Некоторые примеры воздействия подсознания на науку

Введение.

        Обычно мы думаем, что наши действия продиктованы нашим сознанием. Но в деятельности человека присутствуют сознательная и подсознательная мотивации. Подсознательная мотивация присутствует в нашей жизни практически всюду и часто именно она определяет действия, которые мы считаем осознанными. Слово подсознание часто ассоциируется с эротической мотивацией в связи с научными работами З.Фрейда. Однако здесь подсознанием считается не только эротическая мотивация, а вся неосознаваемая психическая деятельность. Такой смысл слова тоже существует.
        Ниже делается попытка проанализировать вопрос подсознательной мотивации в науке и общественной жизни. Выявляются несколько конструктивных примеров искажения логического мышления подсознанием. Один из примеров связан с древней историей [1-4], второй – с отношением людей к вопросу о существовании души [5-7], и третий – с отношением людей к законам и обычаям, в частности, к правам человека [8].
        Сам я считаю эту статью научной, но в современной научной классификации нет соответствующей рубрики. Единственная научная публикация, которую мне удалось сделать по этой теме – доклад [9] на конференции по психологии. Наблюдается интересное противоречие: взаимоотношения материи и сознания являются основным вопросом философии, и право быть нематериалистом  закреплено почти во всех Конституциях, но научные издания считают наукой только материализм. Причина этого противоречия тоже частично объяснена в этой статье.
По мере возможности я делаю ссылки, но некоторые мысли были услышаны в устных разговорах или в телепередачах. В таких случаях ссылку сделать затруднительно, поэтому просто выражаю всем благодарность.

Стойкость подсознательной мотивации.

Последние несколько веков происходила научно-техническая и гуманитарная революция. Были разработаны и внедрены в жизнь научно обоснованные юридические, общественные, экономические и другие принципы. Сформировалась общность людей, уважительно относящихся к объективной реальности и науке. Но в настоящее время мы видим, как позиции этой общности парадоксальным образом ослабевают. Подсознание решительно заявляет о себе на фоне очень высокого уровня научно-технического развития человечества. А раз так, значит в современном здании науки должны существовать «научные мифы», т.е. идеи, которые большинство считает несомненно правильными, но, при беспристрастном взгляде, совершенно не доказанные. Попробуем найти несколько таких «мифов».
        Подсознательная мотивация получена нами на биологическом уровне. Она в значительной степени придает нашей жизни интерес. Но она сильна и может успешно вступать в конфликт с разумными идеями. Кроме того, она, по-видимому, может использовать ресурсы мозга и проявляться не только простыми, но и просчитанными действиями. Например, при уплате денег за товар в магазинах мы чаще ошибаемся в свою пользу. С разумной точки зрения это мало полезно, так как продавец обычно замечает ошибку, и наша репутация ухудшается. В такой ошибке присутствует первобытный рефлекс «схватить и убежать», но присутствует и математическое вычисление денежной суммы в свою пользу.
        Отметим, что, хотя ниже говорится и о душе, но метод рассуждения применяется научный. Мистических тем в статье нет, и все рассуждения носят конструктивный характер.

История.

        На востоке и на западе христианская церковь канонизировала похожие, но разные тексты Библии. В них, например, отличаются датировки сотворения мира. По западной Библии мир был сотворен за три с половиной тысячи лет до Н.Э., а по восточной – за пять с половиной тысяч лет. Это можно определить, например, по книге [1]. И в большинстве западных научно-популярных фильмов практически вся цивилизованная история укладывается в сроки, соответствующие западной Библии. Общепринятая в Европе версия истории распространена очень широко. Вот лишь один пример [2]. Этому почему-то не мешают и кумранские рукописи.
        Кумранские рукописи были найдены в середине XX века, и представляют собой практически полный текст книги, являющейся частью Библии и называемой в христианской традиции Ветхим Заветом. Они являются самым полным манускриптом Ветхого Завета. Они же являются единственным манускриптом, написанным до Н.Э., т.е. до Рождества Христова. И они соответствуют восточной Библии. Влияние находки было все же сильно нейтрализовано утверждениями, что это был неканонический текст, сектантский и т.п.
        Судьба «более древних, чем мир» свидетельств о наличии культуры вызывает опасения.
        Например, Сирия, по-видимому, существует около 6 тыс. лет, а скифы – 6,5 тыс. лет. Т.е. по западной Библии получается, что сирийцы и скифы древнее, чем мир. Страна, в которой в наибольшей степени сохраняется скифская культура, видимо, Россия. И можно видеть, что и Сирия, и Россия воспринимаются западом, как отрицательные персонажи, склонные к самозванству. Это и понятно, ведь они претендуют, что существовали уже тогда, когда еще «ничего не было». В то же время Россия и Сирия находятся между собой в хороших отношениях.
        Народы, по-видимому, более древние, чем мир и по восточной Библии – индусы (8 тыс. лет или больше) и американские индейцы (12 тыс. лет или больше). Речь здесь о том, что сами индусы претендуют на большую древность [3], а индейцы, по-видимому, перебрались в Америку во время ледникового периода, имевшего место с 15 до 10 тысяч лет до Н.Э.
        Еще одно древнее свидетельство существования культуры – Стоунхендж в Англии. По некоторым данным ему около 10 тысяч лет, и при его строительстве были использованы знания из астрономии. Например, с его помощью можно определять дни весеннего и осеннего равноденствия.
        По поводу мифологии и религии к уже сказанному можно добавить, что к периоду 10000 - 8000 лет до Н.Э. (в мифах и легендах тоже есть некоторая хронология) относится активная деятельность на Земле древнегреческих и индийских богов и тогда же, согласно легенде, существовала и исчезла Атлантида [4]. Заметим, что «чудеса» Атлантиды – это не вообще чудеса, а чудеса для каменного века. Там, например, у царя был дворец. Была система искусственных каналов.
        Есть и интересные научные факты, например, в наскальной живописи в это время появляется Луна, хотя Солнце и звезды были в наскальных рисунках и раньше. Из этого делается вывод, что тогда земной гравитацией была захвачена Луна, бывшая до этого отдельной планетой. Понятно, что появление Луны и таяние ледника вызывали различные стихийные бедствия, которые люди воспринимали как действия богов. А совпадение мифологических датировок с временем окончания ледникового периода может быть объяснено тем, что люди тогда уже умели вести календари [4].
        Вообще, это были уже Homo sapience. У них не было металлов и науки, но они уже были как мы.
        Все эти факты существования очень древних культур постоянно оспариваются, хотя само существование вида Homo sapience в течение нескольких десятков тысяч лет не отрицается. Признается и существование вида Homo neandertalensis в течение нескольких сотен тысяч лет, но слова, что у них была культура, не произносятся. Только по отдельности признается, что были речь, огонь, одежда, украшения, орудия труда.
        Таким образом, существуют несогласующиеся между собой варианты истории, которые часто присутствуют в сознании одного и того же человека. Библейская история тоже находит некоторые археологические подтверждения. Например, найдены следы потопа. Но, вообще, получается, что одна история начинается 15 млрд. лет назад и включает в себя большой взрыв, формирование звезд, появление солнечной системы, динозавров, первобытных людей, ледниковый период и потом уже послеледниковую историю. А другая начинается несколько тысяч лет назад и включает в себя всемирный потоп, вавилонское столпотворение и смешение языков, гибель Содома и Гоморры от огненного дождя. Относительное совпадение этих исторических линий начинается примерно с 2000 лет до Н.Э.
        Некоторая часть истории, непосредственно предшествующая сотворению мира, представляется подсознанию чем-то, чего не может быть. В результате, все другие варианты объяснения периода 10000 - 4000 лет до Н.Э., кроме того, что были просто дикари, и не было ничего интересного, почти полностью вытеснены из научных изданий. Более отдаленные периоды воспринимаются менее критично. Но и по отношению к ним происходит, по-видимому, бессмысленное уменьшение древности событий. Например, людям, выросшим в социальной среде, признающей Ветхий Завет, подсознательно больше нравится время появления неандертальцев 250 тысяч лет назад, чем 500 тысяч лет назад, и время Большого взрыва 12 миллиардов лет назад, чем 16 миллиардов. При этом не обязательно, чтобы эти люди обязательно осознанно Ветхий Завет признавали.

Естественные науки.

        В естественных науках наблюдается аналогичная двойственность. Во всех конституциях записано право верить в существование души, и ученые обычно не возражают против этого. Многие и сами являются верующими. В то же время опубликовать в научном журнале статью, в которой существование души рассматривается как вероятный факт или рабочая гипотеза практически невозможно. Скорее всего, будут произнесены слова об изобретении лишних сущностей и т.п. Получается, что современные ученые считают, что свобода совести – это как бы временное недоразумение, существующее благодаря людям, не очень понимающим, что они думают и говорят, а на самом-то деле конечно же наука «доказала», что ни души, ни богов нет. Свобода совести означает закрепленное в Конституции право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (не следует путать со свободой воли, о которой речь будет дальше).
        Ну а если наука «доказала», что мир материален, то, естественно, получается, что в науке для свободы совести места нет. В разговорах логика простая: а доказательства существования души или бога есть? А раз нет, значит это не наука. Но ведь размышления ученого о том, как у него совмещаются научное и религиозное мировоззрение могут быть и научными. И если существование не доказано, это еще не означает не-существование. А доказательств может быть и не будет. Вот, например, как может быть объяснена невозможность доказательств.
        Лишней сущностью душа совсем не является. Вся наша жизнь основана на предположении существования у человека свободной воли, а современная физическая картина мира места для свободы воли не оставляет. Свобода воли – возможность ума принимать решения, не являющиеся полностью обусловленными состоянием физического мира, в том числе мозга. Свобода воли обычно предполагает существование некоторой особой сущности – души, духа и т.п., а также моральную ответственность за поступки. На самом деле физика место для свободы воли оставляет, но при существовании души, в том смысле, что современная физика не является детерминистической. В квантовой механике признается случайность, и душа, например, могла бы управлять телом через управление реализацией квантовомеханических вероятностей или флуктуациями вакуума. Этот вопрос не познан. Может быть он и не может быть познан. В той же квантовой механике существует, например, принцип неопределенности, который ограничивает возможности познания. И свобода воли, если она существует первично (аксиоматически), тоже предполагает невозможность полного познания и контроля. Первично и аксиоматически здесь означает, что, если верна, например, следующая аксиома: у человека есть душа, и эта душа обладает способностью испытывать ощущения и свободой воли. Аксиомами (или постулатами) в науке называются утверждения принимаемые за истину. В физике они проверяются экспериментально (например, закон сохранения энергии), в математике (и в физике на этапе исследований) – просто предполагаются, а затем исследуется, какие из этого можно сделать выводы.
        Если бы была возможность познания и контроля, то могли бы быть приняты законодательные акты, запрещающие проявлять свободу воли. Т.е. доказательства могут быть невозможны из-за того, что душа свободна, и эта свобода защищена какими-нибудь законами природы типа принципа неопределенности. И нарушить эти законы невозможно так же, как нарушить закон сохранения энергии. А попытки душу все-таки обнаружить, «поймать за хвост» аналогичны попыткам изобрести вечный двигатель.
        Для неспециалистов здесь требуется пояснение о случайности и принципе неопределенности. Оба эти постулата противоречат нашему бытовому «здравому смыслу». Принцип неопределенности говорит о том, что невозможно одновременно знать местонахождение и скорость элементарной частицы. Если мы знаем местонахождение, то не знаем скорость. Если знаем скорость, то не знаем местонахождение. А если знаем некоторую область, в которой частица находится, то можем знать лишь некоторый диапазон возможных скоростей частицы.
        Случайность в квантовой механике присутствует при описании местонахождения частиц. Если, например, электрон находится на стационарной орбите около протона, то эта орбита не окружность, а сферически симметричная фигура (электронное облако). И он находится в каждой точке этой сферы с некоторой вероятностью. Причем это именно объемная фигура, а не быстрое движение электрона внутри этой фигуры. Если бы это было движение, то электрон излучал бы электромагнитные волны, а он их не излучает. В то же время, это именно электрон, а не «взвесь», получившаяся распылением электрона по объему, так как при пролете через облако другой частицы (например, позитрона) она с ним прореагирует, как с электроном (аннигилирует), но не обязательно, а с некоторой вероятностью.
        Другое явление, о котором современная физика не может сказать ничего определенного – существование субъективных ощущений. Нет и способа объективно определить испытывает ли объект субъективные ощущения. В отношении человека и животных такое определение производится лишь косвенно на основании аналогий, т.е. измеряются, например, нервные импульсы и на основании этого делается вывод о том, что человек что-то чувствует, потому что и мы бы что-то чувствовали. Но непосредственно субъективные ощущения не измеряются.
        Ситуация в этом смысле сейчас даже хуже, чем была в атеистическом Советском Союзе. Тогда признавалось, что субъективные ощущения нечто таинственное, и для их объяснения была теория о переходе количества в качество. Т.е. считалось, что по мере усложнения объекта у него могут появиться ощущения [5]. Кроме сложности, существенными считались способность реакции на внешние воздействия, вторая сигнальная система (речь) и способность общения с другими. В этом смысле получается, что тогдашний материализм признавал возможность появления ощущений и сознания у достаточно сложных роботов.
        Если будут созданы роботы [6], способные к достаточно сложному поведению, мы, вообще говоря, не будем точно знать испытывают ли они субъективные ощущения, потому что они слишком отличается от нас по конструкции. И не будем знать, не начались ли у них явления свободной воли посредством незаметных сбоев в работе микропроцессоров. В клонированном животном мы подсознательно признаем существование ощущений, в компьютере – нет. Но если на другой планете обнаружатся существа не на белковой, а на кремниевой основе? Наверно, мы решим, что они чувствуют. Другой пример: будет ли что-то чувствовать существо с механическим телом и биологическим мозгом? А с биологическим телом и электронным мозгом? Скоро ответы на эти вопросы, скорее всего, понадобятся в реальной жизни. Например, законодатели могут задать ученым вопрос, имеет ли смысл вводить наказания за негуманное обращение с теми или иными существами. Или эти существа ничего не чувствуют? А действие подсознания здесь проявляется в том, что современная наука не только не знает ответов на такие вопросы, но и не видит саму проблему. Т.е. нелюбовь подсознания к неопределенности вытеснила проблему ощущений и сознания из списка нерешенных в список несуществующих [7].
        В вопросе отношения к существованию души проявляется еще одно свойство подсознательной мотивации – создание культовых идей. Подсознание не очень стремится к объективному знанию, но оно очень не любит неопределенность. Поэтому при отсутствии полного знания оно домысливает недостающее и возводит в ранг культа, т.е. некритического принятия. Раньше это проявлялось в создании различных мифологических картин мира. А теперь проявилось в абсолютизации существующей физической картины мира, несмотря на ее официально признаваемую незавершенность. Под культом здесь понимается не религиозный культ, а стиль мышления, который может проявляться независимо от философских убеждений.
        Двойственность здесь тоже проявляется. Применение сверхновых технологий создания роботов соседствует с уверенностью в исключительности человека. Поиск внеземной жизни и внеземного разума соседствует с уверенностью, что здесь на Земле на заводах по производству роботов и в научных институтах иная жизнь и иной разум синтезированы быть не могут.
        Двойственность взглядов явление нормальное, если оно осознается. Мы понимаем, что всего мы не знаем, и держим в уме различные гипотезы. А культ идей, кроме принятия неправильной идеи за правильную, дает еще человеку внутреннюю санкцию на подчинение других, может приводить к идеологическому принуждению и, вообще, может быть опасен в зависимости от характера человека и того, какие идеи он возвел в культ.

Существование социума.

В жизни общества при господстве подсознательной мотивации проявляются и двойственность, и культы, и особенно сильно – третье характерное свойство подсознательного поведения, заключающееся в господстве коллективного поведения над личностным. Это может выражаться в стандартизации поведения, в незаметной подмене законов правилами поведения, в формировании не имеющего реального носителя понятия «мы», преобладающего над понятием «я» отдельных людей. Борьба подсознания со свободой и проявлениями личности возможно следует из его нелюбви к неопределенности, в то время как свободная личность эту неопределенность вносит неизвестностью своих будущих поступков. Живя в соответствии с законом, человек свободен в рамках того, что не запрещено. А правила поведения неявно обязательны для всех и во всем.
        На первый взгляд такие правила могут выглядеть и очень хорошими. Человек как бы будет даже лучше, чем требуют законы. Но при этом из его жизни исчезают проявления свободы. А это уже может иметь и негативные последствия, например, психологические (недостаточная сформированность личности, снижение творческого потенциала).
        В России, например, обеспечение прав человека [8] часто рассматривается, как некоторое доброе дело, особенно, если человека обижают. Но возможность гарантированной реализации своих прав любым человеком мало популярна. Скорее, наоборот, людей стараются держать под контролем, чтобы в случае чего можно было вмешаться. А в Европе и США возможность реализации своих прав любым человеком более популярна. И мы видим, что уровень благополучия их обществ и качество их товаров значительно выше. У нас это часто истолковывается как результат конкуренции. Но сейчас, наоборот, там у власти правительства социалистической ориентации. А неизменными остались более широкие возможности к проявлению свободы и реализации личных планов.
        Сейчас в жизни общества часто происходит усиление подсознательной мотивации на нестандартной основе. Предметами культов могут стать не мифы, а научные и околонаучные идеи. А подавление личности может также вызываться не величием богов, а верой в отсутствие души или экономической целесообразностью стандартизированных действий.

Заключение.

        Проблема вмешательства подсознательной мотивации в жизнь общества достаточно серьезна. Двадцатый век тому подтверждение. В ограничении диктата подсознания большую роль играет осознание исходящих оттуда импульсов. Поэтому можно сделать несколько практических выводов.
        Период от окончания последнего ледника (10000 лет до Н.Э.) до 2000 лет до Н.Э. является пересечением интересов нескольких религиозных и мифологических систем. Это может приводить к уничтожению не соответствующих внушенным понятиям фактов по причине того, что они в подсознании числятся невозможными. Нужно тщательно сохранять археологические памятники этого периода, не допускать безапелляционных решений, сохранять различные варианты датировок событий.
        Нужно на общественном уровне осознать, что существование души наукой не только не доказано, но и не опровергнуто. Нужно исключить возможность появления законов или ведомственных инструкций, предполагающих отсутствие души или свободы воли.
        Нужно, чтобы люди обладали правами не только на уровне знания о правах и периодическом получении их от власти, но и на уровне ежедневных привычек реализации этих прав, а при необходимости имели возможность их отстаивания.
Следует время от времени напоминать людям, что чего-то не знать – явление нормальное и неизбежное.

Литература.

1. Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия. М.: 1891 (репринтное издание: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1990 г.), 902с.
2. Лурье Ф.М. Российская и мировая история в таблицах: синхронистические таблицы (XXX век до Р.Х. – XIX век), правители мира, генеалогические таблицы, словарь. СПб.: «Каравелла», 1995, 256 с.
3. Свами Шивананда. Новый взгляд на традиционную йога-терапию. Киев: «София», 2003, 256 с.
4. Белами Г.Ш. Предание об Атлантиде. Н.Новгород: «Magisterium Plus», 2012, 208 с.
5. «Начальный курс философии (для слушателей школ основ марксизма-ленинизма)», М., изд. «Мысль», 1966 г., 338 с.
6. Я Robot. Интернет журнал о роботах и искусственном интеллекте. http://ya-r.ru.
7. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: СТД, 2006, 448 с.
8. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: «Юридическая литература», 2009, 64 с.
9. Трощиев Ю.В. Подсознательные движущие силы в общественной жизни России и Запада. – IX Международная научно-практическая конференция «Организационная психология: люди и риски», Саратов, СГУ им. Н.Г. Чернышевского,  26-27 апреля 2018 г.


Рецензии
Спасибо. Возможно добавить к Вашим примерам текст
Г.М.Шиманова "Что такое светское государство" на его
сайте www.shimanov.narod.ru
где он разъяснил недлинно откуда произошло это название "светское".
С уважением.

Георгий Сотула   07.05.2019 18:24     Заявить о нарушении
Наверно, это тоже пример, но там нет попытки выдать критику за науку. А я старался быть именно в рамках науки.

Юрий Трощиев   11.05.2019 12:57   Заявить о нарушении
На Ваше замечание сложно и согласиться и возразить,
поскольку своего строгого критерия отделения науки от ненауки вы не указали.
Но при этом опираетесь на своё ощущение (именно ощущение) "я в науке". Т.е. всё таки опираетесь на неясно определённое.
Успехов движения к большей чёткости.

Георгий Сотула   11.05.2019 14:07   Заявить о нарушении
Наука исследует факты (анализ) и ищет закономерности (синтез).
Светское государство понятие, видимо, научное. Т.е. известно его определение и что ожидается от его функционирования.
А критика Г.М. Шиманова основана на религиозных убеждениях, т.е. он не доказывает, что светское государство функционирует нет так, как предсказывает теория, а говорит, что оно ему не очень нравится.
Я вот так понимаю.

Юрий Трощиев   11.05.2019 23:36   Заявить о нарушении
Юрий, Вы всё таки не сказали, где граница науки.
...исследует факты... - это не определение границ.
А значит, исходя из Ваших слов всё можно считать наукой, если есть исследования. Тогда "я в науке" - бессмысленно,
т.к. всё в науке.

Если б сказали, что "мне дать определение затруднительно" - было б понятней.
ВТОРОЕ. Шиманов говорит о том, что не нравится. Т.е. говорит о результате сравнения с понятно изложенной базой сравнения.

И вы признаёте, что " известно, чего от него ожидается (от св. государсктва) "
Это конечно, ещё вопрос, известно ли. По крайней мере разные цели и т.д. т.е. разнобой и в понимании что нужно от государства. А государства разные. В т.ч. хищные.

И о вашем употреблении слова "теория". Теория (кстати от слова ТЕО Бог ) Вами употребляется, а суть её не указывается.
Научно ли такое Ваше поведение? По моему - антинаучно.
И т.д.
В т.ч. сомкнутость Вашей позиции с текущей позицией церковных, которые умалчиванием занимают именно Вашу позицию игнорирования проговаривания функций государства и своей ответственности о подопечных.
Успеха дружбы.

Георгий Сотула   12.05.2019 00:14   Заявить о нарушении