Земский доктор - время подвигов

Медицинская династия  одной семьи. 

Отдыхавшей  на дачной веранде у своей дочери бывшему доктору-кардиоогу Емеьяновоой М.А. после инсульта непременно нужна была дружеская беседа для развития речи.  И я заинтересованный её воспоминаниями из  родословной биографии уже замышлял  рассказ о её славных предках и родственниках  ранее живых,  погибших, и не признанных героях медиках  второй мировой войны и ныне живущих  наследников докторах её семьи.

Надеюсь читать будет интересно это наше повествование? Она говорила медленно с остановками речи, достаточно крепким голосом  о самом главном в своей жизни, боясь забыть что-нибудь и как бы торопясь не успеть высказаться.

Итак Я,  Маргарита        Александровна  Емельянова всю жизнь мечтала и шла путём моего знаменитого прадеда, поэтому и стала доктором. Династию земских врачей начал он, а продолжают многие родственники, так например  дочь Светлана с мужем Всеволодом Парисовичем Седовым д.м.н. и их сын Алексей. Он тоже как и мы все родственники врач-кардиолог и трудится в клинике первого медицинского института уже с ученой степенью кандидата медицинских наук.

Мы по   семейной традиции всегда были хорошими  кардиологами, честно говоря. Моя дочь Светлана скажет мало держали ординатором. Была бы более прекрасным диагностом, хотя время было другое и трудное в те наши лихие 90 годы. Выдвигали её на главные должности. Она должна помнить, я как мама и опытный врач ей помогала стать хорошим доктором. Я своё  дело очень любила всю жизнь до самой пенсии и такая любовь к професси сохранялась в генетической памяти, видим, у нас с времён нашего родного и талантливого прадеда.

Прадед Рапидов С., эта фамилия была дана ему при высылке  на поселение в малообжитые места России. Из томской медицинской академии прадед был отчислен после четвертого курса за участие в поддержке восставших декабристов из города Петербурга и выслан был в глухомань  новгородской губернии. Так он очутился в  мало обжитых местах  Курмышенского уезда, где работал вначале лекарем и потом священником.  Говорили люди о нём, что хорошим доктором был молодой лекарь, (хотя и без законченного медицинского образования). Селение Курмыщино тогда представляло собой неколько помещичьих усадеб с кресьянскими хозяйствами разбросанных в лесу в нескольких километрах между собой.
 
Наш прадед хорошо умел лечить многие заболевания. Понимал он, что его "клиенты" были чаще беднейшие люди, что они скорей всего не имеют денег для покупки лекарств. Сначала, он привозил лекарства в таблетках и порошки из ближайших городов России и выдавал их больным бесплатно. Но количество привезенных лекарств не хватало. Тогда решено было завести при церковной территории аптекарский огород, где выращивались целебные растения и травы. Будучи священником прадед не оставлял  врачебную практику земского врача  и  это  объяснял простым стремлением всегда помогать своим землякам-пациентам.
Так постепенно в 1830 годах  в селении Курмышине появилась первая скромная по возможностям лечений земская больница, которая стала не только местом, куда люди приходили лечиться, но и центром общественной и культурной жизни.

Необходимо отметить, что Русская православная церковь   принимала самое непосредственное участие в деятельности земских органов самоуправления. Священники земских уездов в некоторых губерниях царской России участвовали в борьбе с эпидемиями наравне с врачами и фельдшерами.
Таким образом, можно утверждать, что церковь играла не последнюю роль в развитии земской медицины в России. Многие земские врачи были выходцами из семей священников, что, отчасти, объясняет, их стремление помогать своим пациентам, независимо от условий работы и вопреки возникающим перед ними, часто непреодолимым, трудностям.

В 1869 году в России по всем местам стали создаваться губернские больницы, получало новое развитие земская медицина. На проходившем съезде врачей Нижегородской губернии посчитали что, прежде чем стать хорошим земским врачом, необходимо изучать  условия жизни и обстановку, в которой живут больные. Важно знать так же, какая  гигиеническая  ситуация  в земских уездах. Это поможет в организации лечебной работы, будет ясна картина, чем люди болеют чаще всего.

Однако тяжелая болезнь  и его самого сломила. Умер прадед ещё сравнительно молодым и был наш земский доктор похоронен возле уездной церкви, очень  красивой, как почетный и весьма уважаемый гражданин уже небольшого городка Курмышина.
Осталась прабабушка его жена вдовой, а с ней подросшая дочь Дуня и приёмные пятеро детей, которые рано стали сиротами. Это  были все  мальчишки прабабушкиной сестры, погибшей однажды во время возвращения  зимой из города Нижнего Новгорода  с поломничества домой.

У моей любимой бабушки Дунюшки, с моим дедом её мужем, было своих 11-х детей. Кроме того бабушка помогала своей маме воспитывать  ещё пятерых приемных детей, мальчишек.

Эти наши ребята, когда выросли были призваны на защиту отечества нашего и почти все погибли на  войне с Германией в ужасном 1941 году, кроме одного Алеши. Долго очень не могли избавиться  от горя и слёз бабушка Дуня с прабабушкой, ведь приемные мальчишки были для них не менее своих дорогими детьми.   Никто не знает где они лежат погибшими?


Фронтовик АЛЕКСЕЙ приходился для моей мамы близким родственником-дядюшкой. Когда  у Светланы моей дочери родился второй сын его назвали Алёшей в честь этого нашего легендарного и единственного, вернувшегося живым с войны, непризнанного героя . 
Пришел с войны с наградами ещё один наш родственник дядя, с двумя орденами «Славы» на груди и он потом скромно работал всю свою оставшуюся жизнь музыкантом.
У прабабушки была ещё одна родная сестра, которая  на фронтах второй мировой войны  служила военным хирургом на санитарном поезде, вывозившем тяжело раненых бойцов Красной армии  в наши подготовленные  тыловые госпиталя. Жаль, что мы не помним их имен.


Был и ещё один родственник с высшим медицинским образованием Дмитрий, который по призыву до воны   уже служил в армии почти год и потом воевал рядовым солдатом. Только после ранения и долгих  проверок его назначили фронтовым хирургом. А ведь  он , к счастью, тоже вернулся с войны живым в родительский  дом. 
Ещё в нашем роду  двоюродный брат Федя трудился врачом в мирное время после войны и у него сын тоже врач со специализацией анастезиолога.

В прошлом веке наши мальчишки и мы с мамой учились в местной гимназии, а дальше кто-где обучались, получая рабочую профессию, или специальное образование. Потом разъехались и затерялись многие  родственники, кто-где в нашей огромной стране СССР оказались. 

Всего у бабушки было около 20 внучат. Бабушка  Дуня с нашей матерью жили и трудились гувернантками после ушедшего прадеда Рапидова в имении двух немок дворянок. Они наследовали нам свой дом, но началась революция в России и все пропало, у нас отобрали его местные советские власти. В этом не очень большом дворянском особняке   размещались при нас сельская аптека и амбулатория, как  отделения старой больницы, а также  тут проживали семьи работников аптеки и санэпидстанции.

Наш второй дедушка Миша   вышел тоже из интересной семьи. Он приемный сын (племянник) одного предпринимателя-торговца, который построил на свои средства в городке нашем новую прекрасную больницу  для всех местных жителей. Таких шикарных больниц не приходилось мне видеть за всё своё время работы в медицине. Тут были хирургический корпус, терапевтический, акушерский, большая амбулатория. Три шикарных жилых дома для врачей и технических служащих были выстроены здесь же рядом. Таких больничных комплексов, где всё построено в одном месте,  в провинциях России нет и теперь. В этой больнице  я имела честь и огромное счастье проходить практику после третьего курса медицинского института.

Дорогой мой внук Алеша Седов,  ты назван в честь прекрасного человека и родственника участника второй мировой войны. Кончилось смутное время в жизни нашей страны.  Теперь всё идёт к лучшему. У тебя прекрасная семья, хорошая квартира  и очаровательная жена Галя, которая тоже доктором работает. У вас растет не менее очаровательная и очень способная доченька Машенька. Интересно кем она станет, наша всесторонне развитая девочка, когда вырастет и будет большой, как например бабушка или как мама Галя?
   
Бесконечно рада  я, что дождалась появления  правнуки Машеники при жизни моей, и мальчишек  правнуков Дани и Никитика.

Кирилл, старший брат Алексея, захотел стать архитектором. Он талантливый и трудолюбивый человек, но в Москве очень много архитекторов и на всех хорошо оплачиваемой работы не хватает. Оказывается, если верить ТВ, только в метрострое города работают около семи тысяч архитекторов, это огромная и дешевая раб-сила. Кириллу приходится вертеться, чтобы заработать побольше на содержание своей семьи.  Реальная помощь родителей ему порой бывает кстати и помогает   справиться с семейными проблемами. У него прекрасная жена и хозяйка Леночка. Весь свой талант вложил Кирилл в проект своей новой двухкомнатной квартиры. После капитального ремонта её можно  принять, как образец большого достижения в дизайне и архитектуре, молодец.

От автора рассказа. Не удержусь рассказать, как совсем недавно Алексей Седов на своей работе  профессионально  спас  и вернул к жизни  больную женщину в застрявшем лифте. Разумеется этот случай может входить в круг непосредственных его врачебных обязанностей. Но,  не всё так просто было в этот раз у доктора Седова Алексея Всеволодовича.

Поступившей на лечение к нему в кардиологическое отделение женщине неожиданно стало очень плохо и она потеряла сознание. При транспортировке этой больной в реанимационное отделение, в грузовом лифте  сложилась аварийная ситуация, лифт застрял в шахте между третьим и четвертым  этажами.  Около 15 минут врач кардиолог Седов Алексей  боролся за жизнь пациентки непосредственно в лифте и его усилия обрели успех.
Когда лифт заработал реанимационная бригада на 4-м этаже клиники уже встречала больную ожившей, благодаря  её лечащему доктору к.м.н. Алексею Седову.

Двойняшкам нашим  мальчишкам Дани и Никите уже три годика. Очень активные хлопчики ростут. Даня любит порядок с игрушками, любит складывать в большую коробку разбросанные по всюду игрушки. Внук Даня темноволосый с каштановым цветом прически, как ни странно, похож на дедушку Володю по маминой линии, очень похож на его фотографии в детстве и он ещё похож на маму Лену в возрасте двух лет. Даня более флегматичный, добрый и очень ласковый, поэтому возможно у него больше проявятся способности и желания общаться  с детьми. Голосистые и непослушные они  у нас, как впрочем и многие другие дети. Хочется дожить до их совершеннолетия.

Никита же наоборот, часто переворачивает коробку с игрушками ,любит разбрасывать их по комнате  и проявлять двигательную  сверхактивность. Никита очень похож лицом на дедушку Севу, такой же светловолосый и голубоглазый. Может быть он тоже станет когда-нибуь доктором? К этой мысли нас ведёт один забавный случай. Однажды бегая по гариевой дорожке на дачном участке он упал и ободрал себе коленку  и носик. Ему было больно и страшно, когда мама  обрабатывала края ранок турундочкой, смоченной в йодном растворе. Тогда мама Лена, чтобы отвлечь сынка, предложила ему самому взять турундочку с йодом и полечить деду Володе порезанный палец.

И вот потом наш Никита так увлёкся лечением гостей и стал всем, кто был рядом мазать кому на руке, а кому на ноге и забыл про свои болячки. Всегда надёжной и нужной будет и в будущем эта наша профессия земского доктора. Она быстро совершенствуется и просто необходима  в каждой семье.

Несмотря на  моросящий дождик, после официальной торжественной  части, студенты томской медицинской академии возложили цветы к подножию монумента  первому земскому доктору и, как водится, бросились фотографироваться рядом с этой новой достопримечательностью возле их ВУЗа.


Рецензии