Кино

Первым делом хотелось бы принести свои глубокие извинения читателям и критикам за то, что я, обыкновенный балбес и выскочка, имею смелость, наглость и глупость позволить себе рассуждать о творчестве такого великого режиссера как Алексей Октябринович Балабанов. Да скорее даже не рассуждать, так как на это у меня просто напросто не хватит ума, а лишь отдать свою дань уважения этому человеку. Признаться, кино меня не сильно интересовало ранее, ну а уж тем более режиссеры фильмов. Да, конечно смотрел я и интересные, и комедийные, и захватывающие картины, но вот был везде один минус – за душу то не брало. Везде хорошо все в итоге, добро и красота. Потом отрываешься от экрана, а вокруг-то полный мрак. А что это за кино такое? Любой вид искусства это, прежде всего, отражение быта и жизни человека. А эти сказки о счастливом конце, по крайней мере мне, точно не нужны. Зло побеждает добро, ведь оно сильнее, на то оно и зло. Этот закон жизни в одной известной и изведанной нами стране верно был подмечен режиссером Балабановым.

Фильмы Алексея Балабанова нельзя смотреть иностранцам. Категорически нельзя. Самая простая причина это то, что в переводе речи актеров будут искажены и в голосе, и в смысле, и из-за этого больно поломается корень произведения. Ну а если по существу – не поймут или сойдут с ума. Там так не живут. Фильмы Балабанова надо показывать в школе или давать задание на лето – посмотреть такие-то, такие-то картины. Вот есть список литературы, а это будет список кинематографа. И мамаши, которые в спешке хватаются за пульт, когда увидят, что их девятилетний сын, пусть даже ничего не понимая, но с животным интересом уставился на то, как Кочегар пришел мстить бандитам за убийство дочери, немного дурны умом.

К сожалению, сегодняшняя школа и программа обучения никуда не годится. Нет, я не учитель, но я проучился все 11 лет. И меня тошнило от слащавых историй, стишков и рассказов, где потом все было замечательно. Я не злой, и вроде бы не сумасшедший, потому что не живу иллюзиями, которыми питают мозг детей учителя. И поймите меня правильно – учителя не виноваты, их самих так учили, к тому же есть учебная программа, материал и прочая ерунда. Может, они и не хотят, и не считают нужным давать какое-то произведение ученикам, но никуда не денешься – программа. Впрочем, я отвлекся. Вот зачем перед юношами прятать за обложками книг алкоголизм, наркоманию и нищету? Чтоб они, столкнувшись с ними на улице или в жизни, падали в обморок? Черт возьми, это везде, это реалии нашего мира. Какая книга говорит о том, что люди, опустившиеся на самое дно, самые честные, искренние и справедливые? В каком программном произведении можно встретить такое, что проститутка действительно любит свою Родину и даже, рискуя жизнью, помогает соотечественникам, чтобы вернуться домой? Или же реально больной алкоголизмом сын везет старого, чуть ли не слепого отца за счастьем и сам же, после его смерти, ложиться рядом и добровольно отдает Богу душу? А ведь все так и есть. Нет, это не справедливый, это реальный конец. Смерть, разбитые судьбы, выживание – все это тщательно скрывают. А зачем? В этом проявляется трусость перед рожей жизни. Балабанов не трусил. Может быть, в каком-нибудь из многочисленных произведений про войну есть эпизод, где вернувшийся и демобилизованный с войны парень по мольбам англичанина отправляется по-тихому опять на войну, чтобы спасти невесту этого самого англичанина? Вроде бы все, наслаждайся жизнью, а ты опять на войну. Что ж не сидится тебе? А вот надо так… Война это очень страшно и ужасно, но если она встретилась на жизненном пути, то встречать ее нужно достойно, как полагается настоящему мужику. Надо уметь дружить, если назвался другом, ценить своих близких, идти до конца, уметь прощать, бороться! Но будь готов, что добром это все не кончится.

Разумеется, все эти разговоры про школу в пользу бедных. Никто и никогда в министерстве образования не додумается ввести такие фильмы в школьную программу. Тем не менее, каждый отец должен показать фильмы Алексея Балабанова своему сыну и снова посмотреть их вместе с ним. Только такие произведения искусства позволяют вырасти настоящим русским мужиком.

В последних своих работах Балабанов вывел еще одну аксиому. Кто совершает плохие дела во имя своего благополучия, тому счастья нет. Счастье на небесах, счастье там, где Бог. Чем больше у человека денег, машин, квартир, нажитых обманом и убийствами, тем меньше он счастлив. Да, он ни в чем себе не отказывает, всегда сыт и согрет, уважаем и в авторитете, но душа его страдает.

Все, мне пора  остановиться. Я не ставил себе задачу проанализировать работы Балабанова, ведь я никогда не был кинокритиком, да и даже если бы и был, то не посмел, я лишь хотел отдать дань памяти и уважения великому режиссеру и человеку. Огромное спасибо Вам, Алексей Октябринович, за Ваше творчество, за то, что открываете молодым людям глаза на жизнь, за то, что просто показываете как надо. Светлая Вам память!


Рецензии