Французская литература 19 век поэзия
Французская поэзия
БЕРАНЖЕ
Пьер Жан Беранже (1780-1857). Лирика Беранже – песни-сатиры, песни-элегии, песни-раздумья вдохновлены куплетами парижской улицы. Песни Беранже составляют в оригинале пять томов. Они впервые изданы в 1834 году.
Из Беранже:
«…Был грешок один за ним:
Выпивал он преизрядно.
Но служить грешкам таким
Для народа не накладно:..»
ВИНЬИ
Альфред де Виньи (1797-1863). Он является одним из виднейших представителей романтизма. Сборники стихотворений Виньи – «Поэмы», «Поэмы древности и новых времен», «Судьбы» насыщены мощной образностью. Его стих – меланхолически-торжествен, свободен от напыщенной риторики. Мироощущение поэта проникнуто мрачным пессимизмом.
Из де Виньи:
«…Люблю я гулкий рог во мгле густых лесов,
Пусть означает он, что лань – добыча псов,
И, эхо пробудив в листве темно-зеленой,
Привет прощальный шлет охотник утомленный…»
ГЮГО
Виктор Гюго (1802-1885). Его лирика необычайно богата и разнообразна. Он освободил французский стих от классицистических условностей, обновил поэтический язык. Его сборники – «Оды и баллады», «Восточные мотивы», «Возмездие», три серии «Легенды веков». В этих сериях писатель показывает поэтическую историю человечества.
Из Гюго:
«…Кто волны так смутил под окнами сераля?
Нет, это не баклан, одетый в лунный блеск,
Не камни старых стен, не равномерный плеск
Весла, что чуть гребет, ночную тишь печаля…»
БАРБЬЕ
Огюст Барбье (1805-1882). Поэт является представителем французского романтизма. Его лучшее произведение – «Ямбы».
Из Барбье:
«Когда тяжелый зной накаливал громады
Мостов и площадей пустых,
И завывал набат, и грохот канонады
В парижском воздухе не тих;..»
МЮССЕ
Альфред де Мюссе (1810-1857). Лирика Мюссе отличается эмоциональной насыщенностью и романтической чувствительностью, но в ней заметен мистицизм. В поэме «Ролла» поэт отдает дань некоторому пессимизму. В поэмах «Ночи» царят меланхолия и тоска одиночества.
Из де Мюссе:
«…На бледном небе этом
Вновь гордой девой стань,
С рассветом
Преследующей лань!..»
ГОТЬЕ
Теофиль Готье (1811-1872). Готье-поэт скуп на всякую чувствительность, но щедр на яркий и красочный показ видимого мира. В его лучшей книге «Эмали и камеи» он поэтически сформулировал теоретические положения «искусства для искусства».
Из Готье:
«…Чтоб не увязли ноги
В болоте общих мест,
Дороги
Ищи крутой окрест!..»
ЛИЛЬ
Шарль Леконт де Лиль (1818-1894). Он был поэтом и переводчиком античных писателей. Его считают основоположником «парнасской» школы, которая требовала предельную отточенность стиха, четкой и красочной виуальности образов. Главное его сочинение – четыре тома стихов: «Античные стихотворения», «Варварские стихотворения», «Трагические стихотворения», «Последние стихотворения». Поэт был всегда верен классическим формам французского стиха.
Из де Лиля:
«…И снова пустота да мертвенная синь…
Но в час, как все уснут, огнем небес палимы,
Огромные слоны, степные пилигримы,
Бредут на родину сквозь мертвый мир пустынь…»
БОДЛЕР
Шарль Бодлер (1821-1867). Бодлер является основоположником «модернистской» поэзии конца 19 века. Его единственная книга стихов «Цветы зла» вызвала громкий скандал смелостью своей тематики – лирика психологически страшного, откровенность эротики. В стихах поэт не разрушал классические формы произведения. Он лишь придал французскому стиху небывалую выразительность.
Из Бодлера:
«…Коты – друзья наук и сладостных забав,
Для них ни тишина, ни мрак ночной не тяжки,
Эреб избрал бы их для траурной упряжки,
Когда бы им смирить их непокорный нрав…»
МАЛЛАРМЕ
Стефан Малларме (1842-1898). Он является виднейшим представителем символизма. Поэт создавал стихи в которых причудливость и условность поэтических ассоциаций образов превращала стихотворение в некую тайнопись.
Из Мелларме:
«…Но увы! Мир земной мне хозяин, он будет
Тошнотворен и тут, где обрел я покой,
И блевотина гнусная Глупости нудит
Нос зажать перед ликом лазури святой…»
ВЕРЛЕН
Поль Верлен (1844-1896). Его считают самым лирическим французским поэтом. Верлен – типичный представитель литературно-артистической богемы в Париже. В своем программном стихотворении «Поэтическое искусство» Верлен призывал отказаться от романтической риторики и парнасской пышности. Такой поэтики он следует в своих книгах – «Сатурновские стихотворения», «Галантные празднества», «Песнь чистой любви».
Из Верлена:
«…Хандра ниоткуда,
На то и хандра,
Когда не от худа
И не от добра…»
РЕМБО
Артюр Рембо (1854-1891). Рембо был мятежником по всей своей духовной сущности. У него была несбыточная мечта – «переделать человека и бога». Лирика Рембо характеризуется смешением смысловых и образных планов, резкой контрастностью «высокого и низкого», иронического и пафосного. Сборник «Озарение» был им издан в 1854 году.
Из Рембо:
«…По сумрачной реке уже тысячелетье
Плывет Офелия, подобная цветку;
В тысячелетие, безумной, не допеть ей
Свою невнятицу ночному ветерку…»
АПОЛЛИНЕР
Гийом Аполлинер (1880-1918). Его настоящее имя - Вильгельм Аполлинарес Костровицкий. Он считался вождем французского футуризма и кубизма в поэзии. Поэт потратил немало сил на экспериментаторство в области формы. Основное содержание его творчества – анархический бунт против окружающего его мира. Стихи Аполлинера объединены в сборники «Алкоголь» и «Каллиграммы».
Из Аполлинера:
«…Шумы города внятно слышу,
Но в моем тюремном окне
Вижу только покатую крышу
И враждебное небо над ней…»
Свидетельство о публикации №219050701369