C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Немного о шахматах

Привет шахматистам!

В СССР шахматы любили многие... Я познакомился с ними в раннем детстве.

И в ГДР играли в шахматы, но меньше…

Столкнулся я и в объединённой Германии с шахматами, хотя здесь более популярен футбол, большой и настольный теннис.

Уже давно не играл в шахматы... Вспомню здесь кое-что о шахматах из моей жизни в небольших миниатюрах.

                *****

          - BEWAG, Клуб шахматистов -

Решил я однажды шахматную задачу в журнале моего предприятия BEWAG, было это уже после объединения Германии. И выиграл приз - 1 год мог играть бесплатно в шахматы в Клубe шахматистов моего предприятия.

Короче, был я один год членом этого клуба....

Проходили соревнования между предприятиями Берлина и меня взяли в команду моего предприятия BEWAG. Было у нас несколько сильных шахматистов и я не играл на первой доске. Они были заинтересованы в баллах за игры (по рейтингу Эло). И мне дали какие-то баллы, поиграв со мной...

Запомнилась одна игра, где я был на первой доске... Никто не желал проигрывать, а на первой доске противника был сильный, непобедимый шахматист. Ни у кого из наших не было шансов против него (так они считали). И свои баллы никто не желал терять...

Мне было всё равно против кого играть, первая доска или последняя. Баллы к моей шахматной карьере меня не интересовали.

Спорт, игры (волейбол, футбол, баскетбол, ручной мяч, настольный теннис, бадминтон, бильярд, преферанс, шахматы...) были для меня всегда в радость, а не в тягость... Как, между прочим, и музыка, и пение (семиструнка, аккордеон...) - только в радость. На большее у меня ни талантов, ни желания не хватало...

Вечером я достал шахматы, расставил фигуры и немного подвигал их... Решил сыграть Королевский гамбит, если буду играть белыми.

Приехал я заблаговременно и был спокоен... Мой же партнёр, гений шахматист, немного опоздал и сел запыхавшийся за стол. Другие столы уже начали играть...

Хорошо начинается, подумал я, оценив наше состояние до игры - пока я в выигрыше...

Мне выпало играть белыми и я трахнул по гению Королевским гамбитом. Нагловато... Это один из самых острых и сложных дебютов. Относится к открытым началам.

Собственно Королевский гамбит можно и не принимать, но он принял... В создавшейся напряжёнке никому из нас нельзя было делать ошибок, сразу проиграешь. Как правило партия с таким дебютом недолго длится.

Ошибок мы не делали, но я, пожертвовав пешкой (гамбит от итал. gambetto - подножка), сохранял и постоянно развивал нападение. Соперник вынужден был защищаться. Делал он это умело, но я непрерывно давил на него..., пока не раздавил.

Сыграли мы партию относительно быстро, хотя и начали последними. Мои товарищи-шахматисты были удивлены... и даже поражены.

P.S.: Не следует недооценивать (или переоценивать) соперника. У каждого и против каждого есть шанс... выиграть.

              *****

Многое в жизни было у меня одноразово, жизнь коротка, чтобы повторяться... Вот и в шахматных соревнованиях моего предприятия BEWAG я участвовал лишь один раз.

Выше я описал партию, в которой я знал, что меня ожидает сильный соперник, настроился серьёзно и смог сыграть во всю свою силу. В отличии от моего соперника, хотя он не делал явных ошибок и защищался крепко…

Теперь опишу одну партию этого матча, которую я проиграл... Стыдно писать, но я зевнул лёгкую фигуру, причём не в сложной ситуации, в самом начале игры. Это непростительно для шахматиста. Видимо устал на работе и был невнимателен, не мог сконцентрироваться на партии.

Особенно было обидно, т.к. соперник был слабее меня. Однако лёгкую фигуру трудно отыграть, это не пешка. Я сражался во всю силу, но...

Предложил я ему в этот день сыграть ещё одну партию и с лёгкостью выиграл. Однако, махать кулаками после драки, нет смысла...

              *****

Запомнилась ещё одна партия этого соревнования. Играл против лихого хорвата. Он пришёл не один, с другом или друзьями. Прихватил с собой кружку пива и семечки. Чем меня раздражал в игре. Играл он хорошо, но у меня было желание наказать его за легкомыслие.

Мне удалось выиграть пешку и ему пришлось защищаться, что было не в его стиле... Я увеличивал давление, выиграл вторую пешку, но потерял много времени. Всем было ясно, что выигрыш за мной, что это только дело времени...

Но вот именно времени мне и не хватило. Он умело уходил от мата и ему удалось сыграть вничью. А жаль, в следующий раз он будет опять играть легкомысленно.

          *****

Были ещё 2 партии в этом соревновании, которые я выиграл. Но они не запомнились...

В общем, для нашей команды я сыграл хорошо: 3 партии выиграл, одну проиграл и одну сыграл вничью.

Меня хотели и дальше оставить в клубе, но я отказался по двум причинам. Для меня, был полезнее активный для тела спорт, а не сидячий. Т.к. работа у меня была сидячая, работал я головой и глазами.

Поэтому я ходил некоторое время на настольный теннис, вместо шахмат - это для меня было оптимально.

Пробовал я играть и в большой теннис. Но там были лишь директора и другие, занимающие высокое положение. Встретили они меня, правда, хорошо. Даже подарили пару теннисных мячей.

Разрешили мне и Нину взять с собой. Мои родители жили рядом со стадионом моего предприятия. Моя мама, замечательная портниха, сшила Нине теннисное платьишко. И Нина, как балерина, в коротенькой юбочке, прыгала по полю, как козочка.

У Нины хорошие спортивные данные, крепкое тело, но ей никто не занимался в детстве. Если бы Нина попала в мои руки раньше, я бы сделал из неё хорошую спортсменку.

Тогда были мы ещё молоды, во времена ГДР. Однако мне пришлось этот вид спорта оставить.

Во-первых, я думал, что мне теннис достанется легко, т.к. я хорошо играл в настольный теннис. Но большой теннис совсем другая игра и мяч вначале летел у меня куда угодно, но не туда, куда хотел я.

Во-вторых, нужны были крепкие ноги, а не поломанные...

Большой теннис мне очень понравился, но пришлось его оставить.

Забыл написать о второй причине, из-за которой я решил покинуть Шахматный клуб… Не люблю я структуры, когда их много. Просто любил в шахматы иногда поиграть. А в клубе структура была мощная, у каждого члена какая-то функция.

Был там даже библиотекарь... Выяснилось на собрании клуба, что у нас была одна книга и та куда-то пропала.

Хотели и меня кем-то выбрать, чтобы я в другой ещё более мощной структуре представлял наш клуб...

Вот я и отказался от членства. Да и далеко от моего дома был клуб, в западном Берлине.

Построили новую штаб-квартиру нашего предприятия (несколько больших домов) в восточном Берлине, недалеко от моего дома. Наш клуб должен был туда переехать - тогда бы я остался.

Но все члены клуба были западники, они испугались, что на востоке их убьют и остались в западной части Берлина.

Не смейтесь, запад действительно боялся востока и наоборот. Некоторые мои коллеги и знакомые купили после объединения Германии пистолеты. Зачем? Они боялись...

P.S.: На фото (слева) простая шахматная задача, но с изюминкой... Не отчаивайтесь, если не решили. С этой задачей не справляются иногда и сильные шахматисты-любители.

Это моя любимая шахматная задача: простота, симметрия, красота, ничего лишнего, имеет единственное решение! Запомнил её ещё со времён СССР, тогда я жил в Союзе.

Вторая задачка (справа), придуманная мной, заковыристая..., но тоже нормальная задача, не шутка.

Попробуйте решить эти 2 задачи без шахматной доски, ведь они очень простые... А потом читайте дальше, там найдёте ответ.

                *****

          - Приятное знакомство, даже два -

Познакомился в ОК с Пьером Мкртычевичем Ханбекяном, начальником Центральной службы релейной защиты и системной автоматики Узбекистана с 1964 по 2012 гг.

У нас оказалось много общего... Мы учились в одном ВУЗ-е (ТашПИ), но в разные времена (у нас 18 лет разница в возрасте). Закончили ТашПИ по специальности "Электрические станции". Стали релейщиками (я был релейщиком лишь первые 7 лет моей трудовой деятельности).

Оказалось, что Пьер хорошо знал моих одногруппников, с некоторыми работал вместе. А с одним даже играл в шахматы...

Вот и вспомнились мне моменты моей жизни, связанные с шахматами. Хотя я лишь шахматист-любитель, безразрядник, не был в шахматных кружках. А Пьер - кандидат в мастера по шахматам. Это уже другой уровень...

Мне кажется, что любитель может дотянуть до 1-го разряда. Я иногда играл с перворазрядниками и даже выигрывал... Но потом уже идут серьёзные шахматы.

Из нашей переписки в ОК:

Пьер Ханбекян:
„Ну и виньетку Вы, Владимир, выставили. Столько дорогих и знакомых лиц. Во-первых, все педагоги, несмотря на то, что группа училась значительно позже нас, на 18 лет. Среди выпускников Наталья Викторовна Мордовина и Татьяна Михайловна Кийко - замечательные женщины, прекрасные специалисты - релейщики и мои любимые коллеги по ЦСРЗА. К великому сожалению, обе ушли от нас очень рано и неожиданно. Для службы это был настоящий шок, особенно с Наташей. Шла на работу и все...

С Наташей Каракай и Рустамом Салимовым мы тесно общались по работе, а с Рустамом часто в перерыв сражались в шахматы. Инютина и Галу Быкову тоже хорошо знаю.

Не знал, что Рустам умер. Очень жаль. У меня все крутилась мысль созвониться с ним и договориться поиграть в шахматы. Он был довольно сильным игроком. Светлая память всем, кого уже нет с нами, и здоровья и долгих лет здравствования живущим!"

Владимир Пеннер ответил Пьеру:
"Спасибо, Пьер... И Вам крепкого здоровья и долгих лет!

Значит Ваша группа была на 3 поколения старше нашей! (для меня возраст поколения студентов - 5 лет)

Рад слышать, что Вы хорошо знали многих из нашей группы. Виньетка действительно не только хорошего качества, но и с талантливыми преподавателями, доцентами и студентами...

Многих из них я узнал лучше и мы стали ближе, благодаря нашим юбилейным встречам (30 и 40 лет со дня окончания ТашПИ).

Не знал, что Рустам любил шахматы, обязательно бы с ним сразился... Любил шахматы в Союзе и часто играл. Но в Германии любят другие игры: футбол, большой теннис, настольный теннис.

Есть у меня одно воспоминание о шахматах (предлагаю задачку): ..."

Дал ссылку на этот рассказ: "Немного о шахматах" в Проза.ру, где задачка помещена, как фото к рассказу. Теперь этот рассказ я дополнил новыми воспоминаниями и на фото задачкой справа.

Пьер Ханбекян ответил Владимиру:
"Задача довольно простая: 1. 0 - 0 и затем 2.Лff3. А Рустам играл хорошо, На уровне кандидата в мастера. У нас в Минэнерго во второй половине 70-х по инициативе Министра А.Х.Хамидова ежегодно проводились турниры на всех предприятиях и в организациях Минэнерго. Победителей, а это около 30 человек, приглашали в пансионат Аккавак на финальный турнир с дорогими призами. Мне 2-жды удалось попасть в финальный турнир и даже один раз завоевать 2-й приз. У меня где-то есть фото участников и организаторов во главе с Хамидовым, поищу и выставлю. А в большой теннис можно посмотреть мои достижения в выставленных фото на моей странице."

Владимир Пеннер ответил Пьеру:
„Хорошо было, крепко работали и не забывали спорт...

Никогда не думал, что бывают красивые двухходовки, но эта мне понравилась... Многие (уличные шахматисты) спотыкались на ней, т.к. фигур мало и подсознательно считаешь, что рокировка уже невозможна (до меня тоже не сразу дошло).

Мы часто играли в шахматы с одногруппником Валерой Кузнецовым (его уже нет среди нас), у нас был одинаковый уровень, поэтому обоим нужно было напрягаться. Лет 5 назад я задал ему эту задачку в ОК и он не смог её решить...

Он задавал мне задачки 5-ходовки, которые он решил. Но это уже работа, мне нравятся простые задачки (не только шахматные), но с изюминкой... Когда уже через 5 минут говорят, что это невозможно.

В шахматы и настольный теннис я научился играть самостоятельно, без участия в кружках. Но хорошо получалось, потому что играл много и с удовольствием. У перворазрядников бывали со мной проблемы..., у меня нет разряда. Но в серьёзных турнирах никогда не участвовал. Разве что в пионерском лагере им. Калинина - играли с Янгиабадом и выиграли 1-е место.

Однако моим любимым видом спорта был волейбол: играл за Красногорск, ТашПИ, ВУЗ-городок, факультет, общежитие, какой-то фарфоровый завод... Играл с удовольствием, но занятия были у меня на 1-м месте. И если тренировки в ТашПИ мешали занятиям, пропускал их (тренировки).“

Владимир Пеннер ответил Пьеру:
„Привет шахматистам!

Пьер, я вспомнил ещё одну задачку... Она ещё проще задачки двухходовки из моего рассказа "Немного о шахматах". Это "полуходовка"..., сам придумал. Но если в двухходовке была одна изюминка, то в "полуходовке" не четверть, а 2 изюминки...

Для этой задачки (как и для прошлой) не обязательна шахматная доска, т.к. все ходы можно просчитать в голове. Для "полуходовки" это даже условие - решение найти в голове, а не на доске!

Итак белые уже начали ход (сделали полхода)... Белые должны продолжить ещё полхода и поставить мат чёрным.

И "полуходовка" - без шуточных трюков, вполне реальная задача, но необходимо хорошо знать правила игры в шахматы... И не обижаться, найдя эти полхода. [Это я писал о задачке на фото (справа), которой тогда ещё не было в рассказе...]

P.S.: Моё предприятие в Берлине, BEWAG, было однажды спонсором шахматного дня на территории Еврейского музея в Берлине (Juedisches Museum Berlin). Интересный музей, своеобразна и архитектура здания. Но больше всего мне понравились сами шахматисты - евреи умный народ и хитрый. Ну и задачек я там насмотрелся и наигрался...

По-моему, именно под влиянием этого дня я и придумал хитрую задачку, которой там не видел... Ведь я Абрамович (Абрам - имя моего отца), хотя и немец.“

Пьер Ханбекян ответил Владимиру:
„Я думаю, что для начала - неправильно представлена доска, ее надо повернуть на 90 градусов против часовой стрелки, и завершить длинную рокировку, переставив ладью с матом. При этом оранжевые клетки доски должны соответствовать черным, а зеленые белым клеткам.“

Владимир Пеннер ответил Пьеру:
„Совершенно верно отгадана задачка-шутка. Правая нижняя клетка (h1) должна быть белой! Поэтому я не подписал координаты...“

Владимир Пеннер:
„Пьер, Вы сильный игрок и рационально думающий человек!

Для других, которые слабее в шахматах, дам короткую информацию (и сильные игроки ошибаются):

Рокировка — двойной ход, который выполняют король и ладья, ни разу не ходившие.

- Сначала король делает ход на две клетки в сторону ладьи.
- Затем ладья переносится через короля и ставится на следующее за ним поле.

Условия рокировки не буду ставить, их много (всё есть в интернете)...

Правила рокировки нетвёрдо знают даже некоторые ведущие шахматисты мира. Так, в 1974 г. Виктор Корчной спросил судью, можно ли рокировать, если ладья находится под боем. Он же в одной из «быстрых» партий сделал рокировку, несмотря на то, что его король уже ходил. Ошибка была замечена слишком поздно; по предложению Корчного в партии была зафиксирована ничья.

Анатолий Карпов грешит технически неправильным совершением хода - переставляет сперва ладью.“

Пьер Ханбекян ответил Владимиру:
„Владимир, спасибо за высокую оценку моей персоны. Иллюзий относительно себя не имею, но в былые времена, когда голова была получше, в соревнованиях, в которых я участвовал, всегда показывал достойный результат. В период проведения ежегодного цикла соревнований Минэнерго, о которых я писал Вам раньше, по предложению непосредственного организатора этих соревнований я в 1979 году принял участие в первенстве  Ташкента по швейцарской системе и выполнил норму кандидата в мастера, имею даже соответствующую книжицу. К сожалению, давно нет практики, не имею партнеров по соседству, да и голова не та. Очень редко бываю в самодеятельном "клубе" фанатиков шахмат на Боз базаре на Светлане и, что называется, отвожу душу.“

Владимир Пеннер ответил Пьеру:
„Пьер, я отвечу Вам позднее... Сегодня должен подготовится к завтрашней встрече в моей поместной церкви к разбору Библии (и немного больше) с пенсионерами нашей церкви. Я веду это регулярно по средам...

Людей становится всё больше. У нас интересно на этой встрече... "Прививаю" любовь к Слову Божьему (Библии), к Господу и друг к другу. Мне нужно много мудрости..., люди разные и многие значительно старше меня.

Есть желание остановиться здесь ещё на теме шахматы, в частности вспомнив своих одногруппников... И случайно наткнулся на свои старые записульки в ОК с заголовком "Ташкентские армяне"... Решил поставить в Проза.ру. Буду готов - дам здесь ссылку.

Это будет простенький рассказ, как и всё у меня: личные воспоминания, переживания, опыт... Без претензии к чему-то большему. [Рассказ "Воспоминание об армянах, ташкентских и туркменских" уже готов, поставил в Проза.ру. Есть там и о шахматах, в которые я играл с тремя армянами...]“

//Получил в Проза.ру на мой рассказ "Ташкентские и туркменские армяне" приятную рецензию от коллеги и гиде по Армении, Ашотa Левонянa. Название рассказа пришлось по объективным причинам изменить на: "Воспоминание об армянах, ташкентских и туркменских"...

Ашот Левонян (из Проза.ру):
Здравствуйте, друзья!
Мне 61 год, живу в Ереване.
По образованию инженер-электрик и журналист. 44 года увлекаюсь альпинизмом.
Более 20 лет проработал в редакциях различных изданий в Ереване, Москве и Петербурге.
Член Союза журналистов СССР и Армении.
Член Русского Географического Общества.
Ныне работаю частным гидом по Армении, знакомлю своих гостей с одной из древнейших стран мира.

  ***

Ашот дал мне свои параметры, приглашает в Армению... Он был на горе Арарат и водил туда других, искал Ноев ковчег. У него есть рассказ "Ноев ковчег - миф или реальность?" Интересно, что мы в прошлую среду в нашей поместной церкви на разборе Библии для пенсионеров как раз разбирали эту тему: о всемирном потопе и Ное.

Мой ответ:

„Ашот, обязательно дам знать, если решим посетить Армению. Спасибо за координаты...
Был на вашей страничке и узнал, что вы гид! И даже, что мы коллеги: инженеры-электрики. И что вы любите горы...

И я их люблю, но в молодости крепко поломал ноги. Иначе пошёл бы с вами на гору Арарат и мы наверняка нашли бы Ноев ковчег (это не миф)... (для моей веры это не обязательно, но люблю приключения).

"Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. " (От Иоанна 20:29)

Несмотря на поломанные ноги, я посетил все континенты и многие острова. Был на Мачу-Пикчу (фото на моей страничке в Проза.ру) и озере Титикака. Даже топал по Непалу, но Эверест видел лишь сверху, из кабины пилота маленького самолёта.

Т.е., я тоже романтик...

В этом году у меня запланирован Израиль - путешествие по Библейским местам. Но об Армении буду думать...“

                *****
    
          - Игра в шахматы с одногруппниками –

Владимир Пеннер (в OK):
Привет шахматистам!

Очень давно уже не играл в шахматы. Но, узнав от Пьера, что Рустам из нашей группы был сильным игроком, вспомнилась эта тема.

Чтобы она была недалека от нашей группы ТашПИ, ведь мы находимся под нашей виньеткой, вспомню и других, с которыми играл в шахматы...

О Валере Кузнецове уже писал. Мы с ним проводили в командировках даже турниры по 12 партий на бутылку коньяка... Играли мы на равных, напряжённо, т.к. были в душе игроками и любили выигрывать.

Как-то пришёл к нему в гости и застал его за шахматной доской и книгой о шахматах. И я в своё время прочёл одну-две книги о шахматах, чтобы немного знать о началах и концовках, что важно... и поддаётся описанию. Но никогда не было у меня желания стать больше, чем любителем игры в шахматы.

Как говорил Козьма Прутков: "Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя". Видимо узкий специалист имеется в виду... Мне это никогда не грозило - всегда было много интересов , увлечений и многое делал, видел одноразово. Поэтому специалист из меня нигде не получался...

Бывают, однако и люди, которые специалисты во всех областях, за которые они берутся... Такие встречались на моём пути. Мне кажется, что Пьер из таких людей. В САО ОРГРЭС был таким Эдик (Эдуард Ильич) Мерпорт. Я не принадлежу к таким людям...

Отвлёкся...

Играл и с Изей Зхус 1-2 партии. Он играл хорошо, но был "тугодумом". С ним необходимы были шахматные часы, иначе забываешь, что играешь в шахматы, засыпаешь.

С удовольствием играл с Жаном, с ним мы жили в одной комнате общежития Nr.:5 энергофака. Играл он быстро и интересно. Порой слишком быстро...

Про игру в шахматы со Славой Сатияном я достаточно написал в рассказе "Воспоминание об армянах, ташкентских и туркменских".

Жаль, что ни разу не играл с Рустамом! Мог бы у него поучиться...“

                *****

          - Игра в шахматы с одноклассниками -

Сохранилась у меня грамота: "Награждается ученик 6-а класса ПЕННЕР ВЛАДИМИР за первенство в классном шахматно-шашечном турнире."

И ещё одна грамота из школьного детства (пионерский лагерь им. Калинина) - Диплом первой степени, Яангиабадский городской совет союза спортивных обществ и организаций Узбекистана награждает "команду мальчиков 1-ого отряда за первое место по шашкам в общелагерной спартакиаде 1-ой смены 1964 года. Состав команды Фёдоров, Пеннер, Лебедев".

Правда здесь о шашках, в которые я почти не играл, шахматы для меня были интереснее. Но там мы с Юрой Лебедевым (его уже нет среди нас), моим другом одноклассником, с которым я играл и в шахматы...

Об игре с Серёжей Махмудовым есть у меня короткое воспоминание в рассказе: "Красногорск, Таш. обл. Школа и учителя":

"В школе Nr.:8 стоял в вестибюле шахматный столик с фигурами. Как-то в перерыве решили с Серёжей сыграть партию. Партия получилась интересной. И тут - звонок... Партия оказалась притягательнее, чем звонок. Мы делали ход за ходом, не в силах сдвинуться с места. Так и доиграли до конца...

А партия затянулась на полчаса, идти на занятие уже не имело смысла. Так и не пошли. Это был урок истории. Ну, думали, на следующем уроке истории нам попадёт. Но и здесь обошлось. Хороший был преподаватель дядя Серёжа, с пониманием..."

Играл я в шахматы и с Сашей Калашниковым, моим другом детства, одноклассником, но он играл слабо... Запомнилось лишь, что одну партию мы не смогли доиграть, не помню причины, видимо это было у него дома. Позднее он мне сказал, что эту партию он мог бы выиграть..., видимо она осталась на доске. Жаль тогда, что мы её не доиграли, хорошо было бы, если бы он выиграл.

Жаль, что не играл я в шахматы с Олей Дубограй, позднее узнал, что она играла с Серёжей Махмудовым...

Не помню, чтобы когда-то в жизни проиграл в шахматы девочке, женщине. Это была не их игра...

Когда мы женились, я часто обучал и тренировал Нину игре в разные игры, т.к. был в душе спортсменом и игроком. Играли мы и в шахматы... Шансов у неё против меня не было. Помню, как однажды играли на диване и Нина, получив очередной мат, трахнула по шахматной доске от досады, так, что разлетелись шахматные фигуры...

А ну-ка собери их теперь - сказал я суровым голосом... Больше мы в шахматы с Ниной не играли, но играли во многие другие игры. Должен сказать, что у неё хорошие данные и везения невпроворот... Особенно, если её раздразнить , то превосходит себя (например: в настольный теннис... и в играх с элементом удачи).

         *****

          - 2 K –

Теперь я даже не знаю, кто чемпион мира по шахматам... А раньше знал, даже во времена ГДР. И помню хорошо двух "К": Карпова и Каспарова. Их игры я даже разбирал на шахматной доске...

Особенно поразил меня своей оригинальной, необычной, красивой игрой Каспаров!

Были партии, в которых он так давил Карпова, что у того уже в середине игры оставался лишь один ход, который имел какой-то смысл. Каспаров мог выиграть пешку, но не брал, мог выиграть вторую, но не брал, а давил и давил на Карпова, буквально издеваясь над ним...

Так кошка играет мышкой...

Прочитал небольшую статью: "Гарри Каспаров (Гарри Вайнштейн)",  короткая информация из неё:

Родители будущего шахматного короля работали инженерами, а также серьезно занимались игрой в шахматы. Поэтому увлеченность шахматного гения этим видом спорта началась с самого рождения - уже в 5-летнем возрасте юный Гарри стал учиться игре у профессионального тренера.

Большую роль в становлении шахматиста сыграла его мать, которая посвятила свою жизнь продвижению сына на международном поприще. Женщина решила поменять сыну не только национальность, но и фамилию - с тех самым пор еврейский шахматист Вайнштейн стал армянином Каспаровым (отец - еврей, мама - армянка).

В 1985 году Каспаров стал 13-м чемпионом мира в истории шахмат, одолев Анатолия Карпова. Поединок, проходивший в Москве, позже назовут примером феерической игры.

Гарри Каспарову удалось стать самым молодым чемпионом мира в 22 года 6 месяцев и 27 дней.

Гарри на протяжении 13 лет был неизменным лидером престижного рейтинга Эло с отметкой 2800 баллов.

В 2005 году Гарри заявил, что уходит из профессионального спорта в политику, так как достиг в шахматах всего, чего хотел.

     ***

Однако, узнав Каспарова лучше, я полностью в нём разочаровался... Он считал, что соперника нужно ненавидеть... К игре такого сразу пропадает у меня интерес.

И в семье, а их у него было много, он был неверным... Почему-то такие идут в политику, как будто там они будут кому-то верными, кроме себя...

Есть у меня с обоими "К" по воспоминанию.

С Каспаровым...  Был я однажды, видимо в 1985 году, в Берлине, не помню даже в каком здании - там собрались шахматисты. Проходил чемпионат мира...

Женщина - большая шахматистка ГДР вела встречу. Мы разыгрывали партию Карпов - Каспаров на экране. Ждали очередного хода и обсуждали между ходами двух шахматных звёзд возможные варианты. Предлагала ходы ведущая, но и зрители...

Предложил один ход за Каспарова и я, но ведущей показался ход глупым и она сказала, что его мы разбирать не будем...

Однако Каспаров сделал именно этот ход, на что ведущая отреагировала - какой гениальный ход!

     ***

С Карповым... Был он в Берлине, в Доме культуры СССР (теперь Российский Дом Науки и Культуры). Я принёс шахматную доску, на которой он оставил автограф.

Эту доску я позднее подарил коллеге, который играл слабо, но посещал шахматный кружок.

                *****

          - Рокировкa -

На фото к рассказу были 2 шахматные задачки, для решения которых нужно было знать некоторые правила: что такое рокировка и как должна быть расположена шахматная доска (h1 - белая клетка!).

А помните, как вы познакомились с рокировкой? Я помню...

У моей сестры (она старше меня на 3,5 года) была в школе подружка, Валя Кузнецова. У Вали был брат, Володя (на 2 года старше меня). Он играл в шахматы, знал от Вали...

Мне не у кого было учится игре в шахматы, родителей я уже обыгрывал. Вот и пошёл к ним с сестрой в гости. Именно Володя и объяснил мне, что такое рокировка... Спасибо ему.

Однако, первую партию я у него выиграл, вторую тоже... И больше мы в шахматы не играли, но играли порой азартно в футбол во дворе у его дома.

Вспомнил и Славу Петрушина. И он был из этого двора, одного возраста с Володей. С ним мы играли в шахматы позднее..., после того, как я поломал себе ноги. Он навещал меня, приносил магнитофон с самодеятельными песнями. Некоторые я выучил наизусть и играл на гитаре. Он хорошо играл в шахматы, я уже мог передвигаться, и мы иногда играли во дворе моего дома. Запомнилось...

Слава как раз выставил новые фотки его друзей-одноклассников из того двора, посмотрю... (писал я в ОК)

                *****

          - Детский мат -

Начал я этот рассказ с меня - молодца, который обыграл сильного соперника...

Добавлю для гармонии ещё одно маленькое воспоминание маленького человечка о шахматах... Я учился тогда в начальных классах. Вы знаете, что такое "детский мат"? Я знаю..., испытал на своей шкурке.

Когда я уже выигрывал в шахматы у моих родителей, поселился в нашем подъезде сосед - молодой человек. Сразились мы с ним однажды в шахматы... И он неожиданно для меня, к моему великому удивлению, поставил мне мат в самом начале партии. Мат в четыре хода! ("детский мат" )

Сколько горя и даже слёз доставила мне эта партия! Как мог себе позволить сосед обыграть маленького гроссмейстера своей семьи!? Да ещё как...

P.S.: Однако, я мог бы себя как-то успокоить, если бы знал тогда, что бывает поражение ещё хуже - "дурацкий мат", мат в 2 хода! Но и этого я тогда не знал...

Поэтому советую детям учиться играм в кружке, в клубе, у учителя и хоть немного читать книжки об игре (в шахматы)... И укреплять теорию практикой.

И, что самое главное, научиться достойно выигрывать и проигрывать, без обид и излишней радости. Ведь в игре главное - радость общения и познание красоты игры...

Перед поездкой в Австралию, я прочёл одну книгу об аборигенах. Они сильно отличаются от "цивилизованных" людей. Например они играют в игры, где победитель не один, а все играющие... Они познали, что сильны не в одиночку, а когда они вместе.

                *****

          - Шахматы не глядя на доску –

Сегодня у Валеры Кузнецова день рождения (его уже нет среди нас) – писал я в ОК... И вспомнилось мне, что с ним мы одно время играли в шахматы „вслепую“ (на работе, в здании ОРГРЭС, ведь никто не видел), без шахматной доски...

Однако ни одной партии не удалось доиграть до конца...

Шахматы не глядя на доску - вариант шахмат, в котором человек играет не глядя на доску, то есть „вслепую“. При этом ходы противника ему объявляют устно.

Если оба игрока играют не глядя на доску, то в игре участвует посредник, который перемещает фигуры на доске или записывает ходы.

У нас не было третьего...

Был один шахматный гений - Алехин, у него это хорошо получалось:

    Алехин, Александр Александрович сыграл сеанс вслепую в Чикаго на 32 досках 16 июля 1934 года, выиграв 19 партий и проиграв 4 при 9 ничьих.

    "Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни."
               Александр Алехин

    „Мне думается, что весь секрет заключается в прирождённой остроте памяти, которую соответствующим образом развивают основательное знание шахматной доски и глубокое проникновение в сущность шахматной игры.“
              Александр Алехин

    „По-видимому, Алехин обладает самой замечательной шахматной памятью, которая когда-либо существовала.“
              Хосе Капабланка

P.S.: Вот, пожалуй  и всё, что мне запомнилось из моей шахматной жизни... Из настольных игр шахматы - игра Nr.:1, нет ей равных! Познавайте шахматы...


Рецензии