Ожившие камни или мистерия XXI века

Какая судьба ждет искусство в XXI веке? Переживет ли оно настоящий кризис? Утопит его окончательно цифровое бездонное море в своих холодных объятиях?
От чего искусство пришло в такой упадок? Может быть потому что забыло свою подлинную природу? Перестав быть великим таинством, искусство превратилось в банальное зрелище, которое заменило современному человеку весь мир. Ему уже ничего более не требуется в жизни, как только либо взирать на зрелище, либо стремиться стать частью зрелища. Ведь с детства он привык верить в то, что счастье находится за нарисованным экраном.
Стать частью зрелища не всем под силу, но социальные сети дали счастливую иллюзию приобщения к застывшему миру экрана. Идеальная, счастливая жизнь ослепляет нас своими улыбками со страниц фейсбуков, но не слишком ли близки все эти картинки к фотографии на надгробном памятнике?
Человек обретает свое бытие не только как хомо сапиенс, но и как хомо теоретикус, человек созерцающий. С рождения он обречен смотреть на мир изнутри, глядя на звезды. Экран телевизора, заменивший очаг, стал для многих единственным источником света.
С первобытных времен человек привык, что его почти постоянно окружает тьма, а очаг всегда вселял в него неясные мечты. Но не лишил ли современный экран нас и возможности мечтать, подсовывая готовые картинки?

Мы смотрим как актеры меняют свои роли, а герои экранных зрелищ меняют шоу, в которых они задействованы. Вчера он клоун, сегодня президент. Вчера бил по лицу или быстро бегал, а сегодня сидит в мягком кресле, в большом зале, нажимает на кнопки, управляет страной.
Внутри экрана своя жизнь развивается по своим законам и подчинена своему времени. Зритель же оцепенев от бездействия, уже не в силах отличить реальность от вымысла. Он уже не понимает, кто живой, а кто выдуманный герой.
Ведь мы вступили в эпоху, где фальш, модно именуемая фейком, окончательно заменила правду, и где над вымыслом слезами обливаются чаще, чем над действительностью, в существование которой кажется уже даже и физики потеряли веру. Ведь кругом одни виртуальные суррогаты.
Но не был ли некогда человек призван ли не только созерцать, но и преображать мир? Ведь он со-творец Вселенной! Но современный мир приготовил ему лишь пассивный рабский путь.
Поэтому у современного человека, окончательно превратившегося в зрителя, уже ничего другого, кроме как взирать на экран, не осталось. Он словно купил пожизненный билет в кино.
Если когда-то человек претендовал на роль центра Вселенной, то теперь он взирает на зрелища всем миром в масштабах Земли. Количеств о зрителей только нарастает. Крики болельщиков разносятся уже по всей планете. Мировые кинофабрики не успевают подносить новые зрелищные блюда для праздного потребления.
Совсем недавно вся планета замирала в ожидании выхода последнего сезона «Игры престолов». Натуралистичность, или лучше сказать правдоподобность, любого современного зрелища впечатляет.
Хотя фэнтезийное зрелище и подменяет современному человеку реальную историю и миф, будет ли он по-настоящему рыдать над гибелью того, или иного героя? Станет ли это зрелище подлинной трагедией? Даже в том смысле слова, какое мы относим к греческой трагедии, имеющей космический смысл.
Выход на экраны заключительного сезона нашумевшего сериала «Игра престолов» символично совпал с совсем другим зрелищем, которое по настоящему заставило рыдать не мало людей по всему миру.
Я имею в виду пожар на крыше собора Нотр Дам де Пари.
Это событие первоначально тоже вдруг превратилось именно в зрелище. Однако не в то, участники которого запасаются попкорном, а в то, зрители которого испытывают подлинный ужас и потрясение, ожидая мировой трагедии.
Тем самым пожар в Нотр Дам стал практически настоящей мистерией. Фотографии собора с высоты неба, на которых он превращается в огненный крест, наполненный кроваво-красными углями, заставил вспомнить истинное предназначение храма. Собор – это не туристический объект, служащий для вздохов зевак со всего мира. Собор – это печь, пылающий горн, где преображаются души людей в божественном огне и свете. Ведь Бог "есть огонь" (Посл, к Евр. 12:29).
Этот пожар напомнил и подлинный смысл искусства, который притупился, подобно лезвию забывшего о битвах старого меча.
Настоящее искусство может быть только мистерией. Вне мистерии мы имеем дело с реконструкцией, со сборище слепков, масок и надгробий. Без мистерии, наполненное огнем души, огнем веры, произведение гаснет, превращаясь в фантом, призрак прошлого.
Мистерия всегда исторична. Это всегда событие, происходящее перед нашими глазами. Мы стали привыкать к тому, что искусство – это нечто нереальное, томящееся в коробке под названием телевизор, или некая иллюзия ушедших эпох, висящая в музее, который романтики справедливо назвали кладбищем искусств.
Подлинная мистерия преображает человека, она всегда революционна. Ведь революция – это не смена власти или режима. Это вдохновляющее действо по преобразованию душ людей, это рождение нового человека.
Да, революционные мистерии, в которых принимали участие люди, взыскующие грядущего, может быть не совсем или совсем не совпадали с реальностью. Революция подобна войне, которая для кого то грязь, ужас и кровь, а для кого то место славных подвигов. Какая реальность важнее? Та, что мнит себя реальностью, или та, которая претендует на то, чтобы преобразить душу человека?
Что такое революция? Не та политическая, классовая, о которой пишут учебники истории, а подлинная, о которой мечтали поэты, та, которая как и любовь жжёт и губит, и движет планетами и управляет историей? Да, именно любовь движет всем, а не абстрактная сила гравитации, которую и в микроскоп то не разглядеть.
Мистерия - это действие в котором участвует весь народ. Мечта о таком искусстве вдохновляла людей сто лет назад. Мы ничего не поймем в прошлом, если забудем про эту жажду преображения человека, родившуюся в Европе задолго до 1917 года.
Прямого эфира тогда не было. Художественную реальность создавали великие режиссеры прямо на улице. Одновременно киноправда сплавлялась с подлинной историей, так что отделить их уже не предоставляется возможным. Как невозможно в сознании людей еще совсем недавнего прошлого кинообраз Александра Невского отделить от подлинного князя.
Что же произошло потом? Вдохновляющая сила мистерии иссякла. Возобладала жажда собственности. Наступила эпоха отчуждения. Мистерия постепенно превратилась во внешнее зрелище, в спектакль, в котором говорится о подвигах героев из далекого прошлого. История задремала.
Мистерия – это подлинная история, предстающая перед нами и как реальность, и как живой миф. Это не та история, что творится закулисными интригами, и которая не может изменить мир, и о которой не останется места в памяти веков.
С другой стороны, когда дух иссяк, можно ведь попробовать зажечь его обычными спичками. И смотреть, подобно Нерону, на горящий Рим, и на преображающийся на наших глазах дух мировой истории.
Подобные мистерии время от времени возникают на наших глазах и в последние десятилетия. Видимо оттого, что невозможно без них перевернуть страницу истории.
Взять хотя бы башни близнецы в США. Грандиозное действо, заставившее подсознание граждан всего мира страдать и переживать, наблюдая его в прямом эфире.
Таким же точно обращением к коллективному бессознательному граждан всего мира был и пожар в Нотр Дам. Потому он и трогал обывателя за сердце сильнее, чем иная религиозная служба, или кинофэнтези. Ведь само по себе кино уж точно мистерией не является, а религиозная служба тоже в наше время может выглядеть как концертное представление, как очередной телеспектакль.
С другой стороны, любое событие, претендующее на символический акт, ниспосланный свыше или устроенный людьми, достойно художественной интерпретации. Любое со-бытие способно перерасти в мистерию.
Человеческое сердце жаждет мистерии, оно тоскует по ней и жаждет ее, как и жаждет подлинной любви. Подлинная любовь, как и мистерия, в своей основе всегда трагична. Мистерия – это высшее таинство жизни и смерти.
Без мистерий жизнь человека лишилась всякого смысла, зависнув между куплей продажей очередных моделей гаджетов и девайсов! В мистерии же возрождается истинный дух свободы, ибо ничто иное не может преодолеть отчуждения, поразившего человеческий род, словно генетическая болезнь.
Общество, утратившее способность устраивать мистерии, стремится к своему краху, потому что оно потеряло дар перерождения. Оно дряхлеет и умирает. Советский союз в конце своей истории потерял дар устраивать мистерии, которые всеобщим ликованием зажигали сердца. И где он теперь?
Подлинная мистерия всегда открывает какую то новую страницу истории. Открыли ее и те странные вселенские представления, которые разыгрывались на наших глазах в последние десятилетия. Горящие башни близнецы в Нью Йорке стали вратами в новый век. Кровавая мистерия октября 1993 года перевернула страницу советской истории.
Какая же страница открывается сейчас?


Рецензии