно выписать места преступления, которые еще не осмотрены. Также в заметках я фиксирую пока что открытые темы: «Кто рисует изображения старших арканов Таро на бутылках?».

Время от времени оглядывайте индексные карточки глав

Такой осмотр поможет вам понять, в правильном ли направлении вы движетесь, и держите ли вожжи в руках – или роман начинает понемногу расплываться.

Список мест действия

Актуально для произведений, в которых есть постоянные локации. К примеру, в начале «Комплекса крови» я описываю квартиру Терри Нур, и в ней есть кабинет. Но в одной из следующих глав, когда Ларри приходит к Терри в гости, ее квартира внезапно превращается в студию – то есть, стен нет, и кабинета быть просто не могло. Такие вещи исправляются при редактуре, но вы облегчите себе жизнь, составляя список постоянных локаций.

Время составлять план?

Даже если мы начинаем без плана, рано или поздно придется его составить. Я принимаюсь за план в тот момент, когда детективная интрига уже достигла нужного градуса, и теперь важно понять, кто, с кем, где и как. По моим ощущениям, это происходит где-то в начале второй трети романа, возможно, ближе к середине. Для составления планов я использую интеллект-карты – и вам очень советую. В сообществе Клуба есть практикумы, пользуйтесь на здоровье.

На самом ли деле роман выходит чистым?

Конечно же, нет. Ляпы есть, и их много. К примеру, как вышеупомянутый ляп с квартирой Терри Нур. Часто в детективной интриге встречаются ляпы другого рода: свидетель что-то сказал, а детектив вроде и прослушал, но потом слова свидетеля внезапно всплывают. Или же вещи, лежащие на самых видных местах, которые ну просто нельзя не заметить. Или – наоборот. Детектив увидел какую-то вещь и даже отметил – дескать, подозрительно – но потом начисто о ней забыл.

Важно понимать, что написать невероятно чистый первый черновик просто нереально. Да и не нужно. Когда вы работаете над первым черновиком, то ваша цель – рассказать историю. Вы концентрируетесь на этом, и другие сферы – иногда и пресловутая детективная интрига, да – иногда страдают. Это нормально, потому что сфокусироваться на всем сразу невозможно, и – снова – не нужно. Никому. Ни вам, ни читателю.

Что потом?

Закончив роман, я откладываю его где-то на месяц или недель на пять. В это время я могу читать его в программе для чтения электронных книг на планшете, но не правлю даже в том случае, если нахожу ляпы. Максимум, что я могу сделать – заметку в файле с электронной книгой. Но в подавляющем большинстве случаев места с ляпами я запоминаю, потому что как бы накладываю их в голове на сюжет (если это книга, написанная меньше полугода назад, то сюжет я помню очень хорошо). Ну, а потом – правка, правка, правка. И – роман отправляется к читателю.

Надеюсь, любопытство тех, кто хотел узнать, каково это – писать складные романы без плана, удовлетворено. Если нет – пожалуйста, задавайте вопросы, буду очень рада на них ответить!

Слушайте свое сердце,

С любовью, Настя//


Рецензии