Солдатская ложка - Семейная реликвия

 
     Дома, к обеду, мне всегда подают тяжёлую сверкающую мельхиоровую ложку. Она – как память о моём деде. И всегда я вижу с ней другую. Солдатскую. Оловянную. С инициалами на плоской ручке «ДА», которые можно прочитать, как утвердительное – «да!»
     Бывало, дедуня хранил её отдельно. Доставал редко.
На допекающие его мои запросы, когда я ещё под стол пешком ходил, но уже задавал уйму вопросов, среди них резонно звучал и такой: «Деда, а что на ложке написано?»
     И дед объяснял: «Это, внучек, ДА!»
– А что такое – «ДА»?
– Ну, к примеру, есть хочешь? – ДА!
– Споём! – ДА!
– В разведку пойдём? – ДА!
– Добьём фрицев? – ДА! И никаких «нет». Ясно?
– Деда, а на рыбалку сегодня пойдём?
– Да! – машинально отвечал дед, занятый своими думами.
– Ур-ра! – кричал я тогда. – Ложка волшебная!
     И когда мне ещё чего-то хотелось, я просил ложку, водя пальцами по потемневшей от времени ручке, и шептал, наклоняясь к ней: «Да-да, да». И, уж поверьте, сбывалось.
     Инициалы обозначали фамилию моего деда – Денисова Александра, по материнской линии.
«Я её, родную, спутницу мою боевую, как и свои ордена-медали, ни в один музей не сдам. Я ею и с американцами на Эльбе ихнюю солёную тушёнку ел. Они ложками из нержавейки, а я этой…»
     Шло время, и уже правнук делово спрашивал: «Покажи, дедуля, волшебную ложку». И всё начиналось сначала.
     Но всему приходит своя пора, свой черёд. Не стало Денисова Александра Афанасьевича. Умер он легко, в одночасье, казалось, сам удивляясь тому, как это и произошло.
     На сороковинах, когда родные, друзья-приятели уселись за стол, дочь его баба Люба положила перед каждым по мельхиоровой столовой ложке и сказала: «Возьмете на память о нашем батяне.»
     А там, где обычно сидел старый Денисов, поставили прибор: гранёный стакан с наркомовскими, как говаривал покойный, ста граммами, да ломтик ржаного хлеба сверху положили.
     Правнук Саша, в честь прадеда названный, молча встал, подошёл к буфету и, вернувшись к столу, положил рядом с прибором потемневшую от времени оловянную ложку.
     Ту самую. Волшебную. Семейную реликвию рода Денисовых.
И все помянули, как полагается: не чокаясь, молча.
 


Рецензии
Хорошее повествование. Умное. Нужное.
С уважением,

Галина Козловская   25.11.2020 18:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.